"...его [Мартина Бубера] не удовлетворяет и погружение в Единое, о котором говорят мистики: "Я знаю хорошо, говорит он, из личного, незабываемого опыта, что бывают такие состояния духа, при которых узы личного бытия кажутся словно совсем упавшими с нас и при которых мы переживаем и испытываем неделимую Единость. Но я не думаю - хотя человеческая душа (и моя душа это делала) охотно убеждает себя в том и должна убеждать себя, - чтоб я при этом достигал единства с перво-бытием или Божеством. Это предположение было бы превышением прав, которое чувствующее свою ответственность познание не считает дозволенным". [...]
... [Бубер] знает, как велико искушение, подстерегающее каждого человека, подошедшего к окраинам бытия: найти и провозгласить "последнее слово". Хотя бы это пришлось купить ценой ложного и необоснованного заключения..."
Лев Шестов. Мартин Бубер.
(В кн.: М.Бубер.Два образа веры.М.,1995.С.425)
* * *
"Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия".
М.Бубер
Это одна из причин, почему Буберу было чуждо мистическое растворение в Едином. Бубер опасается, что в таком случае растворится и бытие партнера по диалогу - но лишь бытие другого обнаруживает смысл собственного бытия.
Эта мысль Бубера заслуживает внимания в силу того, что подчеркивает важность нашей несовершенной жизни в отделенности от Единого: само-бытность человека не заслуживает обесценивания. Более того, она необходимое условие диалога, открывающего смысл бытия. Множественность нужна для проявления Единого.
Также нужно заметить, что опасения по поводу безвозвратного и полного растворения в Едином сильно преувеличены. Как ни растворяйся, осадок останется )