Духовная традиция и современность

Духовная культура => Вечные вопросы => Тема начата: wayter от 04 РЯаХЫп 2012, 18:51:03

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Основной этический акт — выбор, свободный поступок
Отправлено: wayter от 04 РЯаХЫп 2012, 18:51:03
Библер прислал мне свое эссе «Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах».
Я написала ему: «Вы говорите: основной этический акт — выбор, свободный поступок. Но почему исторически выбор всегда предстоял неразрешимым парадоксом. Для античности — в силу идеи рока; для средневековья — божественного предопределения. Для позитивизма XIX века — в силу биологического и социального детерминизма.
 Для нас такие механизмы уже не срабатывают. И получается, что самый непредустановленный выбор у наших современников. Но это уже сверхпарадокс. Потому что никто еще не проходил через подобный опыт невозможности выбора».

Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания.Эссе.Спб.2011.С.341.
Название: Re: Основной этический акт — выбор, свободный поступок
Отправлено: Мустафа от 04 РЯаХЫп 2012, 22:52:43
А как понимать невозможность выбора?? Разве это не равноценно отсутствию выбора? То есть, мы, современники, все - ясновидцы? :)
Название: Re: Основной этический акт — выбор, свободный поступок
Отправлено: fly от 25 РЯаХЫп 2012, 08:30:25
Но почему исторически выбор всегда предстоял неразрешимым парадоксом.
Более чем сомнительное утверждение. Особенно с учетом словечка всегда.
Вот, например, С.Къеркегор ("Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал").
           
        "...единственный абсолютный выбор - это выбор между добром и злом, благодаря которому человек сразу вступает в область этики. Выбор же эстетика или совершается непосредственно и потому не выбор, или теряется во множестве предметов выбора...Когда человек обсуждает жизненные задачи исключительно с эстетической точки зрения, ему нелегко остановить свой выбор на чем-нибудь одном: перед ним целая масса предметов, личная же свобода не имеет под собой твердой этической почвы. Поэтому и самый выбор является не абсолютным, а лишь относительным, то есть действительным лишь для данной минуты, и в следующую минуту может смениться другим.
...Выбор сам по себе имеет решающее значение для внутреннего содержания личности: делая выбор, она вся наполняется выбранным, если же она не выбирает, то чахнет и гибнет"
Название: Re: Основной этический акт — выбор, свободный поступок
Отправлено: wayter от 25 РЯаХЫп 2012, 21:58:41
Но почему исторически выбор всегда предстоял неразрешимым парадоксом. Для античности — в силу идеи рока; для средневековья — божественного предопределения. Для позитивизма XIX века — в силу биологического и социального детерминизма.

Для нас такие механизмы уже не срабатывают. И получается, что самый непредустановленный выбор у наших современников.
 

Тут нужно добавить, что для эзотеризма двадцатого века выбор затруднен или невозможен из-за механичности человека - с человеком все случается, у него нет единого "я" и воли.  Так что мысль "самый непредустановленный выбор у наших современников" не так уж очевидна. Парадокс сохраняется.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100