Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм и дионисийство (наброски)  (Прочитано 18484 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #97 : 06 ґХЪРСам 2014, 23:22:21 »
Связь с индоевропейской традицией (то есть Ираном в том числе).


"... рассмотренные элементы прадионисийских верований и религиозных действий в эллинстве оказываются древнейшим индоевропейским наследием. Есть и еще черта сходства, указывающая на глубокую общность с индийской религией тех предпосылок,  которые легли в основание эллинской рецепции дионисийского оргиазма. Жертвоприношения, связанные с возлиянием сомы, представляют замечательные совпадения с особенностями дионисийской жертвы: мы говорим об отождествлении жертвы и бога в культе Агни".


В.Иванов. Дионис и прадионисийство.СПб.,1994.Стр.274.







Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #96 : 01 °ТУгбв 2014, 08:42:06 »
Жаль не все сумеют понять эту аллегорию.
А, собственно, почему жаль...
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #95 : 01 °ТУгбв 2014, 07:34:27 »
"Алкогольный вопрос" в исламском мире


http://lenta.ru/articles/2014/07/30/islamalcohol/


Что касается востока халифата (Ирана и Средней Азии), то вся классическая персидская поэзия, зародившаяся при дворах династий Саффаридов иСаманидов, наполнена символикой вина. То же можно сказать о мистической поэзии суфиев. Прекрасный виночерпий как духовный наставник, красное вино, просвечивающее сквозь стенки кубка, как символ божественного света, кабак как хранилище священных тайн, суфий, проливающий напиток на коврик для молитвы (символ презрения к косности и лицемерию официальной религии), — вот ее метафоры, яркое представление о которых дает творчество Хафиза Ширазии Омара Хайама.


В целом ситуацию с алкоголем в исламском средневековье можно описать так: высшие классы (хасс) считали винопитие одной из привилегий своего положения. Запрет на вино, с их точки зрения, касался только простолюдинов (аввам), которые в опьянении теряют человеческий облик и не способны к самоконтролю. Так что лекарством от тоски и основным болеутоляющим средством для низших классов был прежде всего опиум, который прямо не запрещают ни Коран, ни богословская традиция.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #94 : 17 ёоЭм 2014, 08:30:16 »



"Необычное состояние после вкушения вина считалось результатом божественного или демонического вмешательства. В силу чего вино, как и виноград, и всё, что было с ними связано, очень рано становится священным обоготворённым средством, аналогично древнеарийскому наркотическому напитку, послужившему оригиналом божественных индуистской сомы и хаомы персов".

Вино позволяло вкушающим его достичь видений и экстатического состояния и превратилось в винодельческих регионах (а после развития виноторговли и далеко за их пределами) в общедоступное и сравнительно дешёвое средство, которое позволяло погрузиться в мир грёз и фантазий, духов и видений, божественных откровений и пророчеств.


Не останавливаясь на древнеарийском обоготворении наркотического напитка, послужившего оригиналом божественной сомы индусов и божественной хаомы персов187, а, также на пьяных оргиях поклонников Диониса в Древней Греции, мы обнаруживаем в древнем мире точное подражание низшей культуре в употреблении вызывающих экстаз лекарственных средств. Таковы, настои, описываемые Плинием как напитки, вызывающие бред и видения, лекарства, упоминаемые Гезихием, при по 
мощи которых вызывалась Геката, средневековые мази ведьм, дававшие пациенту способность видеть призраков или переносившие его на шабаш и помогавшие ему оборачиваться зверем. Употребление подобных средств сохранилось до сих пор у персидских дервишей. Эти мистики - не только потребители опиума, подобно множеству своих соотечественников, но они курят еще гашиш, и это средство доводит их до состояния экзальтации, сопровождающегося очень живыми и яркими галлюцинациями. Человеку в подобном состоянии, говорит д-р Полак, маленький камешек на дороге кажется огромной глыбой, через которую едва можно перебраться, водосточная канава - такой широкой рекой, что он требует лодку для перевоза. Человеческий голос звучит в его ушах, как гром, он воображает, что у него есть крылья, которые поднимают его от земли. На эти экстатические эффекты, в которых чудеса становятся обычным делом, в Персии смотрят как на высшие религиозные проявления, и лица, подверженные им, равно как и их поведение, считаются святыми и находят последователей.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура

Источник






Азат-Али, каландар (дервиш), у которого только что закончился опиум, творит молитву, дабы получить еще

«Альбом занятий» (Иран, конец XIX века)

Рисунки из альбома, созданного в Иране неизвестным художником в последней трети XIX века.
« Последнее редактирование: 17 ёоЭм 2014, 10:18:59 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #93 : 06 ёоЭм 2014, 22:09:18 »
Отражение Бога в мире: Дионисий и хадис  "Спрятанное сокровище"


Абсолютная Реальность, или Бог, скрыта, но постепенно проявляет себя. Об этом говорится в хадисе (речении Пророка) <Спрятанное сокровище>, одном из наиболее часто цитируемых хадисов в суфийской литературе. Хадис раскрывает причину возникновения мира. Он объясняет эволюцию Вселенной как процесс открытия, познания Богом самого Себя при помощи человека: Давид (мир ему ) сказал: "О Господь, почему Ты побудил творение к существованию?" Господь ответил: "Я был сокрытым сокровищем. Я захотел быть узнанным и потому сотворил все тварное". В переложении Руми: Он был потаенной сокровищницей, столь переполненной, что Он излился вовне, Передав праху больше сияния, чем даже небесам

«Когда Дионис запечатлел свое отображение в зеркале, то последовал за ним, и таким образом раздробился на Вселенную, а Аполлон его собирает воедино и восстанавливает». Именно зеркало становится тем атрибутом Диониса, который обеспечивает его демиургическое воздействие на мир: «Гефест сделал зеркало для Диониса, отразившись в котором и рассмотревши в котором свое изображение, этот бог эманировал во всецелую делимую демиургию». В дионисийской мифологии, таким образом, зеркало имеет двоякую функцию: оно символизирует растворение бога в мире (пожирание Загрея титанами), и сохранение его внутреннего единства в бесконечном многообразии эманаций.

<...>

В более поздней традиции, например, у того же Нонна Панополитанского, сам Дионис представляется зеркалом всех зеркал, принимающее в себя свои собственные «тенеподобия» и «отображения».

О.А.Чулков. «ЖИВЫЕ ЗЕРКАЛА». МИФОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА ОТРАЖЕННОГО ОБРАЗА.


Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #92 : 15 ёоЫм 2013, 03:01:57 »
ПЛУТАРХ. О плотоядении, I, 996 С: Миф о страстях Диониса и его расчленении, о дерзновенном покушении Титанов на него и об их наказании и испепелении молнией, после того как они вкусили мертвой плоти, в аллегорической форме говорит о новом рождении [палингенесии]. Иррациональную, неупорядоченную и склонную к насилию часть [нашего существа], поскольку она не божественного, а демонического происхож­дения, древние назвали Титанами; именно эта часть несет наказание и справедливое возмездие.

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #91 : 04 ёоЫм 2013, 19:02:52 »

Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом.

Александр Мень. «История религии»

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #90 : 17 ёоЭм 2013, 23:35:35 »
Сопоставление Диониса с Хизром:

<...>

... место Диониса рядом с Александром/Искандаром занял Хизр – покровитель путников в исламе. Сближение, как мы видим, совсем не случайное, логически и типологически выверенное.
 
Шариф Шукуров.
Александр Македонский и начала современного мира

<...>

Хизр (или Хызр) - весьма важный персонаж в суфийской мифологии.


Вы, Яйцо (с его недавними высказываниями об Александре Македонском), Р.п. (с его иронией о "Саше Македонском" в отношении к Яйцу) - все на одной волне сегодня! А тут и Хизр (Хызр), подсказывающий путникам дорогу...   ;)

Скажите, а что в суфийской символике означает рыба в руках и под ногами этого "зелёного человечка"? Не воблу же! И хотя я позволила себе здесь, как всегда, немного пошутить, я спрашиваю вполне серьёзно: что на картинке означает рыба? Спасибо.


P.S. И теги в этой теме очень интересные.   :)
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #89 : 17 ёоЭм 2013, 22:44:44 »
Сопоставление Диониса с Хизром:
 
 Для понимания миссии Александра по семантическому стягиванию  «вселенной» в единое целое весьма значительна и фигура Диониса. Начиная с Геродота в античной историографии утверждаются представления об особых, пространственно-собирательных функциях Диониса, олицетворявшего собой «критерии грецизации» осваиваемых греками чужих земель. Дионис, как легендарный предок и покровитель Александра, размыкая границы, семантически упорядочивает представления о географическом и сакральном пространствах. Представления греков о пространстве географическом совпадали с представлениями о царской/божественной власти. Александру удалось переступить границы, установленные «Гераклом и Отцом Либером» (3) (Юст., 4, 21), и тем самым преодолеть границы мифологической картины мира и вступить в пределы собственно истории. Божественная вечность отступала под натиском богочеловеческого времени Александра. Вездесущему страннику Дионису надлежало стать символом перехода к освоению новых ценностей. Позднее этот сюжет повторился в мусульманской версии, где место Диониса рядом с Александром/Искандаром занял Хизр – покровитель путников в исламе. Сближение, как мы видим, совсем не случайное, логически и типологически выверенное.
 
 Шариф Шукуров.
 Александр Македонский и начала современного мира



Хизр (или Хызр) - весьма важный персонаж в суфийской мифологии.

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #88 : 15 јРЩ 2013, 04:31:21 »
[Воспитательная функция Диониса. Дионис и празднество]


"...боги, из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки
от этих трудов ... празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников
этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах".

Платон. Законы // Платон. Соч. в 3т. Т. 3, ч. 2.М., 1972.С. 117
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #87 : 20 °ЯаХЫм 2013, 14:15:33 »
Описание аполлонического пути:
Цитировать
Это путь преодоления ограничений эго через дарение и утверждение справедливости. Характерные примеры - зороастризм, митраизм. На этом пути зло и добро, правда и неправда очерчены предельно чётко и выбор совершается однозначно. Это путь максимизации добра и правды в мире. В пределе он тоже требует самоотречения.
Да,чудная была бы приписочка к фото - стоит Софи и старикашки из политбюра очерчивают(предельно чётко!) правду и зло...Самоотреклись,канешна,нет,штоп стоять на коленях,читать стихи,пытаться ручку лобызнуть... ;D
София как символ Диониса в чахлом царстве Аполлона.
(даже каменный божок эдак,кокетливо,ручку вскинул перед ней,а жрецам - низя(или уж не надо,осталось тока добро максимизировать.В мире.)
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #86 : 20 °ЯаХЫм 2013, 13:16:20 »
Описание аполлонического пути:
Цитировать
Это путь преодоления ограничений эго через дарение и утверждение справедливости. Характерные примеры - зороастризм, митраизм. На этом пути зло и добро, правда и неправда очерчены предельно чётко и выбор совершается однозначно. Это путь максимизации добра и правды в мире. В пределе он тоже требует самоотречения.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Dasein

  • Особые ограничения - ЛС
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 2013
  • Reputation Power: 44
  • Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...Dasein might someday be someone...
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #85 : 20 °ЯаХЫм 2013, 12:47:28 »
Цитировать
Некоторые выделяют как минимум шесть архетипов или типов путей.


Много путей...а ПУТЬ один.

Inje

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 30
  • Reputation Power: 0
  • Inje has no influence.
    • Просмотр профиля




Софи Лорен в зале заседания Верховного Совета СССР, 1965 год.

Отвернитесь,а то можете обжечься или сгореть на пианерском партийном костре! "Ленин")
Он один — Наблюдатель, Он один — Наблюдаемый!
Нет ничего, кроме Него, в мире существования. Ибн Араби.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #83 : 20 °ЯаХЫм 2013, 12:00:58 »
[Возможная связь: Ницще  ("Так говорил Заратустра") и дионисийство / суфизм, особенно персидская традиция опьяненности, связанная с зороастризмом. Также: Халладж - жертва и божество тождественны]


То, что с босяцким самодовольством выговаривал Штирнер, исходя из тожественной посылки, Ницше колеблется изречь: порой мы встречаем в его текстах точки — там, где связь мысли подсказывает: «я — бог». Итак, это положение было для него неизреченным и мистическим: еще владел им Дионис. Ибо религия Диониса — религия мистическая, и душа мистики — обожествление человека, — чрез благодатное ли приближение Божества к человеческой душе, доходящее до полного их слияния, или чрез внутреннее прозрение на истинную и непреходящую сущность я, на «Самого» в я («Атман» браманской философии). Дионисийское исступление уже есть человекообожествление, и одержимый богом — уже сверхчеловек...
<...>
Но особенность Дионисовой религии составляет отожествление жертвы с богом и жреца с богом. Типы богоборцев в круге дионисийских мифов сами приемлют Дионисов облик. Страдая, они мистически воспроизводят страдания от них пострадавшего.

 Вяч.Иванов. Ницше и Дионис.

Источник

"...связь мысли подсказывает: «я — бог»
...особенность Дионисовой религии составляет отожествление жертвы с богом и жреца с богом" - напоминает историю суфийского мученика Мансура ал-Халладжа, который провозгласил "Я - Истина (бог)".

Выглядит как некий повторяющийся сюжет, архетип или метафора, окрашивающая жизненный путь и учение некоторых мистиков.
Некоторые выделяют как минимум шесть архетипов или типов путей. Это путь силы, путь познания и свободы, путь любви и смерти (дионисийский), путь дисциплины и служения, путь даяния (аполлонический) и путь страдания. Подробнее - здесь и далее.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100