Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная культура > Искусство и литература

Русский авангард и эзотерика

(1/4) > >>

wayter:


Метафизическим двойником супрематического квадрата была написанная в начале 17 века картина Роберта Фладда. Герметический философ назвал её «Великой Тьмой». «Что существовало до Творения? Некое первое состояние несформированной материи (materia prima), без размера или качества, не малое и не огромное, без свойств и склонностей, не движущееся и не покоящееся на месте. Парацельс называет таковое состояние Великой Тайной (Mysterium Magnum), о коей говорит как о несотворенной; другие утверждают, что сие и было первым Творением Божьим» (Robert Fludd). Из Mysterium magnum возникли все формы, и все они вернутся в Mysterium magnum.
Все последующие явления т. н. «черных квадратов» (от квадрата Берталя до «битвы негров» Альфонса Алле), представляющих интерес для узких специалистов, не имеют ни малейшего отношения к тьме, чьи манифестации мы наблюдаем на гравюре Фладда и полотне Малевича.

(Н.Сперанская “Дионис преследуемый”. Глава “БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО. От апофатической бездны Казимира Малевича к перформансам Марины Абрамович”)

Dima2:
Отречение от законов ума, приспособленных к настоящему состоянию человека, при преобладающем развитии высших сил ума, - естественно; деятельность, устрояемая по законам этого последнего - вполне достойна нравственно-разумного существа… юродство, несогласное с обыкновенным житейским порядком, имеет свое основание в природе нашего духа и вполне  согласно с нравственным законом.
иером. Алексий Кузнецов

годидзе:
В авангарде лишь потому так трудно угадать черты религиозного искусства, что оно не предшествует светскому, а следует за ним. Авангард ближе к иконе, чем к картине, и ближе к письменам и знакам единобожеских храмов, чем к иконе, ибо его предмет — прохождение мира, свернутого и запечатанного, как свиток, накануне великого преображения. «Проходит образ мира сего», сказано у апостола Павла (1Кор. 7,31) — и можно ли иначе запечатлеть этот мир, как не в растрате, исчезновении его образа? Авангард — это и есть искусство построения Образа методом его «прохождения», отслоения от зримой, кажущейся поверхности мира. Это реализм апокалиптического века, осознавшего нетвердость и призрачность всех способов устроения мира в себе и для себя, — «апокалиптический реализм».
<...>
В произведениях авангардистов реальность теряет зримость и антропоморфичность, становится теоморфной, «боговидной», готовится к принятию и запечатлению тех форм, которые выводят за грань исторического существования человека.
<...>
«Жизнь юродивого… — пишет исследователь древнерусской культуры А. М. Панченко, — это сознательное отрицание красоты, опровержение общепринятого идеала прекрасного, точнее говоря, перестановка этого идеала с ног на голову и возведение безобразного в степень эстетически положительного». Но ведь это и вменяется в вину авангарду его критикой с позиции «хорошего вкуса» и «возвышенных идеалов» (образцы которой можно найти и у марксистских, и у ортодоксально-религиозных авторов). Авангард — это юродствующее искусство, сознательно идущее на унижение, на уродование своего эстетического лика... Очевидно, что такое юродство — феномен антиэстетический, позитивно же его можно определить как феномен религиозный. А.М.Панченко полагает что «безобразие юродства также возможно лишь потому, что эстетический момент поглощен этикой.
<...>
Это не священник, поучающий с амвона, а именно юродивый, валяющийся в грязи.

М. Эпштейн. Искусство авангарда и религиозное сознание

* * *

--- Цитата: Зейтан от 19 ґХЪРСам 2012, 12:30:36 ---Как мне кажется Малевич нарисовал телевизор. Как то вот так он смог предсказать его появление.

--- Конец цитаты ---

Вы случайно не из телеателье, товарищ?

wayter:
 
 
 
 В газете «41°» помещены рецензия... И.Терентьева на вечер танцев школы Жанны Матиньон и Гюрджиева и хроника, в которой информация о новостях художественной и литературной жизни Тбилиси обильно перемежается «домашней семантикой».

Рецензия И.Терентьева на вечер Жанны Матиньон220 и Гюрджиева221 представляет интерес как одно из немногих высказываний «кавказских» футуристов-заумников о танце и музыке. И.Терентьев выступает защит- ником модной в те годы системы Далькроза222, отрицая, впрочем, ее идейную сторону.

«Фантастический город»
Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917-1921)

http://www.monoskop.org/images/0/04/Nikolskaya_Tatyana_Fantasticheskiy_gorod_Russkaya_kulturnaya_zhizn_v_Tbilisi_1917-1921.pdf


   

wayter:
Русский авангард и космизм


[Из объявления о лекции, которая уже прошла]


А.Г. Гачева прочтет вторую лекцию из цикла «Философия космизма и культура русского авангарда». Она называется «Мы будем человечеством крылатым»: идеи космизма в культуре русского авангарда».

В XX веке философия космизма питала и вдохновляла литературу, живопись, музыку, одушевляя ее мечтой о человечестве будущего, которое заселит пространства Вселенной, преодолеет время и смерть, станет соборным художником мирозданья. «Царем над жизнью нам селить просторы / Иных миров, иных планет», – писал В. Брюсов. «Мы – зодчие земель, планет декораторы», – утверждал В. Маяковский. «Зачеловеческие сны» о будущем «Ладомире» перелагал В. Хлебников. Вселенское дыхание несла в себе космическая музыка А. Чюрлениса и А. Скрябина, космическая живопись группы художников «Амаравелла». В творчестве Н. Клюева, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака звучала мысль о сыновнем долге живущих, о восстановлении всечеловеческого родства, об истории как «установлении вековых работ» по преодолению смерти, а художник В. Чекрыгин, одушевленный идеями Федорова, работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Художественная мечта о человеке летающем вдохновляла техническое творчество пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др. Двадцатый век стремился расширить пределы возможного, выйти за границы творчества «мёртвых подобий» к синтетическому искусству будущего, которое станет реальным творчеством жизни. «Невозможное – невеста человечества и к невозможному летят наши души» – эти слова Андрея Платонова ключ к метафизике, эстетике, творческой практике русского авангарда.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии