Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Мир человека > Практическая психология

Притча о слоне и мудрецах

<< < (2/2)

no-name:
Притча о слепых мудрецах и слоне - Вайшнавская (ведическая) версия в стихах



Уж так случилось однажды, собрались вместе мудрецы,
Чтоб истину установить простую – в чем суть Слона.

А было это так.

Давным-давно, в эпоху мудрецов,
Еще тогда, когда они в почете были.
Шесть разных седовласых и настолько же слепых
Умом блистающих, мудрейших старцев
Сошлись исследовать слона.

Они все были с разных континентов и все не видели слона
Но жажда истины «в чем суть слона» свела их воедино

И вот, один из них погладил бок слона...
Довольный этим он сполна, сказал:
Теперь мне истина как божий день видна.
Предмет, что мы зовем слоном - отвесная стена!

Второй мудрец, ощупав бивня остриё, немедля возразил:
Нет, не может быть! Такая острая и круглая стена?
Да и еще такого вот размера.
Скорей копьё, но не стена!

Другому мудрецу достался хобот.
Помяв его в своих руках, мудрец оторопел:
Так слон – живой!
Пощупав несколько так раз, он закричал: Друзья!
Сей слон - живое существо, что на змею похоже!

Мудрец четвертый, обхватив одну из ног слона,
Не мог понять: что за змея такая?
Вся твердая она, да и еще прямая!
Скорее это толстый ствол и слон, тогда …
Да, cлон – это дерево, что расцветёт весною!

А пятый мудрый муж был выше всех,
А потому, приблизившись к слону, на ухо он наткнулся.
Он щупал несколько минут, исследуя слона.
Широкий мягкий плоский… М-да …!?
Наверное тогда… Слон - это веер!

Тем временем шестой из них добрался до хвоста.
И рассмеялся он, что истина настолько вот проста.
Наш слон – уж точно не змея, а великолепная веревка.

Вот так вот мудрецы с присущим им упрямым нравом
Договориться не могли и развязали спор-расправу.

Но скрытый смысл в том,
что даже если бы сотрудничать они смогли
То объединить бы воедино уж точно не смогли:
Копье, веревку, веер и змею,
отвесную стену и дерево, цветущее весною.
Такой вот он, загадочный наш слон.

А что уж говорить, когда мы Господа познать хотим.
Тут нужно только откровенье Бога.

(Полностью с иллюстрациями - здесь + доп. материал)

Viktor_Che:

Притча о слепых и слоне




В одной деревне когда-то жили шестеро слепых. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон!» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон, и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его».


«Слон – это колонна», – сказал первый слепой, потрогавший слоновью ногу. «Слон – это веревка», – сказал второй, схвативший его за хвост. «Да нет же! Это толстый сук дерева», – сказал третий, рука которого провела по хоботу. «Он похож на большое опахало», – сказал четвёртый слепой, который взял животное за ухо. «Слон – это большая бочка», – сказал пятый слепой, пощупав живот.


«Он больше похож на курительную трубку», – заключил слепой, проведя по бивню.
Они начали горячо спорить и каждый настаивал на своем. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы причиной их жаркого спора не заинтересовался проходивший мимо мудрый человек. На вопрос: «В чем же дело?» слепые ответили: «Мы не можем разобраться в том, на что похож слон». И каждый из них сказал то, что думал о слоне.


Тогда мудрый человек спокойно объяснил им: «Правы вы все. Причина того, почему вы судите по-разному, заключена в том, что каждый из вас трогал разные части слона. На самом деле слон имеет все то, о чем вы говорите». Все сразу почувствовали радость, потому, что каждый оказался прав.


Мораль заключена в том, что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины. Иногда мы можем видеть часть истины другого, а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения, которые совпадают редко.
Поэтому, нам не стоит спорить до посинения, разумней сказать: «Да, я понимаю, у тебя могут быть определенные основания так считать».Таким образом мы сможем избежать споров. Джайнизм утверждает, что истину можно выразить семью различными способами. Итак, теперь вы видите, насколько широка наша религия. Она учит нас терпимости к мнениям других. Это позволяет нам жить в согласии с людьми, имеющими иной образ мышления. Это известно как сьядвада («теория «может быть» или «теория возможного»), анекантавада («теория неодносторонности») или саптабханги ньяя (теория семичленной предикации).

Viktor_Che:

Слон и пятеро слепых
Владимир Шебзухов

басня-притча


С верёвкой пятеро слепых,
С одной — на всех, на пятерых,
Шагали что-то бормоча,
Касаясь ближнего плеча…


Шагающих окликнул зрячий:
«Слон вас раздавит, не иначе!
Пред вами встал он на пути…
Гиганта—стоит обойти!»


Один слепой нащупал хобот,
Что у него вдруг вызвал хохот.
— Нас раздавить, КАНАТУ, сложно,
Что назван был «Гигантом» ложно!..


Нащупав хвост рукою ловкой,
Другой назвал слона — ВЕРЁВКОЙ…
Живот потрогав, третий — «Верно!
«Слон» — ПРЕОГРОМНАЯ ЦИСТЕРНА!»


Сказал четвёртый, гладя ноги,
Что «Слон»— КОЛОННЫ НА ДОРОГЕ!
А уши названы — «ДОБРОМ»
Коль оказался «Слон»— КОВРОМ !


Порою в том беда учёного —
Цвет чёрный, отличив от белого,
А белый, отличив от чёрного —
Не видит в Чёрно-белом — ЦЕЛОГО!

Viktor_Che:
Самуил Маршак - Ученый спор

Индийская басня
Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.

Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.


Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон - одна
Из безопасных змей.


Ощупал третий два клыка,
И утверждает он: -
На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.


А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен, -
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии