Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Суфизм => Тема начата: wayter от 22 РТУгбвР 2004, 02:06:36

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: wayter от 22 РТУгбвР 2004, 02:06:36
КАЛАНДАР (персидское). Не имеющий крова, странствующий дервиш.


"Другое, значительно более радикальное толкование бедности дервишей вызвало к жизни совершенно иную форму суфизма — движение каландаров. Выказывая некоторое презрение к удобно устроившейся верхушке суфиев, пользующейся поддержкой властей, эти странники своим преступающим всякие приличия поведением бросали вызов обществу так же, как это делали киники античности. Проповедуемые этими аскетами формы неприятия мира были столь различны, что сами они были известны в различных областях под совершенно разными именами: хайдари(ты), каланда-ры, торлаки, баба(иты), абдалы, джами(ты), мада-ри(ты), маланги(ты) и джалали(ты). Отрицая собственность, эти странствующие дервиши жили милостыней, сохраняли обет безбрачия и практиковали крайний аскетизм. Их совершенно не заботило исполнение ритуальных обязанностей ислама, они часто ходили нагими или носили жесткую темную власяницу на пару с необычайного покроя шапочкой и иными предметами, включая железные цепи. Отвергая принятые виды ухода за собой, они сбривали волосы, брови, усы и бороду, а многие славились употреблением галлюциногенов и крепких напитков. Каландар и ныне олицетворяет собой решительный разрыв с миром, а само это название примерили на себя и члены более традиционных суфийских групп, например индийского братства Калан-дари в Какори, близ Лакхнау, штат Уттар-Прадеш. Но беспрекословное и буквальное претворение подобной идеи в жизнь приводило порой к острым социальным столкновениям, включая нападение на более именитых суфиев и даже настоящие крестьянские бунты. Наследие столь агрессивно проявляемого отрешения от мира отчасти сохранилось в некоторых формах поведения официальных орденов Бекташи (сбривание волос) и Рифаи (необычного рода укрощение плоти). До сих пор на традиционных суфийских праздниках во всем мире можно встретить то, что иные ученые отвергают как «духовное вероотступничество», например недавно обретшую популярность песню о могиле Каландара в Синде в исполнении пакистанского певца в стиле каввали Нусрата Фатеха Али Хана. Это явление не вписывается в рамки никакого устоявшегося определения суфизма".

К.Эрнст. Суфизм.
Название: нужда
Отправлено: Мустафа от 02 бХЭвпСап 2004, 21:35:31
К.Юнг в своих "Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях" говорит о тщетности имитации нужды (материальной). Нужда должна быть неподдельной для того, чтобы исстрадавшаяся душа в отчаянии могла рвануться ввысь и увидеть узость обыденного, как источника страданий. Т.е. невозможно быть по настоящему нищим, если оставил свою собственность, чтобы нуждаться, но можешь в любое время вернуться и снова вступить во владения. С другой стороны, человек, родившийся в бедности, вряд ли испытает от неё великие страдания, поскольку для него бедность привычна. Зато и нафс бедняка может быть не так велик и "кровожаден", как у имущего, у которого страх утраты гораздо сильнее.
Название: Re: нужда
Отправлено: real от 02 бХЭвпСап 2004, 23:14:55
Цитата: "Мустафа"
К.Юнг в своих "Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях" говорит о тщетности имитации нужды (материальной). Нужда должна быть неподдельной для того, чтобы исстрадавшаяся душа в отчаянии могла рвануться ввысь и увидеть узость обыденного, как источника страданий. Т.е. невозможно быть по настоящему нищим, если оставил свою собственность, чтобы нуждаться, но можешь в любое время вернуться и снова вступить во владения. С другой стороны, человек, родившийся в бедности, вряд ли испытает от неё великие страдания, поскольку для него бедность привычна. Зато и нафс бедняка может быть не так велик и "кровожаден", как у имущего, у которого страх утраты гораздо сильнее.


в этом есть что-то манифестационное. :D  Напоминает "Манифест КП" М. и Э. Действительно, пролетариям нечего терять, а буржуазии есть что терять.  :P
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: real от 02 бХЭвпСап 2004, 23:17:50
Ну , а зачем тогда мус...манифестационисты призывали объединяться?
Название: Re: нужда
Отправлено: Олег Стародубцев от 02 бХЭвпСап 2004, 23:23:10
Цитата: "Мустафа"
Зато и нафс бедняка может быть не так велик и "кровожаден", как у имущего...

Всё дело в том, что жадность - не единственная возможная черта нафса. В частности, мой нафс (по классификации Хосе Стивенса (http://nkozlov.ru/?print=1&s=43&d_id=1450), которую я считаю лучшей) - "склонность к мученичеству", и поэтому путь нищеты, путь дервиша или каландара для меня противопоказан. Жалость к себе - вот пища для моего типа нафса.
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: дудук от 03 бХЭвпСап 2004, 04:38:18
Цитировать
Жалость к себе - вот пища для моего типа нафса.


Понятно.
Только непонятно причем здесь путь дервиша или каландара?

"Знай, что ханака - это место для  бесстрашных каландаров (тех, кто ставят Бога превыше всего), а не для невежественных личностей, потакающих своим страстям. Это приют для риндов (тех, кто освободился от мирских пут, и предпочел отдать себя Богу), это не место для узников мира пыли и глины.
Здесь нет места болтовне по поводу "я и ты"; весь разговор ведется только о "Ху" (Hu) и только ради Него. Несмотря на то, что существуют тысячи суфиев, все они по сути Один.
Это место для тех, кто оставил себя, потеряв свое существование, здесь нет места для "Это я", а "Это ты". Если ты все еще привязан к своему образу, то не думай и появляться здесь. Но, если ты друг Бога и не сознаешь себя, тогда тебе будут рады и предложат место в скромном кругу суфиев."

Др. Джавад Нурбахш
"Беседы о суфийском пути"
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: Олег Стародубцев от 03 бХЭвпСап 2004, 16:36:27
Цитата: "дудук"
Понятно. Только непонятно, при чём здесь путь дервиша или каландара?

Извините, но что же Вам в таком случае понятно? :)

А теперь - серьёзно: практика дервиша и каландара - это работа, направленная в первую очередь на преодоление ЧСВ - Чувства Собственной Важности, то есть, пользуясь терминологией Хосе Стивенса (http://nkozlov.ru/?print=1&s=43&d_id=1450) - "дракона высокомерия". Для борьбы с другими "драконами" - в частности, с "драконом склонности к мученичеству", то есть Чувством Собственной Бедности, Несчастности и Никому Не Нужности,  :)  необходимы другие средства.
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: real от 03 бХЭвпСап 2004, 17:29:23
Цитата: "Олег Стародубцев"
необходимы другие средства.


Как то , давно, еще в детстве, была  встреча с поэтом, он читал свои стихи, конечно не запомнила, но одно было о том, что трусу надоело быть трусом, он притворился храбрым и совершил храбрый поступок, f потом, хоть он и остался трусом, но притворяясь смелым, совершал все время смелые поступки. Фантазия поэта? Или что-то в этом есть?
Хорошо делал трус или плохо? Он ведь, все-таки притворялся?
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: дудук от 03 бХЭвпСап 2004, 17:51:46
Цитировать
дудук писал(а):
Понятно. Только непонятно, при чём здесь путь дервиша или каландара?


Извините, но что же Вам в таком случае понятно?  


Понятно насчет само-жалости, т.к. подобная черта присуща не только Вашему нафсу :)

Цитировать
А теперь - серьёзно: практика дервиша и каландара - это работа, направленная в первую очередь на преодоление ЧСВ - Чувства Собственной Важности,


Серьезно, так серьезно.... )
Все верно, так чем же Вам не подходит подобная практика? ;)

Цитировать
то есть, пользуясь терминологией Хосе Стивенса - "дракона высокомерия".


Извините, но я привык пользовать суфийской терминологией - мне как то более понятен термин "приказывающий нафс".

Цитировать
Для борьбы с другими "драконами" - в частности, с "драконом склонности к мученичеству", то есть Чувством Собственной Бедности, Несчастности и Никому Не Нужности,  необходимы другие средства.


Я незнаком ни с какими другими "драконами" кроме вышеназванного нафса. Все остальное видится мне пустым плодом воображения того же нафса. Или личности (в современном лексиконе), но это другая сфера - чувствами личности в основном занимается психология ;) )
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: Олег Стародубцев от 03 бХЭвпСап 2004, 17:57:11
Цитата: "real"
Или что-то в этом есть?

В этом, безусловно, "что-то есть": именно этот принцип действует, когда мусульманин начинает следовать Сунне Посланника Аллаха (да пребудет с ним мир и благословение Господа миров!). Вначале это - всего лишь подражание, оно может сводиться к одежде, внешнему виду и быту, но впоследствии, если человек стремится во всём - не только бородой и чалмой - быть похожим на Пророка (да пребудет с ним мир и благословение Господа миров!), если в той или иной ситуации он поступает не так, как подсказывает ему нафс, а так, как на его месте поступил бы Лучший из людей, Избранник Бога (да пребудет с ним мир и благословение Господа миров!), это приводит к внутренним изменениям. Во всяком случае, так должно быть.
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: св от 04 бХЭвпСап 2004, 01:15:01
Цитата: "дудук"


Цитировать
дудук писал(а):
1.
Извините, но я привык пользовать суфийской терминологией - мне как то более понятен термин "приказывающий нафс".

Цитировать


2.
Я незнаком ни с какими другими "драконами" кроме вышеназванного нафса. Все остальное видится мне пустым плодом воображения того же нафса. Или личности (в современном лексиконе), но это другая сфера - чувствами личности в основном занимается психология ;) )


1.otvykayte
2.Vashe upuschenie... :D
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: Олег Стародубцев от 04 бХЭвпСап 2004, 01:33:52
Цитата: "дудук"
...так чем же Вам не подходит подобная практика?

На этот вопрос я уже ответил. Повторить ещё раз? :)
Цитата: "дудук"
Я не знаком ни с какими другими "драконами", кроме вышеназванного нафса...

Вот и познакомились бы, прежде чем вступать в разговор!  :)
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: дудук от 04 бХЭвпСап 2004, 03:22:03
Цитировать
На этот вопрос я уже ответил. Повторить ещё раз? :)


Спасибо, не надо. Я понял, что Вы имели ввиду.

Цитировать
Цитировать
дудук писал(а):
Я не знаком ни с какими другими "драконами", кроме вышеназванного нафса...


Вот и познакомились бы, прежде чем вступать в разговор! :)


Действительно получилось как то невежливо с моей стороны, извините.

Знакомлюсь, до конца еще не дочитал....но мне (т.е. моему дракону) ) уже кажется, что речь в этой книге идет скорее о драконьих головах нежели о самих драконах....Хотя не буду забегать вперед, вот дочитаю до конца и может быть снова вступлю в разговор, если не возражаете. )
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: дудук от 04 бХЭвпСап 2004, 03:33:30
Цитата: "св"


Цитировать
Цитировать
1.
Извините, но я привык пользовать суфийской терминологией - мне как то более понятен термин "приказывающий нафс".


1.otvykayte


с какой стати, я же не на форуме ЧП  :mrgreen:

Цитировать
2.Vashe upuschenie...


2. см. сообщение Олегу выше.
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: Олег Стародубцев от 04 бХЭвпСап 2004, 10:48:25
Цитата: "дудук"
...вот дочитаю до конца и, может быть, снова вступлю в разговор, если не возражаете...

Разумеется, не возражаю!  :)  Даже наоборот, хочу предложить Вам совместную работу: давайте попытаемся установить соответствие между суфийской (то есть коранической) терминологией - видами нафса, как они названы в Коране - и терминологией Хосе Стивенса. Для работы с текстом Корана рекомендую использовать онлайновый ПОИСК ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ (http://quran.nu/ru).

Имейте в виду, что в русских переводах Корана "нафс" обычно переводится как "душа", и это, кстати, точный эквивалент: арабское слово НаФС образовано от глагольного корня Н-Ф-С - "дышать".
Название: Движение каландаров в суфизме
Отправлено: дудук от 05 бХЭвпСап 2004, 19:22:28
Цитировать
хочу предложить Вам совместную работу: давайте попытаемся установить соответствие между суфийской (то есть коранической) терминологией - видами нафса, как они названы в Коране - и терминологией Хосе Стивенса. Для работы с текстом Корана рекомендую использовать онлайновый ПОИСК ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ.


Уважаемый Олег!

Искренне благодарен Вам за Ваше предложение. На вид - достойный и, очевидно, полезный проэкт, и я уверен, что предложили Вы мне это сотрудничество по доброте Вашего сердца и с благой целью. Но, рискуя снова выглядеть невежливым и даже неблагодарным я думаю, что нам, все же следует продолжать наши изучения и изыскания независимо. Исследовательская работа подобного рода не для моих скромных сил, которых едва хватает на то, чтобы удерживать главное. К тому же я медленно читаю, а ведь еще должно дойти.....Вы просто устанете ждать )

Думаю здесь наверняка найдутся желающие, кому Ваша идея покажется достаточно интересной, чтобы подключиться и извлечь пользу для всех нас, а главное более компетентные товарищи в таких вопросах, я как-никак всего-навсего....дудка )

Еще раз большое спасибо за рекомендации и полезные ссылки, в свою очередь позвольте и Вам порекомендовать книгу: "Психология Суфизма"- "ДЕЛ ВА НАФС" (Сердце и душа) Др. Джавада Нурбахша, в которой вы найдете подробное описание основных атрибутов и видов нафса. Надеюсь она тоже окажется для Вас полезной.

Удачи Вам.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100