С эволюционной точки зрения биологические изменения являются результатом приспособления к окружающей среде.
Вопрос: к чему именно приспосабливалась природа, создавая разумного человека, который, как известно, сотворен по образу и подобию Божию.
Может ли быть, что природные условия, к которым адаптировался примитивный предок человека, в своей совокупности выражают (конечно, в ограниченном виде) Бога? И приспосабливаясь к природной среде, индивид тем самым "приспосабливается" к Богу и уподобляется Ему?
Показалось важным, поэтому повторю сообщение из другой темы:
...moral of the story is that, even if evolution does have a “purpose,” imparted by some higher-order creative process, that doesn’t mean there’s anything mystical or immaterial going on. And it doesn’t mean there’s a god. For all we know, there’s some “meta-natural-selection” process — playing out over eons and perhaps over multiple universes — that spawned the algorithm of natural selection, somewhat as natural selection spawned the algorithm contained in genomes.
<...>
William James said that religious belief is “
the belief that there is an unseen order, and that our supreme good lies in harmoniously adjusting ourselves thereto. ” Science has its own version of the unseen order, the laws of nature. In principle, the two kinds of order can themselves be put into harmony — and in that adjustment, too, may lie a supreme good.
... Мораль этой истории в том, что даже если эволюция имеет "цель", приданнную ей неким высшим творческим процессом, это не значит, что происходит что-то мистическое или нематериальное. И это не значит, что есть Бог. Все, что мы знаем - существует некий процесс "мета-природного отбора", который происходит в течение миллионов лет и, возможно, в многочисленных вселенных, - что и породило алгоритм естественного отбора, подобно тому, как естественный отбор породил алгоритм, содержащийся в геноме.
<...>
Уильям Джеймс сказал, что религиозная вера является "убеждением, что
существует невидимый порядок, и что наше высшее благо заключается в гармоничном приспособлении к нему." Наука имеет свою собственную версию невидимого порядка, законы природы. В принципе, эти два вида упорядоченности и сами могут быть приведены в гармонию - и в этом приспособлении также может быть высшее благо.
Robert Wright, a senior fellow at the New America Foundation, is the author, most recently, of “The Evolution of God.”
Источник(Конец повтора)
Рецензия:
http://www.latimes.com/entertainment/news/arts/la-ca-karen-armstrong11-2009oct11,0,4977378.story (добавлено 13 окт. 2009 г.)
* * *
Итак, "... Мораль этой истории в том, что даже если эволюция имеет "цель", приданнную ей неким высшим творческим процессом, это не значит, что происходит что-то мистическое или нематериальное".
Допустим. Тем не менее, эта "цель", эти "высшие творческие процессы" чрезвычайно напоминают наши представления о высшей реальности. Невидимый идеал формирует эволюционным путем нечто, отражающее этот идеал: "скрытое сокровище" становится проявленным. Мы "гармонично приспособляемся" именно к тому, что в духовной культуре описывается как Абсолют. Мы не знаем, есть ли Бог. Но тот творческий процесс совершенствования живой природы, существование которого невозможно отрицать, чрезвычайно похож на то, как религиозные люди описывают божество. Точнее - в основе этого процесса должно быть высшая реальность, слабым отражением которой являются наши описания божества.
По образу и подобию...