Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Боевые искусства. Мааи.  (Прочитано 1947 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

rowan

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 109
  • Reputation Power: 0
  • rowan has no influence.
    • Просмотр профиля
Боевые искусства. Мааи.
« Ответ #1 : 30 ґХЪРСам 2002, 12:49:13 »
Мааи, или Совместное Пространство

Термин мааи обычно переводят словами <расстояние> или <дислокация>. В действительности знак ма может обозначать также временной интервал - паузу, формирующую ритм, миг превращения, который одновременно разделяет и соединяет разные жизненные миры. Старые учителя <воинского пути> в Японии часто подчеркивали, что именно чувство дистанции-паузы предопределяет исход поединка. Знаменитый мастер меча Ягю Муненори (XVI в.) писал, например: <Нужно понимать расстояние-паузу (ма) в поединке, когда сабля противника угрожает или не угрожает вам>.
 
Мааи - это тот внутренний подвижный неопределимый фокус взаимодействия противников в схватке, чувствование которого позволяет без видимого усилия уходить от нападения врага и диктовать ему свою волю. Владение принципом мааи позволяет маленькому и слабому на вид человеку одерживать победу над сильным и крупным врагом.

Даже если ограничиться только пространственным измерением мааи, надо признать, что оно далеко не исчерпывается чисто физическими параметрами предметов, но включает в себя также такие факторы, как скорость передвижения, устойчивость стойки, выбор технического приема и психическое состояние. Чувство мааи предполагает безошибочное знание <жизненного пространства> противника, то есть контролируемой им сферы, а также моментов его уязвимости для атаки. Пространство схватки соответствует области наложения <жизненных пространств> обоих участников, успех же в поединке будет сопутствовать тому, кто сумеет взломать оборону противника и проникнуть в эго внутреннее пространство. (В китайском ушу это соответствует <раскрытию паха> противника.)

Бытие мааи в поединке носит как бы пульсирующий характер. Оно складывается из взаимных атак и контратак противников. Учителя фехтования и рукопашного боя различают до пяти уровней или ритмов такого взаимодействия.

Первый уровень: трехчленное взаимодействие, соответствующее сменяющимся атаке противника, отражению атаки и контрвыпаду. Это низший, чисто ученический уровень ведения поединка.

Второй уровень соответствует трехчленному взаимодействию по схеме: собственная атака - быстрая защита - новая атака. Данный уровень требует умения быстро переходить от защиты к нападению. Защита здесь может фактически оказаться фазисом последовательно развивающейся атаки.

Третий уровень: двучленное взаимодействие, которое состоит из незавершенной атаки противника, прерываемой сильной контратакой. Он требует способности предчувствовать нападение противника и гасить его в зародыше.

Четвертый уровень: одиночное взаимодействие в виде атаки, предвосхищающей нападение противника. Хотя со стороны кажется, что только один участник нападает и одерживает победу, на самом деле атака в данном случае есть отклик на внутреннюю агрессию противника, еще не проявившуюся вовне.

Пятый уровень - это отсутствие видимого нападения или защиты, некий не имеющий физического воплощения ритм <пустоты> в поединке, превосходящий всякое противоборство. Иногда этот ритм <пустоты> трактуется как предчувствие схватки, которое позволяет вовсе избегнуть ее.

Что касается временного измерения мааи, то оно соответствует моменту преодоления отрыва сознания от физического движения или, по-другому, потере субъективного <я> в ритме живого взаимодействия партнеров. В такие моменты достигается полное единения духа и тела за пределами дуализма обычного сознания. Мы оказываемся как бы <пусты> перед противником и, как следствие, наши действия не могут им быть угаданы и просчитаны. Владение временным мааи позволяет мастеру предчувствовать атаку противника и подавлять ее еще до того, как она приобретет видимые формы.  

 Японский путь воина: истоки и исход. В.В. Малявин.  <Боевые искусства: Китай. Япония.>

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100