Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Разное > Прочее

Боевые искусства. Ката

(1/1)

rowan:
Ката, или Форма

Термин ката обозначает формализованные, нормативные движения или жесты, составляющие собственно технический арсенал той или иной школы. В этом смысле термин ката имеет очень широкое употребление в Японии, обозначая репертуар типовых образцов в самых разных искусствах, от театральных представлений до чайной церемонии и искусства составления цветочных композиций. Эти формы складываются в устойчивые комплексы, заключающие в себя, как считается, ту неизъяснимую полноту опыта, которая и составляет подлинный канон любого искусства. Они не имеют прототипов среди естественных жестов и движений, так что овладение ими требует особой выучки и развивает в ученике те необычные способности - поразительную скорость и ловкость, умение предвидеть действия противника и т.п., - которые нередко считаются больших мастеров. В каратэ существует около сорока таких комплексов, каждый из которых включает в себя два-три десятка движений-жестов.

Надо сказать, что полнота канона, хранимая комплексами ката, не может быть сведена к набору тех или иных правил или . Она, скорее, лишь интуитивно угадывается мастером и открыта для все новых интерпретаций. Можно сказать, что смысл ката даже предназначен для забвения - какой простор для всяческих недоговоренностей, экивоков и просто мистификаций! Здесь кроется причина необычного разнообразия ката и постоянного возникновения в русле традиции кулачного искусства все новых школ и стилей, вплоть до того, что сама школа часто оказывается не более чем предварительным условием для реализации опыта (всегда ), предположительно воплощенного во всей совокупности типовых жестов.

Но если смысл ката нельзя охватить логическими формулами и вообще какими бы то ни было представлениями, то в равной мере он не исчерпывается и чисто телесной практикой. Ката разумеется, - не набор произвольно установленных движений и не проекция умственных образов. Они являют собой транскрипцию определенного духовного состояния или, еще точнее, - внутренней преемственности воли, в которой и реализуется воинского искусства. Вместе с тем ката представляет собой некую схему, сокращенную запись реального поединка. И их разучивают для того, чтобы приобрести навыки настоящей схватки.

Так что же такое ката: способ внутреннего совершенствования или наиболее эффективные приемы поединка с противником? Очевидно, и то, и другое. Ответить же на вопрос, каким образом эти столь разные свойства человеческой практики могут уживаться в одной системе упражнений. Нельзя, не обращаясь к более широкой проблеме символического  действия - знакомой нам на примере Китая. Речь об этом пойдет ниже.* Пока же отметим. Что сам термин ката (кит. син) не употребляется в старой китайской литературе о боевых искусствах, во всяком случае для обозначения нормативных фигур в боевой технике. Китайцы пользовались термином ши, то есть , или цзя - , , то есть китайская лексика ориентирована не на предметный, а на структурный анализ опыта.

Таким образом, понятие ката как фокуса технического арсенала искусства - изобретение чисто японское, сообщающее нечто важное об особенностях миропонимания японцев.
 

Японский путь воина: истоки и исход. В.В. Малявин .        
_______________

* Данная глава в источнике идет перед главами , , и  .

Сделанные мною здесь выделения имеют смысл в ключе планируемого мною здесь в форуме сообщения на тему . В настоящий момент эта тема пока зреет.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Перейти к полной версии