Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Самовспоминание и Луч Творения.
"Что наверху, то и внизу". Микрокосм - отражение Макрокосма. Существует ли аналог Луча Творения в человеке? *
Планеты и солнца мы в себе вряд ли обнаружим, но один кандидат на полномочное представительство Л.Т. в человеке все же есть. Это - сознание (с сопутствующими концепциями самосознания, осознанности и самовспоминания).
В теме "Структура сознания" я сравнивал сознание с мираджем , то есть восхождением от частного к всеобщему:
Словом ми'радж (буквально означает "лестница") описывают странствие Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо. По отношению к Аллаху в Коране употребляется эпитет "обладатель лестниц" или "обладатель ступеней" (К.70:3).
Подобный образ встречается и в Библии - это лестница пророка Иакова (Бытие 28,12), по которой ангелы поднимаются на небеса.
Зикр, как и самовспоминание, может быть понят через метафору восхождения по ступеням лестницы.
Человек в обычном состоянии пребывает в основании лестницы, он отождествлен с тварным миром, и сам является предметом среди других предметов.
Более высокие ступени лестницы это более высокие степени сознания. Происходит восхождение в "ангельский мир", где Реальность более проявлена. Вспоминая себя (или Себя - то есть Реальное в себе), человек начинает ощущать единство. Разрозненные объекты объединяются в осмысленные категории. Мир и все в нем наполняется более высоким смыслом, проблемы разрешаются, человек перестает ощущать себя как отделенное от Природы испуганное существо. Все это переживается как особая и интенсивная эмоция, как постижение Бога.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=544#544
В Луче Творения нижние миры являются частью верхних. Аналогичным образом, отдельные объекты объединяются в понятия нашим сознанием.
Законы верхнего мира управляют также и нижним. А в математике и логике (которые отражают работу сознания) множества более высокого уровня иерархии тоже "управляют" ими, передают качества, или атрибуты, объектам или множествам более низкого уровня (наследование признаков, как, например, в классификации животных).
Сознание подобно лучу, творящему мир человека: через чувственное восприятие конкретного предмета (зрение, слух, осязание) - к идее, к всеобщему закону, который управляет этим предметом. Именно так нам открывается смысл предмета: как его связи с другими объектами** и как его место в иерархии миров, или множеств.
Помнить себя означает видеть смысл ситуации и видеть себя в этой ситуациии. Для подлинного понимания смысла требуется, чтобы луч творения, проникающий сознание, шел от самого начала (конкретного и частного) до самого, по возможности, конца - достигая целостного и всеобщего.
-----------------------
* См. сообщение Мочалина: http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=29643#29643
** См. сообщение Мочалина http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=29726#29726
-
Луч тврения... :wink: Он неуправляем.... по крайней мере(ежели такова существует) людьми... Однако тема усё равно занятная)
-
В Луче Творения нижние миры являются частью верхних. Аналогичным образом, отдельные объекты объединяются в понятия нашим сознанием.
Законы верхнего мира управляют также и нижним. А в математике и логике (которые отражают работу сознания) множества более высокого уровня иерархии тоже "управляют" ими, передают качества, или атрибуты, объектам или множествам более низкого уровня (наследование признаков, как, например, в классификации животных).
Относительно связи теории множеств и иерархической модели устройства мира см. тему "Теория множеств, Луч творения, Законы 3-х и 7-и":
Теория множеств явственно указывает на принципиальное единство бытия и на его иерархичность. Все объекты являются членами различных множеств, каждое множество может быть членом других множеств, и при этом все множества входят в множество всех множеств - логический Абсолют. Видимо, единобытие и иерархия уровней бытия - это примеры "фундаментальнейших понятий, данных нам природой".
* * *
Одна из основных концепций Традиции - учение о единобытии и иерархии уровней бытия. Примером является Луч творения (иерархия миров), как он описан у Гюрджиева - Успенского ( http://www.sufism.ru/4thway/books/4thway1.htm#39 ). Сходные концепции можно встретить и в других традиционных учениях: древо Сефирот в Каббале*, различные иерархические "миры" в суфизме, учение о эманации Божества в неоплатонизме.
http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?p=15668#15668
-
Помнить себя означает видеть смысл ситуации и видеть себя в этой ситуации. Для подлинного понимания смысла требуется, чтобы луч творения, проникающий сознание, шел от самого начала (конкретного и частного) до самого, по возможности, конца - достигая целостного и всеобщего.
То есть необходимо целостное видение ситуации.
К теме "почему так трудно помнить себя":
Иногда инструкции по самовспоминанию вопринимаются слишком буквально и упрощенно. Например, человек ограничивается идеей, что точка самонаблюдения должна быть в районе затылка или что помнить нужно именно себя - как свое тело. Это обедняет концепцию и прерывает "луч творения". Что, в свою очередь, затрудняет самовспоминание: мы лишаемся, т.ск., энергии миров, близких к Абсолюту, и не в состоянии увидеть "высший смысл" происходящего.
* * * * * * * * * * * * * * *
Самовспоминание это возможность, потенциал, а не конечная цель. С. дает возможность, например, не забывать о том, что важно в данной ситуации, но само по себе не определяет в полной мере, что именно важно. (Я уже приводил пример с ЧПутчиками, которые пришли в гости в ханаку и вовсю помнили себя – одно загляденье, но при этом настолько увлеклись процессом самовспоминания, что в ситуации совершенно не ориентировались).
С. - потенциальная возможность видеть вещи, каковы они на самом деле, возможность наблюдать себя без защитных буферов ЛЛ. Но еще не само знание Реальности.
С. - это присутствие, но присутствие для чего?
-
В теме "Структура сознания" я сравнивал сознание с мираджем , то есть восхождением от частного к всеобщему.
Я бы сравнил сознание скорее со связями двух соседних ступеней. Только восходящее движение бессмысленно - иначе наше частное сознание мгновенно отождествилось бы со всеобщим и частное потеряло бы смысл.
Пример из практики: предположим у меня есть более автоматическая часть - например, тенденция грубить людям. Есть более сознательная часть, понимающая, что хотя грубить и хочется, но в более широком контексте это ведет к получению тумаков а также закрывает возможности сотрудничать с людьми. Если эта сознательная часть начнет дальше обобщаться и перестанет обращать внимание на автоматическую часть, то автоматическая часть продолжит делать то, что хочет, - грубить, - а осознание потеряет свой практический смысл, став просто формулировкой "грубить нехорошо". Такое нередко случается, согласитесь. Но в этом случае сознательная часть перестает быть сознательной. Для сознания нужны всегда три элемента - да, нет и спор между ними. Сознание = со-знание, т.е. удерживание двух вещей одновременно, благодаря чему между ними устанавливается связь.
В классической психологии сознание - это моя способность отдавать себе отчет в том, что происходит со мной. Скажем, я помню, как звали мою классную руководительницу в школе, но я также и отдаю себе отчет в том, что я помню. Я могу не отдавать себе отчет в этом - скажем, я вообще не склонен вспоминать школьные годы. И это будет вне моего сознания - хотя может туда попасть, если, скажем, я встречу школьного друга, и он спросит: "А ты не помнишь, как ее звали?". Но при этом я не могу просто "отдавать себе отчет", я всегда "отдаю себе отчет", или "сознаю" что-то.
По отношению к Аллаху в Коране употребляется эпитет "обладатель лестниц" или "обладатель ступеней" (К.70:3).
Это очень перекликается с трактовкой Гурджиевым молитвы "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный" (это есть у Успенского в книге "В поисках чудесного" - гл. 7 - и в "Вельзевуле"). Что здесь интересно - то, что в разных традициях говорится именно о лестнице со ступенями, а не, скажем, о ровном непрерывно поднимающемся склоне. Т.е. на этом пути сверху вниз и снизу вверх есть, как сказал бы Гурджиев, "центротяжестности", некие точки относительной стабильности.
Что же является для человека ближайшими такими точками стабильности? Это тот практический вопрос, который я бы задал, применяя аналогию Луча творения к человеку.
-
Помнить себя означает видеть смысл ситуации и видеть себя в этой ситуации. Для подлинного понимания смысла требуется, чтобы луч творения, проникающий сознание, шел от самого начала (конкретного и частного) до самого, по возможности, конца - достигая целостного и всеобщего.
То есть необходимо целостное видение ситуации.
С этим трудно спорить.
К теме "почему так трудно помнить себя":
Иногда инструкции по самовспоминанию вопринимаются слишком буквально и упрощенно. Например, человек ограничивается идеей, что точка самонаблюдения должна быть в районе затылка или что помнить нужно именно себя - как свое тело. Это обедняет концепцию и прерывает "луч творения".
Это кто же такие "инструкции" распространяет...
Стрелять их без суда и без... туда :wink:
Самовспоминание это возможность, потенциал, а не конечная цель. С. дает возможность, например, не забывать о том, что важно в данной ситуации, но само по себе не определяет в полной мере, что именно важно.
С одной стороны - да. А с другой стороны, следует намереваться делать самовспоминание без привязки к чему бы то ни было. Если ты себя помнишь, ты можешь уделять внимание тому, что сочтёшь важным, а можешь не уделять. Но если не помнишь - то важное и неважное становятся несуществующими.
С. - потенциальная возможность видеть вещи, каковы они на самом деле, возможность наблюдать себя без защитных буферов ЛЛ. Но еще не само знание Реальности.
И это верно!
Но С. - уже само по себе есть познание Реальности Себя.
С. - это присутствие, но присутствие для чего?
Это скорее присутствие Для Кого...
Хотя, возможно это вопрос естественных различий - одним достаточно, чтобы Быть, другие нуждаются в том, чтобы Быть для Чего-то... Неисповедимы пути...
-
Самовспоминание это возможность, потенциал, а не конечная цель. С. дает возможность, например, не забывать о том, что важно в данной ситуации, но само по себе не определяет в полной мере, что именно важно.
С одной стороны - да. А с другой стороны, следует намереваться делать самовспоминание без привязки к чему бы то ни было. Если ты себя помнишь, ты можешь уделять внимание тому, что сочтёшь важным, а можешь не уделять. Но если не помнишь - то важное и неважное становятся несуществующими.
Вот это вообще отлично сказано. Респект, Вадим.
-
Двойной (на Англицком "Дабл") Респект Вадим, однака:
Всё звёздные печали,
О чём животные боясь молчали,
О чём цветы не говорили,
Просто были...
У кажого свои дороги,
У каждого свои тревоги
И сны в созвездии луны...
В них чудо вооображенья
И нет счастливее явленья
В небесной тишине ночной
Им подражать хоть раз весной
А может летом, осенью согретым..
Чуть больше летом было света,
Чуть меньше было тишины,
Видать немногие умы
Пытались помечтать об этом... :wink:
-
wayter рисовал:
Иногда инструкции по самовспоминанию вопринимаются слишком буквально и упрощенно. Например, человек ограничивается идеей, что точка самонаблюдения должна быть в районе затылка или что помнить нужно именно себя - как свое тело. Это обедняет концепцию и прерывает "луч творения". Что, в свою очередь, затрудняет самовспоминание: мы лишаемся, т.ск., энергии миров, близких к Абсолюту, и не в состоянии увидеть "высший смысл" происходящего.
Совершенно верно, но иногда человек ограничивается идеей, что точка находится в передней части Гипофиса (Лобной) или, что нужно помнить себя в качестве мысли (о чём негодовал П.Д. Успенский, поскольку он никак не мог справиться с бубновым королём, не испытав валета и даму в себе) но... :wink: теория и практика настолько сильные явления, что... что? 1+1=3 :P
-
10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
11и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.
18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.
Шел человек по своим делам, устал, лег на землю, положил камень под голову и уснул. Снился ему явно кошмар в таких условиях - лестница со снующими туда сюда ангелами, бог (страшный дядька с бородой) там же - на лестнице...
Что здесь соответствует ступеням познания - наверное способ познания - СОН с камнем вместо подушки... :wink:
Интересно, а чему соответствует десятая часть всего (откат), дарованного... :wink:
Налицо факт сонно-фантазийного "познания" Реальности. :)
-
Что здесь интересно - то, что в разных традициях говорится именно о лестнице со ступенями, а не, скажем, о ровном непрерывно поднимающемся склоне. Т.е. на этом пути сверху вниз и снизу вверх есть, как сказал бы Гурджиев, "центротяжестности", некие точки относительной стабильности.
Что же является для человека ближайшими такими точками стабильности? Это тот практический вопрос, который я бы задал, применяя аналогию Луча творения к человеку.
В суфизме это макам - стадия (или стоянка).
Из словаря суфийских терминов
http://www.sufism.spb.ru/wiki/Slovar'SufijjskixTerminov/M?v=1c5h (нужно скопировать линк целиком) :
Макам («стоянка» на мистическом Пути)
Макам, мн. ч. макамат — ступень или стадия мистического «пути», достигаемая усилиями «путника».
Перечисление:
http://www.sufism.ru/gallery/albums/userpics/10001/image026.jpg
http://www.sufism.ru/gallery/albums/userpics/10001/image028.jpg
-
Что же является для человека ближайшими такими точками стабильности? Это тот практический вопрос, который я бы задал, применяя аналогию Луча творения к человеку.
В суфизме это макам - стадия (или стоянка).
Из словаря суфийских терминов
http://www.sufism.spb.ru/wiki/Slovar'SufijjskixTerminov/M?v=1c5h (нужно скопировать линк целиком) :
Макам («стоянка» на мистическом Пути)
Макам, мн. ч. макамат — ступень или стадия мистического «пути», достигаемая усилиями «путника».
Перечисление:
http://www.sufism.ru/gallery/albums/userpics/10001/image026.jpg
http://www.sufism.ru/gallery/albums/userpics/10001/image028.jpg
Поясните или проиллюстрируйте вашу мысль, если несложно. Какое отношение эти "стоянки" имеют к лучу творения?
Хотелось бы увидеть объяснение на каком-то конкретном примере.
-
Поясните или проиллюстрируйте вашу мысль, если несложно. Какое отношение эти "стоянки" имеют к лучу творения?
Хотелось бы увидеть объяснение на каком-то конкретном примере.
Луч Творения (и сходные концепции присутствуют во многих духовных учениях) может быть понят как описание развертывания первоначального единства в мир множественности.
Соотношение множественности и единства - основная тема в любой сфере, как научной, так и духовной. Множества - основа нашего восприятия мира. Теория множеств - основа формального (логическо-математического) постижения.
* * *
Луч Творения проявляет себя и в области психологии. Человеку присущи разные уровни бытия. Они все присутствуют в нем потенциально, но не все активно проявлены. Духовный Путь помогают человеку открыть в себе непроявленные более высокие уровни бытия, это восхождение к высшему бытию, то есть единобытию. Более высоким уровням соответствуют специфические особенности восприятия, эмоционального опыта, своя "энергия", своеобразная работа интеллекта и т.п.
* * *
Пример.
Всякая схема (вроде тех, что приведены на картинках) весьма условна. Тем не менее, совсем без классификации трудно обойтись. В рамках суфийской традициии духовная работа начинается в нижнем уровне иерархии, это работа с нафсом, с эго, с нашей психологической данностью.
Возьмем для наглядности две крайние точки иерархии в психологии суфизма. "Внизу" это тауба, раскаяние, а "вверху" - фана, исчезновение или растворение.
Раскаяние связано с более "грубыми материями"*, с миром множественности. Здесь учитывается множество правил ("законов"), нарушение которых запрещено. Присутствует дихотомия хорошего и плохого, правильного и неправильного, своих и чужих.
Фана подразумевает исчезновение различия между человеком и миром, это понятие из области единства, нет речи о противоположностях, правилах и противопоставлениях. Обычные логические принципы перестают работать, поскольку для интеллекта требуется различение субъекта и объекта, а в фана это различие стирается. Здесь действуют другие принципы и энергии. Единство проявлено максимально.
* * *
Вопрос, возникший у меня по ходу: где на этой шкале находится самовспоминание или какова его роль в этой связи?
Как мне видится, самовспоминание - "агент" более высоких уровней бытия, оно позволяет поддерживать психологическое единство. У психики все время есть искушение отождествления с частичным, а самовспоминание протводействует этой тенденции, даже когда психика пребывает внизу иерархии, в мире множественности, и увлечена обычными впечатлениями и переживаниями.
* * *
Детальное описание иерархии внутреннего бытия можно найти в книге Дж. Нурбахша "Психология суфизма", она есть в сети. (Основная структура иерархии: приказывающий нафс, порицающий нафс, или совесть, успокоенный нафс, сердце, дух, скрытое...) http://psylib.org.ua/books/nurbj01/index.htm
Некоторое представление можно получить также из "Суфийской игры" на нашем сайте. www.sufism.ru/sufi_game
---------------------
* В раскаянии тоже возможны различные уровни. То, что я пишу, представляет собой некоторое упрощение.
-
Вопрос, возникший у меня по ходу: где на этой шкале находится самовспоминание или какова его роль в этой связи?
Как мне видится, самовспоминание - "агент" более высоких уровней бытия, оно позволяет поддерживать психологическое единство. У психики все время есть искушение отождествления с частичным, а самовспоминание протводействует этой тенденции, даже когда психика пребывает внизу иерархии, в мире множественности, и увлечена обычными впечатлениями и переживаниями.
Психика... Она пребывает в первоначальной стадии развития и без толчка(шока, нестандартной в человеческом понимании ситуации) она безпробудно будет находиться именно внизу ИЕРАРХИИ. Впечатления и переживания.... вещь дуалистичная, кому в помощь, кому во вред, а более высокие уровни - это то, что имеет право для каждого называться изменённым состоянием сознания... всего "лишь"...
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской