Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Почитание учителя распространено в большинстве традиций. «Гуру Дево бхава» - Да будет Гуру Богом для тебя) – учат Веды. В то же время, не всегда ясно, что именно следует почитать. Учитель, как говорят суфии, не должен заслонять для ученика Бога.
Я когда-то высказывал мысль, что ученик, общаясь с наставником, должен обращаться не только к человеку, но и к его "виртуальному" совершенному образу. Реальный человек, даже самый лучший, не может этому образу полностью соответствовать.
В этой связи мне показались интересными следующие ниже размышления философа Ильина:
Во время восхваления императора в Риме обращались не столько к человеку, сколько к его ноумену, божественной части его существа. Эти восхваления император выслушивал "почтительно стоя перед своим ноуменом".
* * *
"Через обряд или без обряда - но в сокровенной глубине царской души утверждается некая священная глубина, качественно высшая по сравнению с обыкновенными людьми и призванная к тому, чтобы подчинить себе и обычно-человеческое, страстное и грешное, земное сердце царя. Горе царю, если он этого подчинения не соблюдает, если он сам не культивирует в себе эту священную глубину- духа, любви, благой воли, справедливости, мудрости, бескорыстия, бесстрастия, правосознания и патриотизма. Книга Ману исчисляет все соответствующие пороки или хотя бы слабости царя и непрестанно договаривает об их последствиях: "Божья кара истребит царя, уклоняющегося от своего долга, царя и весь его род".
Этот двойной состав царского существа - духовно-божественный и человечески-грешно-страстный - различали и в Египте: я описывал вам жертвоприношение фараона, со жрецами и народом - перед собственной своей статуей. Духовно-божественный состав царя является художественно-объективированным; это то, чем царь должен быть; это его, заложенная в его сердце, потенция - его платоновская идея, предносящаяся ему в небесах; или лучше - его аристотелевская энтелехия [(гр.) - в философии Аристотеля целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность] имманентная его существу, но в данный момент созерцаемая им "выну" [(др.-рус.) -- всегда, ежедневно] - в художественном образе идеальной статуи; понятно, что молитва гласит - дай мне стать в жизни объективным идеалом царя - царем праведным и совершенным, подобным Богу.
Ясно, что сердце царя может быть в руке Божией, должно быть в руке Божией, призвано к этому - и в глубине своей уже находится в ней; но может и обособиться. Именно эту сторону императорского существа римляне и называли "noumen imperatoris" или "genius imperatoris", т. е. умопостигаемая сущность императора; именно ей ставили жертвенники и совершали возлияния. Как указывает Ростовцев [Ростовцев Михаил Иванович (1870--1952) - русский историк античности и археолог. После Октябрьской революции -- эмигрант], genius - это "творческая сила императора", noumen - "божественная часть его существа".
Историки устанавливают, что между римлянами и христианами-мучениками до известной степени имелось взаимное непонимание, ибо христиане не хотели молиться грешному человеку, к чему их вовсе и не принуждали; а римляне возмущались на то, что христиане не хотят признать священную глубину императорского призвания и императорской идеи как основу государственности,- что христиане потом, начиная с Константина Великого, не только признавали, но даже еще с немалыми преувеличениями.
В Риме был обычай - говорить императору похвальные речи, в которых его естество всячески превозносилось как богоподобное; казалось бы, превозносимому полубогу подобало бы слушать эти льстивые хвалы - сидя или лежа. Однако в действительности это была не лесть, а нотация; проповедь; указание монарху на то, каким он должен и призван быть; это была хвала его ноумену - и император всегда слушал эти речи стоя, почтительно стоя перед своим ноуменом (Caesare stante dum loquimur [(лат.) - В то время как цезарь стоит, мы славословим]).
Замечательно, что всюду, где этот двойной состав царского естества упускался или забывался - и царь начинал воображать, что его земное естество непогрешимо, а подданные или тупо верили в это, или льстиво уверяли его в этом - всюду начиналось вырождение монархического правосознания, вырождение и разложение монархии. Таково именно было положение в восточноазиатских деспотиях".
И.Ильин
Источник (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin/Osn_Zad.php)
-
ученик, общаясь с наставником, должен обращаться не только к человека, но и к его "виртуальному" совершенному образу. Реальный человек, даже самый лучший, не может этому образу полностью соответствовать.
Вопрос: каким образом ученику построить виртуальный образ учителя правильно? У каждого человека (как мне кажется) свои представления о совершенстве, и частично подменяя реальные атрибуты виртуальными, не может ли обучаемый немного превратиться в ученика собственных ожиданий? Фактически, мне непонятна в данном контексте разница между ожиданиями и обращением к виртуальному образу.
-
Замечательно, что всюду, где этот двойной состав царского естества упускался или забывался - и царь начинал воображать, что его земное естество непогрешимо, а подданные или тупо верили в это, или льстиво уверяли его в этом - всюду начиналось вырождение монархического правосознания, вырождение и разложение монархии. Таково именно было положение в восточноазиатских деспотиях".
И.Ильин
Как распознать ученику (!) в наставнике (!), что тот "не забылся и не вообразил себя непогрешимым" (а это уже факт, хоть и не очевидный = оче-видный)?
И как ему поступить в том случае, если вышесказанное имеет место быть, и тайное стало явным?
Заранее спасибо за ответ.
-
Я когда-то высказывал мысль, что ученик, общаясь с наставником, должен обращаться не только к человека, но и к его "виртуальному" совершенному образу. Реальный человек, даже самый лучший, не может этому образу полностью соответствовать.
Возможно,создавая "виртуальный" образ наставника,ученик,сам того не осознавая,подсказывает учителю о его несовершенстве.И почувствовав этот "виртуальный" образ,учитель сможет понять ,что нужно в себе "модернизировать".
-
Возможно,создавая "виртуальный" образ наставника,ученик,сам того не осознавая,подсказывает учителю о его несовершенстве.И почувствовав этот "виртуальный" образ,учитель сможет понять ,что нужно в себе "модернизировать".
Тогда кто кого в действительности учит и наставляет?
-
Процесс познания продолжается,пока человек живёт.(как там дальше,не знаю)
Настоящий учитель,учится вместе со своими учиниками.
-
"Основатель суфийского ордена на Западе Хазрат Инаят Хан(1964),писал : В таком случае возникает вопрос,как найти настоящего гуру.Очень часто люди сомневаются,не зная,кто перед ними - истинный гуру,или ложный.В этом наполненном ложью мире нередко случается,что человек вступает в контакт с ложным гуру.Но в то же время искренне ищущий,то есть тот,кто не лжёт себе самому,неизбежно обнаружит истину,реальность,поскольку его собственная вера,его искренность станут для него факелом.Настоящий учитель скрыт в душе,к истине тянется собственное искреннее "я".Поэтому,если ищущий действительно стремится к истине,то рано или поздно он непременно найдёт истинного учителя.Но если вам довелось встретить ложного учителя,что тогда? Тогда Единственно Истинный превратит ложного наставника в истинного,поскольку Реальность намного больше лжи. (Т.Х,65)." из кн.М.Шафии "Свобода от себя"
-
Процесс познания продолжается,пока человек живёт.(как там дальше,не знаю)
Настоящий учитель,учится вместе со своими учиниками.
Уча других, мы учимся сами. (Сенека)
Что в таком случае наделяет кого-то особенным статусом и правом учить других?
Спасибо.
-
...
Но если вам довелось встретить ложного учителя,что тогда? Тогда Единственно Истинный превратит ложного наставника в истинного,поскольку Реальность намного больше лжи. (Т.Х,65)." из кн.М.Шафии "Свобода от себя"
С первой частью цитаты вполне согласен. Со второй - не совсем.
Реальность намного больше не только лжи, но и правды. Так, может, у самой Реальности и у правды и стоит действительно учиться?
Заранее спасибо за ответ.
-
Что в таком случае наделяет кого-то особенным статусом и правом учить других?
Духовный Наставник (Морад)
Духовный мастер - это совершенный человек, преодолевший все ступени духовного пути. Разумеется, человеку недостаточно просто провозгласить себя кутбом, чтобы доказать, что он действительно преодолел все эти ступени. Тот кутб, у которого он прошел свое ученичество, назначает его мастером. Именно по этой причине суфийские кутбы и шейхи должны прямо указывать на ту цепь посвящений (силсила), посредством которой они сами стали суфиями или, пользуясь суфийской терминологией, кутб должен продемонстрировать свою хырку, то есть рубище посвящения.
Существует два способа, посредством которых можно завершить Путь.
В первом случае Бог в Своей милости и щедрости одним мановением забирает сотворенное существо в Свое присутствие, лишая его самости. Подобного человека называют маджуб ("привлеченный"), и случается такое крайне редко.
Другим способом является тарикат. В противоположность ситуации с маджубом, тарикат требует от ученика усилий и силы воли. Бог говорит: "А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы поведем их по Нашим путям" (Коран 29:69). Прохождение Духовного Пути называется на арабском языке сэйр ва сулук. Оно может быть предпринято только под руководством кутба.
отсюда
http://www.sufism.ru/newsufi/#11
-
В первом случае Бог в Своей милости и щедрости одним мановением забирает сотворенное существо в Свое присутствие, лишая его самости. Подобного человека называют маджуб ("привлеченный"), и случается такое крайне редко.
Мне кажется, я уже достиг Его Присутствия, как это ни вызывающе звучит. Но и самость во мне присутствует, хоть и не выпячивающаяся. Что это такое может быть? Заранее спасибо за подробный ответ.
Прохождение Духовного Пути называется на арабском языке сэйр ва сулук. Оно может быть предпринято только под руководством кутба.
Простите, а как переводится на русский язык сэйр ва сулук? Спасибо.
-
Полностью согласен с цитатой приведённой ув.noting.Можно изобрести влосипед,но научиться самому доехать,куда нужно(а не кататься)-никак. "Ты никогда не достигнешь Мекки,потому что дорога эта ведёт в Самарканд".
-
Эти представления о императоре суть более позднее разложение существовавшего представления о двоякой сути человека.
Как известно, "император" во время республиканского Рима сначала было почетным и кратковременным званием, которым легионеры могли наделить своего успешного полклводца - настолько успешного, что через него, полагали, действуют боги. Звание это, среди прочего, предоставляло право на "триумф" - наивысший миг проявления этой самой "импернаторскости". Интересно, что именно во время триумфа солдаты получали право всячески издеваться над любимым предводителем - так сохранились скабрезные песенки о "лысом бабнике", которые распевали едущие за Г.Ю.Цезарем ветераны во время его александрийского триумфа - на что Цезарь, сообщает Г.С.Транквил, приветливо улыбался.
Второй обычай направленый на "чтобы не забывался": провозглашенный "императором" распускал войска, терял право командования и пешком, как рядовой гражданин, приближался к черте города ожидать на разрешение сената войти.
-
Полностью согласен с цитатой приведённой ув.noting.Можно изобрести влосипед,но научиться самому доехать,куда нужно(а не кататься)-никак.
Вопрос в шуточной форме. ;)
Попробуйте изобрести велосипед. ???
И благодаря изобретателю велосипеда, у других появилась возможность,попытаться доехать куда нужно. ;)
"Ты никогда не достигнешь Мекки,потому что дорога эта ведёт в Самарканд".
Но Земля кругля. ;)
-
Может быть, это вопрос любви? Когда любишь, любишь в человеке Бога и видишь в нем Бога, а мелочи и приходящие детали, они уйдут, это ведь не СОИЗМЕРИМО.
Есть такое мнение, что каждая женщина потенциально Богородица, потому что любя мужчину творит из него Христа в своем сердце. Отношения ученик- учитель сходны по полюсам с отношениями женщина-мужчина и ученик также в своем сердце рождает Христа-учителя и через земного учителя и любовь к нему.
-
Уважаемый АлександрС,вопрос до свинства серьёзный,поэтому выражу своё мнение не в тон. Мы все не любим лечиться,с недоверием относимся к врачам(кроме,конечно патологоанатомов),заболевая, переносим болезнь "на ногах",потом читаем мед.справочники,кушаем невпопад лекарства,ходим к "бабкам"...Наступает обострение-вызываем "скорую"-и попадаем в больницу.И тогда - "О Боже-мы полюбляем Врача-нашу единственную надежду.А куда нам деваться?Страх смерти-лучший агитпроп. :)
-
А почему на серьёзные вопросы нельзя отвечать с юмором? Я вижу ВЫ тоже чувством юмора не обделены.
Если разрешите,вопрос.Почему ВЫ не говорите Я, а говорите МЫ.( Мы все не любим лечиться) Вопрос для самопознания. ;)
И к вопросу темы.Если намеренья ученика искренны и он всей душой и всем сердцем стремится развиваться,совершенствоваться.Он будет почитать каждого наставника, с которым встретится на пути. Истинный гуру,или ложный, тем не менее они создают ситуации,что бы ученик учился чувствовать СЕРДЦЕМ,а не головой. :)
-
дедушка ленин разделял вопросы на важные и архиважные,и в архиважных юмору не было места,потому,возможно,его и постиг "успех" его предприятия :(.Учиться можно,нет-нужно,нмв,у всех - котов,соседей,дураков,но вопрос учения(и след.почитания)у Наставника немного иной..
-
…Твоя проточная вода, возможно, выглядит чистой,
но есть еще и непотревоженная муть на дне.
Твой шейх может прокопать отводной канал,
который выведет муть наружу.
Доверь свою рану врачеванию учителя.
на рану слетаются мухи.
Они покрывают ее, эти мухи самооправданий,
твоей любви к тому, что ты почитаешь своим.
Дай учителю смахнуть мух и забинтовать рану.
Не отворачивай головы. Продолжай смотреть
на забинтованное место. Именно там
в тебя входит свет. И не верь даже и на мгновение,
что ты излечиваешь себя сам.
(Руми, «Сокровища вспоминания»)
nisso
-
Твой путь
… Истинный мастер никогда не даст вам правил, – он даст вам глаза. Он никогда не укажет путь, никогда не скажет – «это путь, следуй ему». Он просто дает вам свет и говорит – «теперь бери свет и иди во тьму, и этот свет укажет путь». Фальшивый мастер всегда дает вам карту – «это – карта, не заблудись, следуй карте». Он никогда не даст вам света. Если у вас есть свет, тогда нет нужды в карте, – вы найдете свой путь.
… Если ты готов учиться, тебе не понадобятся ни книги, ни наставники… достаточно Внимания ко всему, что происходит вокруг тебя…
… Учителей мы ищем потому, что не верим себе, и нам нужен кто-то, кто поддержал бы нас, дал совет, и на кого можно свалить ответственность в случае неудачи.
… Иногда, учитель всё-таки нужен – но лишь для того, чтобы толкнуть, пнуть тебя, если ты боишься сделать шаг сам.
Источник (http://sobiratelzvezd.ru/tvoy-put/)
-
Тема, лежащая в одной плоскости с этой:
"Стереотип подчинения авторитетному мнению учителя." (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=7659.0)
-
Во время восхваления императора в Риме обращались не столько к человеку, сколько к его ноумену, божественной части его существа. Эти восхваления император выслушивал "почтительно стоя перед своим ноуменом".
К теме подходит вот это:
Спасибо мне, что я у нас есть.
-
Тогда Единственно Истинный превратит ложного наставника в истинного,поскольку Реальность намного больше лжи. (Т.Х,65)." из кн.М.Шафии "Свобода от себя"
Правильно, чем ложнее учитель, тем он лучше отбивает самость, освобождает нас от себя!
http://www.viatalaserviciu.ro/view_video.php?viewkey=c886e9247542e06ebb70 (http://www.viatalaserviciu.ro/view_video.php?viewkey=c886e9247542e06ebb70)
-
Правильно, чем ложнее учитель, тем он лучше отбивает самость, освобождает нас от себя!
http://www.viatalaserviciu.ro/view_video.php?viewkey=c886e9247542e06ebb70 (http://www.viatalaserviciu.ro/view_video.php?viewkey=c886e9247542e06ebb70)
Фи (...
Никакого катарсиса ???
-
Правильно, чем ложнее учитель, тем он лучше отбивает самость, освобождает нас от себя!
http://www.viatalaserviciu.ro/view_video.php?viewkey=c886e9247542e06ebb70 (http://www.viatalaserviciu.ro/view_video.php?viewkey=c886e9247542e06ebb70)
Я не подсчитывала общее число детишек, к которым этот "учитель" применил физическое наказание, но обратила внимание, что этой жестокой участи избежал только один мальчик (наверное, его родственник). То есть показатели обученности детишек не в пользу "учителя", и по сути бить надо его самого (чтобы лучше учил).
-
То есть показатели обученности детишек не в пользу "учителя", и по сути бить надо его самого (чтобы лучше учил).
Что Вы, учителя критиковать нельзя, какой бы он плохой не был!
-
Что Вы, учителя критиковать нельзя, какой бы он плохой не был!
А такого (http://www.youtube.com/watch?v=a69K6waZY_E) можно?
-
Вот что пишет Ф.М. Достоевский в "Братьях Карамазовых" о старцах (читай о наставниках) :
Итак, что же такое старец? Старец это - берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением. Этот искус, эту страшную школу жизни обрекающий себя принимает добровольно в надежде после долгого искуса победить себя, овладеть собою до того, чтобы мог наконец достичь, чрез послушание всей жизни, уже совершенной свободы, то-есть свободы от самого себя, избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли. Изобретение это, то есть старчество, - не теоретическое, а выведено на Востоке из практики, в наше время уже тысячелетней. Обязанности к старцу не то что обыкновенное "послушание", всегда бывшее и в наших русских монастырях. Тут признается вечная исповедь всех подвизающихся старцу и неразрушимая связь между связавшим и связанным. Рассказывают, например, что однажды, в древнейшие времена христианства, один таковой послушник, не исполнив некоего послушания, возложенного на него его старцем, ушел от него из монастыря и пришел в другую страну, из Сирии в Египет. Там, после долгих и великих подвигов сподобился наконец претерпеть истязания и мученическую смерть за веру. Когда же церковь хоронила тело его, уже чтя как святого, то вдруг при возгласе диакона: "Оглашенные, изыдите" -- гроб с лежащим в нем телом мученика сорвался с места и был извергнут из храма, и так до трех раз. И наконец лишь узнали, что этот святой страстотерпец нарушил послушание и ушел от своего старца, а потому без разрешения старца не мог быть и прощен, даже несмотря на свои великие подвиги. Но когда призванный старец разрешил его от послушания, тогда лишь могло совершиться и погребение его. Конечно всё это лишь древняя легенда, но вот и недавняя быль: один из наших современных иноков спасался на Афоне и вдруг старец его повелел ему оставить Афон, который он излюбил как святыню, как тихое пристанище, до глубины души своей и идти сначала в Иерусалим на поклонение святым местам, а потом обратно в Россию, на Север, в Сибирь: "Там тебе место, а не здесь". Пораженный и убитый горем монах явился в Константинополь ко вселенскому патриарху и молил разрешить его послушание, и вот вселенский владыко ответил ему, что не только он, патриарх вселенский, не может разрешить его, но и на всей земле нет да и не может быть такой власти, которая бы могла разрешить его от послушания, раз уже наложенного старцем, кроме лишь власти самого того старца, который наложил его. Таким образом старчество одарено властью в известных случаях беспредельною и непостижимою. Вот почему во многих монастырях старчество у нас сначала встречено было почти гонением. Между тем старцев тотчас же стали высоко уважать в народе. К старцам нашего монастыря стекались например и простолюдины и самые знатные люди с тем, чтобы, повергаясь пред ними, исповедывать им свои сомнения, свои грехи, свои страдания, и испросить совета и наставления. Видя это, противники старцев кричали, вместе с прочими обвинениями, что здесь самовластно и легкомысленно унижается таинство исповеди, хотя беспрерывное исповедывание своей души старцу послушником его или светским производится совсем не как таинство. Кончилось однако тем, что старчество удержалось и мало-помалу по русским монастырям водворяется. Правда, пожалуй и то, что это испытанное и уже тысячелетнее орудие для нравственного перерождения человека от рабства к свободе и к нравственному совершенствованию может обратиться в обоюдоострое орудие, так что иного, пожалуй, приведет, вместо смирения и окончательного самообладания, напротив, к самой сатанинской гордости, то есть к цепям, а не к свободе."
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы" (Часть первая. Книга первая "История одной семейки". Глава 5. "Старцы")
-
Но если вам довелось встретить ложного учителя,что тогда? Тогда Единственно Истинный превратит ложного наставника в истинного,поскольку Реальность намного больше лжи.
Рецензия (http://www.aeonmagazine.com/oceanic-feeling/erik-davis-guru-trickster/) на фильм о человеке индийского происхождения, который живет в Штатах и выдает себя за гуру из выдуманной им же традиции. Он снял документальный фильм о своем обмане. (англ.)
Парадокс состоит в том, что элемент "ложного" учения - объяснить иллюзорность гуру: искать наставника нужно внутри себя.
Еще один парадокс заключается в том, что "ложное" учение оказывает позитивный эффект на некоторых из учеников. Аналогичным образом безнравственность священников не отменяет действенности церковных таинств, согласно учению церкви, пишет автор рецензии.
-
Иоанн Синаит, Лествица:
4.7. Желающим соблюдать всегда несомненную веру к наставникам необходимо нужно незабвенно и неизгладимо хранить в сердце своем их добродетели, с тем, чтобы воспоминанием об оных заградить уста бесам, когда они станут в нас всевать к ним неверие: ибо сколько вера цветет в сердце, столько и тело успевает в служении; а кто преткнулся о камень неверия, тот уже пал; ибо всячески, еже не от веры, грех есть (Рим. 14,23). Когда помысл склоняет тебя испытать или осудить твоего наставника, как от блуда отскочи от онаго; не давай сему змию никакого послабления, ни места, ни входа, ни приступа; но говори ему: "О прелестник! Не я над наставником, а он надо мной получил суд; не я его, а он мой судья".
4.50. Кто, в повиновении отцу своему, приобрел совершенно чистую совесть, тот уже не боится смерти, но ожидает ее ежедневно как сна, или лучше сказать как жизни, достоверно зная, что во время исхода души не от него, но от наставника потребуется ответ.
4.72. Всякого наказания достойны перед Богом те больные, которые, испытавши искусство врача и получивши от него пользу, из предпочтения к другому оставляют его прежде совершенного исцеления. Не избегай из рук того, который привел тебя ко Господу; ибо во всю жизнь твою, ни перед кем не должен ты иметь такого почтительного благоговения, как перед ним.
4.79. Видел я одного послушника, который, прервав беседу наставника своего, сам продолжал оную, и я отчаялся пользы от его послушания; ибо видел, что он приобретает от него не смирение, но гордость.
4.104. Тем, которые взяли на себя о Господе попечение об нас, должны мы веровать без всякого собственного попечения, хотя бы повеления их и несогласны были с нашим мнением, и казались противными нашему спасению; ибо тогда-то вера наша к ним искушается как бы в горниле смирения. Признак истинной веры в том и состоит, чтобы без сомнения покоряться повелевающим, даже тогда, когда мы видим, что повеления их противны нашим ожиданиям.
4.121. Впрочем, не радуйся и не хвались, когда ты мужественно терпишь досады и бесчестия: напротив плачь о том, что ты сделал нечто достойное выговора и возмутил против себя душу наставника. Не ужасайся и не дивись, когда скажу тебе, (ибо Моисей (и) мне в том свидетель), что лучше согрешить перед Богом, нежели перед отцем своим, потому что, если мы прогневали Бога, то наставник наш может Его с нами примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал. Впрочем я думаю, что оба эти согрешения имеют одно значение.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской