Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
К эпохе pасцвета юpодство стало pyсским национальным явлением. В это вpемя пpавославный Восток почти не знает юpодивых. Их нет также ни на Укpаине, ни в Белоpyссии (Исаакий Печеpский так и остался единственным киевским юpодивым). Римско-католическомy миpy этот феномен также чyжд. Это, в частности, доказывается тем, что о pyсских юpодивых с немалым yдивлением писали иностpанные пyтешественники XVI-XVII вв. — Геpбеpштейн, Гоpсей, Флетчеp и дp. Чтобы встyпить на пyть юpодства, евpопейцy пpиходилось пеpеселяться в Россию. Поэтомy сpеди юpодивых так много выезжих иноземцев.
Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Смех в Дpевней Рyси (http://philologos.narod.ru/smeh/panchenko_smeh.htm)
* * *
Сам тот факт, что при разговоре об этом древнем и странном феномене [юродства] русские (и только они одни) могут без кавычек и дополнительных пояснений употреблять слово своего современного языка, чрезвычайно показателен: он демонстрирует важность и укорененность данного явления в нашей культуре.
[Из примечания автора к основному тексту:] Отыменные образования с этим корнем встречаются в русском Интернете более 31 400 раз, а отглагольные - более 53 600 раз. Для сравнения: сочетание "holy fool" встречается во Всемирной паутине всего 6 500 раз.
С. А. Иванов. Блаженные похабы
-
Зато в Европе в средние века было повсеместно развито шутовство (аналог юродства).
В средневековой Европе шуты нередко выполняли важную социальную роль для привилегированного класса. В связи с отсутствием свободы слова, вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать особо влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож. Через кривляния и болтовню шутов представители привилегированной элиты раннего средневековья доводили до сведения друг друга, а также короля, свои претензии, жалобы, критику или особо рискованные предложения и идеи.
...
Прослеживается также определённая связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи считают также и средневековых шутов носителями древних духовных традиций и тайных знаний.
...
Источник (http://ru.wikipedia.org/wiki/Шут)
(http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Stanczyk_Matejko.JPG/350px-Stanczyk_Matejko.JPG)
-
Список шутов по странам можно найти здесь (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%88%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2#.D0.98.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.8B).
А там, по перекрёстным ссылкам, можно прочитать об исламских шутах - Ходже Насреддине и Бирбале, а также найти о них легенды и притчи.
-
Зато в Европе в средние века было повсеместно развито шутовство (аналог юродства).[/color]
Существует и другая точка зрения, что юродство и шутовство суть разные явления, хотя и похожи внешне. Вот что пишет С. А. Иванов: "Что же касается шута, с которым чаще всего и сопоставляют юродивого, то как раз их сходство весьма поверхностно: да, оба живут в вывернутом, ненастоящем мире, и оба не могут состояться без зрителей. Но при этом шут - часть толпы, а юродивый даже в городской сутолоке совершенно один*; шут весь в диалоге, а юродивый принципиально монологичен; шут погружен в праздничное время, а юродивый - вне времени; шутовство сродни искусству, а юродство искусству чуждо".
_________
* Напоминает определение суфизма "Быть в мире, но не от мира" (Бахауддин Накшбанд).
-
Зато в Европе в средние века было повсеместно развито шутовство (аналог юродства).[/color]
Существует и другая точка зрения, что юродство и шутовство суть разные явления, хотя и похожи внешне. Вот что пишет С. А. Иванов: "Что же касается шута, с которым чаще всего и сопоставляют юродивого, то как раз их сходство весьма поверхностно: да, оба живут в вывернутом, ненастоящем мире, и оба не могут состояться без зрителей. Но при этом шут - часть толпы, а юродивый даже в городской сутолоке совершенно один*; шут весь в диалоге, а юродивый принципиально монологичен; шут погружен в праздничное время, а юродивый - вне времени; шутовство сродни искусству, а юродство искусству чуждо".
Да, несмотря на кажущееся сходство шута и юродивого, у шута традиционно была скорее социальная роль – высмеять недостатки ума, мудрости, в шутливой форме научить быть хорошим прагматиком, дальновидным правителем и т.п. Роль же юродивого – духовная. Его мало волновала светская сторона жизни, надевая маску дурака, он больше критикует не недостаток ума, а его избыток, "ибо мудрость мира этого есть безумие пред Богом" .
Помимо воспитательной функции обоих, поведение юродивого было и частью его личной духовной практики – уничтожение себя и соединение с Богом, где уже не понятно, где я и где Ты. Поэтому считалось, что юродивый чист и через него говорит Бог.
-
Маленькое замечание, как смыслы явлений могут пересекаться на смежных территориях, свидетельством чему служит нац.язык,живущий на данной земле.
В белорусском языке "блазен" есть и шут, и юродивый\блаженный вместе взятые.Как бы это ни выглядело странным.У нас тут даже есть свой блазен-актёр-бард,который с помощью музыки озвучивает свои тексты.Время сейчас другое...
И второе замечание -- о женщинах -юродивых,в частности,Ксении Блаженной. Меня сильно потрясло, когда я прочитала, что Анна Самохина,Царство ей Небесное, прямо бредила последнее время этой Питерской Святой,мечтала её сыграть. Но,извините за разговорнвй стиль,"сыграла в ящик" -- судьбой не дарована была ей эта возможность.И она отошла в мир, где находится эта благоверная,практически в День памяти Ксении, и похоронена на одной территории Смоленского кладбища. Одна необычная женщина таким способом нашла общий язык с другой необычной, но по-другому...
-
Православное понимание святости оказало заметное влияние на братство ЕХБ. К данной теме в русском контексте тесно примыкает уникальное духовное явление – юродство Христа ради. В восточной христианской традиции первым юродивым нередко воспринимается Сам Спаситель Иисус Христос, отвергший ценности мира сего и учивший, что Царство Его – "не отсюда". Несмотря на то, что юродство, строго говоря, подвиг "противоканонический", для многих православных людей юродивые – наиболее почитаемые святые. Их "убожество" и "безумие", нестандартное поведение в обществе ярко демонстрируют искренность религиозного чувства, детское упование на Бога, крайнюю форму христианского подвижничества. Сотни юродивых получили известность на Руси, десятки из них были канонизированы.
В такой атмосфере едва ли удивительно, что и отечественный баптизм знает немало юродивых Христа ради.
Источник (http://portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2934)
-
К эпохе pасцвета юpодство стало pyсским национальным явлением. В это вpемя пpавославный Восток почти не знает юpодивых.
Юродивые были везде и их всегда было мало.
«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор.4:10)
В католической церкви наиболее известными святыми, которые совершали подвиг юродства, считаются Франциск Ассизский и Бенуа Жозеф Лабре.
-
Несмотря на то, что юродство, строго говоря, подвиг "противоканонический", для многих православных людей юродивые – наиболее почитаемые святые. Их "убожество" и "безумие", нестандартное поведение в обществе ярко демонстрируют искренность религиозного чувства, детское упование на Бога, крайнюю форму христианского подвижничества.
Священник И. Ковалевский: «Юродство - чрезвычайно трудный и опасный путь. Как, подражая иногда безрассудству людей самых низких, сохранять дух всегда возвышенный, стремящийся к Богу, - постоянно ругаясь миру, обнимать однако же всех совершенною любовью?! Наконец, как удержать себя от духовной гордости тому, кто, перенося столько оскорблений и лишений, сознает, что все это терпит он невинно и что он совсем не таков, каким его считают многие Это произвольное, постоянное мученичество, это постоянная брань против себя, против мира и диавола и притом борьба - самая трудная и жестокая». (свящ. Иоанн Ковалевский «Юродство о Христе или Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия.»)
-
"Я не знаю более разрывающего душу чтения, чем Шекспир: что должен выстрадать человек, чтобы почувствовать необходимость стать шутом!"
Ф. Ницше, "Эссе Номо"
-
Великие мудрецы и чудотворцы. История столичных юродивых
Юродивые, или блаженные занимают особое место в длинном списке молельников, заступников и покровителей Москвы. Официально канонизированных, их в столице пять.
<...>
«Юродивый» - от славянского «оурод», т. е. урод, дурак, безумец. Апостол Павел ещё в Новом Завете первым теоретически обосновал природу юродства, причисляя к ней и себя: «Мы безумны Христа ради, вы крепки, а мы немощны, вы в славе, а мы в бесчестии, терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся. Злословят нас - мы благословляем, гонят нас - мы терпим».
Статья (http://www.aif.ru/realty/city/1117620)
(via Н.Ч.)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской