Критическая самооценка и вытекающая из нее способность различать подлинный
и ложный опыт существенны для религиозного отношения, и это прекрасно
выражено в древнем религиозном документе буддийского происхождения. Мы
находим в Наставлениях тибетских учителей перечисление десяти иллюзий,
которые могут служить причиной ошибки.
"I. Желание можно принять за веру.
2. Привязанность можно принять за благоговение и сострадание.
3. Прекращение мыслительных процессов можно принять за спокойствие
бесконечного ума, являющееся истинной целью.
4. Чувственные ощущения (или феномены) можно принять за откровения (или
проблески) реальности.
5. Простой проблеск реальности можно принять за полное ее осуществление.
6. Те, кто проповедует, но не практикует религию, могут быть приняты за
истинных посвященных.
7. Рабы страстей могут быть приняты за мастеров йоги, которые освободились
ото всех условностей.
8. Действия, предпринимаемые в собственных интересах, можно ошибочно
принять за альтруистические.
9. Обман может быть принят за осторожность.
10. Шарлатанов можно принять за мудрецов" (*).
-------------------------------------------
(* Tibetan Yoga and Secret Doctrines, W. Y. Evans-Wentz, ed. (Oxford
University Press, 1935, p. 77). Quoted by Spiegelberg F. The Religion of
No-Religion (James Ladd Delkin, 1948, p. 52). *)
Из книги Э.Фромма
"Психоанализ и религия".