Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Духовная культура > Искусство и литература

"Мистерия" Скрябина. Теософия и воздействие на судьбу человечества

(1/2) > >>

wayter:
(По интересному совпадению опубликовано сегодня в ФБ):

Натэлла Сперанская
Фрагменты книги "Дионис преследуемый":
 
 Скрябин мыслил Мистерию как [эсхатологическое] событие, которое наступит после того, как процесс погружения в материю достигнет последнего предела, — именно с крайней точки нисхождения, с тотального низвержения во мрак, начнется обратный процесс – дематериализация и стремительное восхождение, экстаз и достижение богоподобия. «Наступит эра, — пророчествовал Скрябин — когда все духовные интересы угаснут, когда вся мистика улетучится, кроме как в небольшом очаге. Наступит время страшнейшей прозы, полного погружения в материальный план, полной утраты всякой духовности». Воистину, был прав Григорий Нисский, учивший, что когда мы наконец достигнем границы зла, мы вновь заживем в свете. Кто должен был стать участником Мистерии и Предварительного Действа? Композитор признавался Сабанееву, что ему не нужны никакие слушатели. Участники действа виделись Скрябину как адепты, занимающие разные ступени иерархической лестницы посвящений. «Я хочу, чтобы это было исполнение строго эзотерическое, чтобы никого не было посторонних», — писал Скрябин. Время от времени он впадал в отчаяние, опасаясь, что не успеет создать Мистерию. Не зная никакого отдыха, композитор полностью отдался во власть охватившей его силы. Профетическая миссия открылась Скрябину в исполнении синтеза философии, религии и искусства (со страданием), т.е. в Вечной Мистерии, дионисийской мистерии страдающего божества. Скрябин считал, что участники Мистерии сохранили память об изначальной космогонической драме, что они онтологически приобщены к Мистерии, что они – те немногие избранные, которые «принимают решение за все человечество втайне» (Вяч.Иванов). И их решение – это решение о конце мировой истории.

NN:

--- Цитата: маленькая иман от 22 ЮЪвпСап 2013, 21:55:40 ---Они ... быстро нашли общий язык, сойдясь в том, что музыка ещё должна сослужить великую службу в деле объединения пока разобщённого человечества.
--- Конец цитаты ---

Ещё должна или уже? Что-то не особенно заметно.


--- Цитировать ---Скрябин, как и Инайят Хан, понимал, что музыкальные произведения могут достигать уровня высочайших мистических озарений. Обсуждая с Инайят Ханом планы создания своего будущего произведения — мистерии «Предварительное действие», он был счастлив, что нашёл воистину родственную душу.
--- Конец цитаты ---

1) Музыкант музыканта всегда поймёт, как и аудиал - аудиала. Но не всё "разобщённое человечество" состоит из таких людей (кому-то и "медведь на ухо наступил"). Поэтому такая глобальная идея мне представляется утопической и идеализацией.

2) Тот факт, что музыка мистична, лично у меня не вызывает никаких сомнений.

tabula rasa:
Инайят Хан и А. Н. Скрябин.
В октябре 1913 года Инайят Хан прибывает в Россию, где в течение семи месяцев с огромным успехом выступает в Москве и Петербурге. Он принят в придворных и литературно-музыкальных салонах, ему горячо аплодируют, но настоящую духовную близость к нему ощущают лишь немногие. Один из них — А.Н.Скрябин. Они встречались несколько раз и быстро нашли общий язык, сойдясь в том, что музыка ещё должна сослужить великую службу в деле объединения пока разобщённого человечества. Скрябин, как и Инайят Хан, понимал, что музыкальные произведения могут достигать уровня высочайших мистических озарений. Обсуждая с Инайят Ханом планы создания своего будущего произведения — мистерии «Предварительное действие», он был счастлив, что нашёл воистину родственную душу.
http://nashaplaneta.su/blog/pesn_serdca_inajjat_khana/2013-10-19-879

NN:

--- Цитата: wayter от 22 ЮЪвпСап 2013, 19:37:03 ---
--- Цитата: (sic!) от 22 ЮЪвпСап 2013, 18:16:46 --- можно ли вас теперь в этой связи считать теософом или представителем "русского авангарда" (по тэгу)?   :)

--- Конец цитаты ---

Нет, конечно. И к теософии я никакого отношения не имею. Но тема мистериального искусства меня интересует давно.
--- Конец цитаты ---

Что-нибудь из задуманного теургического воплотилось в жизнь?

wayter:

--- Цитата: (sic!) от 22 ЮЪвпСап 2013, 18:16:46 --- можно ли вас теперь в этой связи считать теософом или представителем "русского авангарда" (по тэгу)?   :)

--- Конец цитаты ---

Нет, конечно. И к теософии я никакого отношения не имею. Но тема мистериального искусства меня интересует давно.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии