Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Четвертый Путь => Тема начата: wayter от 11 ЮЪвпСап 2003, 03:14:41

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: wayter от 11 ЮЪвпСап 2003, 03:14:41
В книге "Учителя мудрости" Дж. Беннет, один из ведущих последователей Гюрджиева, рассказывает о древней традиции,  которую он связывает с суфизмом.

Он противопоставляет "северных суфиев" Персии и Туркестана "южным суфиям" Месопотамии и Африки:

Цитировать
Вероятно, следует также отличать суфиев Аравии, Месопотамии, Сирии, Африки и Испании, то есть, "южных суфиев", от суфиев Персии, Туркестана, Афганистана и Кавказа, или, "северных суфиев". Суфии Турции занимали промежуточное положение, разделяя определенные представления и тех, и других. Родиной южных суфиев были, в основном, страны, ранее бывшие христианскими, и они приняли христианскую концепцию Бога, как любви, а также считали единение с Богом в любви высшей целью духовного пути. В этом, безусловно, их представления совпадали с позицией христианских святых. Северные суфии, в свою очередь, понимали положение человечества гораздо глубже, и знали, что тайна любви заключается в смерти человеческой самости, в результате унижения и самоотречения. В этом смысле, они были ближе к Ассирийским христианам, которые считали смерть со Христом обязательным условием воскресения. Кроме того, в доктрине опустошения (аннигиляции), mahw wa fana, была отражена концепция пустоты, фигурирующая в Буддизме и Зороастризме. Северные суфии даже использовали термин итлак, освобождение, из буддийской идеи Архата, освобожденного человека.

Эти мысли уже проповедовались такими исламскими учителями из Багдада, как Баязид Бистами и Джунайд, еще до десятого века. Однако это делалось в рамках ортодоксальной традиции, согласно которой, спасение было гарантировано всем принявшим веру в Единство Бога и пророческий статус Мухаммада, что не требовало каких-либо дополнительных усилий, помимо исполнения религиозных обрядов, и следования моральным принципам Корана.

Хотя среди южных суфиев были великие святые, у них не было того истинного учения, которое я назвал великим нововведением Ходжагана. Конечно, идея трансформации была известна Учителям задолго до этого, но раньше она была эзотерической и раскрывалась только посвященным в тайны особого пути. Ранние христиане понимали необходимость в трансформации, и знали, что следует понимать под смертью со Христом и новым рождением. Тем не менее, это знание было потеряно, когда церковь стала активно насаждать в умах людей ортодоксальные представления и требовать от них исполнения определенных правил.


Традицию Хваджаган Беннет связывает с шейхом из иранского города Хамадан (Карту Ирана можно посмотреть здесь: http://www.sufism.ru/perssufi/iran_map.htm ).

В главе "Возвращение учителей" Беннет пишет:

Цитировать
Эти истории свидетельствуют о том, что учение любви и унижения уже начинало распространяться в Туркестане. Тогда же появился первый Учитель Мудрости. Это был Абу Йакуб Ходжа Йусуф из Хамадана. Йусуф родился в 1048 году и умер в 1143 году, в возрасте девяноста пяти лет
.

Текст главы здесь: http://www.sufism.ru/libr/txt/bennett/um/6vu.htm
Вся книга: http://www.sufism.ru/libr/txt/bennett/um/index.htm


* * *

Тримингэм в этой связи пишет следующее:

"Для Ирана XII век был переходным периодом к чисто персидской форме суфизма, путь к которому был подготовлен такими суфийскими поэтами как Абу Са'ид б. Абу-л-Хайр (967 - 1049). С этим движением связывают в первую очередь имя Абу Йа'куба Йусуфа ал-Хамадани ал-Бузанджирди (1049-1140)". *

Говоря об интересующей Беннета традиции Хваджаган-накшбандийа ("Учителя мудрости" по Беннету), Тримингэм указывает, что "Традиция накшбандийа не считает Бахааддина основателем тарики, носящей его имя, и именно поэтому к нему не восходят линии ученической атрибуции  (силсилат ат-тарбийа). Фахраддин 'Али б.Хусайн, автор истории тарики под названием "Рашахат 'айн ал-хайат", начинает ее с Абу Йа'куба Йусуфа ал-Хамадани" (ум. 1440).**

-------------------
*    Дж.С.Тримингэм. Суфийские ордены в исламе.М.Наука.1989, с.54
**   Там же. Стр.61
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: latif от 11 ЮЪвпСап 2003, 16:17:05
по поводу христианских или еще каких-либо буддийских влияний на суфизм  :"....

      Некритическое использование при анализе суфизма понятий и идей, почерпнутых в ходе исследования мистических учений совершенно другой религии, неизбежно приводило к натяжкам и курьезам. И тем более суфизм ни в прошлом, ни в настоящем не имел и не имеет ничего общего с экстравагантными и причудливыми оккультными явлениями современной культуры (общества сатанистов и т. д.).

      Суфизм очень отличается от мистических течений других религий. В суфизме наблюдается удивительная живучесть традиций мусульманского эзотеризма, возникших в глубинной дали первых веков ислама. Конечно, если исходить из того обстоятельства, что суфизм есть учение об имманентности божественного бытия, со сложной системой средств достижения единства с Богом в этой жизни, суфизм - мистицизм. Но признание этого обстоятельства никоим образом не должно приводить к смешению суфизма с христианским мистицизмом, а тем более с современными формами оккультизма. " цитируется по  И.Насырову.далее он приводит мнение востоковеда Луи Массиньона:"...Например, французский исламовед Л. Массиньон, проследив эволюцию суфийской технической терминологии, обнаружил, что <она берет начало в кораническом тексте, соответственно понятом и переосмысленном. Коран, и только Коран, считал Л. Массиньон, был отправной точкой суфийских спекуляций, а значения суфийских терминов неотделимы от самого строя и характера арабского языка ". и самое главное:"....

      Следует еще раз четко оговориться, что все суфии считают, что без шариата нет <тариката> (суфийского Пути к Богу). Различие между экзотерической (явной) и эзотерической (тайной) сторонами ислама кроется в различном понимании откровений Корана."
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: kopernick от 13 ЮЪвпСап 2003, 16:16:44
Цитата: "latif"
И тем более суфизм ни в прошлом, ни в настоящем не имел и не имеет ничего общего с экстравагантными и причудливыми оккультными явлениями современной культуры (общества сатанистов и т. д.).

      Суфизм очень отличается от мистических течений других религий.


Суфизм, как и любое другое учение, существовавшее на земле, не мог и не может существовать совершенно отдельно от окружающей действительности. Влияния были неизбежны, местная специфика налагала свои особенности.

При всей уникальности суфизма нельзя не признать определенных параллелей с другими духовными/мистическими традициями. Например, практика зикра имеет аналоги в исихазме (умная молитва) и некоторых индо-буддийских традициях (мантраяна).
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: latif от 14 ЮЪвпСап 2003, 18:17:29
здравствуйте,коперник ! суфизм черпает все свои положения из Корана и Сунны:и тихий зикр и громкий ,все это обосновано Шариатом,на все есть указание и доказательство.Если мы встречаем в Коране упоминание о Пророке Моисее(мир ему ) или Пророке Иисусе(мир ему),это сосвем не означает,что Пророк Мухаммад (мир ему)испытал влияние христианства или иудаизма,верно?чтобы понять адекватно какое-либо учение необходимо слушать ,что говорят о нем лучшие его представители.Если вы желаете знать,что такое суфизм ,внимайте тогда,что говорят  о нем не Анни Беннет и даже не Луи Массиньон,а имам аль-Газали,Абдул-Кадир Джилайни или имам Раббани,да будет доволен ими всеми Аллах.
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: kopernick от 15 ЮЪвпСап 2003, 18:13:55
Цитата: "latif"
чтобы понять адекватно какое-либо учение необходимо слушать ,что говорят о нем лучшие его представители.Если вы желаете знать,что такое суфизм ,внимайте тогда,что говорят  о нем не Анни Беннет и даже не Луи Массиньон,а имам аль-Газали,Абдул-Кадир Джилайни или имам Раббани,да будет доволен ими всеми Аллах.


Совершенно с вами согласен. Но вместе с тем не вижу, причин, почему бы не учитывать мнения известных ученых, которые (мнения) подтверждены убедительными доказательствами. Чтобы понять само учение, конечно, лучше внимать словам учителей. Но чтобы понять историю этого учения, его связь с культурой того региона, откуда оно произошло и т.п., стоит доверять и ученым. Не вижу тут никакого противоречия.
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: Вадим от 17 ЮЪвпСап 2003, 14:03:31
latif писал:
Цитировать
Коран, и только Коран, считал Л. Массиньон, был отправной точкой суфийских спекуляций

Вы себе несколько противоречите. То ратуете за аутентичнсть авторитетов, то ссылаетесь на Мссиньона с Насыровым (который, кстати, почти дословно цитирует И.Шаха).

P.S. Если бывают "суфийские" спекуляции, то возможно все, что угодно. Вплоть до связи между каннибаллами Новой Гвинеи и Иисусом, предлагавшим плоть и кровь свои ученикам :wink:

P.P.S. Поэтому скорее следует согласиться с kopernick-ом.
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: latif от 17 ЮЪвпСап 2003, 18:46:52
здравствуйте!я не имел ввиду,что востоковеды всегда неправильно говороят о суфизме,я хотел сказать,что они часто допускают ошибки и это в основном по двум причинам:1.они не знают шариат.2 они не являются суфиями(как не являются они мусульманами).Еще раз хочу повторить,что исламский тасаввуф подтвеждает все свои положени я:и результаты "маарифа",и элементы практики аятами из Корана и Сунной.Читайте,если хотите,классические трактаты по суфизму,такие как "Рисалятуль Кушайрия" имама аль-Кушайри,"кутуль кулуб" Абу Талиба аль-Макки,"мактубат" имама Раббани,"авариф валь маариф" имама Сухраверди,"таарруф би мазхаб тасаввуф" имама Калабази,"кауаид тасаввуф"имама Ахмада Заррука и т.д и т.п.Тогда вам станет понятно ,что думают и к чему призывают сами,сами суфии,а не их многочисленные интерпритаторы.
Название: Шах Латихан Беннеттович - РАЗГИГАЙ каких мало!
Отправлено: Sweyk от 17 ЮЪвпСап 2003, 22:29:51
После того как наипреданнейший ЧП Беннетт вначале сдал всё жулику Шаху, а потом  рухнул в Латихан, его книгами можно растапливать буржуйки.
Может я чуть резковат, но впечатление от этого "ученика" удурчающее. А ведь находятся ещё люди, которые до сих пор считают этого идидота лучшим учеником ГИГа.
Какое вопиющее РАЗГИГАЙСТВО :- ((((
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: Вадим от 20 ЮЪвпСап 2003, 08:46:35
Цитата: "latif"
здравствуйте!я не имел ввиду,что востоковеды всегда неправильно говороят о суфизме,я хотел сказать,что они часто допускают ошибки и это в основном по двум причинам:1.они не знают шариат.2 они не являются суфиями(как не являются они мусульманами).

Я стараюсь поменьше говорить о суфизме, поскольку всегда говорю о нем неправильно, хоть и не востоковед, но по тем же причинам: 1) шариата не знаю, 2) суфием не являюсь (как и мусульманином). Однако позволю себе очередное неправильное высказывание.
Сами суфии из рекомендованного вами списка признают, что суфизм существовал до появления Мухаммада (мир ему). Эту мысль давно жуют на форуме, посему не буду на ней задерживаться. У меня только вопрос остаётся: неужели так важно выяснить, кто суфий, а кто нет? Неужели это так важно, что полезнее тратить время на выяснения, чем на практику (пусть даже неправильную и совсем даже несуфийскую)?

P.S. Неужели мимолетное ощущение правоты важнее собственной души?
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: Бать-Бать от 20 ЮЪвпСап 2003, 14:19:12
Уважаемые, есть ли у кого информация об электронной версии 4-х томника Беннетта "Драматическая Вселенная"
Название: Re: Шах Латихан Беннеттович - РАЗГИГАЙ каких мало!
Отправлено: bososno от 25 ФХЪРСап 2003, 03:26:08
Цитата: "Sweyk"
После того как наипреданнейший ЧП Беннетт вначале сдал всё жулику Шаху, а потом  рухнул в Латихан, его книгами можно растапливать буржуйки.
Может я чуть резковат, но впечатление от этого "ученика" удурчающее. А ведь находятся ещё люди, которые до сих пор считают этого идидота лучшим учеником ГИГа.
Какое вопиющее РАЗГИГАЙСТВО :- ((((


Уважаемый Sweyk!
Является, ли Ваш уровень бытия, искренность поиска Истины и Бога, чем-то подобны Беннету. Или беря на себя смелость судить о нем и нелестно отзываться, Вы компенсируете свое чувство неполноценности.  Типа: Обозвал Пифагора придурком - вроде как и умным выгляжу. Есть ли у Вас какие-нибудь собственные книги, которые могли бы послужить топливом для обогрева в трудные минуты?
Bososno, человек до сих пор считающий Беннета учеником Гюрджиева.
Название: Дж.Беннет об учителях мудрости и персидском суфизме
Отправлено: Алим от 26 пЭТРап 2004, 17:38:47
Уважаемый bososno , я считаю что , в книгах Гурджиева бенета и много других , отчетливо видно стройная система и пригодные знания еще на 500 лет вперед . Гурджиева читал чуть чуть , но Бенета ни строчки , но думаю что , и чувствую что он писал отменные вещт и это мне подсказывает чутье. Гурджиев просто был феноменом и т д. Гурджиев это абсолютный верх для многих и думаю обойти его на горизонте не видно никого !

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100