Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: П.Д.Успенский о кружащихся дервишах  (Прочитано 5850 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #13 : 02 ЮЪвпСап 2014, 14:10:36 »

Обучение в суфийском братстве Мевлеви

http://orient.rsl.ru/assets/files/food/text/2005/2005_1_20/2005_1_sufi_g.pdf
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Madzhnun

  • Гость
Re: П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #12 : 29 ЭЮпСап 2008, 19:21:00 »
Индивид пребывая романтическом состоянии, чтобы его поддерживать, его не должны отвлекать посторонные мысли. Вращение позволяет ни о чем не думать, кроме первоначально намеченного объекта мыслей, поддерживать и усиливать романтическое состояние. Вращение как бы "выкидывает" другие мысли, в центре остается только одна мысль и происходит "полет" в верх.

Вращение, это естественный и надежный способ концентрации мыслей.

       Из личного опыта, когда я сам находился в романтическом состоянии, то у меня возникала потребность сохранить это состояние как можно долго, и я как то инстинктивно вставал ходил туда сюда, старался как то удержать свое романтическое состояние. Я не мог найти надежного способа концентрации романтического состояния.
       И вот я однажды, случайно в новостях увидел репортаж про день рождения Дж.Руми, которое дервиши Маулана отмечали, и увидел кружащихся дервишей. Тогда-то меня осенила мысль, вот эти люди продвинутые, ведь мне нужно было выполнять вращение. Вот чего мне всегда не хватало, я узнал что-то родное, давно забытое, во вращении дервишей.
       В этом репортаже дервиши Маулана вращались так, что у меня возникли образы связанные индивидами потерявшими рассудок от красоты Лика Божьего. Их взгляды были истремлены куда то вверх к Прекрасному. И одежда помоему их соответствовала этим действиям, помоему это у них старинная одежда.
« Последнее редактирование: 29 ЭЮпСап 2008, 19:46:11 от JEWISH HIGHLANDER »

Juma

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 130
  • Reputation Power: 0
  • Juma is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #11 : 29 ЭЮпСап 2008, 09:55:26 »
Цитировать
так уж хорошо работал и у Гурджиева
Успенскому повезло, видимо крыша у него была более существенна, чем у Коллина...

Nic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 389
  • Reputation Power: 2
  • Nic has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #10 : 18 ЭЮпСап 2008, 08:41:38 »
Цитата: AVG
После серьезных и тщательных исследований данного вопроса нашел иллюстрацию второй фазы этой особой техники эзотерического искусства. Прикрепляю файл для дальнейшего изучения эзотерики всеми продвинутыми в духовном развитии мегачелами.

Хорошо, как токо увижу Руми или ОШО, я им передам твою иллюстрацию их творений...вот будет смеху то ;D ;D ;D
« Последнее редактирование: 18 ЭЮпСап 2008, 09:20:03 от Nic »

AVG

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3608
  • Reputation Power: 39
  • AVG is working their way up.AVG is working their way up.AVG is working their way up.
    • Просмотр профиля
    • мои книги по РЭ
Re: П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #9 : 18 ЭЮпСап 2008, 00:19:49 »
Я могу лишь сослаться на одну инструкцию по этой технике, в которой  записано. «поворачивайтесь в направлении против часовой стрелки.   При   этом правая ладонь повернута вверх, а левая обращена к земле. Дышите естественно и полностью отдайтесь   вращению  . Почувствовав дискомфорт   при     вращении   против часовой стрелки, поменяйте направление, а положение   рук   на обратное.  
После серьезных и тщательных исследований данного вопроса нашел иллюстрацию второй фазы этой особой техники эзотерического искусства. Прикрепляю файл для дальнейшего изучения эзотерики всеми продвинутыми в духовном развитии мегачелами.

Nic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 389
  • Reputation Power: 2
  • Nic has no influence.
    • Просмотр профиля
П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #8 : 13 РТУгбвР 2008, 18:36:17 »
Цитата: "Riegel"
Смотря что понимать под умственной работой:прием, который заключается в фиксировании взгляда на определенной точке при вращении, тоже есть работа ума :)


В этой технике предполагается центрироваться в определенной точке, а не концентрировать (фиксировать) там свой ум. Это разные вещи. В первом случае, центрируется вся жизненная энергия, во втором, только наблюдающая часть ума. Но с другой стороны, верно, что в начале, на какое то время ум должен устремить свое внимание на эту точку, это как настройка инструмента…а дальше он и его «работа» является только помехой.

Цитата: "Riegel"
Не знаю, не знаю... хотя мне удобнее вращаться по часовой. Как и вальсировать. Хотя возможно, все дело в том, что у меня левая нога - толчковая, на нее идет опора.


Мне тоже удобно вращаться по часовой стрелке, но к примеру, ПДУ описал вращение дервишей против часовой стрелки, поскольку правая рука у них была поднят, а левая опущена, в других описаниях, в том числе суфийских, можно встретить вращение по часовой стрелке.  В некоторых инструкциях по кружению так и записано «Если вращение против часовой стрелки вам неприятно, можно изменить его вращение по часовой стрелке»
Возможно, существует какая то индивидуальная настройка связей между  разными сторонами частей тела, например, руками,  ногами и полушариями мозга…
 Кстати, во время вращения очень важно постоянно иметь контакт ногами с землей, иначе нарушается равновесие и чел сходит с орбиты… Многим наверное известно, что дервиши упражнялись в танце, постигая науку   вращения   на месте, вокруг длинного гвоздя, размещенного между большим и соседним с ним пальцами левой ноги. 8)

Цитата: "Riegel"
Для буддистов например, вращение по часовой - символ "кольца причинности". Они и храмы обходят слева направо.

Да, например, в Тибете буддисты Кайлаш обходят слева направо, а люди религии Бон наоборот.




Цитата: "Riegel"
Мне это очень понятно, например - потому я думаю, что дело вовсе не в удобстве, а скорее в тех задачах, которые ставятся при вращении.

Задача вращения одна – осознать в себе неподвижный центр,  лично я других задач не знаю. А вы? 8)

Цитата: "Riegel"
Я что-то не видел, однако, чтоб в одном танце дервиши кружились в разные стороны - значит, дело вовсе не в удобстве.

Организация групповых занятий , таких например как групповой танец – вращение  отличается от его индивидуального исполнения.  Для группы важно единство, поэтому и действия там должны обеспечивать эту целостность, чего не скажешь об индивидуальных занятиях.

Цитата: "Riegel"
Я полагаю, "удобство"(то есть то, в какую сторону конкретный человек вращается) скорее зависит от того тогда, что у него там в гороскопе стоит - согласно этой работе. А тогда это еще надо разбираться, что делать с этим "удобством": идти у него на поводу или работать в противо-вращение("удобно" ведь - может как раз и  глушить работу центров, а не развивать их)

Все это канешно интересно, но к сожалению, субъективное ощущение – единственный критерий того подходит  что то или нет. Даже если с вам рядом был бы Руми, то не думаю, что он стал бы первым делом смотреть в ваш гороскоп,  первым делом он спросил бы вас «Ну как дела, как вращение, что вы почувствовали… ?»У Ошо, гения динамических техник, есть такой критерий «Выберите какой-нибудь метод  играйте с ним, допустим в течение трех дней. Если он увлекает вас, если доставляет чувство удовольствия,  если вы понимаете, что он предназначен вас, тогда  отнеситесь к нему серьезнее. Забудьте другие методы.»

Цитата: "Riegel"
И да, вот что: как насчет того, что при правовращении "кисть правой руки будет обращена вниз, а левая рука поднята"(c)?Что это может означать?

Я могу лишь сослаться на одну инструкцию по этой технике, в которой  записано. «поворачивайтесь в направлении против часовой стрелки.   При   этом правая ладонь повернута вверх, а левая обращена к земле. Дышите естественно и полностью отдайтесь   вращению  . Почувствовав дискомфорт   при     вращении   против часовой стрелки, поменяйте направление, а положение   рук   на обратное.   При   возникновении чувства тошноты, используйте следующий прием: сосредоточьте свой взгляд на левой   руке   или ее большом пальце. Если в какой-то момент тело упадет - это тоже хорошо. Чтобы завершить   вращение  , замедлите его и позвольте   рукам   сойтись на сердце и скользнуть по груди.»
В книжках на тему вращения дервишей часто пишут,  что типа  поднятая правая рука танцующего дервиша получает благословение небес, через опущенную левую руку это благословение передается земле…Но мой опыт грит, что это похоже на  миф. 8) Происходят другие процессы.

Riegel

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 491
  • Reputation Power: 0
  • Riegel is looked down upon.
    • Просмотр профиля
    • http://www.journals.ru/users/riegel
П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #7 : 09 РТУгбвР 2008, 17:43:52 »
Цитировать
ПДУ ошибался.На самом деле там никакой умственной работы нет.


Смотря что понимать под умственной работой:прием, который заключается в фиксировании взгляда на определенной точке при вращении, тоже есть работа ума :)



Цитировать
Все гораздо проще,выбор направления вращения зависит от неприятных субъективных ощущений, которое может вызывать это направление. К примеру, у некоторых вращение гораздо лучше происходит по часовой, чем против.


Не знаю, не знаю... хотя мне удобнее вращаться по часовой. Как и вальсировать. Хотя возможно, все дело в том, что у меня левая нога - толчковая, на нее идет опора.

Для буддистов например, вращение по часовой - символ "кольца причинности". Они и храмы обходят слева направо.
Вихри энергоцентров тоже вращаются по часовой стрелке, как считается - и упражнение вращения как бы подталкивает их, закачивая дополнительную энергию (вспомним "правило буравчика" :)).
Мне это очень понятно, например - потому я думаю, что дело вовсе не в удобстве, а скорее в тех задачах, которые ставятся при вращении. Ну и музыка тоже выбирается неслучайно - кто бы спорил :)
Я что-то не видел, однако, чтоб в одном танце дервиши кружились в разные стороны - значит, дело вовсе не в удобстве.

А вот цитата из современной работы (по Астрологии - как ни странно :) ) - очень интересный подход к характеристикам вибраций в поле человека, цветом, звуком и астрологией - а также возможностями развития согласно космограмме(гороскопу):

"Позитивный настрой индивида,... , умение переключать внимание в трудные минуты на потенциалы, выраженные аспектами созидания, способствуют развитию и "созреванию" центров, гармоническому психологическому функционированию. Это соответствует равномерному вращению в центрах, а также вращению по часовой стрелке при входе силовых линий в спину и выходе из груди. Центр, в котором происходит вращение таким образом, называют открытым. Через открытые центры происходит "метаболизм" вибраций сопровождающего поля.
Открытые энергетические центры связаны со знаками созидания в космограмме и реализацией соответствующих им потенциалов, проявленных через мажорные аспекты-фрагменты гексаграммы(все центры) и фрагменты пентаграммы(4,5,6,7 центры).
Если центр открыт, то движение вихрей в нем включено в общее развитие и способствует вращению всего сферического вихря от правого плеча к левому(по часовой стрелке при  наблюдении сверху).

(c)И.E.Клименчук,E.И.Саломатина "Введение в курс астрологических аспектов. Современная гармония сфер". Москва, 1998.

Я полагаю, "удобство"(то есть то, в какую сторону конкретный человек вращается) скорее зависит от того тогда, что у него там в гороскопе стоит - согласно этой работе. А тогда это еще надо разбираться, что делать с этим "удобством": идти у него на поводу или работать в противо-вращение("удобно" ведь - может как раз и  глушить работу центров, а не развивать их)

И да, вот что: как насчет того, что при правовращении "кисть правой руки будет обращена вниз, а левая рука поднята"(c)?Что это может означать?
Я пройду краем вашей дороги,
Незаметен в пыли ваших ног.
Если здесь есть живые боги -
Значит, я просто - мертвый бог.
(с)A.Maadeth

Nic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 389
  • Reputation Power: 2
  • Nic has no influence.
    • Просмотр профиля
П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #6 : 08 РТУгбвР 2008, 23:14:04 »
Этим летом случайно заскочил в Конью 8) Вот несколько моих фоток

Храм Руми

 

Под бирюзовым куполом - гробница Руми.


Слева саркофаги суфиев.


Кружение суфиев.

Nic

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 389
  • Reputation Power: 2
  • Nic has no influence.
    • Просмотр профиля
П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #5 : 08 РТУгбвР 2008, 22:31:49 »
Цитата: "Riegel"
Кстати, о направлении вращения дервишей...
Просматривая различные видеоматериалы(кроме тех, что связаны с Гурджиевым) я обнаружил, что это направление не строго одинаково - они могут вращаться как по часовой стрелке(то есть слева направо), так и против.
От чего зависит выбор направления вращения (что дает это упражнение, в целом понятно - как теоретически, так и практически *кто например занимался "пятью тибетцами" - знает*)? Является ли это принципом конкретной школы или это определяется какими-то другими параметрами конкретной практики?
Если кто размышлял над этим(а еще лучше, практиковал) - можно обсудить :)


Все гораздо проще,выбор направления вращения зависит от неприятных субъективных ощущений, которое может вызывать это направление. К примеру, у некоторых вращение гораздо лучше происходит по часовой, чем против. Положение рук при этом меняется, теперь кисть правой руки будет обращена вниз, а левая рука поднята. Итак, выбор направления зависит от того, какое направление вам больше подходит. Но бывает, что и никакое... 8)

Цитата: "Успенский"
Теперь я знал о них больше; знал часть их тайны, знал, как они это делают, знал, в чем заключается умственная работа, связанная с верчением. Не детали, конечно, потому что детали знает только тот, кто сам принимает участие в церемониях или упражнениях; но я знал принцип.


ПДУ ошибался.На самом деле там никакой умственной работы нет. Более того, если появляется ум с работой, то быстрое вращение невозможно. Вся фишка в том, что когда тело быстро вращается, ум замолкает и вот тогда проявляется нечто, ради чего и совершается это вращение. Почему суфии не касаются друг друга? Так ведь они же не в бессознательном состоянии находятся...с другой стороны, для начала существует время настройки энергии, а затем ей задают четкий определенный ритм музыкой. Музыка в этом кружении играет оч большое значение. Это не простая музыка, как може показаться. Она активизирует определенные энергетические центры. Если они у вас закрыты, то музыка для вас будет просто музыка, ну а если открыты, то она становится инструментом очень важной работы.

Wah

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 322
  • Reputation Power: 0
  • Wah has no influence.
    • Просмотр профиля
Танцы дервишей
« Ответ #4 : 06 ЬРавР 2008, 15:43:05 »
Вот высказывание современного суфийского мастера:

"...Как сказал Руми: “Только золотых дел мастер может оценить золото”. Тем не менее, постоянно встречаются люди, которые прочитали Руми и не придали никакого значения этому важному и часто повторяемому им утверждению. Что же вместо этого они почерпнули у Руми? Например, танцы дервишей. Что здесь неправильного? Только то, что, как записано, сам Руми говорил, что он применил эту технику специально к людям из Малой Азии 13-го столетия из-за их определенных качеств, которые вряд ли можно найти у тех тысяч людей, практикующих танцы дервишей в настоящее время на Западе.
Не только на Востоке есть люди, энергично старающиеся превратиться в подобия средневековых жителей Востока. Но если бы они остановились и взглянули на то, что они делают, это испортило бы им удовольствие"

То есть только мастер решает, полезны или нет "танцы дервишей" конкретному ученику или данной конкретной группе учеников...
Можно, конечно, поговорить за танцы, но это будет разговор уровня пикейных жилетов.

semafor

  • Гость
П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #3 : 09 дХТаРЫп 2008, 08:16:36 »
Цитировать
Я не мог понять, что именно

Как говорят в некоторыx иныx веткаx этого форума (над которыми улыбаются) когда к мудрому челу приxодит понимание и он не знает что с этим делать, не остаётся ничего, кроме как обозвать всеx, кроме себя любимого, сумасшедшими, как и сделал в своё время ПДУ, объявив себя главным по музыкальным октавам и неопознанным летающим объектам, видимо Вельзевул к этому времени ещё не был издан

Riegel

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 491
  • Reputation Power: 0
  • Riegel is looked down upon.
    • Просмотр профиля
    • http://www.journals.ru/users/riegel
П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #2 : 22 пЭТРап 2008, 18:32:25 »
Кстати, о направлении вращения дервишей...
Просматривая различные видеоматериалы(кроме тех, что связаны с Гурджиевым) я обнаружил, что это направление не строго одинаково - они могут вращаться как по часовой стрелке(то есть слева направо), так и против.
От чего зависит выбор направления вращения (что дает это упражнение, в целом понятно - как теоретически, так и практически *кто например занимался "пятью тибетцами" - знает*)? Является ли это принципом конкретной школы или это определяется какими-то другими параметрами конкретной практики?
Если кто размышлял над этим(а еще лучше, практиковал) - можно обсудить :)
Я пройду краем вашей дороги,
Незаметен в пыли ваших ног.
Если здесь есть живые боги -
Значит, я просто - мертвый бог.
(с)A.Maadeth

моська

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 695
  • Reputation Power: 0
  • моська has no influence.
    • Просмотр профиля
П.Д.Успенский о кружащихся дервишах
« Ответ #1 : 21 пЭТРап 2008, 11:19:51 »
Отрывок из книги "Новая модель Вселенной"
http://psylib.org.ua/books/uspen02/txt09.htm

6. Дервиши мевлеви

Впервые я увидел их в 1908 году, когда Константинополь был еще жив. Позднее он умер. Именно они были душой Константинополя, хотя об этом никто не знал.

Помню, как я вошел во двор одного тэккэ на верхней части "Юксэк Кальдерим", шумной и в те времена типично восточной улицы, которая своими ступеньками поднимается высоко по холму от моста через Золотой Рог к главной улице Пера.

Вертящиеся дервиши! Я ожидал маниакальной яркости безумия – неприятного и болезненного зрелища; и даже колебался, идти ли мне туда. Но двор тэккэ с его старыми зелеными платанами и древними гробницами на старинном, поросшем травой кладбище поразил меня своим дивным воздухом, атмосферой мира и спокойствия.

Когда я подошел к дверям тэккэ, церемония уже началась; я услышал странную, негромкую музыку флейт и приглушенных барабанов. Впечатление было неожиданным и необыкновенно приятным.

Затем последовал разговор у входа – небольшое беспокойство по поводу ботинок и туфель; мы идем направо, потом налево, далее – темный проход... Но я уже понял, что пришел в такое место, где увижу нечто.

Круглая зала устлана коврами и окружена деревянными перилами, доходящими до груди. За перилами, в круговом коридоре – зрители. Идет церемония приветствия.

Мужчины в черных халатах с широкими рукавами, в высоких желтых шапках из верблюжьей шерсти, чуть суживающихся кверху (кула), один за другим приближаются под аккомпанемент музыки к шейху, который сидит в особой ложе, прислонившись к подушке. Они отдают шейху низкий поклон, становятся по правую его руку, затем, сделав несколько шагов, повторяют те же самые низкие поклоны и становятся слева от него. А потом, подобно черным монахам, медленно и спокойно садятся друг за другом вдоль круговых перил в круглой зале. Все время играет музыка.

Но вот она затихает. Молчание. Мужчины в высоких кула сидят, опустив глаза.

Шейх начинает длинную речь. Он говорит об истории мевлеви, о султанах, которые правили в Турции, перечисляет их имена, говорит об интересе и симпатии к ордену дервишей. Странно звучат арабские слова. Мой друг, который долго жил на Востоке, негромко переводит мне слова шейха.

Но я больше смотрел, чем слушал. И вот что поразило меня в этих дервишах: все они были разные.

Когда вы видите вместе много людей, одетых в одинаковую одежду, вы, как правило, не разбираете их лиц. Кажется, что они у всех одинаковые.

Но то, что особенно поразило меня здесь и сразу же приковало к себе внимание, – это необычный факт: все лица были разными. Ни одно не походило на другое, и каждое немедленно запечатлевалось в памяти. Я никогда не встречал ничего подобного. Через десять-пятнадцать минут, в течение которых я наблюдал за церемонией, приветствия окончились, – лица всех дервишей, сидевших в кругу, стали мне близкими и знакомыми, словно лица школьных товарищей. Я уже знал их всех – и с приятным предчувствием ждал, что же последует дальше.

Снова, как будто издали, донеслись звуки музыки. Один за другим, не спеша, несколько дервишей сбрасывают свое одеяние и оказываются в коротких куртках по пояс и в каких-то длинных белых рубахах; остальные остаются в верхней одежде. Дервиши встают; спокойно и уверенно подняв правую согнутую руку, повернув голову вправо и вытянув левую руку, они медленно вступают в круг и с чрезвычайной серьезностью начинают вертеться, одновременно двигаясь по кругу. А в центре, так же согнув руку и глядя вправо, появляется дервиш с короткой седой бородой и спокойным приятным лицом; он медленно вертится на одном месте, переступая ногами какими-то особыми движениями. Все дервиши – некоторые очень молодые люди, другие средних лет, а кое-кто уже совсем старики – вертятся вокруг него. И все они вертятся и движутся по кругу с разной скоростью: старики – медленно, молодые – с такой быстротой, что дух захватывает. Одни, вертясь, закрывают глаза, другие просто смотрят вниз; но никто из них ни разу при этом не коснулся другого.

А в самой середине, не вертясь, как другие, медленно шагал седобородый дервиш в черном одеянии и зеленом тюрбане, закрученном на шапке из верблюжьей шерсти; он прижимал ладони к груди и держал глаза опущенными. Шагал он как-то странно: то вправо, то влево, то делал несколько шагов вперед, то немного отступал назад, как будто все время двигался по какому-то кругу; но временами он как бы переходил с одной орбиты на другую, а затем снова на нее возвращался. Он также ни разу не коснулся никого из окружающих, как и его самого никто не коснулся.

Как это могло быть? Я ничего не мог понять. Но об этом я даже и не думал, потому что в тот момент все мое внимание было обращено на другое: я наблюдал за лицами.

Шейх, сидевший напротив меня на подушках, вертевшийся посредине дервиш, другой, в зеленом тюрбане, медленно двигавшийся среди вертящихся дервишей, очень и очень старый человек, медленно вертевшийся среди молодых, – все они что-то мне напоминали.

Я не мог понять, что именно.

А дервиши продолжали вертеться, двигаясь по кругу. Одновременно вертелись тринадцать человек; то один, то другой останавливался и медленно и спокойно, с просветленным и сосредоточенным лицом, усаживался около стены. Тогда поднимался другой и занимал его место в круге.

Невольно я стал думать, почему же эту церемонию описывают как безумное вращение, которое повергает дервишей в ярость? Ведь если и есть в мире нечто противоположное ярости, то именно это верчение. В нем имелась какая-то система, которую я не мог понять, но которая явно угадывалась; и, что еще более важно, в нем было интеллектуальное сосредоточение, умственное усилие, как будто дервиши не просто вертелись, но и одновременно решали в уме труднейшие задачи.

Я вышел из тэккэ на улицу, полный необычных и беспокойных впечатлений. Я догадывался, что нашел нечто невероятно ценное и важное; но в то же время понимал, что у меня нет средств понять найденное, нет возможности подойти к нему ближе, нет даже языка.

Все, что я раньше прочел и понял о дервишах, не объясняло мне загадку, с которой я столкнулся. Я знал, что орден мевлеви был основан в XIII веке персидским поэтом и философом Джалаледдином Руми, что верчение дервишей схематически изображает Солнечную систему и вращение планет вокруг Солнца, что дервиши пронесли через столетия свой статут, правила и даже одеяние совершенно нетронутыми. Я также знал, что знакомство с существующей литературой о дервишах приносит глубокое разочарование, потому что в ней остается обойденным самое важное. Так что теперь, когда я сам увидел дервишей, я сформулировал для себя важнейшие, относящиеся к ним проблемы. Первая: как им удается не натыкаться друг на друга, даже не касаться друг друга? И вторая: в чем заключается секрет этого напряженного умственного усилия, связанного с верчением, усилия, которое я видел, но не мог определить? Впоследствии я узнал, что ответ на первый вопрос является одновременно ответом и на второй.
*   *   *

Константинополь исчез, подобно сну. Я побывал в других тэккэ, в Эйюбе, в Скутари; повидал других дервишей. И все это время чувство тайны продолжало усиливаться.

Вертящиеся дервиши мевлеви и "воющие" дервиши в Скутари стояли как-то особняком от всего, что я когда-либо знал или встречал в жизни, отличались от всего этого. Когда я думал о них, я вспоминал слова одного хорошо известного человека в Москве; он посмеялся надо мной, когда я сказал, что Восток хранит многое такое, что еще неизвестно.

"Неужели вы действительно верите, что на Востоке осталось что-то неисследованное? – спросил он. – О Востоке написано столько книг; так много серьезных ученых посвятило ему свою жизнь, изучая каждую пядь его земли, каждое племя, каждый обычай. Просто наивно думать, будто на Востоке осталось что-нибудь чудесное и неизвестное. Мне легче поверить в чудеса на Кузнецком мосту".

Сказанное звучало очень умно, и я почти согласился с ним. Но теперь я сам оказался на Востоке, и первое, что я там встретил, было чудом. И чудо это происходило у всех на виду, почти на улице. Главная улица, Пера, была "Кузнецким мостом" Константинополя. И никто не мог объяснить мне этого чуда, потому что никто ничего о нем не знал.
*   *   *

Прошло двенадцать лет, прежде чем я снова встретил дервишей.

Я повидал многие страны; за это время случилось много событий. Из тех людей, которые сопровождали меня в первую поездку в Константинополь, уже никого не было. Не было даже России, ибо за последние три года позади меня как бы происходили обвалы. В этот совершенно непостижимый период пути назад не было, и я испытывал к местам и людям то же самое чувство, которое мы обычно испытываем ко времени.

Не было никакой возможности вернуться ни в одно из тех мест, которые я оставлял. Ни от кого, с кем я расставался, не было больше вестей.

Но когда я увидел с корабля в тумане минареты Стамбула, а по другую сторону башню Галаты, мне тут же пришла на ум мысль о том, что скоро я увижу дервишей.

И вскоре я их увидел. Константинополь стал еще более шумным, если это вообще возможно; но, несмотря на новые толпы, он казался опустевшим. За эти годы бедный город наполовину утратил свой восточный колорит и быстро приобретал однообразный и отталкивающий облик европейского города. Однако в тэккэ дервишей на Пера все было так же, как и прежде: те же старые надгробия, те же платаны, та же тихая музыка, те же (или похожие на них) спокойные лица. После двенадцати лет нельзя быть уверенным, но мне показалось, что несколько лиц я узнал.

Теперь я знал о них больше; знал часть их тайны, знал, как они это делают, знал, в чем заключается умственная работа, связанная с верчением. Не детали, конечно, потому что детали знает только тот, кто сам принимает участие в церемониях или упражнениях; но я знал принцип.

Все это не уменьшило чуда; оно лишь приблизилось и стало более значительным. Вместе с тем я понял, почему дервиши не открывают своего секрета. Легко рассказать, что они делают и как делают. Но для того, чтобы вполне это понять, нужно сначала знать, зачем они это делают. А об этом рассказать нельзя.
*   *   *

Я опять уехал; и вскоре почва за мной снова обвалилась, так что вернуться в Константинополь стало невозможным.

А немного времени спустя исчезли и сами дервиши. Просвещенные правители новой Турции запретили всякую деятельность "астрологов, предсказателей и дервишей". В тэккэ на Пера ныне находится полицейский участок.

1909-1925

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100