... Всю совокупность понятий и взаимосвязей между ними, которые есть в психике человека, можно назвать миропониманием.
А всю совокупность образов, с которыми связаны понятия, образующие миропонимание, можно назвать мировоззрением.
… А какие типы могут быть у мировоззрения и миропонимания? Есть такая детская игрушка калейдоскоп. Калейдоскоп представляет из себя призму, внутренняя поверхность которой зеркальная, образована обычно тремя гранями. Призма одним концом упирается в ёмкость, в которой находятся разноцветные стекляшки. Одна сторона этой ёмкости примыкает к торцу призмы, другая сторона закрыта матовым стеклом. А второй конец призмы — это глазок, в который смотрят. Если калейдоскоп крутить, стекляшки образуют узоры, а внутреннее зеркало призмы их многократно дублирует, и получается весьма занятная картинка. Калейдоскоп характеризуется тем, что все его элементы не связаны друг с другом.
А с другой стороны есть жанр изобразительного искусства, который называется мозаика, или витражи. Там ведь тоже элементы сами по себе, казалось бы, разрозненные, тем не менее, связаны и образуют единую картину. И эта картина, если это жанр изобразительного искусства, так или иначе связана с тематикой художественного творчества и объективной реальностью. Все элементы мозаики характеризуются тем, что каждый из них оказывается на своём месте. И это его местоположение обусловлено и другими элементами мозаики, и общей картиной, в которой он участвует, и его собственной ролью в этой вот самой картине. И если из мозаики изъять какой-то один элемент, то она предстаёт ущербной. А если нам не хватает разрешающей способности мозаики, то есть детальности, мы можем изъять её фрагмент и заменить каким-то более детальным фрагментом.
Эти вот образы — калейдоскопы и мозаики — и дают представление о том, каких двух предельных типов может быть мировоззрение и миропонимание человека:
- либо всё взаимосвязано - тогда это мозаичное мировоззрение, миропонимание;
- либо это калейдоскоп, где может быть много интересных фактов и фактиков. Они представляются разрозненными, или связи между ними устанавливаются некоторым образом. И установка связей носит случайный характер в том смысле, что в этом реализуются какие-то статистические закономерности, но не те объективные взаимосвязи, которые есть в реальном мире. И статистические закономерности не объективного мира, а статистические закономерности реакции психики, которая несёт это калейдоскопическое мировоззрение на объективный мир. То есть связи диктуются через случайности психики объективным миром, и потому они непредсказуемы.
А если мир меняется, связи меняются, то меняются мировоззрение и миропонимание непрерывно. И калейдоскопическое мировоззрение, в котором всё разрозненно, является очень плохой моделью для того чтобы моделировать течение событий в мире в темпе, опережающем их реальное течение, и, соответственно, выбор вариантов поведения оказывается невозможным.
А второй вариант мировоззрения и миропонимания — это мозаичное мировоззрение и миропонимание. В нём всё взаимосвязано, и если что-то недостаточно детально, то появляется совокупность каких-то новых понятий, новых элементов мировоззрения, и между ними и ранее существовавшей системой устанавливаются какие-то взаимосвязи. Однако, и мозаичное мировоззрение в свою очередь может быть представлено в двух вариантах:
- Вариант первый. Формирование мозаики ведётся в направлении от частности к общему.
- Вариант второй. Формирование мозаики, её развитие и детализация, ведётся в направлении от общего к частному.
Казалось бы, и та, и другая — мозаика, а в чём разница? А разница примерно такая, что, если вы заказываете некий конструктор, он приходит, там полным полно всяких деталей, а инструкции по сборке нет, представления об общем виде изделия нет, деталей много, то в подавляющем большинстве случаев вы не сможете собрать то, что представляет этот конструктор, с первой попытки безошибочно. Потому что где-то как-то вы нарушите порядок. А вот если у вас есть общее представление о том, что должно быть на выходе, то технологический процесс сборки этого чего-то целого из множества деталей, скорее всего, вы сможете осуществить.
И получается так, что процесс формирования мозаики, её развитие, детализация, если он протекает в направлении от общего к частностям, он обладает более высокой устойчивостью и более высокой помехозащищённостью, нежели процесс сборки мозаики в направлении от частностей к общему.
(М.В. Величко - Разговоры о жизни 4)
https://www.youtube.com/watch?v=lY9S4RPvdT4