Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
В связи с темой о дионисийстве (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=8486.0).
Допустим, что существование оргиастической религии является своего рода "выпусканием пара", реакцией на репрессивную роль культуры, подавляющей наши природные склонности.
Кто в таком случае будет более склонен испытывать экстатические состояния? Помимо очевидного объяснения (вроде индивидуального темперамента и местных культурных особенностей, которые облекают чувства в те или иные формы), можно предложить следующую гипотезу:
При прочих равных, к экстатическим переживаниям будут более склонны люди, живущие в культурно-репрессивных обществах, где возможность "выпустить пар" минимальна. В одном и том же обществе экстатические переживания будут более часто и / или интенсивно ощущать те, кто подвергается большим ограничениям.
Примером такой группы людей, например, будут женщины в патриархальном обществе или таком обществе, где частично сохранились патриархальные традиции. Особенно явно это будет проявляться в исторически переходных ситуациях, где архаические механизмы "выпускания пара" уже отменены или плохо срабатывают, а индивидуация (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F) и возможность компенсировать давление методами самой культуры еще недостаточно проявлены.
-
Можно предположить, что в функции оргиастических религий, кроме выпускания пара, входили и образовательные, или развивающие составляющие, помогающие участникам, как раз, в индивидуации. Также, что , в настоящем, в результате ускорения научно-технического прогресса, "исторически переходная ситуация" стала перманентна. Т.о., методы самой культуры направленные на помощь в индивидуации, тоже должны (в идеале) постоянно меняться, подстраиваясь к новым условиям.
-
wayter Цитировать
Кто в таком случае будет более склонен испытывать экстатические состояния? Помимо очевидного объяснения (вроде индивидуального темперамента и местных культурных особенностей, которые облекают чувства в те или иные формы), можно предложить следующую гипотезу:
При прочих равных, к экстатическим переживаниям будут более склонны люди, живущие в культурно-репрессивных обществах, где возможность "выпустить пар" минимальна. В одном и том же обществе экстатические переживания будут более часто и / или интенсивно ощущать те, кто подвергается большим ограничениям.
Фрейд объявил такого рода реакции(и даже религиозное чувство)-нарциссическими реакциями(т.е.-защитой путём ухода от реальности в фантазии),которым подвержены слабейшие перед давлением реальности.Иллюстрацией такой точки зрения служит движение хиппи - все составляющие налицо,тут и кризис пуританской морали,трагедия несправедливой войны с реальной опасностью для слабейшего и в тоже время не зашоренного ещё,"тонкокожего" слоя-молодёжи...Но мы все порой оказываемся в ситуации духовного кризиса,когда коаны жизни не разрешишь ни умом,ни знаниями.И всё же в опыте прошлого жития у всех есть опыт ИСС,подсознание это помнит,и неизбежно толкает к ним(ИСС)-если не помогает культурное(ограниченное)-логика,этот символ Человека,сдаваясь подсказывает-"оставь меня,иди к "старым богам".И они помогают.Одних уводят в сладкие фантазии(подтверждая Фрейда),другим указывают решения,освобождая,на время,от ограничений,полезных в обыденной жизни и мешающих в кризисе(«окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено» - Юнг).На самом деле мы постоянно "пользуемся" экстазами,стыдливо давая им благообразные имена - любовь,катарсис,единение,искусство,всё существование пропитано этими дарами...
-
Фрейд объявил такого рода реакции(и даже религиозное чувство)-нарциссическими реакциями(т.е.-защитой путём ухода от реальности в фантазии),которым подвержены слабейшие перед давлением реальности.
Ой, интересно, я Фрейда плохо читала, а что у него еще есть, кроме "нарциссических реакций"? Я так поняла, что "защита путем ухода от реальности" это бэд, а что у него гуд??
-
Примером такой группы людей, например, будут женщины в патриархальном обществе или таком обществе, где частично сохранились патриархальные традиции. Особенно явно это будет проявляться в исторически переходных ситуациях, где архаические механизмы "выпускания пара" уже отменены или плохо срабатывают, а индивидуация (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F) и возможность компенсировать давление методами самой культуры еще недостаточно проявлены.
Необычайно сильный всплеск экстатических ритуалов произошел в России, совпав по времени с эпохой секуляризации и вестернизации культуры. Начиная со второй половины XVII в., возник целый ряд сект (христоверы, или хлысты, в том числе плясуны и иннокентьевцы; скопцы, молокане-прыгуны, малеванцы, "Духовный союз", духоносцы, "Люди Божий"), в которых радения сопровождались пением, танцами или ритмическими движениями, в некоторых случаях — самоистязаниями.
(Выделено мной - wayter)
Отсюда (http://ec-dejavu.ru/e/Ecstasy.html)
В этой статье много материала по теме ИСС (измененные состояния сознания), о дионисийстве и проч.
-
Статья впечатляет радостно.Несмотря даже на перлы научной тайнописи,выполнена почти на грани . - "..ритм музыкального сопровождения и танца воспроизводил биокосмический природный ритм...." "...Архаик, обладавший связью с палеосинкретическим всеединством, несомненно, переживал его непосредственно и конкретно. Но даже, казалось бы, "безразмерная" мифологическая образность была слишком узка, чтобы стать формой рефлексии этой связи, пронизывающей все естествo...здесь мы находим подтверждение императивного стремления архаического человека вернуться в поток всеобщей эмпатической связи, которая уже начала разрываться или, по крайней мере, создавать критические узлы и точки напряжения на завершающих этапах антропогенеза и были эксплицированы и закреплены в эпоху неолита в форме утверждения левополушарного мышления;...интерпретация перехода от шаманского экстаза к экстазу оргиастическому находит подтверждение в наблюдениях, сделанных Э. Бургиньон — известной исследовательницей культурно институализированных измененных состояний сознания в современных традиционных обществах. Она усматривает существенную разницу между шаманским трансом, или "трансом видений", распространенным преимущественно среди мужского населения обществ собирателей, охотников и рыболовов, и "трансом одержимости", характерным преимущественно для женского населения раннеземледельческих обществ и связанным с воплощением в человеке другой, более сильной личности (духа или бога) за счет утраты своего "я". По мнению Э. Бургиньон, "чем больше сложность общества и чем выше уровень хозяйства, обеспечивающего жизнедеятельность, тем больше вероятность, что в данном обществе наиболее распространенным будет транс одержимости)...яркий пример — распространение в Греции и Риме экстатических культов из Фракии, Фригии и Восточного Средиземноморья — регионов, заметно отстававших в развитии от соседних "высоких цивилизаций"... неистовое и, казалось бы, антикультурное дионисийство уже обнаружило свой богатый культурный потенциал, дав основу трагедии, дифирамбу и сатировской драме...экстатически-оргиастические культы и ритуалы, с одной стороны, были отчасти взяты под контроль государства, с другой — им противостояли новые, более утонченные представления об экстазе как способе приобщения к сфере божественного.им противостояли новые, более утонченные представления об экстазе как способе приобщения к сфере божественного. Однако все это отнюдь не отменяло их существования. Архаическое начало заявляло о себе весьма активно и отчетливо выражало свой амбивалетный — отрицающий культуру и культурообразующий — характер...Согласно М. Элиаде, характерной чертой мистериальных религий было совмещение в них новых, более утонченных, "спиритуальных" представлений и архаических ритуалов. Архаические, уже несовместимые с нормами цивилизованности, действия, не были, судя по всему, просто пережитками
прошлого: будучи существенно переосмысленными, в эпоху Осевого времени они продолжали выполнять важную роль, как и прежде, давая физическое ощущение божественного присутствия. Более того, учитывая особую смысловую и ценностную нагрузку образов страдающих богов, богов-мучеников, практика самоистязаний получала новый мощный импульс...в Индии, переживающей осевое время, сложилась в определенном смысле сходная ситуация. Накануне появления буддизма активизация разнообразных, конкурирующих друг с другом религиозно-философских школ и учений также сопровождалась вспышкой особого интереса к экстазу. Причем, несмотря на то, что — в отличие от греко-римского мира, в Индии уже давно, начиная с эпохи Вед, отрабатывались техники, которые базировались на достижении экстаза через полный контроль над телом и сознанием (йога, аскеза, медитация), популярностью пользовались и гораздо менее изощренные телесные, оргиастические практики...Осевое время несло логоцентрический переворот — единственно возможный ответ на кризис древней мифоритуалъной системы. Миф, теряющий свои универсально-интегративные функции, уступал место Логосу, с его презумпцией партиципации к "удаленным" умозрительным сакральным образам, метафизикой трансцендентного, поляризацией системообразующих оппозиций (добро—зло, должное—сущее, душа—тело, натуралистическое—спиритуалистическое и т.д.)..." Вот,здесь,как мне кажется кульминация(выд.моё)- -Верящее сердце в союзе с рассуждающим разумом стали жить в собственном мире и объявили о своем безраздельном главенстве и автономии от остального тела. В отношении последнего допускались лишь якобы неизбежные и несущественные компромиссы. В осевую эпоху логоцентрическая антителесность была на подъеме. И это специфическое качество логоцентрической культуры отчетливо проявилось в ее отношении к экстатическим ритуалам, в которых с наибольшей силой отражалась интенсивность палеосинкретических партипационных переживаний...По отношению к экстатическим ритуалам позиция была более жесткой. Их телесные дионисийские формы сменились статичны- ми: их участники превратились в пассивных зрителей (наиболее ярко эта особенность проявилась в христианском богослужении, в котором динамический элемент сведен к минимуму), а тело, с его естественным физическим откликом на импульсы всеобщей эмпатии, перестало выполнять функцию медиатора между материальным и метафизическим планами бытия — его место заняло этически рефлектирующее сознание. Можно сказать, что самоидентифицировавшаяся в Логосе Культура встала между ее субъектом и прафеноменом ради того, чтобы потерю в интенсивности партипационного переживания компенсировать количеством витальной энергии, поступающей в места ее аккумуляции от большего числа субъектов, а затем транслировать ее — уже избирательно, в выгодные для себя формы деятельности... В состоянии экстаза, как и других ИСС, происходит гиперсинхронизация всех структур мозга. При этом активность коры снижается и начинают доминировать более древние подкорковые слои: лимбическая система — "эмоциональный мозг" и древний, или архаический мозг — "хранилище" процессуальной (доэмоциональной и досознательной) памяти, выводя наружу содержание бессознательного."
[/color "...Существенно, однако, что любые формы ИСС всегда приходят не из вожделенного запредельного пространства...(???! :)).., а из опыта самой культуры. (Тут уместно заметить: психические воздействия опосредованы культурой, ибо сама человеческая психика от нее производив.(?) А это значит, что субъектом, практик ИСС может быть лишь человек, прошедший инкультурацию, т.е. необратимый процесс вписания в режим функционирования по принципу аксиологической дуализации как на ментальном, так и на психофизиологическом уровне." ( зн.-?-мои) То есть на прямой вопрос- "кто склонен к экстатическим состояниям"-ответ может быть - все,кто ищет на время поднять забрало культуры,убрать на время "щиты"(поК.К.) и воспринять то,что могут воспринять именно они(о тех кто делает это не на время,не говорю).У кого,несмотря на всю аполлоническую,упорядочивающую деятельность, осталось "тело",как "медиатор"-" "..ритм музыкального сопровождения и танца воспроизводил биокосмический природный ритм...." http://ec-dejavu.ru/e/Ecstasy.html (прошу изв. за пространные цитаты) P.S.Ещё интересно по этой теме :Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса http://www.altstates.net/anthropologyasc/freska-ritualtrance-1989
-
Фреска Э., Кюльсар С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса http://www.altstates.net/anthropologyasc/freska-ritualtrance-1989 Итак,ещё один Ответ-кто(более?) склонен к экстатическим состояниям?-Хотя указанная ст и оказалась одним из вариантов истории"слон в темноте" и многое говорит о проблемах научного исследования ИСС,всё же свой вариант ответа имеется,и довольно интересный.Рассматривая практически всю психическую деятельность,как результат,в основном, действия эндогенных опиатов,проявившийся и развившийся в перинатальный период учёные переходят и к проблемам обучения,инкультурации,возникновения веры, и переживанием "разделённости с Объектом веры,взаимообусловленности когнитивной и эндокринной сфер. : Самое ясное доказательство участия эндогенных опиатов в социальном поведении коренится в образцах эмоциональных реакций большинства младенцев, когда их отделяют от матерей. Младенцы показывают отдсказуемую совокупность стереотипов поведения в течение разделения... ...Подход Панксеппа, Германа, Вилберга, Бишопа и Дис-кинази (Panksepp, Herman, Bishop, Vilberg, Deeskinazi, 1980) к этой проблеме подчеркивает аналогию симптомов (социального) разделения и двухфазного синдрома дистресса лишения наркотиков (слезотечение, раздражительность, беспокойство и начальная стадия вегатативных нарушений, сопровождающаяся вялостью, бессонницей и анорексией). Согласно этим авторам, дистресс лишения — будь то опиатный или социальный, — проявляется физиологически посредством общих реактивных систем. Степень аналогичности симптомов между двумя процессами предполагает, что они оба могут являться результатом одного и того же нейро-биологического субстрата.Рассмотрение сходной динамики опиатной зависимости и вовлеченности в социальное взаи-модействие3 (оба характеризуются сильной зависимостью и интенсифицируются наказанием) показывает, что опиатные системы мозга — наиболее подходящий объект для осуществления нейрохимического опосредования социальных уз. Для эволюционного подхода не будет неожиданностью, что более сложный поведенческий процесс (такой как «социальная привязанность», чье главное преимущество — увеличение выживания) должен был явиться результатом элементарных структур мозга (которые содействуют функции совместимости), в нашем случае — результатом опиатной системы, опосредующей защитные механизмы.Эти выводы предполагают понимание того, что действие эндогенных опиатов должно быть включено в первичное социальное взаимодействие. Эта идея была проверена в экспериментах на детенышах животных: агонисты опиатов уменьшали, в то время как антагонисты опиатов избирательно увеличивали сигналы дистресса, вызванного социальной депри-вацией так же, как и другими социальными поводами (Fabre-Nys, Meller, Keverne, 1982; Newby-Schmidt, Norton, 1981; Panksepp, Herman, Conner, Bishop, Scott, 1978). Множество дальнейших подтверждений очевидности влияния опиатов на социальные процессы было представлено другими лабораториями: было показано воздействие морфия на социальную близость (Plousky, Freeman, 1982) и игру (Beatty, Costello, 1982) обнаружено, что nalxone разрушает обучающее поведение у рыб (Kavaliers, 1981);(налоксон -опиатный антагонист) выделено мной. ...Хофер сделал вывод, что независимая саморегуляция может быть ограничена даже в зрелости, и гомеостатичес-кие регулирующие механизмы остаются под контролем окружающей среды, по крайней мере в определенной степени. Социальные взаимодействия с «важными другими» могут продолжать играть существенную роль в ежедневной регуляции биологических систем в течение всей жизни и, по крайней мере у приматов, они помогают установить внутренние часы. Другими словами, биологические ритмы находятся под грузом социального (Hofer, 1984). Было установлено, что качества лидеров биологических сообществ находятся под влиянием опиатных пептидов, и это взаимодействие было показано на примере грызунов (Meck, Church, 1984). Появляется идея, что действительно один, видимо главный, компонент привязанности — есть содействие психологической синхронности, между взаимодействующими в ней организмами, и такая синхронность между ритмами участвующих особей существенна для совместного функционирования этих индивидов (Reite, Capitanio, 1985). Также, несмотря на то, что эта синхронизация более явственна во взаимодействиях мать—младенец, очевидно, что она сохраняется на протяжении всей жизни (Field, 1985).... ......Человеческие отношения первоначально управлялись на сенсомоторном уровне, но в течение онтогенеза роль внутренних представлений становится выдающейся, и символические знаки или ментальные образы могут занять место «реальных» людей. Таким образом, кажется возможным, что регулирующее влияние важных социальных отношений на биологические системы может быть преобразовано не только сенсомоторным и временными образцами действительных трансакций, но также через внутреннее переживание этих отношений, как это выполняется в памяти с вовлеченными в нее предметами... Заключение, которое может быть выведено из идеи Панксеппа (Panksepp et al., 1980) и ряда открытий, состоит в том, что социальная (прежде всего материнская) индукция эндогенной опиатной активности служит базисом для переживания доверия, корни которого лежат в предчувствии социального вознаграждения. Этот ранний опыт формирует представление на когнитивном уровне и играет фундаментальную роль в мировоззрении субъекта. Ранние (и таким образом более опосредованные) позитивные социальные опыты устанавливают идентификацию и, в соответствующем культурном окружении, определяют религиозные верования как веру в интернализованное всемогущество и покровительство Другого.... ...Подводя итог сказанному, можно предположить, что социальные значения и активизация эндогенной опиатной системы становятся взаимообусловленными в течение раннего онтогенеза так, что впоследствии в жизни, когда бы опиатная система не активизировалась стрессом и болью, социальные значения могут проявляться вместе с парадоксально происходящими состояниями эйфории и, наоборот, опиатноопосредованное эйфорическое состояние, подобное трансу, увеличивается социальной аффилиацией (Kulcsar, Frecska, Varga, 1987). Необходимость и возможность идентификации тесно сплетены на психобиологическом уровне: регрессия содействует эндогенному опиатному вмешательству, в то время как эндогенные опиаты обусловливают аффилиацию и помогают деперсонализации посредством потери границ эго... ...Доу рассматривает эмоции как обобщенное связующее звено между психической сферой и соматической системой. Посредством эмоций символы взаимодействия могут породить излечивающий эффект. Доу определенно утверждает, что социальная среда действует переносом символов не только на мышление, но и на биологическую систему пациента. Это его утверждение может быть объяснено «опиатным» способом социальных связей и его обусловленностью когнитивными структурами. Например, благодаря сильному укрепляющему воздействию опиатного выброса в трансе во время церемонии инициации, культурно детерминированные символы («transactional-символы») приобретают свою эмоциональную ценность; устанавливается «мифический мир» и возникает взаимообусловленность когнитивной и эндокринной сфер. ...Похоже, что ниже и символического уровня идентификации, и психофизиологического уровня сенсомоторной стимуляции лежит сущностный биологический уровень социальных контактов.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской