Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Зороастризм  (Прочитано 6587 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

caramba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 920
  • Reputation Power: 19
  • caramba has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Зороастризм
« Ответ #12 : 03 ёоЫм 2015, 18:13:09 »
"...что делают, если покойник окажется только в летаргии и от укуса птицы проснется. Мне ответили, что из-за башенной стены никто не должен возвращаться, а потому, если кто и оживал, то их там же задавливали могильщики, чтобы другой раз они не могли ожить."


http://www.interesmir.ru/persiya-pri-nasr-ed-din-shahe-glava-15/
Потрясная статья. Спасибо.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Зороастризм
« Ответ #11 : 21 ёоЭм 2015, 08:50:04 »
"...что делают, если покойник окажется только в летаргии и от укуса птицы проснется. Мне ответили, что из-за башенной стены никто не должен возвращаться, а потому, если кто и оживал, то их там же задавливали могильщики, чтобы другой раз они не могли ожить."


http://www.interesmir.ru/persiya-pri-nasr-ed-din-shahe-glava-15/
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Перенос обсуждения
« Ответ #10 : 27 ёоЫм 2003, 20:15:34 »
Перенес обсуждение сюда:

http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=7644#7644
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Widar

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 28
  • Reputation Power: 0
  • Widar has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Зороастризм
« Ответ #9 : 23 ёоЫм 2003, 19:25:09 »
Цитата: "wayter"
Было бы интересно узнать, в чем состоят особенности традиционного (традиционалистского?) подхода к научным вопросам, в том числе историческим. Каковы особенности метода, если можно говорить о методе, его отличия от научного подхода и преимущества над последним? Следует ли полностью исключить научные методы и данные из традиционного мировосприятия, или же для них тоже есть какое-то место?


Эти вопросы досконально раскрыты у Генона (<Кризис современного мира>) в  главе <Наука сакральная и наука профаническая> (4) и в других местах. Сетевой перевод см. здесь: http://tradigr.freeyellow.com/crisis4.html

Кэт

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 95
  • Reputation Power: 0
  • Кэт has no influence.
    • Просмотр профиля
Зороастризм
« Ответ #8 : 22 ёоЫм 2003, 01:41:25 »
Неужели это красивое и плавное перетекание представлений о Творце  из одних времен и мест в другие ненаучно? Было бы жалко. Создалось впечатление текучего мерцающего потока знания и смысла превыше обычных человеческих представлений , которое почему-то очаровало меня, наивную и доверчивую.
с уважением, Кэт

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Зороастризм
« Ответ #7 : 21 ёоЫм 2003, 07:52:04 »
Цитата: "Widar"
Принципы современной науки, в том числе и истории, хорошо известны, а точнее, отсутствие каких-либо надстоящих принципов вообще. Что нам могут дать позитивизм и рационализм? Смехотворные рамки второго тысячелетия до н.э., с которого якобы началась <историческая> история? <Мифологические> напластования в трудах древних? Отрицание всего, что они не могут пощупать, и что выходит за их собственные горизонты? Боюсь, что подобные подходы не применимы для формирования собственных представлений по тем или иным вопросам в хоть сколько-нибудь традиционном мировосприятии.


Было бы интересно узнать, в чем состоят особенности традиционного (традиционалистского?) подхода к научным вопросам, в том числе историческим. Каковы особенности метода, если можно говорить о методе, его отличия от научного подхода и преимущества над последним? Следует ли полностью исключить научные методы и данные из традиционного мировосприятия, или же для них тоже есть какое-то место?
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Widar

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 28
  • Reputation Power: 0
  • Widar has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Зороастризм
« Ответ #6 : 19 ёоЫм 2003, 15:28:51 »
Принципы современной науки, в том числе и истории, хорошо известны, а точнее, отсутствие каких-либо надстоящих принципов вообще. Что нам могут дать позитивизм и рационализм? Смехотворные рамки второго тысячелетия до н.э., с которого якобы началась <историческая> история? <Мифологические> напластования в трудах древних? Отрицание всего, что они не могут пощупать, и что выходит за их собственные горизонты? Боюсь, что подобные подходы не применимы для формирования собственных представлений по тем или иным вопросам в хоть сколько-нибудь традиционном мировосприятии. Одни говорят, что был такой пророк, - Заратустра, при этом, сводят все его <пророчество> к созданию и популяризации религиозной системы - примитивного выражения мироощущения древних <варваров>. Другие говорят, что <историческая достоверность Заратустры не доказана>, так что, возможно, его и не было, придумали, знаете. Третьи вообще отрицают всяких Будд и Заратустр, мифы это все и сказки, которыми древние жрецы охмуряли толпы. Разве можем мы себе позволить опираться на столь ограниченные и субъективные мнения? Не лучше ли изучить вопрос и вынести суждение, основанное на чем-то, более достойном, нежели <позитивное> знание?

Между тем, высказанная точка зрения ни чем особенно не противоречит <общепринятым>. Назары и Зоро-Астеры существовали до и после Спитамы Зороастра. Все они несли в своем имени божественную природу. Другим значением корня nZR (зар, сар, зер) - является "древний, вечный, бесконечный, беспредельный, миллионы". В основании магизма и зороастризма лежал т.н. зерванизм, - довольно чистая версия метафизики примордиальной религии мудрости. Название зерванизма произошло от Абсолюта древних индо-иранцев, - от Зеруана Акараны, что в дословном переводе означает <бесконечное время> или <миллионы лет>. В египетской <Книге мертвых> есть такие строки: <Великое Зеленое Озеро. Гнездо Миллионов Лет. Живущий там Бог - это сам Ра> (поздее ставший Симургом). Зеруан Акарана, Бесконечное Изначальное Пространство-Время, Ас-Сарос (<окружность>), излучает из себя первого Логоса, - Ахура Мазду (точка в центре окружности), который, будучи сам Непроявленным, творит через посредство Второго Логоса (семь Амешаспента) всю проявленную вселенную. Зеруане есть ни что иное, как Вишну и его чакра, <Ветхий деньми>, <Старец Старцев>, Эйн-Соф халдеев и более поздних каббалистов. Можно достаточно долго прослеживать этот корень zr во глубину веков, вплоть до греч. Кроноса (<время>) и трех братьев Бероза (Зеруане, Титан и Япетосте), из которых именно Зеруане (как и Кронос) стал правителем людей <Золотого века>, он же Иима <Вендидада> - более позднее от индуистского Ямы, второе имя которого Kala (<время>). Таким образом, становятся понятны ранее цитированные строчки из <Вендидад>, где Иима назван первым носителем зороастрийской веры, он и был первым Зоро-Астром.

Кстати сказать, Зороастру повезло больше, чем египетским Тотам - Гермесам, которых древние историки насчитывают до пяти, но, существование которых современной наукой полностью отрицается.

dialog

  • phpBB Модератор
  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 12
  • Reputation Power: 0
  • dialog has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru/dialog/
Re: Зороастризм
« Ответ #5 : 19 ёоЫм 2003, 09:59:22 »
Спасибо за подробное и интересное разъяснение. Чувствуется глубокое знание материала и Традиции.

Цитата: "Widar"
В этом нет ничего революционного. Об этом в один голос говорят все исследователи традиции, от Блаватской до Генона. Очевидно, что конец сомнениям положил перевод на английский язык в 19 в. <Дабистан ал-мазхиб> зороастрийца Мубада Кейхосрава, где и говорится о многих Зардустах (пехлевийское имя Заратустры).


Предлагаемый тезис противоречит мнению энциклопедий, словарей, мнению большинства современных ученых и, наконец, самих зороастрийцев. Представляется, что он вполне заслуживает названия "революционный" :)


 
Цитировать
 В Энциклопедиях  
 
 
 
  1 | 2 | 3 | 4 |
 
 
Энциклопедия <Мифы народов мира>
 
Зороастр, древнегреческая форма имени пророка Заратуштры.

 
Зороастр   (0.2 Кб)
Большая советская энциклопедия
 
Зороастр, пророк и реформатор древне-иранской религии, получившей название зороастризма; более известен как Заратуштра.    
 
Заратуштра   (0.3 Кб)
Иллюстрированный энциклопедический словарь
 
ЗАРАТУШТРА (Заратустра) (греческое Зороастр) (между 10 - 1-й половиной 6 вв. до нашей эры), пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Составил древнейшую часть "Авесты".  
 
Заратуштра   (0.3 Кб)
Российский энциклопедический словарь
 
Заратуштра, Заратустра (иран.), Зороастр (греч.) (между X и первой половиной VI вв. до н. э.), пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Составил древнейшую часть <Авесты>.
 
Заратуштра   (0.3 Кб)
Всемирный биографический энциклопедический словарь
 
Заратуштра, Заратустра (иран.), Зороастр (греч.) (между X и первой половиной VI вв. до н. э.), пророк и реформатор древне-иранской религии, получившей название зороастризм. Составил древнейшую часть <Авесты>.
 
Заратуштра   (6.8 Кб)
Энциклопедия <Мифы народов мира>
 
Заратуштра (авест.), Зороастр (др.-греч.), Зардушт (среднеиран.), в иранской мифологии пророк и основатель религии зороастризма. Историчность З. достоверно не установлена, хотя большинство учёных признают З. реальным лицом. По традиционной...
 
Заратуштра   (1.6 Кб)
Большая советская энциклопедия
 
Заратуштра (иранское, греч. передача имени З.- Зороастр), пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризма. В современной науке считается установленным, что З. - реальное историческое лицо, которому принадлежит составление...
 
Заратуштра   (0.8 Кб)
Энциклопедический словарь <Всемирная история>
 
Заратуштра (Зороастр) - пророк и основатель древнеиранской религии зороастризма. Историчность Заратуштры достоверно не установлена, но большинство учёных признают Заратуштру реальным лицом и относят деятельность пророка к X-VI вв. до н.э...
 
http://www.rubricon.ru/qe.asp?qtype=1&id=0&onlyname=checked&fstring=зороастр
 
 


Такого же мнения придерживаются и последователи зороастризма:

http://www.avesta.org.ru/
"Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал".
Саади

Рекомендуем изучить: http://www.sufism.ru/dialog/proekt.htm

Правила:
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=7&i=1&t=1

Widar

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 28
  • Reputation Power: 0
  • Widar has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Зороастризм
« Ответ #4 : 18 ёоЫм 2003, 20:24:17 »
В этом нет ничего революционного. Об этом в один голос говорят все исследователи традиции, от Блаватской до Генона. Очевидно, что конец сомнениям положил перевод на английский язык в 19 в. <Дабистан ал-мазхиб> зороастрийца Мубада Кейхосрава, где и говорится о многих Зардустах (пехлевийское имя Заратустры).

Однако, даже без этого текста, имеются многочисленные данные в пользу высказанной <теории>.  Так, в  <Вендидад>, в разговоре Спитамы Заратустры с Ахура-Маздой, пророк спрашивает, кто же был первым последователем <веры заратуштровой>? Ахура-Мазда отвечает, что Иима (Джамшид), который был легендарным царем древнейшей династии Пишдадидов, правивший в Гиперборейской Ариана-Ваэджа и отстоявший от времен Спитамидов на сотни поколений.  

 1. Спросил Заратуштра Ахура-Мазду:
"Ахура-Мазда, Дух Святейший, Творец плотского мира, истинный, с кем впервые из смертных говорил ты, Ахура-Мазда, кроме меня, Заратуштры? Кого наставлял ты Вере ахуровской, заратуштровской?"
2. И так молвил Ахура-Мазда:
"С Йимой прекрасным, владетелем добрых стад, о праведный Заратуштра. С ним первым из смертных говорил я, Ахура-Мазда, кроме тебя, Заратуштры. Его наставлял я Вере ахуровской, заратуштровской.*

1. Спросил Заратуштра Ахура-Мазду: "Ахура-Мазда, Дух Святейший, Творец мира телесного, истинный! С кем ты, о Ахура-Мазда, беседовал до меня, Заратуштры? Кого ты впервые научил Религии Господа и Заратуштры*?"
2. И сказал Ахура-Мазда: "С Йимой прекрасным, богатым стадами, о праведный Заратуштра, с ним первым из людей я, Ахура-Мазда, беседовал до тебя, Заратуштры, ему я объявил Религию Господа и Заратуштры.

* - здесь читай: <жреческая традиция> или <примордиальная традиция>, передававшаяся от одного поколения посвященных зоро-астеров к другому, из <Золотого Века> (сатья-юги) в <Век Железный> (кали-югу), из арктической арийской прародины Ариана-Ваэджо в Евразию.

Древние историки, которые были гораздо ближе нас к периоду Спитамы Зороастра, однако, приводят самые разные даты жизни Заратустры, что наталкивает на мысль о множественности носителей этого Титула. Ксанф из Лидии относит его к периоду, примерно за 600 лет до Троянской войны, Плиний говорит, что Зороастр жил за 5000 лет до Троянской войны. Халдейский жрец Бероз делает его царем Вавилона около 2200 до н.э., Аристотель и Евдок относят его к эпохе не меньше чем за 600 лет до Платона.

В этой же связи показательнее всего проследить происхождение имени пророка. Первоначально Заратуштра звучало как Зоро-Астер (Зоро-Астар, Зеро-Иштар, <семя богини>, <семя Иштар>, акк. zer - <семя, род> + istar <богиня, собств. Иштар>), т.е. <божественного рода>. Инициатическое значение богини Иштар у халдеев хорошо известно, и, наиболее наглядно выражено в поэмах <Похищение Мэ у Энки> и <Нисхождение в ад>. Зоро-Иштар был ни чем иным, как титулом верховных жрецов, иерофантов магов, традиция которых  существовала с глубокой древности на территории Мидии, Бакрианы, и других соседних государств. Абу Рейхан Бируни пишет, что <Зороастр, сын Сефид-Тумана был из потомков царя Менучихра и принадлежал к родовитым семьям магов>. Зороастризм, каким мы его знаем, не был чем-то новым, а возник (был создан) на традиционном магианстве. Даже само название жрецов в <новой религии> - Мобед (Moghpati), переводится не иначе, как <глава магов (отец магов)>. Однако, после того, как Дарий, сын Гистаспа сверг магианского царя Гаумату, последовала трансформация, и Зоро-Иштар магов стал Заратуштрой <Вендидада>. А само имя Заратуштра стали переводить как всего лишь <богатый верблюдами> (зара - <золотой, богатый, старый, погоняющий> + уштра <верблюд>).
Схоларх неоплатонической школы Порфирий, говоря о Пифагоре, сообщает, что в Вавилоне он обучался Зар-Адас'ом, главой училища священников. Александр Полихистр утверждает, что Пифагор был учеником некоего ассирийца Назарета. Зар-Адас также не есть имя, а более раннее от Назар (назарей). Плиний называет Зороастра назареем, так, что его имя снова дает нам На-Зар-Астер (<Жрец (богини) Аштар>). К назарейским коллегиям жрецов принадлежали почти все ветхозаветные патриархи, начиная с первосвященника Самуила, Самсона, Ездры, Иосифа, чья голова, <голова назара среди братии>, и, кончая Иоанном Крестителем и Иисусом-назареем. Все Зороастры были назарами Иштар. Зоро-Астер, или более западное Назар, таким образом, было всего лишь наименованием посвященных, определенной степени в жреческой иерархии. Судя по всему, позднее, <назар> было заимствовано и суфиями, где этот термин понимается как <духовное внимание учителя на ученике, наставничество и попечение> (взято кажется с этого сайта). Суть же осталась прежней, каждый суфийский мастер является назаром, наставником, продолжателем инициатической традиции зоро-астров древности. Небезынтересны слова Шихаб ад-дина Сухраварди о <восточной ветви мудрости>, влившейся в суфизм от царей-мудрецов Гайомарта, Феридуна, Кей-Хосрова, Заратустру, к ранним суфиям - ал-Бистами, ал-Халладжу и ал-Харакани.

dialog

  • phpBB Модератор
  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 12
  • Reputation Power: 0
  • dialog has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru/dialog/
Re: Зороастризм
« Ответ #3 : 18 ёоЫм 2003, 02:01:41 »
Цитата: "Widar"
Цитата: "wayter"
Заратустра (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до н.э.) - пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм.
.

Имя Заратустра не относится к какому-то конкретному человеку, известно около 13-ти Зороастров, живших в разные исторические периоды. В авестийском жречестве это было чем-то вроде священного титула, который носили пророки и высшее духовенство. Аналогичная ситуация наблюдалась и в др-египетском жречестве, где имя Тота было коллегиальным и ему приписывались все храмовые труды.


Когда выдвигается такая революционная теория, совершенно необходимо дать ссылку на какие-нибудь источники или подтвердить свои тезисы как-то еще.
"Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал".
Саади

Рекомендуем изучить: http://www.sufism.ru/dialog/proekt.htm

Правила:
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=7&i=1&t=1

Widar

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 28
  • Reputation Power: 0
  • Widar has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Зороастризм
« Ответ #2 : 17 ёоЫм 2003, 17:12:16 »
Цитата: "wayter"
Заратустра (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до н.э.) - пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм.
.

Имя Заратустра не относится к какому-то конкретному человеку, известно около 13-ти Зороастров, живших в разные исторические периоды. В авестийском жречестве это было чем-то вроде священного титула, который носили пророки и высшее духовенство. Аналогичная ситуация наблюдалась и в др-египетском жречестве, где имя Тота было коллегиальным и ему приписывались все храмовые труды.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Зороастризм
« Ответ #1 : 01 °ЯаХЫм 2003, 07:08:23 »
Древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья. Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.

Заратустра (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до н.э.) - пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм.


Цитировать
На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидский зороастризм
http://religion.irk.ru/islam/sufism.htm
.

Зороастризм, несомненно, оказал влияние на формирование Хорасанский школы суфизма в Иране (в суфизме первоначально существовали два направления - Хорасанское и Багдадское)  

Многие образы персидской поэзии, заимствованные из зороастризма, стали образами суфийской поэзии и суфийскими терминами.

Примеры  таких образов: Симург, харабат - "таверна среди руин" (суфийская обитель), и "маг" - жрец огнепоклонников, а также символ суфийского наставника.

Цитировать
МАГИ - жрецы-огнепоклонники. "Вино магов" - их учение, зороастризм. Поскольку вино у зороастрийцев не было запрещено, и они содержали кабачки, куда тайком хаживали и мусульмане, "вино магов" может быть иногда и обычным вином. Но не следует поддаваться соблазну в стихах Хайяма "харабат" всегда читать как "корчму", "магов" - как "виноторговцев".
http://translit.newmail.ru/omar/txt_slov.html


Статьи А.Е.Бертельса по теме:
"Образ птицы Симург в зороастрийской мифологии" http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20021204023907399

"Персидская поэзия и зороастризм"
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20021003021145138

Цитировать
В своей основе учение Заратустры близко монистическому религизному верованию...    (Краткая философская энциклопедия.М.1994)

Ф.Ницще (1844-1900) считал свою работу "Так говорил Заратустра" "самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество". Ницше "отождествлял себя с образом Заратустры, воплотившего в себе сознание, вышедшее за пределы человеческих возможностей..." (Краткая философская энциклопедия. С.305)


Cтатья о возможном влиянии зороастризма на иудаизм (и, соответственно, всю авраамическую традицию):
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20030402065707444

Статья о В.Торопа о Зороастре:
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20010212004902521  
(содержит несколько весьма спорных положений)

Сайт о зороастризме на русском языке: http://www.avesta.org.ru
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100