Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Орден Аулийя  (Прочитано 368 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Орден Аулийя
« Ответ #1 : 22 ФХЪРСап 2013, 13:44:27 »
Показалось небезынтересным. Рассказано неким очевидцем, пожелавшим остаться неизвестным. Источник у меня вызывает доверие, но тем не менее, ни за что не поручусь.
 
 Орден Аулийя
 Братство Аулийя - это малоизвестный тарикат, бытующий в Северном Казахстане и на Южном Урале издревле вплоть до наших дней. В основном он сельский, но среди его дервишей есть и городские люди. В своей традиции он несёт явные следы влияния шаманизма и тибетского буддизма (о чём в нём сохранились прямые предания). Существуя на окраине мусульманского мира, орден во многом потерял или изначально не приобрёл характерные черты других суфийских орденов, но тем не менее его силсила восходит именно к суфиям Ближнего Востока. Именно оттуда в своё время в их глушь неведомыми путями забрёл некий бродячий дервиш (возможно, каландар), которого они назвали "аулиэ", святой. Отсюда образовалось и название ордена.
 Учение Аулийя весьма своеобразно и небезынтересно, поэтому попробую его описать. Начнём с того, что слово "тарикат" они не используют (разве что в последнее время), а традиционно пользуются названием "Красный путь" (Кызыл юл).
 
 Красный Путь (Кызыл Юл).
 Осевым понятием духовной традиции ордена Аулийя является Кызыл Юл, Красный Путь.
 Это понятие описывает особый образ жизни во всей полноте, и внешнюю его сторону, и внутреннюю дисциплину.
 Красный Путь, с точки зрения ордена, является особым образом жизни, помогающим нам стать собственно людьми, "адамами". Красный Путь состоит из трёх основных элементов:
 1.      Истинное дело (Ысын Эш)
 2.      Внутренняя работа (Эске Эш)
 3.      Учение о Друге (Дус)
 
 1. Истинное дело.
 Особое внимание в ордене уделяется тому, чтобы каждый человек нашёл своё, так называемое, истинное дело - "занятие, данное Аллахом". Это определённым образом (как мне, plot'у, показалось) напоминает концепцию "потока", введённую психологом Михаем Чиксентмихайи. Истинным делом является занятие, при выполнении которого человек чувствует радость и которым готов заниматься всё свободное время.
 Человек, который занимается любимым делом и при этом соблюдает определённую внутреннюю дисциплину, рано или поздно становится Мастером. Это - особое состояние ума человека, следующего Красным Путём. Абсолютно всё равно при этом, что это за дело, главная ценность - именно это состояние. Если человеку удаётся найти своё дело и посвятить ему свою жизнь естественным образом, без насилия над собой или над обстоятельствами или над другими людьми, слушая уроки жизни и следуя им, через какое-то время он или она приходит к особой глубинной мудрости.
 В ордене с детства (если человек родился в семье дервишей) стремятся тщательно выявить "истинное дело" человека и всячески помогают ему или ей развить этот талант, зачастую, например, скидываясь общиной на оплату затрат, связанных с образованием. Поэтому в братстве есть много (в сравнении с окружающим сельским населением, по крайней мере) образованных людей, имеющих вполне современные профессии, даже двое учёных со степенями, живущих в городе (при этом один из них - в Германии), хотя в целом это сельский орден, живущий по принципу колхоза. Большинство молодых людей, получив образование, возвращаются, т.с., к корням.
 
 2. Внутренняя работа.
 Для того, чтобы следовать Красному Пути, необходимо также соблюдать определённую внутреннюю дисциплину. Она включает в себя несколько стадий. По мере продвижения по ним, человек всё больше сливается с Красным Путём. Можно сказать, что именно внутренняя работа является осью Красного Пути, на которую нанизывается всё остальное. Важность этого пункта такова, что старики говорят: если есть Эске Эш, есть и Кызыл Юл. Если же нет Эске Эш, всё пойдёт прахом.
 Итак, каковы же стадии внутренней работы.
 
 2.1. Первая стадия.*
 Не употреблять психоактивных веществ (включая табак и алкоголь)**, не сквернословить, не обижать людей, не бездельничать. После того, как человек укрепляется на этой стадии, он переходит к следующей:
 
 2.2. Вторая стадия.
 Необходимо выработать в себе следующие особые качества, называемые "чистыми" (Саф Касиети):
 2.2.1. Старательность
 Это преодоление лености, укрепление в привычке постоянно работать над собой. Что-то вроде "не позволяй душе лениться". Правило такое: нужно приучиться спрашивать себя - какое самое полезное дело я могу сейчас сделать? И, решив, делать его.
 2.2.2. Скромность
 Не выпячивать свои достоинства и не превозноситься перед теми, кто тебе в чём-то уступает.
 2.2.3. Довольство
 Довольство означает, что человек стремится довольствоваться малым, не гонится за богатством, не питает в себе недовольства тем, что есть. Основной посыл примерно такой: "Делай что должен и будь что будет. И что бы ни было - принимай без сопротивления". 
 2.2.4. Достоинство
 Не стремиться добиваться чьего-либо одобрения, не пресмыкаться, не подличать. Жить по своим внутренним моральным правилам, "не прогибаясь под изменчивый мир".
 2.2.5. Смелость
 "Не отступать и не сдаваться". Это способность без отчаяния и страха встречать трудности и опасности. Способность сражаться не смотря ни на что, даже в самой безвыходной ситуации.
 2.2.6. Терпение
 Это, можно сказать, самообладание. Что бы ни случилось, такой человек не выходит из себя, не дёргается, сохраняет спокойствие.
 2.2.7. Ответственность
 Это постоянная проверка - не навредят ли твои действия или бездействие другим людям. Кроме того, это понятие включает в себя обязательность. Такой человек держит слово и выполняет свои обязанности и обязательства.
 2.2.8. Уважение к людям
 Это - признание в других людях мыслящих существ, имеющих право на собственное мнение, собственную волю и прочее. В целом - это признание за людьми тех же прав, которые ты признаёшь за собой. В том числе это выражается в том, чтобы не говорить о других злого, в том числе и за их спинами, и воздерживаться от недобрых мыслей. Не делать другим того, чего бы ты не хотел для себя.
 2.2.9. Доброта
 Это помощь нуждающимся, в том числе и в чисто бытовом смысле. Если кто-то находится в затруднении, такой человек приходит к нему на помощь.
 
 Для выработки всех этих качеств применяются, помимо прямых усилий, различные вспомогательные приёмы.
 
 2.3. Третья стадия.
 На третью стадию человек вступает не когда заканчивает предыдущую (да и можно ли тут что-то закончить?), а скорее если он вообще "избран свыше" быть дервишем.
 Во-первых, дервиш становится собственно дервишем, тогда как первые две стадии - это внешний круг. Много людей в окрестных сёлах и городах являются дервишами внешнего круга, часто сами того не зная. Они просто сознательно придерживаются вышеописанных правил, и их им дали дервиши внутреннего круга, о которых зачастую никто не знает, что они входят в орден. Они являются просто уважаемыми людьми.
 Во-вторых, на этой стадии человек переходит к служению (Хезмет). Это особое понятие в тарикате. Оно означает, что человек учится жить не только для себя, а в перспективе - жить с полной самоотдачей. Как правило на этой стадии человек женится (выходит замуж), если не успел сделать это раньше (браки, кстати, заключаются только с благословения старейшин). Брак служит дополнительным полем этой практики.
 В-третьих, человек на этой стадии приступает к определённым психо-физическим упражнениям для того, чтобы, как говорят суфии, отполировать свой нафс, т.е. эго, до зеркального блеска. Работа на этой стадии заключается в том, что человек начинает поддерживать полную чистоту в мыслях, словах и делах. При этом именно чистота в мыслях является основой практики, иначе чистота в словах и делах окажется лицемерной. Для этого используются различные специальные методы. Если предыдущие стадии может пройти любой человек, то с этой стадии начинается собственно духовный путь.
 Вышеупомянутых специальных методов очень много.
 При этом чётко разделяется два вида практики - "неформальная" (Кендэге Эш) и "формальная" (Махсус Эш). То есть, соответственно, выполняемая одновременно с повседневной деятельностью и наоборот - в особое, специально отведённое время. Таким образом, внутренняя работа постепенно проникает всю жизнь, становится второй натурой.
 Основными методами здесь являются тихий и громкий зикр (во время регулярных собраний), размышления над темами, которые даёт мастер, саморефлексия, перестройка сознания с помощью специальных методов***. Практикуются регулярные уединения.
 
 2.4. Четвёртая стадия.
 Дервиши четвёртой стадии входят, так сказать, в Святая Святых. Это духовные старейшины и руководители братства. На определённой стадии пути человек настолько трансформируется, что у него не остаётся эгоистических помыслов и мотиваций. Как правило, такой человек обнаруживает себя полностью посвящённым другим людям. Иными словами, такой человек становится слугой. Посвящение себя другому. Святость. Шайхи**** ордена оказываются людьми, максимально посвятившими себя служению другим. Настолько, что в них не остаётся ничего "своего".
 
 3. Друг (Дус).
 
 3.1. Правильные и неправильные шаги.
 Помимо “Истинного дела” и “Внутренней работы” можно выделить ещё понятие о правильных и неправильных шагах или делах. Здесь речь больше идёт о мотивациях, толкающих нас совершать те или иные конкретные шаги. Неправильные шаги приводят к нежелательным внешним и внутренним последствиям. Это — не вопрос наказания, а лишь вопрос следствия, точно так же как смерть человека, прыгнувшего с десятого этажа не является наказанием, а лишь следствием.
 В нашей психике имеют место совершенно разнородные мотивационные импульсы. Для того, кто следует по Красному Пути, необходимо уметь их анализировать, разделять, определять. Неправильные шаги, приводящие к нежелательным последствиям, как правило продиктованы совершенно определёнными мотивами.
 Помимо этого, нежелательные шаги обладают рядом других признаков.
 По мере отслеживания своих мотиваций и следования правильному, наше чувство правильного всё более оттачивается и в конце концов вся наша жизнь превращается в Путь.
 Здесь ещё нужно иметь в виду, что под «шагами» подразумеваются не только физические действия, но и мысли.
 
 3.2. Река
 Вселенная имеет своего рода Течение, которое в ордене называется Рекой или волей Друга (Другом называют Аллаха).
 К мейнстриму Реки нас ведут правильные шаги. Со временем мы начинаем чувствовать, какой шаг будет "правильным", т.е. соответствующим течению Реки, а какой - нет. Это и есть то, что называется "волей Друга".
 Апофеоз этого пути заключается в том, что дервиш полностью сливается с Течением, самоустраняется из его потока, и уже нет "меня" и "Течения", а есть только Течение. На этой стадии становятся возможными явления, которые человеку со стороны могут показаться чудом, хотя ничего чудесного в них на самом деле нет.
 ---------------------------------
 
 *Эта стадия как правило нужна только людям "со стороны", жителям окружающих сёл. Те, кто родился и вырос в братстве, придерживаются этих правил и так, естественным образом, так сказать.
 
 **Надо сказать в ордене Аулийя, очень редко, некоторые люди употребляют галлюциногенные средства один или два раза в жизни, редко больше. Однако, это случаи скорее исключительные и проходит такой приём под строгим контролем и с совершенно определённой целью.
 
 ***Орден воспринял значительное влияние со стороны тибетского буддизма, что определённым образом сказалось и на применяемых методах. Кроме того, некоторые методы сохранились и были развиты с шаманских времён.
 
 ****В ордене не используется традиционное для других тарикатов именование "шайх" и т.д. Вместо этого используется термин "атай", т.е. отец. А вместо термина "кутб" используется слово "карт", т.е. "старец, старейшина". Рядовой член ордена зовётся не дервишем, а "агай" или "апай" ("брат" или "сестра" соответственно).
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100