Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Современность как духовная проблема  (Прочитано 2805 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Современность как духовная проблема
« Ответ #1 : 30 ѕЪвпСам 2010, 16:34:23 »
Современность как духовная проблема
 (Обсуждение здесь)

Никогда еще современность не представала перед человеком в качестве самостоятельной и серьезной проблемы.

Когда-то основным вопросом философии полагали проблему отношении материи и сознания. Вопрос о смысле современности кажется сегодня более актуальным, и он затрагивает не только философию, но и все области духовной жизни, как и наше повседневное существование.

Ранее эпохи, сменявшие друг друга, отличались лишь более или менее поверхностными особенностями и, пожалуй, степенью жестокости. И в случае особой бесчеловечности завоевателей или правителя возникало ощущение небывалости происходящего и скорого конца света. Но, по сути, одна эпоха была похожа на другую, а значительные изменения были редки и немногочисленны. Время обладало протяженностью, и, казалось, будет длиться бесконечно.

Та эпоха, в которую живем мы, значительно отличается от предыдущих. Изменения, происходящие в нашем мире, носят более сущностной характер. Мир меняется, причем, меняется все быстрее – время как бы сворачивается в спираль.

Любой мыслящий человек встает перед вопросом, как относиться к новой эпохе. Этот же вопрос особенно остро стоит перед теми, чья жизнь связана с Традицией, то есть с учениями, которые возникли много веков назад.

Характерным примером отношения к современности является позиция многих традиционалистов. Современность предстает своего рода болезнью, отклонением от нормального хода событий, результатом страшного заблуждения и грехопадения, которое вывело человечество на ложный, гибельный путь.

Но как же мы оказались в столь плачевной ситуации? Ответа на этот вопрос нет. Может быть, дело в неправильном использовании Божьего дара – свободы воли? Этим можно было бы объяснить какое-то случайное отклонение, но происходящее в современном мире никак нельзя отнести к случайности. Наша эпоха предстает результатом неизбежных импульсов, которые с самого начала были заложены в человека Природой.
Как можно было «не туда повернуть», если мы никуда не сворачивали?

Мы живем в обществе, которое возникло благодаря усилиям многих поколений, у которых, по большому счету, была одна цель – хорошая жизнь. Больше ничего. Абсолютно базовая и сущностная потребность выразила себя в цивилизации. Здесь нет ни греха, ни добродетели – только лишь врожденная, и в какой-то степени реализованная, потребность выжить и процветать.

Следует задать себе вопрос: каким же образом наше естественное и неизбежное развитие от простой жизни к сверхсложной цивилизации может идти против общего Замысла? Ведь эта тенденция была заложена в нас, в нашу сущностную природу с самого начала.

Считать, что нынешнее положение дел - исключительно зло, богопротивное и мерзкое дело, это значит отрицать Замысел. Мы оказываемся тогда в богооставленном мире, существование в котором, с религиозной точки зрения, лишено смысла. И нам остается только вздыхать о потерянном рае прошлых дней: раньше наука была – настоящая, эзотерические тайны –  таинственными, а святые – просто светились.

Но вдруг мир не лишен смысла и все (или многое) идет «по плану»? Тогда нам нужно не только оглядываться назад на героическое прошлое, но и искать признаки осуществляемого Замысла в современности, здесь и сейчас*.

* * *

Человек теряет свое место в мире, то есть фактически теряет себя, потому что весь мир, а не только родной клочок земли, начинает принадлежать ему. Исчезает область, куда не проникают влияния из всех других областей. Это размягчает и размывает любые жесткие системы взглядов, которые попадают теперь под обстрел множества других философий и точек зрения. Становится трудно или невозможно спрятаться в норку.

Наблюдающийся в настоящее время откат к фундаментализму – к базовым и «неизменяемым» традиционным ценностям, будь то ценности религии, нации или культуры, – это, во многом, испуганная реакция на разрушение приватного мирка, который раньше не подвергался таким испытаниям на прочность и, главное, на истинность. (Я просто описываю тенденцию и не считаю, что это всегда хорошо - или всегда плохо - с нашей, периферийной, точки зрения. Беспокойство по поводу происходящих изменений вполне понятно и во многом оправдано).

Идет процесс исчезновения периферии: «центр сферы» теперь чуть ли не везде, а «окружность» – почти нигде, как и в известном определении Бога.

* * *

Характерная особенность наступающей эпохи – постепенный уход от грубых форм дуализма. Манихейское упрощенное разделение на противоположности выходит из моды, поскольку не отражает все более усложняющийся мир. Кроме черного и белого (своих и врагов, правильного и ложного), появилось множество цветов и оттенков. Все оказывается относительным, и для многих людей это наиболее трудный аспект новой эпохи. Вместо ясных правил и простых истин, человеку приходится сталкиваться с пугающей неопределенностью.
(См. также тему "Дуализм и особенности работы "формирующего аппарата" ) .

Если сравнить наше время с различными формами духовно-религиозной жизни, то оно окажется больше похожим на радикальные внутренние учения, вроде суфизма или дзен-буддизма – с парадоксами, неопределенностью, независимостью от установленных в обществе норм, «выдергиванием коврика из-под ног», чем на более застывшие и консервативные формы религиозной жизни. Соответственно, можно предположить, что такие внутренние учения окажутся более подходящими для будущего, чем религиозный фундаментализм.


----------------------
* См. также тему "Грехопадение Адама":
"... то, что называют грехопадением, это часть Божьего замысла.

"Господь, в чьей власти было оградить Иосифа от свершения скверного поступка, мог не позволить Адаму вкусить от дерева. Но, поскольку мир должен был наполниться смятением, несчастьями и печалью, то что оставалось делать?"

"Не думай, что Адам был изгнан из рая за то, что вкусил пшеницы. Бог сам хотел вывести его оттуда. Он не нарушил никаких заповедей. Заповеди Бога не были осквернены. Завтра Бог примет в Рай тысячи тысяч людей, которые совершили великие грехи. Разве стал бы он изгонять Адама из рая за один мелкий проступок?"

 Ахмад Самани. «Раух ал-арвах»

Изгнание из Рая, с точки зрения Самани, - знак любви человека к Богу и Бога к человеку"
.

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100