Исмаилиты и НиматуллахиИсмаилиты и Ниматуллахи. На английском языке.
Isma'ilis and Ni'matullahis
Nasrollah Pourjavady, Peter Lamborn Wilson
Studia Islamica, No. 41 (1975), pp. 113-135
doi:10.2307/1595401
This article consists of 23 page(s).
http://links.jstor.org/sici?sici=0585-5292%281975%2941%3C113%3AIAN%3E2.0.CO%3B2-W&size=LARGE&origin=JSTOR-enlargePage
Сорок четвертый имам, Абу-л-Хасан 'Али, приобрел в Кермане «значительный политический вес 36. Основателем другой, недолговечной династии Персии, Карим-Ханом Зандом (1164—1193/1751—1779), он 6ыл назначен губернатором провинции. Этот имам сыграл решающую роль в местной политической жизни Кермана в бурный период, когда Ага Мухаммад-Хан (1193—1212/1779—1797), будущий основатель Каджарской династии, выступил против власти Занда в персидских провинциях. Имам Абу-л-Хасан 'Али, популярный губернатор Кермана, шравил провинцией самостоятельно даже после кончины Карим-Хана 3анда в 1193/1779 году. Именно при нем в Персии возродился суфийский орден ни'маталлахи. В этот период орденом руководил Рида-'Али-Шах (ум. 1214/1799), проживавший, как и его предшественники, в Декане. Этот суфийский тарикабыстро распространился в Кермане. Здесь в Махане сохранилась гробница основателя ордена Шах-Ни'маталлаха Вали (ум. 834/1431). Приезд знаменитых суфиев ни'маталлахи в Керман также способствовал возобновлению прежних связей между суфийским орденом и низаритскими исма'илитскими имамами 57. Абу-л-Хасан 'Али умер в 1206/1792 году. В исма'илитском имамате ему наследовал его сын Шах-Халилаллах III.
Вскоре после принятия имамата нестабильность, отличавшая в то Рвремя внутреннюю жизнь Кермана, вынудила Шах-Халилаллаха временно перебраться в Кахак. Его пребывание в местах, связанных с его предками, затянулось на 20 лет, прежде чем в 1230/1815 году он осел в Иезде. Выбор Иезда, расположенного на пути в Белуджистан и Синд, гбыл, по-видимому, продиктован заботой о безопасности путешественников ходжа на пути в Персию. Именно в Иезде имам был втянут в различные споры и религиозную вражду между его последователями и местными лидерами ши'итов двунадесятников. В 1232/1817 году, во время нападения толпы на его дом, он был убит вместе с некоторыми своими сподвижниками, включая его мурида ходжа.
Шах-Халилаллах Ш был женат на своей родственнице Биби Саркара (ум. в 1267/1851), родившей ему в 1219/1804 году преемника исма'и-рлитского имамата, Хасан-' Али-Шаха. Отец и брат Биби Саркары, Мухаммад-Садик Махаллати
(Сидк-'Али-Шах)* и 'Иззат-'Али-Шах, были видными суфиями ни'маталлахи, поддерживавшими тесные отношения с Зайн ал-'Абидином Ширвани (ум. 1253/1837). Последний носил суфийское имя Маст-'Али-Шах и был духовным главой (кутб)главной ветви тарикани'маталлахи. Тесные связи между семьей исма'илитского имама и рядом руководителей ни'маталлахи, включая Рахмат-' Али-Шаха (ум. 1278/1861), Мунаввар-'Али-Шаха (ум. 1301/1884), Сафи-' Али-Шаха (ум. 1316/1898) и Ма'сум-' Али-Шаха (ум. 1344/1926), автора знаменитого суфийского сочинения «Тара'ик ал-хака'ик», во зобновлялись время от времени в течение всего XIX века 58.
Дафтари Фархад. Краткая история исмаилизма
Источник----------------------------
* См. также
Экстатическая поэзия Сидк Али Шаха* * * * * * *
Большинство суфийских орденов Персии были практически уничтожены во времена правления шаха Исма'ила (907—930/1501—1524); лишь орден) ни'маталлахийа удалось избежать этой участи, как и очень немногим другим тарика, вскоре утратившим свое былое влияние.
Дафтари Фархад. Краткая история исмаилизма
Источник* * *
"Существует множество исторических свидетельств, что некоторые исмаилитские имамы, начиная с эпохи сефевидов и заканчивая третьим Ага Ханом в XX в., были тесно связаны с братством ниматуллахи и в некоторых случаях получали суфийское посвящение у шейхов или кутбов («полюс» или верховный мастер) братства.
<...>
Маулана Шах Низар, сороковой исмаилитский имам, перебрался из Хорасана в Кирман; «он был, согласно традиции, связан с суфийским братством ниматуллахи, будучи хорошо известен под именем Атауллах»... «У него было много последователей в Кирмане, где он поселил множество переселенцев из Хорасана», которые постепенно стали называться Атауллахи. Эти кочевники в конце концов осели в деревнях вокруг Сирджана, в провинции Кирман, и были как дервишами братства ниматуллахи, так и исмаилитами. Они все еще жили здесь по состоянию на 1902 г. и отправляли десятину потомкам Ага Хана I в Индию... Таким образом, Шах Низар является первым исмаилитским имамом, связь которого с братством ниматуллахи может быть установлена.
<...>
Мирза Садик не был исмаилитским имамом, зато он был внуком Ага Хана I по материнской линии... Старый шейх Музаффар написал один из самых своих важных трактатов — Кибрит-и Ахмар («Красная сера») по просьбе Садика. Суфийским именем Садика было Сидк («Истинность») Али Шах... Мы можем привести по крайней мере один стих из его Дивана [Сидк Али Шаха], чтобы продемонстрировать его стиль и то, до какой степени он отождествлял себя с суфизмом «каландаров».
Я пьян от кубка Единства
Йа лаллали Йа лаллала!
Свободен от цепей множественности
Йа лаллали Йа лаллала!
Ху! Ху! и кукареку!
И как горлица: Ку! Ку!
И пьяный я кричу: ОН, КОТОРЫЙ!
Йа лаллали Йа лаллала!
О верные влюбленные,
О блаженные без греха
Возлюбленная пришла, наши сердца слабеют
Йа лаллали Йа лаллала!
<...>
...Cложные взаимоотношения между Каджарами, исмаилитами и ниматуллахи станут теперь еще более запутанными с восшествием на престол нового монарха — Мухаммад Шах Каджара, — который сам был дервишем братства ниматуллахи.
<...>
Когда Маст Али Шах умер в 1253/1837, кутбом стал Рахмат Али Шах (который оставался с Маст Али в Махаллате в доме Ага Хана). Навваб Али Шах, сын Ага Хана I, еще до скоропостижного отъезда семьи провел некоторе время в священном для шиитов городе Казимайне, где общался с шейхом ниматуллахи по имени Сабир Али (из Насрабада, близ Исфахана; халифа братства в Исфахане; ум. 1268/1851). Через Сабира Навваб Али Шах получил посвящение у Рахмата . После смерти Рахмата в 1278/1861 г., Навваб Али Шах регулярно отправлял деньги сыну кутба, Масум Али Наибу ал-Садру, для покрытия расходов на чтение Корана над могилой Рахмата в Ширазе. Эта помощь деньгами продолжалась много лет.
Преемником Рахмата в качестве кутба был Мунаввар Али Шах. Навваб Али Шах, ныне Ага Хан II, написал ему о бесплодии своей жены и попросил помолиться за рождение ребенка. Мунаввар ответил ему, послав ему молитву (и, согласно традиции, кубик сахара). «Благодаря бараке имамов, он произвел на свет сына», который впоследствии стал третьим Ага Ханом.
Н. Пурджавади, П.Л. Уилсон. Исмаилиты и ниматуллахиПеренос
отсюда