Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Основной => Тема начата: plot от 20 ЬРавР 2011, 09:33:40

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 20 ЬРавР 2011, 09:33:40
2. Эмоции и чувства.
Немного о разнице между эмоциями и чувствами.
Эмоций нет в безмолвии. Однако, постепенно проявляются и развиваются чувства.
Следует как можно более отчётливо различать эмоции, чувства и кроме того — так называемые «экстрасенсорные ощущения». Это три совершенно разные вещи. Опишем их.

2.1. Эмоции.
Эмоция всегда есть следствие того, что внимание человека полностью захвачено воспринимаемым. Такая захваченность сродни заворожённости, когда ребёнок смотрит на что-то открыв рот и забыв себя. Особенностью эмоциональной реакции является также повышенное влияние её на физиологическое состояние организма. Например, гнев вызывает выделение гормонов ярости, учащение сердцебиения, учащение дыхания, повышение давления и т.д. Для каждой эмоции имеется свой специфический набор физиологических реакций, хотя в целом связь эта далеко не однозначная.
Структура эмоции сложна и имеет много уровней. Поначалу, у новорождённого, присутствуют только эмоциональные реакции на негативные или позитивные с точки зрения физиологии факторы: холод, голод, отсутствие или присутствие материнской ласки, довольство и т. д. Это автоматическое различение приятного и неприятного, закладывает основу для дальнейшего развития всего эмоционального здания в дальнейшем.
По мере развития психики и расширения восприятия у младенца формируется способность сравнивать и запоминать что приятно и что — нет. Поначалу, например, у него нет понятия о том, какая пища вкусна, а какая — нет, однако постепенно в его памяти формируется инвентарный список, чётко поделённый на две группы — приятное и неприятное. При этом в начале этого процесса третьего не дано. Для ребёнка в этом мире есть только приятное и неприятное, даже то, что прямо его не касается. Индифферентность развивается, кажется, чуть позже.
Итак, формируется инвентарный список приятного и неприятного. Одновременно с этим всё более чётко оформляется образ себя. Во взрослом возрасте этот образ окончательно кристаллизуется. Что такое — этот образ? Это — ещё один объект в упомянутом инвентарном списке. Человек как бы договаривается с самим собой: «вот это — я, а это — не я; это — моё, а это — не моё». При этом отношение к этому объекту (по шкале «приятное-неприятное») может варьироваться в довольно широких пределах вплоть до активного отвращения. Но чаще человек, отождествляясь с этим образом, считая себя «им» («это — я»), по умолчанию считает этот объект «положительным», приоритетным.
Итак — каков процесс развития отдельно взятой эмоции? Триггер в этом процессе — некий сигнал. Внешний (пришедший от физических — другое мы здесь рассматривать не будем, поскольку это не принципиально - органов чувств) или внутренний (пришедший из протекающих психических процессов — размышлений и воображения).
Далее, этот сигнал автоматически идентифицируется как «приятное» или «неприятное». Для новорождённого, во-первых, существуют только внешние сигналы, а во-вторых, всё заканчивается на уровне вышеописанной первичной идентификации. Далее сразу следует эмоциональная реакция — положительная или отрицательная.
Однако, у взрослого человека первичная идентификация является лишь начальной фазой развития эмоциональной реакции. За ней следует, так сказать, вторичная идентификация, в которой определяется объект, субъект и т. д. Кто, что и зачем сделал. Это происходит мгновенно.
Далее возникают сопутствующие мысли, раскручивающие эмоциональную реакцию и поддерживающие её. При этом под мыслями подразумевается не только вербальная их форма, но и образная. То есть, проносится поток образов и обрывков слов, раскручивающих маховик эмоции. Эмоции взрослого человека отличаются от эмоций новорождённого своей длительностью и склонностью к рецидивам именно из-за того, что они поддерживаются потоком мыслей-образов.
И наконец, следует сама эмоция. Эмоция есть состояние более или менее полной вовлечённости внимания в некую ситуацию. Чем больше вовлечённость, тем сильнее эмоция и наоборот. При этом, конечно, степень вовлечённости может разниться и, соответственно, разнится сила эмоциональных реакций.
В качестве классического примера развития эмоции возьмём эмоцию голода. Да-да, голод — это эмоция. Итак, в исходнике имеем физический сигнал — специфическое ощущение в желудке, физический голод. Далее оно идентифицируется как неприятное. Включается поток мыслей-образов о еде и о насыщении. Развивается эмоция недовольства отсутствием пищи, а при потреблении пищи — эмоция удовольствия.
Эта вовлечённость, по сути, есть своего рода опьянение, поскольку опьянение это не что иное как утрата трезвости, способности трезво, объективно, неискажённо воспринимать и интерпретировать реальность. И ровно то же самое можно сказать и о вовлечённости.
При этом очень важно помнить ещё и о том, что так называемые позитивные эмоции по сути своей ничем не отличаются от эмоций негативных. Радость от приятного (чего бы то ни было — от новых впечатлений до победы над врагом), самодовольство, удовольствие — всё это опьяняет точно так же, как и негативные эмоции.
Вообще, есть немалая опасность, что "практикующий" человек, устраняя негативные эмоции, попросту укрепляется в их противоположности - эмоциях положительных. Например, такой эмоцией является (само)довольство, самоуспокоенность. Это наверное самый распространённый случай. Очень тонкий и трудно различимый, принимаемый за внутреннее равновесие.
Или, скажем, ажиотаж по поводу собственных "достижений" (ради чего они часто преувеличиваются), или чувство превосходства от того, что ты "владеешь" своими эмоциями. Ещё положительные омрачённые эмоции: радость, что тебя похвалили, тебя признали, с тобой согласились, что тебя восхваляют, злорадство и т.д. Такие положительные эмоции становятся настоящим панцирем. «Практика обретения внутреннего равновесия» вообще может свестись к постоянному укреплению этого панциря.
Итак, вот, зачастую, путь "обретения внутреннего равновесия" в современном понимании:
1.   Укрепление в самодовольстве как основа.
2.   Утверждение в такой картинке, в таком описании мира, которое бы оправдывало вышеозначенное.
Сюда же можно добавить "делать то, что нравится" - удовольствия, поиск мистических впечатлений, "творчество" - всё делается для того, чтобы укрепиться в самодовольстве. "И жизнь его похожа на фруктовый кефир..." Это убивает дух человека.
Этим больна современная психотерапия, этим болен современный поп-буддизм, который часто выступает в роли этакого нехимического транквилизатора: «don't worry, be happy, everything is OK».
Именно потому, что вовлечённость есть род опьянения, она, как и всякое опьянение, обладает своего рода притягательностью. Даже совершенно и явно негативные эмоции типа ненависти или отвращения обладают притягательной опьяняющей силой. Кроме того, обнаруживается, что эмоциональные проявления часто позволяют манипулировать другими людьми в желаемом направлении.
И вот человек начинает, сам того не осознавая, стремиться вновь и вновь испытывать эмоции. Это настоящая внутренняя практика, в ходе которой мы совершенствуем и развиваем свои эмоциональные реакции. Мы составляем список излюбленных эмоциональных реакций, которые вписываются в «образ себя», становятся «мной».
В результате некоторые люди достигают в этой практике такого совершенства, что могут вызывать в себе эмоцию безо всяких предыдущих и промежуточных стадий. И вот уже человек способен вызвать в себе эмоцию, скажем, голода, то есть аппетит, то есть — желание испытать удовольствие, без сигнала физического голода. Он будет испытывать аппетит всегда, когда внимание ничем не занято, настолько эта настройка у него становится выдрессированной. Точно то же бывает и с другими эмоциями.
Однако, к чему же приводит подобная практика? Результаты её схожи с результатами любого вида наркомании: деградация, как физическая, так и психическая. То, что сильные эмоции могут повредить здоровью — известно давно. Однако, мало кто задумывается, что и слабые, но постоянные эмоции, типа фоновой раздражённости, неприязни или беспокойства, разрушают наше здоровье точно так же, просто это разрушение, так сказать, размазано по времени, происходит исподволь, незаметно.
Но это было бы полбеды. Куда хуже деградация психическая. Человек, опьянённый любым наркотиком, и эмоции здесь не исключение, не может развиваться внутренне, поскольку для развития необходим трезвый подход. А то, что не развивается — разрушается. Вместо того, чтобы употребить внимание на вещи более созидательные, мы тратим его на поддержание эмоций. Захватывая наше внимание, они ограничивают наше восприятие. В конечном итоге, внимание ограничивается очень узкими пределами. Даже когда внешних источников для инициирования эмоций нет, мы зачастую ищем и находим эти источники самостоятельно — во вне или внутри нас самих. В результате, к преклонным годам человек представляет собой весьма печальное зрелище.
Однако, мы совсем не обречены на подобный итог. Для этого нужно внутри себя начать работать в обратном направлении. Первый шаг к этому — повернуть, так сказать, око своего внимания внутрь, на свои психические процессы — прежде всего — на эмоции и мысли. Начать отслеживать их.
Как правило, у человека есть одна-две излюбленных эмоции. Это может быть раздражение, злость, самодовольство, апатия-скука (а это тоже эмоция, просто очень сильно размазанная по времени), отчаяние, недовольство и так далее. Часто одного взгляда на человека достаточно, чтобы определить его эмоциональный модус. Наиболее рациональным будет сосредоточиться именно на таких излюбленных эмоциональных состояниях.
Далее уже можно искать способы очищения от этой паразитической активности в психике. Здесь мы не будем касаться конкретных методик, да и у каждого человека они в той или иной мере свои. Обрисуем лишь примерную схему этого процесса.
Сначала мы наблюдаем эмоции и пытаемся прервать их поток. Не сдержать внешнее проявление (это будет банальным подавлением, которое ни к чему не приведёт) — а именно прервать их развитие внутри себя. Здесь принципиальное значение имеет именно навык наблюдения. Наблюдая, мы уже не можем вовлечься. А значит, эмоция уже не способна развиться и захватить нас. Укрепляясь в позиции наблюдателя, изначально безмятежной, мы усиливаем ту основу, которая, по сути, и является состоянием, альтернативным эмоциональному.
Здесь возможны варианты. Например, использование вспомогательных мыслеобразов. В некоторых даосских школах* практиковался осознанный вызов той или иной реакции. Логика здесь проста: если мы сможем в любой момент вызвать, скажем, гнев, то тем самым, познав его механизм, сможем в любой момент его победить. Таким образом прорабатывался весь набор эмоций.
Кроме того, эмоции сами по себе могут оказаться инструментом, необходимым в некоторых ситуациях, поскольку позволяют быстро «раскрутить» физиологию до нужной кондиции. Так, например, некоторые боевые школы используют эмоцию ярости для переведения тела и психики в нужное для сражения состояние. Ключевой момент в пагубном воздействии эмоций в повседневной жизни заключается в том, что они слишком легко вовлекают, фиксируют наше внимание. Переводят наше сознание в неконтролируемое, неуправляемое состояние, провоцируя энергетические выбросы (резкие или подобные постоянно существующей утечке) там, где это не имеет никакого смысла. Однако, в этих школах человек балансирует на грани вовлечения или, можно сказать, практикует контролируемое вовлечение.
Подобным образом можно совладать с потоком несанкционированных, то есть, автоматических и полуавтоматических мыслей. Мы увидим, что эти мысли-образы находятся в основе эмоций и если прервать этот поток, бороться с эмоциями будет проще.
Далее, мы увидим паттерны своего сознания — тот самый инвентарный список (прошу прощения за кастанедовский термин, но он представляется мне весьма точным в данном случае). Ту обширную систему взглядов, убеждений относительно всего вокруг — и относительно «себя самого», который заставляет нас реагировать именно так, а не иначе. И наконец, мы доберёмся до самого главного паттерна, называемого «я». Всё это нейтрализуется через осознание.
В конце концов остаётся базовая, так сказать, заводская, настройка нашей системы - «приятное-неприятное». И даже её возможно победить. И тогда воцаряется полнейшее безмолвие. У внутреннего безмолвия много ступеней. Самая поверхностная — это эмоциональная тишина, затем — тишина отсутствия мыслей-образов. Затем — тишина освобождения от паттернов сознания. И наконец — тишина свободы от различения «приятного» и «неприятного».
Это состояние не является просто пустотой и отсутствием чего бы то ни было, когда человек просто сидит на месте как пень. Совсем нет. Так было бы, если бы не то, о чём пойдёт речь в следующих двух разделах.
Могут сказать, что эмоциональные реакции нужны для выживания организма. Например, почувствовав физический голод и эмоцию голода, живое существо начинает искать пищу. Однако, это верно только для существ, не обладающий развитым сознанием. Для человека эмоциональные реакции нужны разве что во младенчестве, а дальше они становятся скорее непомерной ношей и в конце концов уничтожают его. Человек имеет развитое сознание и одновременно в наследство ему достались чисто животные реакции. То, что животному помогает выжить, в питательной среде развитого человеческого сознания превращается в подобие раковой опухоли, оплетающей метастазами весь организм.
Итак, для того, чтобы понять, что организму требуется пища, человеку совсем не обязательно испытывать эмоцию голода. Достаточно просто получить физический сигнал от желудка. И так во всём.
Отдельно нужно сказать про химическое подавление эмоций с помощью разного рода транквилизаторов и антидепрессантов. Эмоциональная основа — те самые паттерны сознания - таким образом не устраняется, то есть решение проблемы не только откладывается, но и усугубляется, поскольку:
1.   Акт приёма антидепрессанта сам по себе продиктован помрачённой мотивацией — стремлением избежать неприятного, а значит лишь увеличивает негативную карму. Иными словами, последствием этого шага будет увеличение суммы помрачений, в том числе и эмоций (в последующем).
2.   Результатом такого приёма является либо снижение интенсивности эмоции — то есть как бы размазывание её по времени, что принципиально ситуацию не меняет, либо же — погружение сознания в состояние апатии, которая есть не что иное как одна из крайних форм неведения (в буддийском смысле), авидьи. Это приводит к тому, что человек теряет способность к полноценному самонаблюдению, постижению корней тех или иных явлений в его психике, исправлению ошибок, а значит неизбежно деградирует. Предельное состояние апатии — это жизнь овоща, даже хуже, поскольку овощи имеют и тягу к жизни, и вполне определённые реакции на окружающий мир.

2.2. Чувства.
Не будь этого явления, человек, очищенный от эмоций и не свалившийся при этом в болото апатии, превратился бы в подобие Терминатора.
Однако, по мере очищения сознания, всё отчётливее начинают проявляться совершенно особые состояния. Назовём их чувствами. Наиболее полно и ярко они проявляются в полном безмолвии.
Что это такое? Попробую описать. В этом явлении я бы выделил как бы два уровня: высшее чувство и чувства «вторичные», проистекающие из первого.
Высшее чувство можно описать так: это — чувство Предельной Истины. Ощущение сопричастности самым истокам бытия, сокровенным и вневременным. Ощущение единости всего в мире, теснейшей взаимосвязанности. Это то самое «Interbeing», то есть - «Со-Бытие», единое бытие, о котором уже говорилось в предыдущих главах. Праджня и Каруна.
«Вторичные» чувства являются скорее приложением или проявлением высшего чувства в конкретных ситуациях. Можно выделить следующие вторичные чувства:
   
и т. д.
По мере очищения сознания, чувства проявляются всё более явственно, однако довольно долго они в значительной степени искажены. Например, сострадание легко «сваливается» в жалость или «сюсюкание», тонкая печаль — в депрессию и т. д. Подобные откаты сильно затрудняют продвижение.
Следует помнить: чувство невозможно удалить. Его можно только задавить, завалить эмоциями и мыслями. Поэтому необходимо сосредоточиться именно на очищении сознания, не заботясь о том, когда же проявится чувство. Сама эта мысль порождает эмоцию нетерпения и отдаляет нас от чувств.
Есть два чувства, о которых стоит поговорить отдельно: это любовь и страдание. Слишком часто на них паразитирует целый комплекс эмоций, которые мы и обозначаем этими словами, не видя за ними чувства.
На самом деле, любовь как чувство — это сразу три явления. Во-первых, это та самая Каруна. Она не зависит от объекта и подобна свету, лучащемуся сквозь наше сердце. Можно находиться в комнате в одиночестве и пребывать в Каруне.
Второе и третье явления — это вторичные чувства. Во-первых, это чувство связи. Есть люди, с которыми мы связаны. Христианин бы сказал, что этих людей поручил нам Господь, чтобы мы заботились о них. Во всяком случае, эти слова хорошо описывают это чувство. Ты чувствуешь, что этот человек тебе поручен и ты готов за него положить жизнь. Это не аффектированная экзальтированная решимость, нет. Это совершенно спокойное и трезвое осознание, проистекающее из чувства правильного и неправильного, а в конечном итоге — из прикосновения к Истине. Причём, связь может со временем и исчезнуть, то есть, как бы, это поручение может быть с нас снято. Часто так бывает с детьми. Но может остаться и до конца жизни. А может, исчезнув, замениться пустой эмоциональной привязанностью.
Во-вторых, это — сострадание. По сути это — эмпатия, ощущение страдания других существ, благоволение к другим существам. Ощущение чужого страдания может быть очень острым, намного более острым чем своё собственное. Естественным образом здесь возникает самоотверженное стремление уменьшить эти страдания. И рождается это чувство из Каруны.
Эмоциональная любовь это чаще всего не более чем стремление к приятному в том или ином виде, а также — стремление к обладанию этим приятным объектом. Причины, по которым данный человек вдруг хочет иметь другого человека (именно этого, а не иного) в списке «моих вещей», могут быть разными. От чисто индивидуальных психических особенностей, и тогда такой человек просто падок до всех людей данного типа. До более глубоких: эта эмоция может паразитировать на чувстве связи. И тогда она, эмоция, убьёт чувство рано или поздно и нанесёт чувствительности человека большой урон. В редких случаях, впрочем, бывает и иначе: шелуха эмоций слезает и остаётся чистое чувство предельной преданности и единения.
И второе затасканное слово — страдание. Если говорить о страдании как о чувстве, то оно есть оторванность от вышеописанного истинного состояния Со-Бытия. Она, оторванность, есть следствие вовлечённости внимания, искажённости восприятия. То, что на почве этого легко могут развиться и обычно развиваются эмоции – это, думаю, понятно. Ведь человек пытается справиться с этим чувством, заглушить его, поскольку его «машинка» идентифицирует это чувство как «неприятное». В конце концов человек может совершенно заглушить это чувство, которое, на самом деле, является для нас путеводной звездой. В нашей жизни в наиболее чистом виде оно проявляется как некая беспричинная тоска, которой нет утоления ни в чём.
Со-страдание есть ощущение «чужого» страдания как своего. Причём, имеется в виду именно чувство страдания, а не те опереточные эмоции, которые обычно принято обозначать этим словом. На деле, в Со-Бытии, нет ни «чужого», ни «моего» страдания (если речь идёт о чувстве, только эмоция присваивается самостью), есть просто страдание.
Истинных чувств мы почти не знаем. Они мало того, что погребены под эмоциями, они ещё и не развиты. Грубо говоря, чтобы мы хоть что-нибудь почувствовал, нас нужно крепко шарахнуть. Поэтому, когда мы достигаем первых начатков безмолвия, поначалу мы ничего не чувствуем, и сидим как полено, как правило мы даже засыпаем, постоянно засыпаем в этом безмолвии, потому что наш дух пока таков — он пока спит. Ему ещё нужно проснуться.
Кроме того, необходимо заметить, что на этом пути возникают и по-настоящему позитивные эмоции. Но обычно люди не знают и их. Эти эмоции связаны с, так сказать, духовно-душевной сферой. Например, это радость творчества, созидания, дарения.
Однако по мере очищения сознания даже такие эмоции тонут в сиянии чувств.
Такие позитивные эмоции не оставляют ощущения отравления и не мешают пробуждению чувств, если к ним ничего другого не примешивать. Поэтому об их удалении речи не идёт, хотя и культивация их бессмысленна, поскольку их источник — в чувстве, и они — лишь переходный этап или побочный эффект.

2.3. «Экстрасенсорные» ощущения.
Есть люди, способные, например, ощущать опасность безо всяких внешних на то признаков (или, по крайней мере, так может показаться). Такое ощущение не имеет отношения к эмоциям. Более того, эмоции мешают проявлению этого ощущения и вполне могут раскрутиться на почве его возникновения. Однако, ощущение это не относится напрямую и к вышеописанным чувствам.
По своим характеристикам, такие ощущения полностью схожи с физическими ощущениями, за вычетом наличия физических органов чувств, производящих эти ощущения. При очищении сознания подобные «экстрасенсорные» ощущения, как правило, всё более обостряются. Однако, не следует обращать на них слишком пристального внимания (если только они не приносят реальную пользу как чувство опасности в соответствующей ситуации), поскольку само это внимание приводит к вовлечению, эмоциям и, соответственно, убивает само это ощущение. Самый лучший подход — просто фиксировать наличие такого ощущения, не допуская по отношению к нему ни лишних мыслей, ни, тем более, эмоций.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: iv2259 от 20 ЬРавР 2011, 18:46:58
Интересная,хотя и спорная точка зрения.Кроме того,Вы,добрейший Плот,как то уж очень вольно обращаетесь,нмв,с терминами.Голод-это ведь не эмоция(в общеупотребительной даже терминологии)Хотя,общая мысль почти понятна.Человек, опьянённый любым наркотиком, и эмоции здесь не исключение, не может развиваться внутренне, поскольку для развития необходим трезвый подход. - :) это Вы не любите "наркотики".А как же быть с онейродными состояниями(экстатикой)?Да и просто с мелкими выбросами гормонов,с радостями и горестями,от вкусной еды,красоты,почему не посмаковать доброе дело,сделаное тобой?Понятно,если жить только подстёгивая себя этими стимулами,то и получится картина тех несчастных гоблинов,которых Вы обрисовали.Эмоции нужно развивать,"утоньшать" ли их,утолщать"ли,каждому-что нужно.Главное не подпадать под их власть,или под власть иллюзии власти над эмоциями.Если всё делать осознанно,то "контролируемая глупость" или "опьянение"-будет уже Действием исключающим "фруктовый кефир",направленным на гармоничное развитие.Это как если чел занимался бы гимнастикой,тренируя всё тело,но кроме левой руки.-Она,мол,всё хуже правой делает,зачем время и силы тратить... :)
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 20 ЬРавР 2011, 18:52:25
Удовольствие на уровне эндорфинов и эмоция - это всё же разные вещи, имхо.
Экстатика это очень широкое понятие, имхо. От истерики как полной поглощённости эмоцией до полной сосредоточенности на чувстве.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 20 ЬРавР 2011, 18:58:21
Кроме того,Вы,добрейший Плот,как то уж очень вольно обращаетесь,нмв,с терминами.
Это меня хлебом не корми :)
Голод-это ведь не эмоция
Голод - это довольно сложное понятие, включающее в себя и эмоцию. Имхо.
Главное не подпадать под их власть,или под власть иллюзии власти над эмоциями.
То, о чём я написал, можно представить и другим образом: как преобразование. Переход эмоции в чувство можно представить как своего рода трансформация, преображение, утоньчение "тела эмоций".
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: iv2259 от 20 ЬРавР 2011, 21:12:28
Под "экстатикой" я имел ввиду примерно вот этоФ. Ницше. Он выделил в человеческой культуре два начала – аполлоновское и дионисийское. Впоследствии они стали рассматриваться как основа для типологии культур. Аполлоновский тип (или сторона культуры) олицетворяет собой торжество света, гармонию форм и отношений, следование нормам и установлениям культуры. Его отличает стремление к совершенству и возвышенным чувствам. Для дионисийского (вакхического) типа культуры (или аспекта в ее функционировании) характерны неуравновешенность, одержимость в поведении, яркое проявление чувств, эмоциональная открытость, экстатические состояния, действия вопреки культурным нормам. Это своеобразный бунт эмоций против разума.

Данную классификацию использовали при исследовании культур Р. Бенедикт (этнопсихологические зарисовки традиционных обществ), К. Юнг (анализ исторических психологических типов) и другие ученые. С анализом дионисийского элемента в истории культур связано изучение феноменов озарения, мистического опыта, интуитивного мышления. Широко известны случаи мистических видений. В этих видениях  была доступна «истина откровения», полученная  путем «озарения», «интуитивного проникновения» в суть вещей, а не при помощи опытного, рационально освоенного знания.http://www.narcom.ru/ideas/common/64.html Вы пишете :Переход эмоции в чувство можно представить как своего рода трансформация, преображение, утоньчение "тела эмоций"-А отдельные эмоции уже не будут нужны,что ли,только в комплексе,который Вы именуете "чувство"?
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 20 ЬРавР 2011, 21:29:39
Имхо, в этом разделении на апполоническое и дионисийское есть некоторая путаница. Экстаз вакхический, оргиастический и экстаз суфия это разные вещи. Есть голова - это аполлон, есть живот - это дионисий, а есть сердце - это суфий. И сердце - это ни первое, ни второе.  Первое - подавление эмоций, второе - потакание эмоциям, третье - чувство. А кроме этого можно ещё выделить экстаз шамана - изменённые состояния сознания, практикуемые с определёнными вполне практическими целями. Эти состояния в том числе могут инициироваться и эмоционально. Но не только. И чаще даже не столько.
Цитировать
А отдельные эмоции уже не будут нужны,что ли,только в комплексе,который Вы именуете "чувство"?
Кому не нужны?
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: nihil от 20 ЬРавР 2011, 23:27:25
2.3. «Экстрасенсорные» ощущения.
Есть люди, способные, например, ощущать опасность безо всяких внешних на то признаков (или, по крайней мере, так может показаться). Такое ощущение не имеет отношения к эмоциям. Более того, эмоции мешают проявлению этого ощущения и вполне могут раскрутиться на почве его возникновения. Однако, ощущение это не относится напрямую и к вышеописанным чувствам.
По своим характеристикам, такие ощущения полностью схожи с физическими ощущениями, за вычетом наличия физических органов чувств, производящих эти ощущения. При очищении сознания подобные «экстрасенсорные» ощущения, как правило, всё более обостряются. Однако, не следует обращать на них слишком пристального внимания (если только они не приносят реальную пользу как чувство опасности в соответствующей ситуации), поскольку само это внимание приводит к вовлечению, эмоциям и, соответственно, убивает само это ощущение. Самый лучший подход — просто фиксировать наличие такого ощущения, не допуская по отношению к нему ни лишних мыслей, ни, тем более, эмоций.



Ув.plot ,с чего Вы взяли, что "экстрасенсорные" ощущения - это какой-то особый вид, который надо обострять или не надо. Если оно есть, то есть, если чел "толстокож" и упрям, то его нет. Сенсорное оно и есть сенсорное - только один видит свой нос, а другой немного дальше

Кстати - "экстрасенсорное" или более расширенное (диапазон восприятия) мироощущение никак не связано с очищением сознания.



СЧАСТЬЕ ЭТО ПРОСТО НЕ ЗАМЕЧАТЬ СВОЕГО НОСА
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 20 ЬРавР 2011, 23:32:09
Ув.plot ,с чего Вы взяли,
Да я и не взял совсем. В целом - согласен с Вами. Можно наверное и так сказать, как Вы сказали.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: iv2259 от 21 ЬРавР 2011, 07:55:01
 в этом разделении на апполоническое и дионисийское есть некоторая путаница. Экстаз вакхический, оргиастический и экстаз суфия это разные вещи. Есть голова - это аполлон, есть живот - это дионисий, а есть сердце - это суфий.       -  То есть,суфий - чел без головы и живота?А на чём он кепку носит и во что ест?...Я так думаю(!  :)),что серцу-нужен моск,а им обоим без нутра никак."Дионисийское"и "аполлоническое"-это начала,основы,предрасположенности,типы,кои в чистом отдельном виде не встречаются ни у чела,ни у общества.И экстазы,нмв,берутся все из одной и той же чел.основы,предполагаю,что и суфий - человек. ??? :)Или нет?       К.Г.Юнг "Психологические типы" -           .Рассмотрим вначале дионисизм. Описание Ницше обнаруживает сразу, что он под этим разумеет некое развертывание, поток, идущий вверх и наружу, состояние диастолы, как говорил Гете, мирообъемлющее движение, каким Шиллер описывает его в своей «Песни радости»:

      Миллионы, к нам в объятья!

      Люди, поцелуй сей вам!

      и далее:

      Все творения живые

      Радость средь природы пьют,

      Все и добрые, и злые

      По стезе ее идут.

      Сон, вино, привет участья,

      Друга нам она дарит:

      Дышит червь животной страстью,

      К Богу херувим летит.

      Это - дионисийская «экспансия». Это - поток мощного всеощущения, неудержимо прорвавшийся наружу и опьяняющий чувство, подобно крепчайшему вину. Это - опьянение в самом высшем смысле слова...  Аполлонизм, напротив, есть восприятие внутренних образов красоты, меры и чувств, покорившихся законам пропорций. Сравнение со сновидением ясно указывает на характер аполлонического состояния: это состояние интроспекции, состояние созерцания, обращенного вовнутрь, в сонный мир вечных идей...У человека с преимущественно рефлектирующей установкой аполлоническое состояние созерцания внутренних образов ведет к такой переработке созерцаемого, которая соответствует сущности интеллектуального мышления. Из этого возникают идеи. У человека с установкой преимущественно чувствующей происходит сходный процесс, а именно прочувствование образов и созидание чувство-идеи, которая, по существу, может совпасть с идеей, созданной мышлением. Поэтому идея есть столько же мысль, сколько и чувство, например идея отечества, свободы, Бога, бессмертия и т. д. При той и при другой обработке принцип остается рациональным и логическим. Но существует и совершенно иная точка зрения, с которой логически рациональная обработка оказывается несоответствующей. Эта иная точка зрения есть эстетическая. Она пребывает в интроверсии при восприятии идей, она развивает интуицию, внутреннее созерцание; в экстраверсии она пребывает при ощущении и развивает чувственные способности, инстинкт, способность воспринимать внешние воздействия. С этой точки зрения мышление совсем не является принципом внутреннего восприятия идей - совсем не является им и чувство, - напротив, мышление и чувство оказываются лишь производными величинами от внутреннего созерцания или чувственного ощущения..http://www.jungland.ru/node/1890
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Владимир Николаев от 21 ЬРавР 2011, 09:02:02
В моем понимании, возникающие эмоции, приобретая объектную направленность и привязку, становятся чувствами. То есть, эмоции – первичные дочувственные образования и переживания.

Осознание эмоций – способ управления своим эмоциональным состоянием, который заключается в регулировании их интенсивности. Что особенно актуально при эмоциях негативного характера, таких как, например, гнев.
На мой взгляд, мастерство в управлении эмоциями – это способность осознать свое эмоциональное состояние, выйти из него, снова войти и снова выйти-войти. Интенсивность эмоциональной реакции при этом снижается, позволяя действовать осмысленно, а не в состоянии аффекта.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 21 ЬРавР 2011, 11:27:44
в этом разделении на апполоническое и дионисийское есть некоторая путаница. Экстаз вакхический, оргиастический и экстаз суфия это разные вещи. Есть голова - это аполлон, есть живот - это дионисий, а есть сердце - это суфий.       -  То есть,суфий - чел без головы и живота?А на чём он кепку носит и во что ест?...Я так думаю(!  :)),что серцу-нужен моск,а им обоим без нутра никак."Дионисийское"и "аполлоническое"-это начала,основы,предрасположенности,типы,кои в чистом отдельном виде не встречаются ни у чела,ни у общества.И экстазы,нмв,берутся все из одной и той же чел.основы,предполагаю,что и суфий - человек. ??? :)Или нет?
Суфий - человек, познавший нечто, с чем другой человек в лучшем случае мимолётно соприкасается пару раз в жизни. И под действием этого нечта преображается и живот и голова. Как минимум переставая править его домостроением. Сердце - это истинный центр человека. Живот и голова - вспомогательное, служебное. Но обычно получается так, что истинный управитель спит, а правят вот эти слуги попеременно или кто-то из них преимущественно.
Аполлоническо-дионисийским дискурсом предпочитаю не пользоваться в виду его неотчётливости (для меня).
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 21 ЬРавР 2011, 11:35:20
В моем понимании, возникающие эмоции, приобретая объектную направленность и привязку, становятся чувствами. То есть, эмоции – первичные дочувственные образования и переживания.

Осознание эмоций – способ управления своим эмоциональным состоянием, который заключается в регулировании их интенсивности. Что особенно актуально при эмоциях негативного характера, таких как, например, гнев.
На мой взгляд, мастерство в управлении эмоциями – это способность осознать свое эмоциональное состояние, выйти из него, снова войти и снова выйти-войти. Интенсивность эмоциональной реакции при этом снижается, позволяя действовать осмысленно, а не в состоянии аффекта.
Снижается, имхо, не интенсивность, а степень вовлечённости. Интенсивность наоборот может возрастать. Пример - культивация состояния боевой ярости в некоторых боевых школах, особенно не восточных, а, скажем, в боевой системе маори. Это не берсеркинг, поскольку человека учат входить и выходить из этого состояния по мере надобности, однако интенсивность этого состояния возрастает пропорционально контролю. Берсеркер отличается тем, что не может контролировать это состояние, полностью вовлекается. Поэтому в мирной жизни берсеркеров откровенно шугались и поделом: психи.
Но реально, состояние вне эмоции более эффективно, даже в боевой ситуации. Это тоже уже давно поняли в восточных БИ, обучая сохранять полный внутренний покой, когда внутреннее состояние во время боя не отличается от повседневного. Но и в повседневном оно, конечно, не является той обычной рассеянностью и разболтанностью, к которой мы привыкли. Всплеск адреналина или норадреналина при этом не обязательно означает наличие эмоции и не обязательно эмоцией должен быть инициирован. Хотя, смотря что подразумевать под терминами, конечно.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: iv2259 от 21 ЬРавР 2011, 12:50:36
Аполлоническо-дионисийским дискурсом предпочитаю не пользоваться в виду его неотчётливости (для меня). Бог с ним,это было к вопросу об экстазе и пр.изменённых состояний сознания.Но почва всё же должна быть,иначе придётся пояснять каждое слово.Кроме того,Вы,добрейший Плот,как то уж очень вольно обращаетесь,нмв,с терминами.
Это меня хлебом не кормиКормитесь всё же хлебом,а термины(отчётливые)- вверните. :)                        Суфий - человек, познавший нечто, с чем другой человек в лучшем случае мимолётно соприкасается пару раз в жизни. И под действием этого нечта преображается и живот и голова.Хорошо суфию,у него есть нечта,а мне лоху,чего то делать-думать тоже надо. :)Потому хочица индукции,пусть даже неполной,как приближения к практическому.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 21 ЬРавР 2011, 12:57:26
Суфий - человек, познавший нечто, с чем другой человек в лучшем случае мимолётно соприкасается пару раз в жизни. И под действием этого нечта преображается и живот и голова.Хорошо суфию,у него есть нечта,а мне лоху,чего то делать-думать тоже надо. :)Потому хочица индукции,пусть даже неполной,как приближения к практическому.
У вас это тоже есть, если Вы испытали любовь, в которой готовы были ради любимого человека пожертвовать собой.
Суфии говорят, что если человек не познал земной любви - к другому человеку - то и божественной любви он не вместит, сердце не открыто. Если этого ещё не случилось - что остаётся? Готовить стезю Господу. Избегать злого, совершать доброе, очищать сознание. Причём, в основном, в таком именно порядке. А дальше - иншалла.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Sulamif от 21 ЬРавР 2011, 13:18:28
У вас это тоже есть, если Вы испытали любовь, в которой готовы были ради любимого человека пожертвовать собой.
Уважаемый Plot, а случалось ли Вам любить без жертв... или всегда предполагается жертвовать ??? имхо...когда в любви...то не задумываются жертвуют они или ....просто в любви :)
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 21 ЬРавР 2011, 13:20:56
У вас это тоже есть, если Вы испытали любовь, в которой готовы были ради любимого человека пожертвовать собой.
Уважаемый Plot, а случалось ли Вам любить без жертв... или всегда предполагается жертвовать ??? имхо...когда в любви...то не задумываются жертвуют они или ....просто в любви :)
Обо мне не будем :). Но вообще, конечно, Вы правы. Наверное. Это скорее видимо от человека зависит. От индивидуальных особенностей. Однако, тут всегда... ну, не жертва пусть - это не то слово, но - милость (в смысле - "милости хочу, а не жертвы"). Это неизбежно. Самоотдача. Самодарение. Самозабвение.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: iv2259 от 21 ЬРавР 2011, 17:25:51
О разнице между эмоциями и чувствами        http://webcommunity.ru/1142/                                                       и страшной алекситимии :o :).                                                В некоторых даосских школах* практиковался осознанный вызов той или иной реакции. Логика здесь проста: если мы сможем в любой момент вызвать, скажем, гнев, то тем самым, познав его механизм, сможем в любой момент его победить. Таким образом прорабатывался весь набор эмоций.     Нельзя ли ссылочку,если в источнике есть подробности?
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 21 ЬРавР 2011, 19:17:38
Нельзя ли ссылочку,если в источнике есть подробности?
Мне об этом сообщил человек, заслуживающий всяческого доверия в этих вопросах. На вопрос где можно об этом почитать, он ответил следующее:
Цитировать
в русскоязычной литературе наиболее подробно в сериях школы шоу-дао (в сети можно много накопать. Кодовые слова также "человек-зверь", "внутренняя улыбка".), хотя аутентичность данной традиции под вопросом.Но подобные техники дают и китайские мастера.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Владимир Николаев от 22 ЬРавР 2011, 11:33:51
Цитировать
Цитата: Владимир Николаев от Вчера в 09:02:02
В моем понимании, возникающие эмоции, приобретая объектную направленность и привязку, становятся чувствами. То есть, эмоции – первичные дочувственные образования и переживания.

Осознание эмоций – способ управления своим эмоциональным состоянием, который заключается в регулировании их интенсивности. Что особенно актуально при эмоциях негативного характера, таких как, например, гнев.
На мой взгляд, мастерство в управлении эмоциями – это способность осознать свое эмоциональное состояние, выйти из него, снова войти и снова выйти-войти. Интенсивность эмоциональной реакции при этом снижается, позволяя действовать осмысленно, а не в состоянии аффекта.

Автор: plot
Снижается, имхо, не интенсивность, а степень вовлечённости. Интенсивность наоборот может возрастать. Пример - культивация состояния боевой ярости в некоторых боевых школах, особенно не восточных, а, скажем, в боевой системе маори. Это не берсеркинг, поскольку человека учат входить и выходить из этого состояния по мере надобности, однако интенсивность этого состояния возрастает пропорционально контролю. Берсеркер отличается тем, что не может контролировать это состояние, полностью вовлекается. Поэтому в мирной жизни берсеркеров откровенно шугались и поделом: психи.
Но реально, состояние вне эмоции более эффективно, даже в боевой ситуации. Это тоже уже давно поняли в восточных БИ, обучая сохранять полный внутренний покой, когда внутреннее состояние во время боя не отличается от повседневного. Но и в повседневном оно, конечно, не является той обычной рассеянностью и разболтанностью, к которой мы привыкли. Всплеск адреналина или норадреналина при этом не обязательно означает наличие эмоции и не обязательно эмоцией должен быть инициирован. Хотя, смотря что подразумевать под терминами, конечно.

Насколько я могу судить по собственному опыту, вовлеченность становится контролируемой, а интенсивность снижается. Мои суждения основаны на личном опыте проработки состояний приступов гнева, переходящих порой в ярость. В случаях ярости вовлеченность полная, а интенсивность максимальная. Я даже не уверен, что можно установить какое-то шкалирование интенсивности ярости – если довелось в нем оказаться, то управление, на мой взгляд, окончательно потеряно. В последствии даже сложно восстановить в памяти произошедшее в этот период.

По «культивированию ярости» и «берсеркинг» прошу дать ссылку на источник.

В связи с берсеркингом вспоминается шутка, что берсерк – это воин, объевшийся мухоморов :)

Насколько я понимаю, восточные и другие боевые искусства предполагают не столько ведение боя, сколько его прекращение путем скорейшей нейтрализации противника наименьшими усилиями, условно говоря, одним движением. Наверное, тут необходимо состояние полного внутреннего покоя, способствующее концентрации.

В ситуации боя или схватки, в том числе и спортивной, предполагающей продолжительный физический контакт, на мой взгляд, наиболее эффективно состояние, именуемое «кураж», при котором есть настрой, обостренные интуиция, реакция, предвидение. Действия совершаются не осмысленно и обдуманно, а инстинктивно на основе отработанных ранее навыков. В таком состоянии возможно выйти победителем и в ситуации превосходящих сил противника. Кураж, на мой взгляд, это особое эмоциональное состояние,  в котором мысли могут присутствовать, но проносятся очень быстро - стремительно, при этом фиксации на мыслях нет.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 22 ЬРавР 2011, 11:59:47
По «культивированию ярости» и «берсеркинг» прошу дать ссылку на источник.

В связи с берсеркингом вспоминается шутка, что берсерк – это воин, объевшийся мухоморов :)

Насколько я понимаю, восточные и другие боевые искусства предполагают не столько ведение боя, сколько его прекращение путем скорейшей нейтрализации противника наименьшими усилиями, условно говоря, одним движением. Наверное, тут необходимо состояние полного внутреннего покоя, способствующее концентрации.

В ситуации боя или схватки, в том числе и спортивной, предполагающей продолжительный физический контакт, на мой взгляд, наиболее эффективно состояние, именуемое «кураж», при котором есть настрой, обостренные интуиция, реакция, предвидение. Действия совершаются не осмысленно и обдуманно, а инстинктивно на основе отработанных ранее навыков. В таком состоянии возможно выйти победителем и в ситуации превосходящих сил противника. Кураж, на мой взгляд, это особое эмоциональное состояние,  в котором мысли могут присутствовать, но проносятся очень быстро - стремительно, при этом фиксации на мыслях нет.

По поводу берсерков можно загуглить - написано много. Первое, что бросается в глаза - статья в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BA
Однако, я это изучал давно и ссылок как таковых дать сейчас не могу. Так что можете верить мне на слово, а можете не верить.
Берсерк - это особый человек, с особой психической конституцией. То есть, не каждый им может стать. Плюс он сознательно усиливал эту свою способность к психическому перевоплощению-поглощению, "раскачивал" это своё состояние. Берсерки были своего рода средством психической атаки и своего рода тяжёлой артиллерией, но реально боевые их качества оставались под вопросом. Опытный и хладнокровный воин всегда их "делал". Правда, таких было тоже мало. Особенно в плане хладнокровности перед лицом такого ужаса. Берсерк в ходе своих практик делался реально психом, который мог войти в это своё состояние в любой момент и с каждым разом его склонность к этому состоянию только возрастала.
Состояние контролируемой ярости - известная вещь в БИ. Из самых последних описаний - можно почитать Тараса "Боевая машина", где это состояние является одним из вариантов боевого состояния. У народа маори это состояние культивируется с помощью специального боевого танца - хаки.
По поводу куража - не вижу смысла называть его "эмоциональным" состоянием. Обычно, вроде бы, как раз эмоции в этом состоянии не слишком представлены. Это своего рода алертное хладнокровие. В японских БИ это называют "гоку-и", экстремальный разум. Иными словами, особое экстремальное состояние сознания. Вероятно, оно схоже с кастанедовской "точкой без жалости".
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: картина от 22 ЬРавР 2011, 13:38:43
Насколько я понимаю, восточные и другие боевые искусства предполагают не столько ведение боя, сколько его прекращение путем скорейшей нейтрализации противника наименьшими усилиями, условно говоря, одним движением. Наверное, тут необходимо состояние полного внутреннего покоя, способствующее концентрации.
Согласна с Вами, я бы даже сказала: неначинание боя, путем умиротворяющих переговоров и других действий. Особенно актуально это становится сейчас, когда появилось столько средств эффективной самообороны. Хотя, конечно, ситуации бывают разными..
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 22 ЬРавР 2011, 13:56:46
Насколько я понимаю, восточные и другие боевые искусства предполагают не столько ведение боя, сколько его прекращение путем скорейшей нейтрализации противника наименьшими усилиями, условно говоря, одним движением. Наверное, тут необходимо состояние полного внутреннего покоя, способствующее концентрации.
Согласна с Вами, я бы даже сказала: неначинание боя, путем умиротворяющих переговоров и других действий. Особенно актуально это становится сейчас, когда появилось столько средств эффективной самообороны. Хотя, конечно, ситуации бывают разными..
БИ разные. И имели изначально разные цели. Если навскидку, то существуют следующие разновидности:
- собственно боевые, военно-прикладные. Изначально это вообще было основным их назначением. Цель - замочить побольше народу с наименьшими потерями
- боевые, но с религиозным уклоном - тут к доминанте добавляется минимизация страданий
- самооборона - цель нейтрализовать противника, в рамках действующих законов или обходя их, с минимальными потерями для себя
- религиозно-философские типа айкидо или даосских школ - там да, типо саморазвитие и умиротворение
- спортивные - цель нейтрализовать противника в рамках действующих правил
- оздоровительные - здесь боевым является скорее антураж, а по сути это гимнастика
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Владимир Николаев от 22 ЬРавР 2011, 17:32:46
За берсерков - спасибо :)

Про кураж:
Кураж (фр. courage) мужество, храбрость, смелость, безрассудная отвага. В словаре Ожегова уже: «Кураж – непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость»
Виды куража
В западной психологии кураж соотносят с состоянием потока, полета, вдохновения. В восточной – с состоянием творческого просветления, перевоплощения, так называемого сатори. Но в нашем воплощении кураж существенно отличается и от восточного, и от западного понимания. Не случайно кураж имеет основу «раж». А прийти в раж, как известно, это значит впасть в некое вдохновенное неистовство, экзальтацию, сопряженную с риском. Итак, рассмотрим подробнее все три позиции.
Куражиться по-западному – это значит на пике эмоций войти в состояние потока, в состояние чрезвычайной творческой активности. Это особое состояние сознания, концентрации, полета. Возникает такое ощущение, будто за тебя все делает какая-то особая сила. Движения отточены до автоматизма, речь легкая, льющаяся непрерывным потоком. Многие ораторы знают «эффект десяти минут» – в течение этого времени нужно разговорить себя, а далее тебя уже несет. Такое состояние люди испытывают в момент творческого подъема, публичного выступления, а в быту, например, самозабвенно играя с детьми… Как войти в состояние потока? Западный вариант включает в себя три момента:
1.   нужно от большой задачи перейти к маленькой.
2.   найти свой путь, начать мыслить оригинально, делать что-то по-другому, уйти от трафаретов.
3.   преодолеть чувство самоконтроля, избавиться от него и начать работать в спонтанном режиме. Если достигнут баланс между навыками, умениями и чем-то совершенно новым, значит, вы свободно владеете языком куража по-западному.
Кураж по-восточному – это вхождение в состояние сатори, что являет собой квинтэссенцию дзен-буддизма. Суть дзен-буддизма – научиться смотреть на жизнь по-новому, избавиться от стереотипов восприятия, мешающих человеку быть свободным. Сатори – это состояние измененного сознания, которое возникает, как правило, эпизодически. Постоянно пребывать в таком состоянии невозможно… Каковы же признаки сатори?
1.   иррациональность, необъяснимость. Возникает ощущение чего-то потустороннего. Что-то вроде управляет тобой, словно ты проник в какую-то другую реальность. Разрывается оболочка обыденности.
2.   интуитивное прозрение. Вспышка озарения: ты постиг мир, ты понял что-то ранее неведомое, ты видишь мир иными глазами, тебе хорошо и спокойно.
3.   утверждение позитивного отношения к миру, сопряженное с приятными эмоциями. Через напряжение ты приходишь к спокойствию.
Похож кураж на сатори, но кураж активнее, экзальтированнее, внезапнее. Западный «поток» – культурный, приглаженный. А у нас кураж всегда сопряжен с риском, с шокирующим эффектом, он гораздо энергетичнее. Это некий прорыв из обыденности в праздник. Это потрясающее ощущение внутренней свободы – будто крылья за спиной, будто несет нас какая-то неведомая сила. Это состояние внутренней спонтанности. Это выход на свое истинное «я», ключ к творческому потенциалу. Это ощущение новой реальности: человек в такой момент живет более полной, более интересной, эмоционально насыщенной жизнью. Кураж – это всегда веселье, приподнятое настроение. Редко люди куражатся, находясь в дурном расположении духа. Кураж всегда идет в паре со смелостью. Мы делаем то, что в обычном состоянии никогда не сделали бы…
Как проявляется кураж
Кураж – особое приподнятое настроение, психологическое состояние вдохновения и внутренней свободы, ощущение уверенности в успехе дела, передающееся другим.
Изначальный смысл слов «смелость», «кураж» происходит от французского слова coeur – «сердце». То есть кураж – это не тщательно обдуманное действие, а душевный порыв, отвага, задор, вдохновение, состояние эмоционального подъёма, когда «любое дело по плечу». Никакие логические рассуждения никогда не заставят человека проявить отвагу, тем более с риском для жизни.
Такое вдохновение «расправляет крылья души», даёт «взмахнуть крылами души». Ощущение, что посетила Муза. Именно чувство вдохновения на протяжении всей истории человечества рождало у людей желание летать, рождало мечту о полётах. Вдохновение – это чувство свободы. Когда на человека снизошло вдохновение, то говорят, что человек поймал кураж. Он начинает импровизировать. Он обретает спонтанность и непосредственность действия. Он становится раскованным и раскрепощённым.
источник http://net-way.org/leader/allez/
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 22 ЬРавР 2011, 17:41:26
Особенно улыбнуло про то, что кураж=сатори...
Ну, ок. Такой кураж тоже хорошо :)
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Ogl от 02 ЭЮпСап 2011, 20:07:41
Plot, Я возможно несколько не по теме.Дело в том,что на данный момент озабочен как раз, составлением инвентарного списка.
У нас ККашников, принято считать, что -это просто перечень людей или событий. Но мне кажется  вопрос значительно сложнее. Короче Я просто послал запрос в Яндекс и наткнулся на  Вашу статью.  Мне кажется, что Вы наиболее толково подошли к вопросу.,поэтому хотел просить у Вас совета. Как бы Вы составляли инвентарный список? И как правильно в свете его выполнять перепросмотр. За чувства и эмоции, отдельное спасибо.
Если не затруднит.

Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 02 ЭЮпСап 2011, 20:16:17
Ув. Olg, страшно далеки мы от КК... И вряд ли могу дать Вам какой-либо совет в области кастанедовской "дхармы". Она ведь является довольно специальной вещью...
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Ogl от 02 ЭЮпСап 2011, 20:50:08
Вообще то ваш пост, в принципе является ответом, Я просто думал, что Вы знакомы с традицией и возможно дадите конкретный совет.
Вообще у КК не очень развита тема чувств и эмоции и мало у кого можно спросить. Прошу извинить.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 02 ЭЮпСап 2011, 21:09:42
Прошу извинить.
Не за что, не за что.
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: N N от 03 ЭЮпСап 2011, 09:26:03
Самый лучший подход — просто фиксировать наличие такого ощущения, не допуская по отношению к нему ни лишних мыслей, ни, тем более, эмоций.


Как у Стивена Сигала (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BB,_%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD):


(http://geekadelphia.com/wp-content/uploads/2008/04/steven_segal_emotion_chart.jpg)


Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Вадим от 25 пЭТРап 2012, 15:59:01
Plot, Я возможно несколько не по теме.Дело в том,что на данный момент озабочен как раз, составлением инвентарного списка.
.....За чувства и эмоции, отдельное спасибо.
...
Да. Спасибо обоим!
Одному - что написал, другому - что поднял ветку... А то я как-то мимо проскочил появление этой темы.


P.S. По-моему, данное описание "эмоций и чувств" вполне подходит и к тематике ЧП. Ставит точки "над и" в вопросе об отрицательных эмоциях (а также о том, что эмоции современного человека почти сплошь отрицательные, а к положительным ему не так просто прикоснуться).
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 25 пЭТРап 2012, 20:10:37
P.S. По-моему, данное описание "эмоций и чувств" вполне подходит и к тематике ЧП.
Подобные параллели интересны. Жаль только с ЧП у меня затык, не смогу оценить и поучаствовать. :)
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Вадим от 25 пЭТРап 2012, 23:03:33
P.S. По-моему, данное описание "эмоций и чувств" вполне подходит и к тематике ЧП.
Подобные параллели интересны. ...
Сущность человека и Реальности - одна и та же независимо от различий в учениях.
Действительно работающие вещи - одни и те же.


Цитировать
Жаль только с ЧП у меня затык, не смогу оценить и поучаствовать. :)
Ну, не можете вы к нам - значит, мы к вам.
 :D
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: Добрый молодец от 31 пЭТРап 2012, 14:07:04
Статья хорошая, много новых слов узнал)
Название: Re: О разнице между эмоциями и чувствами
Отправлено: plot от 31 пЭТРап 2012, 15:45:26
И то хлеб... :)

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100