Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Темы и вопросы - wayter > Темы

Ничего случайного не бывает

(1/1)

wayter:
 Случайное бывает

Я часто слышу от людей, интересующихся духовными вопросами, фразу "ничего случайного не бывает". Подразумевается, что за всеми событиями стоит глубокий смысл, а сами эти события строго предопределены цепью причин и следствий. Случайное всегда подозрительно, оно как бы выпадает из под контроля высших сил, которые полагаются на жестко детерминированные методы управления космосом. Но упорядоченность может возникать и из хаоса, из совокупности случайностей.  Полная предсказуемость событий делает их скучными и в каком-то отношении бессмысленными - если все запрограммировано, то от наших усилий ничего не зависит.  Человеческая свобода, возможно, связана со случайностью, поскольку в рамках необходимости и детерминизма для нее места точно не остается.

Случайность и неопределенность - это те завесы, которые высшие силы набросили на свое творение - космос. Пока существует случайность, ход событий не полностью предсказуем, что делает исторический процесс осмысленным и интригующим для человека, а возможно - и для самих этих высших сил.


Роль случайности. Прежде всего во Вселенной Хаос зародился...
Гесиод. О происхождении богов (Теогония)   
Если бы физические законы во  Вселенной носили строго детерминистский характер, то вряд ли бы в ней появилось развитое сознание. Такое сознание как раз и формируется в ответ на необходимость иметь дело с неопределенностью, вариантами, вероятностью, с неясностью будущего. Сознание позволяет отойти от конкретного объекта и ограниченного опыта и перейти к обобщению - это необходимо и для того, чтобы предсказывать поведение совокупностей объектов и с трудом предсказуемых процессов, статистически описываемых процессов.

 Без неопределенности и возможности выбора не было бы эволюции и, в конечном итоге, человека.


Случайность и биологическая эволюция

Согласно авторитетному мнению Ричарда Докинза:

"Мутация - наследуемое изменение генетического материала. Согласно дарвинистской теории, мутации являются случайными - не в том смысле, что их возникновение не подчиняется никаким закономерностям, а в том лишь, что у них отсутствует какая-либо особая тенденция быть направленными в сторону усовершенствования адаптаций. Улучшенные адаптации возникают только в результате отбора, однако отбору необходимы мутации как источник исходного разнообразия, на которое он мог бы воздействовать".

Р.Докинз. Расширенный фенотип.М.2010.С.486.


Мнение еще одного видного биолога:

 "Это звучит невероятно. Это звучит безумно. Потому что мы считаем себя разумными. Но когда мы действительно зададимся вопросом о характере любого эволюционного процесса, следует спросить себя, есть ли что-то лучшее, чем случайность, потому что на самом деле  случайность  может быть лучшей стратегией".

Mark D. Pagel
(Fellow of the Royal Society and Professor of Evolutionary Biology)

( ссылка )

"По-видимому, эволюция – это процесс, в целом (и самом главном!) закономерный и предопределенный, но в деталях и частностях – случайный. Предсказать ход эволюции можно лишь в самых общих чертах. В эволюции нет строгих законов, как в математике или физике. В ней есть только набор "правил", или эмпирических закономерностей".

А.В.Марков. Направленность эволюции. Источник


Случайность создает многообразие. Необходимость извлекает из этого многообразия то, что необходимо для приспособления и выживания.

Если угодно, можно - в качестве метафоры - вообразить, что необходимость (в данном случае необходимость для биологической особи соответствовать требованиям окружающей среды) является Замыслом. А случайность поставляет разнообразный строительный материал, чтобы этот Замысел воплотить. Случайность прокладывает пути для Необходимости. 

Случайность действует в паре с необходимостью и в границах, образуемых необходимостью. Случайность - изощренный инструмент необходимости, инструмент гораздо более тонкий, чем грубый детерминизм.

А не может это тоже быть ограничением нашего ума - представлять себе картину мира, в которой возможно либо одно, либо другое, а случайность исключает Высшее определяющее начало? Не исключено, что признание комплементарности (дополнительности) случайности и необходимости это более тонкое описание Реальности, чем суровое и простое правило "либо - либо", и это описание ничуть не умаляет "Всеопределяющего".

История науки двигалась от идеи жесткого детерминизма к признанию прав случайности и неопределенности - и это о чем-то говорит в плане того, какая из этих идей является более изощренной.

Случайность и творчество

 Наука

"Процесс научного познания на уровне индивидов интуитивен и дискурсивен, в нем сливается необходимость со случайностью, случайность оказывается доминирующей для "запуска" механизма интуиции, вероятностный результат дополняется последующей дискурсивностью. На уровне общества и культуры в целом доминирующей оказывается необходимость, подчиняющая себе случайность".

П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: учебник
Отсюда


Искусство

О роли случайности в художественном творчестве говорит Анна Ахматова:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...


А вот слова художника:

"...я художник непредсказуемый для самой себя. Отдаваясь на волю интуиции, не знаю, куда в следующий момент меня развернет. Замечательная вещь — логика случайности. И в живописи, и в жизни".

 Клара Голицына  Источник


"Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Рассматривай стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, самым различным образом украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола: в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь. Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоминаю, что пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз и посмотреть на пятна на стене, или на пепел костра, или на облака, или на грязь, или на другие подобные же места, в которых, если хорошенько их рассмотреть, найдешь удивительнейшие находки, коими ум живописца побуждается к новым находкам, будь то к композициям битв людей и животных или к различным композициям пейзажей и чудовищных предметов, как то: чертей и тому подобных фантазий. Все это станет причиной твоей славы. Так неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям".

Леонардо да Винчи. "Суждения"


Историческая перспектива

Непредсказуемость и случайность, хотя и не являются синонимами, связаны друг с другом.

Для более поздних исторических формаций - таких, как демократия - характерно увеличение непредсказуемости. Регулярные выборы вводят элемент неопределенности. Непредсказуемость увеличивает эффективность  общественного строя. (Тут можно увидеть параллель с важностью случайных мутаций для биологической эволюции).

"Непредсказуемость усиливается и по мере демократизации. <...>

В ХVIII веке изменились представление людей о времени и об истории. Появилось понятие "новое время" (Neuzeit). Исследовавший это понятие немецкий ученый Райнхарт Козеллек писал, что "новое время" отменяло представление о времени как о постоянном воспроизведении прошлого и представление о настоящем как о моменте, детерминированном прошлым. Эта ориентация поменялась в сторону будущего, а исторические события стали пониматься как цепочка случайностей. Люди по понятной причине испытывают к случайному двойственные чувства. Но только случайность позволяет состояться новому. Только непредсказуемость обеспечивает движение вперед".

Источник


Теологический казус

Может ли Бог допустить случайность?

В случае испытаний праведника Иова сатана "стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни".

Что является причиной испытания? Очевидно, что на Бога ничто, а тем более сатана, воздействовать не может: Бог является причиной Себя (causa sui).

Наше чувство справедливости подсказывает, что у всякого события должна быть причина, а наказание следует за проступком. Но "моральный пафос книги Иов усматривают в утверждении... : традиционная доктрина причинной связи между страданием и грехом ложна...". Источник

Как же тогда объяснить происходящее? Можно предположить, что сатана здесь выступает метафорой Случая, а Бог позволяет случайному произойти. Видимо, в этом есть некая необходимость. Признание необходимости случайности может быть также аргументом для теодицеи ("оправдания Бога").

См. также тему  Наказание за грехи.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. (Ин.9)


Выводы

1) Случайность и необходимость, или закономерность, - два фундаментальных и несводимых друг к другу принципа, описывающих Вселенную. Они комплементарны, то есть дополняют друг друга - для аналогии можно использовать представление о корпускулярно-волновом дуализме.

2) Закономерность, или необходимость, проявляется более явно в масштабных событиях, в длинных сериях попыток. В небольших сериях царит случайность. (Орел может выпасть и десять раз подряд, но при дальнейших бросках мы будем приближаться к показателю вероятности 50 / 50).

3) Случайность оказывается важнейшим свойством мира, благодаря которому возможны изменения и совершенствование. Случайность эффективна и необходима, когда речь идет об эволюции и развитии; творческие процессы неотделимы от случайности.

4) Если говорить о религии, то наше представление о человеке, созданном "по образу и подобию Божию", подразумевает, что те процессы, которые ведут к созданию более совершенных форм - человека (например, эволюция, имеющая определенную направленность), не могут умалять Бога. Признание существования случайности не отменяет религию; духовно-религиозное мировоззрение не требует детерминистского взгляда на природу вещей.  Если для религии требуется представление о предопределенности, то случайность эту предопределенность - в большом масштабе - не отменяет, поскольку случайность не отменяет необходимость.

"Бог не играет в кости", сказал А.Эйнштейн. Но это не религиозный подход, поскольку в религии Бог ничем не ограничен - и играет по Своему усмотрению.

5) Каждая из тех ситуаций, в которые попадает человек, может быть в значительной степени случайной. Объективная закономерность и необходимость прорисовывается из совокупности многих ситуаций и требует больших чисел.

Но при всей случайности происходящего, мы можем, конечно, обнаруживать собственный, личностный смысл в различных ситуациях и извлекать из них уроки.



Обсуждение здесь:
Ничего случайного не бывает? Случайность как завеса

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии