На новом сайте "Mindweb"
http://www.sufism.ru/mindweb/ будут собраны наиболее интересные материалы, посвященные теме "духовный смысл Интернета", а также информация о практических воплощениях идей этого круга и связанных с ними научных открытиях и новинках технологии.
* * *
Несколько мыслей по поводу.Мы живем в эпоху великого переселения. Речь идет не о географическом переселении, а о чем-то более сущностном - перемещении из мира физического в знаково-символическую область идей, семиосферу.
Хотя в последнее время, с появлением Интернета, это переселение становится все более активным и очевидным, началось оно уже довольно давно. Фактически, человеческая культура появилась именно тогда, когда была сделана первая вылазка в
мир идей, когда появилась Слово - возникла речь и способность к формированию абстрактных концепций.
С началом миграции в семиосферу у человека появились проблемы, которые характерны для любого эмигранта: возникла необходимость приспосабливаться к незнакомым условиям. Основная проблема была в том, что наше тело и психика оказались не готовы к существованию в новой среде.
Я писал об этом в "Золотом веке":
1.0. Основная причина индивидуальных и социальных проблем кроется в том, что человеческая психика не справляется с теми задачами,которые ставит перед человеком усложняющаяся цивилизация.
1.1. Появление сознания разрушило первичную примитивную гармонию человека и природы. Вкусив плод с Древа познания, человек лишился рая. Сознание усложнило внутреннюю жизнь индивидуума и жизнь общества. Это привело к возникновению зачатков цивилизации, которая ставит перед людьми новые, не ведомые животным, проблемы. Стремительность возникновения этих новых проблем опережает нашу готовность к их разрешению. Человек не успевает приспособиться ко все более усложняющейся цивилизации. Он остается во многом животным, не способным успешно ориентироваться в новых, сугубо человеческих обстоятельствах.
1.3. Отсутствие гармонии между человеком и средой ведет к появлению таких проблем психики, которые в религиозной терминологии обозначаются понятием "грех". Например, характерные и необходимые для животных территориальные инстинкты, как правило, бессмысленны в человеческом обществе и ведут к ничем не оправданной агрессии. Столь необходимая для выживания в архаическом обществе потребность в одобрении. в принадлежности к группе зачастую принимает у современного человека уродливые формы тщеславия и непомерного страха остракизма.
http://www.sufism.ru/barzah/next04.htmКакая связь между нарастающей лавиной изменений, происходящих в мире, и традицией, между Интернетом и духовностью?
Наиболее очевидная и по сути единственная тема культуры - порыв к возврату утерянной гармонии.
Религии пытаются заполнить пропасть, возникшую между человеком и миром.
(Там же)
Духовный путь - метод адапатции и обретения свободы в символической среде. Человек становится подлинно человеком, когда осознает, что он живет уже не столько в физическом мире, сколько в символическом.
Мы живем в мире символов, человек есть "животное, созидающее символы" (Э. Кассирер). Но животные, если исключить игровые ситуации, воспринимают любую угрозу как реальную. Наша животная природа не в состоянии отличить символическую угрозу от действительной. Слово или жест, если они истолковываются как нападение, вызывают у человека реакцию, сходную с той, которая возникает при реальной физической угрозе: поступление адреналина в кровь, учащенное дыхание, сжатые кулаки. Иудаизм и христианство делают попытку преобразить нашу животную природу, призывая возлюбить ближнего. Те немногие, кому это удается, перестают испытывать бессмысленные и деструктивные эмоции. Они не истолковывают проявления окружающих как угрозу.
(Там же)
* * *
Среда нашего обитания меняется, потому что она все более и более проявляет принцип Единобытия. Прежде скрытая реальность теперь видима. То, что было тайным, становится явным. Мир, благодаря развитию науки и технологий, становится единым вполне буквально и конкретно. Духовность может быть понята как метод адаптации к новым условиям - к реальности единобытия.
* * *
Абстрактное мышление дало человеку большую свободу и власть над физическим миром. Цивилизация это изменение среды в соответствии с идеей человека, очеловечивание мира. Мысль, таким образом, преображает универсум по образу и подобию человека. Но физический мир обладает ограничениями, которые не подвластны идее.
Можно создать прекрасное художественное произведение, поскольку мир символов гибок и подчиняется воле человека. Но трудно или невозможно воплотить идею непосредственно в жизни. Физический мир этому как бы сопротивляется, поскольку живет по своим законам. Сколько раз попытки воплотить прекрасные утопические замыслы приводили к прямо противоположным результатам...
Возникновение Интернета и современных технологий возвещает новую эру. Теперь идея существует не только в нашей голове, не только опосредованно воздействует на косную материю окружающей среды. Сама среда нашего обитания становится нематериальной - вместо физического мира постепенно формируется мир знаково-символический. Это означает, что мысль, материализуясь в этой среде, не встречает тех препятствий, которые есть в физическом мире. Это означает, что идея может быть воплощена в знаково-символической среде, поскольку сама среда - идеальна.
* * *
Истоки такого подхода могут быть обнаружены в русской философской и художественно-эстетической традиции - от В.С.Соловьева до символистов и космистов. Идея преображения реального мира в соответствии с идеальными, эстетическими, принципами (
теургия) - одна из наиболее важных и оригинальных концепций русской культуры.