Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная традиция > Буддизм

Критика "истинной осознанности", или бдительности ( Mindfulness )

<< < (2/13) > >>

Жан-:
При помощи практик осознанности,человек приходит к истинной ОСОЗНАННОСТИ, которая есть  безусильность и которая есть природа вашего ума.

plot:
Думаю, достаточно очевидно, что с помощью практик осознанности (самые прямые из них, из известных мне, пожалуй - сатипаттхана, анапанасати), человек учится включать контур непосредственного восприятия и оставаться в нём.

plot:
Итак, с точки зрения нейробиологии осознанность это вполне определённый особый режим работы мозга, когда он, по сути, отслеживает собственную работу.
 
 В бодрствующем состоянии имеются два основных режима работы (при этом работают разные участки мозга):

 1. "Сеть по умолчанию" (имеется в виду нейронная сеть). Это например когда вы сидите на скамейке в парке и в голову вам приходят мысли о том о сём. Надо бы мол потолок побелить или ещё что-то такое. Сеть по умолчанию включает т.н. "нарративное состояние" - это когда мы как бы ведём повествование в мыслях (внутренний диалог-монолог). При этом вы можете думать о чём-то вполне сосредоточенно.
 
 2. Но существует ещё и второе состояние - "сеть непосредственного восприятия". Это когда вы, сидя на скамейке, ни о чём не думаете вообще, а сознательно воспринимаете поступающую на органы чувств информацию (в том числе и информацию о собственном "я" - чувствах, мыслях, эмоциях, внутреннем состоянии). Ветерок, расслабленность в теле, солнце припекает, колыхание листвы на деревьях и т.д. В этом режиме восприятие становится более точным и полным.
 
 Подобное состояние тренируется и только благодаря этому внутреннему наблюдателю мы можем контролировать своё поведение, управлять мышлением и т.д. Учёные отмечают, что если человек тренирует это состояние (а делать это можно множеством способов), он способен отключать нарративное состояние сознательно, он способен отмечать момент прихода какого-то импульса-желания и блокировать его на подходе, до актуализации, он способен к озарениям.
 
 Оказывается, нейробиологи занимаются и изучением творческих озарений, когда решение какой-то проблемы приходит интуитивно, как бы сразу. И исследования показали, что способность к озарениям прямо пропорциональна степени развитости осознанности.
 
 При этом интересно, что эти две сети связаны между собой инверсно, согласно исследованиям. Т.е. когда одна включается, другая отключается. По умолчанию человек автоматически находится на нарративе, поэтому эта сеть и названа "сетью по умолчанию".

Это пересказ из вышеупомянутой книги.
 
По сути под состоянием "сети непосредственного восприятия" описана шаматха. В випашьяне человек учится сосредотачивать работу этой сети на определённых задачах, как я понимаю.

Кроме того, при определённой практике нарратив может работать без отключения СНВ (говорю из собственного опыта, в книге об этом не говорится). При этом работа нарратива, конечно, меняется.

plot:
За автоматизмы ответственны базальные ядра мозга, а за осознанность - островок мозга и передняя поясная кора. Это разные участки мозга и они могут работать одновременно.

Данные из книги "Мозг. Инструкция по применению". Кроме того, там весьма интересно рассказывается о нейробиологических исследованиях феномена осознанности. Ну и много чего ещё. Вообще, рекомендую эту книгу.

abram:

--- Цитировать ---Я имею в виду, что усмирённого коня можно использовать для разных целей. Кому-то оказывается вполне достаточно пахать на нём свой огород. А кто-то обнаруживает, что на нём можно путешествовать, например. Туда, куда пешком не очень-то и дойдёшь.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Можно с ним еще любовью заниматься.)
--- Конец цитаты ---


Анекдот в тему:


Hа уpоке литеpатуpы учительница говоpит :
- Дети, пpидумайте мне стих с фpазой "Если б я имел коня"
Петя тянет pуку :
- Если б я имел коня, я б скакал на нем 3 дня !
- Молодец Петя, пять.
Ваня тянет pуку :
- Если б я имел коня, конь бы слушался меня !
- Молодец Ваня, пять.
Вовочка :
- Если б я имел коня, это был бы номеp ...
Если б конь имел меня, я б навеpно помеp ...

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии