Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Четвертый Путь => Тема начата: wayter от 07 ЬРавР 2013, 01:07:43

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: wayter от 07 ЬРавР 2013, 01:07:43
Я хочу добавить мистический дух Востока к научному духу Запада. Восточный дух правилен, но только в тенденциях и общих идеях. Западный дух прав в своих методах и техниках. Западные методы эффективны в истории. Я хочу создать тип мудреца, который объединит дух Востока с западными методами (techniques).

Г.И.Гюрджиев

1923




In 1923 Gurdjieff told Professor Denis Saurat that he had come to Europe because:

I want to add the mystical spirit of the East to the scientific spirit of the West.  The Oriental spirit is right, but only in its trends and general ideas.  The Western spirit is right in its methods and techniques.  Western methods alone are effective in history. I want to create a type of sage who will unite the spirit of the East with Western techniques.

Источник (http://www.gurdjieff.org/smith.htm)
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Gennady74 от 07 ЬРавР 2013, 07:55:27
Сомнительное заявление ГИГа, популистское. Гурджиев ни в грош не ставил западную науку. Скорее манифестом его деятельности следует считать "Вестник грядущего добра", где он зачем-то рассказывает о своих истинных целях "работы". Гурджиев был гипотизером-исследователем, в первую очередь. всё остальное - во вторую, он это сам указывает. Как известно, книгу потом изымали и уничтожали.


Ликвидировав все свои дела и мобилизовав материальные и другие возможности, я начал собирать всякого рода письменную литературу и устную информацию, сохранившуюся среди некоторых азиатских народов, о той области науки, которая была высоко развита в древнее время и именовалась «Мехкенесс», название, означающее «снятие ответственности», из которой современная цивилизация знает лишь незначительную часть под именем «гипнотизм», в то время как вся литература существовавшая по этому вопросу, была уже знакома мне, как пять пальцев.
[/size]Собрав всё, что мог, я отправился в дервишский монастырь, расположенный в центральной Азии, где уже останавливался раньше, и, обосновавшись там, полностью посвятил себя изучению материала, находившегося в моём распоряжении.
[/size]Спустя два года тщательного теоретического изучения этой области науки, когда возникла необходимость практически проверить некоторые детали, ещё недостаточно выясненные мною в теории, механизма функционирования подсознательной сферы человека, я объявил себя «лекарем» всякого рода пороков и стал применять результаты своих теоретических исследований к людям, оказывая им, в то же время, реальную помощь.
[/size]Это оставалось моим исключительным занятием и проявлением в течение четырёх или пяти лет в соответствии с серьёзной клятвой, возложенной на меня моей задачей, которая сводилась к оказанию добросовестной помощи страждущим и использованию своего знания и практической силы только для исследований и никогда для личных или эгоистических целей; я не только пришел к беспрецедентным практическим результатам, не имеющим себе равных в наши дни, но и выяснил почти всё, мне необходимое.
[/size]В короткое врёмя я открыл многие детали, которые могли способствовать решению всё того же главного вопроса, равно как и многих второстепенных фактов, о существовании которых я и не подозревал.
[/size]Вместе с тем, я убедился, что ещё большее число деталей, необходимых для окончательного решения этого вопроса, надо искать не в сфере подсознательного процесса мышления, но и в различных аспектах проявлений бодрствующего сознания.
[/size]После окончательного установления этого в моём уме снова начали «копошиться» мысли, как многие годы назад, иногда автоматически, иногда управляемые сознанием, мысли о средствах приспособления себя к условиям обычной жизни с целью окончательного и безошибочного выяснения вопроса, который явно стал прочной и неотделимой частью моего Бытия.
[/size]На этот раз мои размышления, которые периодически возобновлялись в течение двух лет моих странствий по Азии, Европе и Африке, закончились решением применить моё исключительное для современного человека знание так называемых «сверхъестественных наук», равно как и искусство исполнения различных «трюков» в этих псевдонаучных областях, и объявить себя «профессором-инструктором».
[/size]Во время всех этих «манипуляций» в царстве потустороннего, которые я выполнял в присутствии большого числа членов одной из многочисленных, широко распространённых тогда, как и в наши дни, «мастерских-для-совершенствования-психопатии», название, которым я теперь открыто их называю, я начал наблюдать и изучать различные проявления психики этих обученных и свободно двигавшихся «подопытных кроликов», посланных мне Судьбой для моих экспериментов. Хотя к началу третьего года этой деятельности я приобрёл солидный авторитет среди членов трёх таких независимых «мастерских», благодаря которым я получил много материала для своих наблюдений, и, несмотря на то, что я мог иметь их столько, сколько хотел, мне пришлось отказаться от них и предпринять организацию своего собственного «круга» на совершенно новых принципах и со специально подобранным персоналом.
[/size]Я решил сделать это, главным образом, потому что, встречаясь тогда с людьми, составлявшими такие круги, я установил, что в таких сообществах собираются люди трёх-четырёх определённых «типов», тогда как мне необходимо было — чтобы наблюдать проявления психики человека в его бодрствующем состоянии — иметь в своём распоряжении представителей всех 28 существующих на Земле «категорий-типов», как они были установлены в древние времена.
[/size]Приняв этот план к исполнению, с огромным, почти сверхчеловеческим усилием и, конечно, с большими затратами, я организовал в нескольких городах три небольшие группы людей самых разных типов, каких я только мог собрать в течение трёх лет.
[/size]Осознав за время второго года существования этих групп, что при существующих условиях я не в состоянии иметь в своём распоряжении на достаточно долгий период представителей всех типов я, продолжая руководить этими группами, с одной стороны, наблюдал и изучал уже доступный материал, а с другой, удовлетворял настолько добросовестно, насколько возможно, тех, в психике кого глубоко укоренилась страсть к любознательности, и беспристрастно разрушал у тех, у кого ещё не атрофировалось свойственное всем людям предрасположение к приобретению реального «Бытия», все их прежние иллюзии и ошибочные идеалы, готовя таким путём, по крайней мере, возможных себе помощников. Затем я снова начал периодически размышлять, как найти возможность создать такие условия, которые позволили бы мне удовлетворить мою необычайную, случайно возникшую потребность. Эти периодические размышления заставили меня, наконец, основать Институт, который позднее существовал под названием Институт гармонического развития человека согласно системе Г. Гурджиева.
[/size]
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Dasein от 07 ЬРавР 2013, 13:13:49
Цитировать
Гурджиев был гипнотизером-исследователем, в первую очередь. всё остальное - во вторую, он это сам указывает.


Он еще просил называть его учителем танцев. ;D
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: wayter от 07 ЬРавР 2013, 13:19:53
Сомнительное заявление ГИГа, популистское. Гурджиев ни в грош не ставил западную науку.

Во-первых, понятно, что Георгий Иванович приехал с Востока не для того, чтобы толкать вперед научно-технический прогресс. Он собирался прививать Западу дух Востока.

Во-вторых, почему Вы думаете, что он ни в грош не ставил западную науку?
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Gennady74 от 07 ЬРавР 2013, 14:02:22
Сомнительное заявление ГИГа, популистское. Гурджиев ни в грош не ставил западную науку.

Во-первых, понятно, что Георгий Иванович приехал с Востока не для того, чтобы толкать вперед научно-технический прогресс. Он собирался прививать Западу дух Востока.

Во-вторых, почему Вы думаете, что он ни в грош не ставил западную науку?


Я не думаю, я читал об этом. Это есть во всех воспоминаниях его учеников.
Георгий Иванович (чуть не написал Григорий Ефимович))) весьма нелестно отзывался именно о западной науке и учёных-современниках. Навскидку это есть в ВПЧ и в "жизнь реальна" и "вельзевуле". то же самое касается и искусства.
Даже в приведенном мною отрывке "гипнотизм" - лишь известная незначительная часть из восточной "древней науки".
В этом есть, имхо, его личная неприязнь как человека восточного ко всему западному. Т.е. тут больше психологические и этологические мотивы проступают, кроме его основного мотива.
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: wayter от 07 ЬРавР 2013, 14:47:17


Во-вторых, почему Вы думаете, что он ни в грош не ставил западную науку?


Я не думаю, я читал об этом. Это есть во всех воспоминаниях его учеников.
Георгий Иванович ...весьма нелестно отзывался именно о западной науке и учёных-современниках.

Предпочтительно ссылаться на конкретные тексты (и цитировать их), а не целые книги.

Дело в том, что можно по разному интерпретировать один и тот же отрывок: Вы там увидите нелестный отзыв о науке, а кто-то может обнаружить другой смысл.




Вы пишете:

Это есть во всех воспоминаниях его учеников.

Я бы посоветовал избегать слова все или всех. Слишком легко ошибиться.

Универсальные квантификаторы ("все", "каждый", "всегда", "никогда" и "никто") до добра никогда и никого не доводят :)
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: iv2259 от 07 ЬРавР 2013, 14:57:09

В этом есть, имхо, его личная неприязнь как человека восточного ко всему западному. Т.е. тут больше психологические и этологические мотивы проступают, кроме его основного мотива.
Недостатки т.н. "западного типа" мышления видны и т.н."западным" людям.Например,неряшливость в выражении мыслей,торопливость,которую Вы,Один,в этом предложении только что продемонстрировали.Вместо того,чтобы воображать о содержимом головы(этологическом! :) ) Гурджиева,о его "основном мотиве","что считать его манифестом" и пр.,можно бы,наверное было бы,что нибудь поясняющее Ваш взгляд на разницу между культурами мышления...(Мы все себя довольно часто ловим на таком,но удивляемся,когда ловят со стороны)
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: wayter от 07 ЬРавР 2013, 15:05:09
Недостатки т.н. "западного типа" мышления видны и т.н."западным" людям.Например,неряшливость в выражении мыслей,торопливость

Вы думаете, что это не свойственно восточным людям?
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Dasein от 07 ЬРавР 2013, 15:20:39
Я считаю что Гурджиев не был таким уж восточным человеком, скорее любил из себя такого строить...Да и его и нельзя вписывать в эти рамки запад-восток, человек яркой индивидуальности, разных культур...Я бы сам лично не хотел у него учится, мне он неприятен в большей степени, но я считаю его таким вот самобытным гением в эзотерики и психологии и за это его уважаю, хоть и могу высмеять.
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: iv2259 от 07 ЬРавР 2013, 15:28:16
Недостатки т.н. "западного типа" мышления видны и т.н."западным" людям.Например,неряшливость в выражении мыслей,торопливость

Вы думаете, что это не свойственно восточным людям?
:) Это я неряшливо выразил свою мысль.(Я имел ввиду,в основном учёных,занимавшихся психологией на Востоке и на Западе).
P.S.Примеры нужны?Тома болтовни Фрейда я не стану опровергать построчно(хотя,конечно и пользы в них немало),а мысли Руми - не смогу.
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Gennady74 от 07 ЬРавР 2013, 16:00:08
wayter,  ссылки приведу позже, вы о них знаете и так, ибо читали все эти книги. но не обращали внимания на такие "мелочи". хотя, в сотый раз перелопачивать эти тома уже надоело  :(




Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: wayter от 07 ЬРавР 2013, 16:36:29

P.S.Примеры нужны?Тома болтовни Фрейда я не стану опровергать построчно(хотя,конечно и пользы в них немало),а мысли Руми - не смогу.

Почему Вы сопоставляете Фрейда и Руми? Может быть, более точно было бы сопоставить Руми с каким-нибудь западным мистиком, поэтом и мыслителем? Гете?

А вот для Фрейда на Востоке эквивалент будет найти довольно трудно - последние несколько столетий Восток мыслителями не так богат.
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: iv2259 от 07 ЬРавР 2013, 20:26:42

P.S.Примеры нужны?Тома болтовни Фрейда я не стану опровергать построчно(хотя,конечно и пользы в них немало),а мысли Руми - не смогу.

Почему Вы сопоставляете Фрейда и Руми? Может быть, более точно было бы сопоставить Руми с каким-нибудь западным мистиком, поэтом и мыслителем? Гете?

А вот для Фрейда на Востоке эквивалент будет найти довольно трудно - последние несколько столетий Восток мыслителями не так богат.
Как мне кажется и Руми,и Фрейд занимались одним и тем же - лечили души,каждый в своих рамках,разными способами,с разной степенью успеха на практике(я говорю о Руми не как о поэте-мистике,а как о Мевляне,Мастере обучения Жить.)Насколько мне известно,музыка,танцы и стихи были лишь методом для людей определённого места и времени,а не способом в широком смысле;как и у Фрейда - свои методы...Но сухой остаток говорит сам за себя.Можно было бы сравнить его с Хайдеггером - куча неорганизованных, мощнейших метаний,экспансивности - и...
Можно сравнить,скорее,с Мейстером Экхартом,с Паскалем,можно.Но я не о том.Даже правила восточной беседы не терпят суеты,они скорее напоминают наши шахматные партии по переписке,мышление востока не ждёт сиюминутного результата,прорыва,фурора любой ценой.В итоге у нас много точностей,но мало ясности.Много анализа и мало настоящего синтеза.Мы молоды и торопимся жить,проговорить...
Так что "Восток есть Восток..." Импринт и культура - серьёзные противники желаемого симбиоза,нмв.Попытки Гурджиева-Успенского,Шахов,других Мастеров,пока,надеюсь,пока ни к чему серьёзному не привели.(НМВ) :)
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: JUMа от 09 ЬРавР 2013, 20:33:04
"Даже правила восточной беседы не терпят суеты,они скорее напоминают наши шахматные партии по переписке,мышление востока не ждёт сиюминутного результата,прорыва,фурора любой ценой.В итоге у нас много точностей,но мало ясности.Много анализа и мало настоящего синтеза.Мы молоды и торопимся жить,проговорить..."


Правила восточной беседы несомненно отличны от западных, восточная, где стремительно работает вся кристаллическая решётка мыслей одновременно и все они равнозначны, при этом выжимаются самые важные её элементы, которые потом расцениваются как несуетливая всеобъемлющая беседа, которая многим и вовсе становится понятной через месяца и годы и западная, где под превалирующую мысль строится остальная конструкция. Гюрджиеву естественно был необходим фильтр, для построения его "сумбура" в рамки системы, которым несомненно являлся Пётр Демьянович, может кривизна была лишь в очаровании Петра Демьяновича Георгием Ивановичем, но механизм взаимодействия мировоззрений востока и запада в данном случае несомненно был опробован и не так уж и плохо, что Успенский относился к Гюрджиеву словно Бэзил к Зорбе, он открыл для себя новый мир, и трудно не согласится с wayter по вопросу миссии Гюрджиева
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Корнак7 от 12 ЬРавР 2013, 12:54:21
Я считаю что Гурджиев не был таким уж восточным человеком, скорее любил из себя такого строить...Да и его и нельзя вписывать в эти рамки запад-восток, человек яркой индивидуальности, разных культур...Я бы сам лично не хотел у него учится, мне он неприятен в большей степени, но я считаю его таким вот самобытным гением в эзотерики и психологии и за это его уважаю, хоть и могу высмеять.


Какая-то необычная позиция. Высмеять человека, которого уважаешь.
Если вам в большой степени неприятен Гюрджиев, вы ненавидите Успенского "за причиняемое им зло", то как интересно вы расцениваете свое участие на форуме, посвященном этим людям? Как подарок? Как поход против "русской мафии, спрятавшейся в эзотерическом кругу"? Вы миссия?
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Dasein от 12 ЬРавР 2013, 13:20:04
Слышали про закон отрицания отрицания?
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: Корнак7 от 12 ЬРавР 2013, 13:37:41
Слышали про закон отрицания отрицания?


Слышал ли я? Да я его написал :)
Вы что сказать-то хотели? Тут у админа вышло поставление о запрете высказываний по поводу догадок о происходящем в голове у собеседников
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10703.msg110519#msg110519
Так что извольте расшифровывать свои мысли, не надеясь на то, что за вас это сделает ваш собеседник
Название: Re: Миссия Гюрджиева: соединить дух Востока и Запада
Отправлено: wayter от 12 ЬРавР 2013, 14:27:11
Тут у админа вышло поставление о запрете высказываний по поводу догадок о происходящем в голове у собеседников
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10703.msg110519#msg110519 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=10703.msg110519#msg110519)
Так что извольте расшифровывать свои мысли, не надеясь на то, что за вас это сделает ваш собеседник

Я за расшифровывание мыслей и ясное их изложение. Поэтому на всякий случай уточню, что в данном случае имелось в виду.

Не стоит строить догадки об "истинной мотивации" собеседника:
- Ты наверняка не просто так бабушку через дорогу перевел, а из тщеславия.

И т.п.

Лучше обсуждать конкретное содержание сообщения, поскольку с мотивацией легко ошибиться. Это пожелание.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100