Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм и дионисийство (наброски)  (Прочитано 21039 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #37 : 08 РЯаХЫп 2011, 15:46:31 »
Промысломъ тайнаго бога досталась ветхая святыня бранною мздой ѳессалійцу.... уноситъ ковчегъ — и, разверзнувъ, видитъ при отблескахъ пожара — ... деревянный, смоковничный идолъ царя Діониса ... Едва глянулъ герой на образъ бога, какъ разумъ его помутился...   временами приходитъ въ себя и въ эти промежутки здраваго разумѣнія...и держитъ путь —  въ  дельфійскую гавань, — искать врачеванія у Аполлонова треножника. Пиѳія обѣщаетъ ему искупленіе и новую родину на берегахъ, гдѣ онъ встрѣтитъ чужеземное жертвоприношеніе и поставитъ ковчегъ... Эврипилъ выходитъ на сушу и видитъ юношу и дѣву, ведомыхъ на жертву къ алтарю Артемиды Трикларіи.  - То есть в минуты отрезвления герой прибегает к "врагу" Диониса - Аполлону-и получает странный ответ-вместо кровавой религии сестры-близнеца Аполлона,насадить культ Диониса...Тайный смысл этой истории,(в трактовке Вс.Иванова) возможно,приоткрывает новую ступень в метафизике греков - воссо-единениния Феба-Солнца с "Луной"(чьим символом была Артемида)-на другом качественном уровне(с сыном Луны).В итоге Дионис получает место на Олимпе(одно из 12),вино становится одним из священных напитков богов,Аполлон и Дионис,в конце концов, становятся чуть не тождественны...В личностном же плане самих Ницше и Иванова - желанным и закономерным итогом борьбы двух начал-одного-зовущего "познать самого себя",жаждущего индивидуации,и другого - освобождающего от "себя",от "видимого"мира,в пользу вбирания в себя мира другого,"вселенского разума",чуждого строгой(человеческой) логике...                                                   (Конечно,метафоры - опасная вещь,отождествляясь с которыми можно и приобрести неожиданное направление,и потеряться на просторах мифов.(ведь и сам Феб - далеко не строжайший логик,и экстазы,и мистерии,и Музы,и Мойры-всё и его "епархия",быть может ему не хватало Дионисовой Любви и свободы,его трагедий и катарсиса,неистовства  буйной сестрицы Артемиды ему уже было мало..) Этакий кризис науки,подошедшей к качественному пределу...                                                                                  Дрогнули глухія чары навожденія душнаго — колдовской поло́нъ душъ потусклыхъ. Зазеленѣли луга подъ весеннимъ вѣяніемъ бога; сердца разгорѣлись; напряглись мышцы высокой воли. Значительнымъ и вѣщимъ сталъ мигъ мимолетный, и каждое дыханіе улегченнымъ и полнымъ, и усиленнымъ каждое біеніе сердца. Ярче, глубже, изобильнѣе, проникновеннѣе глянула въ душу жизнь. Вселенная задрожала отгулами, какъ готическіе столпы трубныхъ ствольныхъ связокъ и устремительныя стрѣльчатыя сплетенія отъ вздоховъ невидимаго органа. Мы почувствовали себя и нашу землю и наше солнце восхищенными вихремъ міровой пляски (— «the Earth dancing about the Sun», какъ пѣлъ Шелли). Мы хлебнули мірового божественнаго вина, и стали сновидцами. Спящія въ насъ возможности человѣческой божественности заставили насъ вздохнуть о трагическомъ образѣ Сверхчеловѣка — о воплощеніи въ насъ воскресшаго Діониса.

Въ душахъ забрезжило исполненіе завѣта:
Кто дышитъ тобой, богъ,
He тяжки тому горныя
Громады, ни влаги, почившей
4
Въ торжественномъ полднѣ,
Сткло голубое!
Кто дышитъ тобой, богъ, —
Въ алтарѣ многокрыломъ творенія
Онъ — крыло!
Въ бурѣ братскихъ силъ,
Окрестъ солнцъ,
Мчитъ онъ жертву горящую
Земли страдальной…
(„Кормчія Звѣзды“.
                                                  http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/po_zvezdam/001.htm
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Дионисийской и аполлоническое у Гессе
« Ответ #36 : 07 РЯаХЫп 2011, 17:13:45 »
Сопоставление дионисийского и аполлонического у Г.Гессе в книге "Игра в бисер":


НО ПОМНИМ МЫ…

Рассудок, умная игра твоя –
Струенье невещественного света,
Легчайших эльфов пляска, – и на это
Мы променяли тяжесть бытия.
Осмыслен, высветлен весь мир в уме,
Всем правит мера, всюду строй царит,
И только в глубине подспудной спит
Тоска по крови, по судьбе, по тьме.
Как в пустоте кружащаяся твердь,
Наш дух к игре высокой устремлен.
Но помним мы насущности закон:
Зачатье и рожденье, боль и смерть.

Г.Гессе

(Пер. С.Аверинцева)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Суфизм и дионисийство
« Ответ #35 : 03 РЯаХЫп 2011, 14:14:54 »
Дионисийский миф начинается с истории о помутнении разума.

"Но Эврипилъ горитъ извѣдать таинственный жребій, уноситъ ковчегъ — и, разверзнувъ, видитъ при отблескахъ пожара — не брадатаго мужа въ гробу, увѣнчаннаго раскидистыми вѣтвями, — деревянный, смоковничный идолъ царя Діониса въ стародавней ракѣ. Едва глянулъ герой на образъ бога, какъ разумъ его помутился".

В.Иванов. Ницше и Дионис. Источник


Характерно "дионисийский" элемент в суфизме - джазба*, привлеченность. Представление о том, что Бог "привлекает" своего избранника при помощи  своего рода священного безумия. Такой привлеченный называется маджзуб.


"...маджзуб не нуждался в том, чтобы следовать суфийской дисциплине, поскольку на обычного человека могла сойти Божественная благодать в виде особого состояния духа".

К.Эрнст. Суфизм  

-------------------------------------
* Джазба - влечение. В суфизме влечение Богом своего раба. Бог привлекает к себе того, кого захочет и джазба не зависит от самого человека, степени его служения. Если Аллах захочет, то Он поднимает завесу между собой и любимым рабом и возвышает его до высот духовного совершенства. Чувствуя влечение и любовь Аллаха к себе, раб теряет свое существо и стремится к Нему посредством искренней опьяняющей любви и ваджда. Суфии утверждают, что доказательством существования джазбы является коранический аят: «Аллах избирает к Себе, кого пожелает, и ведет к Себе, кто обращается» (42: 13).
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #34 : 28 ЬРавР 2011, 18:44:43 »
 Эллинская религия страдающего бога.Вяч.Иванов.                                          Мелампѣ (онъ, по совокупности миѳологическихъ данныхъ,  — только ипостась самого Діониса) и не упоминаніе о гіератическомъ Египтѣ, представлявшемся уже Геродоту таинственною колыбелью діонисическаго служенія: любопытно указаніе на существованіе свода миѳовъ о „страстяхъ боговъ“ и ихъ выведеніе изъ діонисической идеи.
112

Первыхъ христіанскихъ писателей странно поражало и соблазняло это обиліе преданій о страданіяхъ, бѣгствахъ, безуміяхъ, смертяхъ божествъ; они пользовались этими кажущимися аномаліями религіознаго сознанія, чтобы сдѣлать очевиднымъ заблужденіе язычества. Впрочемъ, въ этомъ случаѣ они опирались на издавна сказавшуюся рознь духа греческаго и римскаго; ихъ точка зрѣнія была искони намѣчена глухимъ протестомъ италійскаго религіознаго чувства противъ этой — правда, существенной — стороны эллинской религіи, всѣ остальныя формы которой были послѣдовательно принимаемы и усвояемы италійской расой, какъ нѣчто родное и издревле общее. Разсудочные и устойчивые въ вихрѣ аффекта римляне не умѣли пріобщиться греческимъ экстазамъ. Римляне, въ чьихъ глазахъ божество было только неподвижнымъ, въ себѣ неизмѣннымъ понятіемъ, одареннымъ логически присущею ему дѣйственною силою,  — чей антропоморфизмъ никогда не шелъ, въ истинно-народномъ представленіи, дальше олицетворенія отвлеченной идеи,  — не могли принять бога съ обликомъ страдающаго человѣка. Оргіазмъ былъ имъ глубоко непріязненъ, и борьба противъ вакханалій въ Римѣ начала II вѣка до Р. X. объясняется, конечно, прежде всего реакціей національнаго характера противъ эллинскаго вліянія,
скихъ полемистовъ). . Нѣтъ у нихъ печальныхъ
113

торжествъ, справляемыхъ въ траурныхъ одеждахъ, съ плачемъ и рыданіями женщинъ, въ память боговъ гибнущихъ, каковы у эллиновъ поминки по похищенной Персефонѣ и празднованія страстей Діонисовыхъ и другія имъ подобныя. У римлянъ, даже въ наше время растлѣнія нравовъ, не увидишь боговдохновенныхъ изступленій, экстаза корибантовъ и скопищъ вакхическихъ, и мистическихъ очищеній, и всенощныхъ служеній, совершаемыхъ мужчинами совмѣстно съ женщинами. (Вспомнимъ, что и на христіанъ римляне взводили то же обвиненіе). Нѣтъ вообще ничего подобнаго этимъ чудовищнымъ обычаямъ; но все, что до боговъ прилежитъ, совершается н толкуется съ тѣмъ благочиніемъ, какого не встрѣтишь ни у эллиновъ, ни у варваровъ“.

Уже изъ приведеннаго угадывается, что именно культъ Діониса былъ корнемъ греческаго оргіазма, который, многозначительнымъ образомъ, выставляется внутренне связаннымъ со страстными служеніями, какъ ихъ исключительная особенность и естественное выраженіе ихъ религіозной идеи. Въ самомъ дѣлѣ, богомъ „страстей“ и „печальныхъ празднествъ“ является по преимуществу Діонисъ. Но это представленіе не было ли позднѣйшей и второстепенной чертой въ древнемъ обликѣ бога упоеній и избытка, плясокъ и масокъ, вдохновенных восторговъ и чувственнаго самозабвенія? Не былъ ли страждущій, гибнущій, воскресающій Діонисъ богом отдѣльныхъ сектъ, какъ секта орфическая, отдѣльных мистических культовъ, или же отдѣльныхъ мѣстностей, какъ Фригія и прилегающія земли Малой Азіи, или отдѣльныхъ народностей, какъ загадочная народность ѳракійская, научившая эллиновъ (какъ доселѣ подозрѣваютъ изслѣдователи) своей варварской вѣрѣ, заразившая ихъ своимъ мрачнымъ неистовствомъ, преображеннымъ свѣтлою силой эллинскаго генія въ жизнерадостный, жизнью упоенный, жизнь благословляющій и славящій вакхизмъ? Не была ли идея страданія въ вакхической религіи явленіемъ
                                                            Фригия -местность из которой пришла по легенде во Фракию,а оттуда в Грецию  Дионисийская вера.                                                                        Конья.Место было заселено очень давно. 50 км к югу от города находится поселение Чатал-Гуюк, историю которого прослеживают с 7500 до н. э.

Под названием Куванна город входил в Хеттское царство около 4000 лет назад, так же он назывался и в Фригии.
(Из вики)                 Вспомнился Х.И.Хан "Мистицизм звука"-1-я и 2-я гл. о "голосах" мест,тех вибрациях,что сохраняются тысячелетиями : "Столетия назад Джелал-уд-Дин Руми сказал,что только для человека огонь,вода,земля,воздух и эфир представляются неживыми;перед Богом они - живые существа,которые действуют по Его воле.Значение сказанного Руми в том,что все предметы,все места несут информацию,подобно грамофонным записям:они говорят то,что было помещено в них;это слышит и ваша душа,или  ум,в соответствии с вашим развитием." Вспомнилось и то как "радовался" любви конийцев к стихам и музыке сам Руми,принужденный говорить с ними на их языке.     И вновь о страстях Диониса -                                               Задача этихъ очерковъ — выяснить, поскольку Діонисъ былъ изначально и преимущественно богомъ страданія, богомъ „страстей“ (πάϑη), какъ означаетъ это божественное мученичество греческій языкъ — выраженіемъ, изъ Діонисова культа перешедшимъ въ культъ христіанскій.

„Пассіи“ Діониса — вмѣстѣ исходная и отличительная черта его культа, жизненный нервъ его религіи,  — въ той же степени, какъ „пассіи“ христіанскаго Бога — душа христіанства. Діонисіазмъ — религія страстная среди греческихъ взаимно совмѣщающихся и переплетающихся религій, и при томъ — религія побѣдоносная, подчинившая себѣ остальныя, воспреобладавшая въ греческомъ религіозномъ сознаніи, наложившая глубокую печать на всѣ явленія греческаго генія, религія Греціи по преимуществу, синтезъ и послѣднее слово греческой культуры, темный и сложный феноменъ вселенскаго значенія, огромная загадка и задача, одинаково важная для уразумѣнія нашего прошлаго (ибо греческое прошлое — наше общее прошлое) и открывающихся передъ нами новыхъ и невѣдомыхъ путей духа.

И здѣсь мы опять касаемся основного недоумѣнія. Какъ? Греки и — идея мірового страданія? Или, какъ восклицаетъ Ницше: „Какъ? Греки и — пессимизмъ? ..."
 ...Оглядимся же въ странномъ мірѣ, раскрывающемся передъ нами при волшебномъ словѣ „Діонисъ“. Представимъ себѣ, прежде всего, діонисическую жизнь въ историческихъ формахъ культа и культового быта....Весеннему празднику Христова Воскресенія въ языческой Греціи соотвѣтствовали по времени празднества Діониса, оживавшаго для міра живыхъ, возвращавшагося, съ воскресшей отъ зимняго сна растительной силой земли, изъ своего тайнаго гроба, изъ сѣни смертной... Но начнемъ съ періода страстного служенія, съ оргій, посвященныхъ гробу и сѣни смертной.

И, прежде всего,  — что такое оргіи?
                               http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/ell_rel/01.htm
« Последнее редактирование: 28 ЬРавР 2011, 18:52:22 от iv2259 »
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #33 : 27 ЬРавР 2011, 23:20:02 »
P\S.Вы кстати хорошо заметили -Вообще, что касается дионисийства, то параллели, конечно, разительные.Вот только один вопрос-кто подбирал параллели? ;) :D
Всё же воздержусь от каких-либо дополнительных высказываний - эта система смыслов мне немного наверное непонятна, что ли.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #32 : 27 ЬРавР 2011, 22:54:42 »
 P\S.Вы кстати хорошо заметили -Вообще, что касается дионисийства, то параллели, конечно, разительные.Вот только один вопрос-кто подбирал параллели? ;) :D
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #31 : 27 ЬРавР 2011, 22:46:44 »
Когда "обрезал" Вашу цитату,не думал что это существенно,всё(о "торчках") было сказано в полу-шутку,о достижениях тех же инков и ацтеков как раз в плане сельского хозяйства сказано не меньше,чем о их мистических достижениях.Но и те и другие рассыпались от небольшого толчка,как и высокоразвитая цивилизация подарившая ахейцам вино.Просто не об этом тема.По поводу же "комильфо"-я могу примерно то же повторить обо всём современном человечестве и не буду оригинален.Не важно в какую сторону перекос меж Дионисом и Аполлоном,результат может быть подобным.
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #30 : 27 ЬРавР 2011, 22:28:47 »
чрезмерный перекос в сторону мистики-отсутствие пресловутой когерентности межу наукой и мистикой,привело к неадекватности целых цивилизаций-подсечное земледелие,зависимое от экологии им же и разрушаемой,абсолютная теократия,приводит к "психозу" во всех слоях общества,а отсюда -у одних бунтарские,у других радикально мистические настроения,в итоге-полный раздрай.(кстати цивилизация майя погибла задолго до конкисты,по моему в 13 в.)
В плане экологии те же инки были вполне адекватны. И во многих других отношениях. Вообще, вот так с плеча судить об адекватности-неадекватности целых цивилизаций, это как-то... не комильфо, имхо.
Те же инки, кстати, в основном употребляли листья коки, которые обладают весьма мягким эффектом, по свидетельствам очевидцев.
« Последнее редактирование: 27 ЬРавР 2011, 22:38:48 от plot »
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #29 : 27 ЬРавР 2011, 22:25:01 »
 Автор: plot
Цитата
Этих  торчков пивных,грибно-кактусных,по моему вообще "унесло" из нашего мира так далеко в мистическое,что открылись "щиты" и смерть взяла их, и даже у оставшихся,по моему,проблемы с реальностью...
Эк Вы их... сурово...
Цивилизация? Цивилизация. Не основана на алкоголе и вообще на опьяняющих веществах
:) В этих "пивных"шутках" есть конечно доля шутки(кочевники лихо пьют кумыс и курят дикую коноплю),но -"Если на клетке со львом написано "осёл"-не верь глазам своим!"Кстати многие животные тоже целенаправленно ищут эйфорических эффектов,но это не привело их пока к оседлости...
ай-яй-яй - резать по живому не хорошо. В оригинале было "Не основана на алкоголе и вообще на опьяняющих веществах, производимых из культивируемых растений".
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #28 : 27 ЬРавР 2011, 22:04:03 »
- "само наличие коллективных действий, формирующих социальную привязанность, оказывало обратное воздействие на внутриорганические структуры"-Тут можно спекулировать,конечно,например - сама эндорфинозависимость психики - заложенная программа,неизбежно приводящая к "социальной привязанности" и пр.,и пр.Жаль нет работы самих венгров,подборка ув.автора уж чересчур фрагментарна,а некоторые его выводы- "Но при этом нельзя забывать, что все же наивысшее удовлетворение человеку культурному доставляет применение своих сил в любой форме человеческой деятельности."-вызывают,мягко говоря сомнение расплывчатостью."Нормальные"  "дионисические" движения пользуются подобными ИСС не только для социальных целей,но и для облегчения участникам получения знаний,которые в обычном состоянии блокируются.Музыка,танцы,любые групповые действия снимают "блок" не только эндорфинами,но и стадным инстинктом-"раз все делают,значит,нормально".И весёлая составляющая становится здесь скорее приманкой для потенциальных учеников,а не только стимулятором.Да и только эндорфинами и пр."биологией" невозможно полно объяснить действие мистических практик,напр.молитвы,да и прочих ИСС.      Автор: plot
Цитата
Этих  торчков пивных,грибно-кактусных,по моему вообще "унесло" из нашего мира так далеко в мистическое,что открылись "щиты" и смерть взяла их, и даже у оставшихся,по моему,проблемы с реальностью...
Эк Вы их... сурово...
Цивилизация? Цивилизация. Не основана на алкоголе и вообще на опьяняющих веществах
:) В этих "пивных"шутках" есть конечно доля шутки(кочевники лихо пьют кумыс и курят дикую коноплю),но -"Если на клетке со львом написано "осёл"-не верь глазам своим!"Кстати многие животные тоже целенаправленно ищут эйфорических эффектов,но это не привело их пока к оседлости...Современные исследователи говорят, что массовое употребление кактусов и(!) алкоголя это ответ на разрушение традиционных общества и религии т.е. на завоевание европейцами. Кока и табак скорее, чем кактусы, кандидаты в те самые растения. Если есть источник,с удовольствием почитаю,я же имел ввиду,что чрезмерный перекос в сторону мистики-отсутствие пресловутой когерентности межу наукой и мистикой,привело к неадекватности целых цивилизаций-подсечное земледелие,зависимое от экологии им же и разрушаемой,абсолютная теократия,приводит к "психозу" во всех слоях общества,а отсюда -у одних бунтарские,у других радикально мистические настроения,в итоге-полный раздрай.(кстати цивилизация майя погибла задолго до конкисты,по моему в 13 в.)
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #27 : 27 ЬРавР 2011, 20:45:07 »
Этих  торчков пивных,грибно-кактусных, ...

Современные исследователи говорят, что массовое употребление кактусов и(!) алкоголя это ответ на разрушение традиционных общества и религии т.е. на завоевание европейцами. Кока и табак скорее, чем кактусы, кандидаты в те самые растения. Земледелие было развито в ЦА и до прихода европейцев, а в СА - нет и даже лошадей не было, кстати.

tool

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1213
  • Reputation Power: 8
  • tool has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #26 : 27 ЬРавР 2011, 20:31:13 »
Хождение строем вызывает эйфорические ощущения, например, и не только у человека.
Упряжки собак и лошадей эксплуатируют подобную тягу у ездовых животных.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #25 : 27 ЬРавР 2011, 17:28:45 »
Возможно, суть тут не в необходимости земледелия, а в самих эйфорогенах. Как только сообщество находило доступ к эйфорогенам и при этом имело физическую возможность к образованию цивилизации, оно это делало. Некая связь, возможно, есть.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Э. Фреска и С. Кюльсар полагают, что эндорфины - один из важнейших нейрохимических коррелятов социальной сплоченности, единства и т. д. Основная идея ученых: социальная привязанность и эндорфины взаимодействуют, т.е. как общность активизирует эндорфины, так и, наоборот, эндорфины усиливают ощущение единства, сплоченности. Ученые высказывают также предположение о том, что эндогенные опиаты играли существенную роль в антропогенезе, в котором осуществилась интеграция трех кортикальных зон. В последних, в свою очередь, сосредоточено наибольшее количество опиатов. Таким образом сформировался нейробиологический механизм, составляющий органическую основу для возникновения социальных уз, привязанности, для функционирования социального типа жизнедеятельности. С одной стороны, он закреплял чувство общности, а с другой - само наличие коллективных действий, формирующих социальную привязанность, оказывало обратное воздействие на внутриорганические структуры. В процессе становления человека и общества сложилась система ритуалов, способствующая укреплению социальных уз и тормозящая агрессивные устремления отдельных индивидов. На смену биологическим способам регуляции отношений пришли социальные. Феномен сознания, разум сделали возможной психобиологическую регуляцию как в общности, так и индивидуально.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999

Отсюда

(Выделено мной - wayter)

С этим трудно поспорить. Однако, в вышеизложенной теории образования цивилизации, насколько я понимаю, цепочка такая:
1. Человек открывал для себя эйфорогены
2. Человек приходил к выводу, что для производства эйфорогенных веществ необходимо земледелие
3. Земледелие подразумевает осёдлость
4. Осёдлость порождает цивилизацию
Однако, вроде как есть примеры того, что пункт второй не соблюдался, однако цивилизация всё равно возникала.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Э. Фреска и С. Кюльсар полагают, что эндорфины - один из важнейших нейрохимических коррелятов социальной сплоченности, единства и т. д. Основная идея ученых: социальная привязанность и эндорфины взаимодействуют, т.е. как общность активизирует эндорфины, так и, наоборот, эндорфины усиливают ощущение единства, сплоченности. Ученые высказывают также предположение о том, что эндогенные опиаты играли существенную роль в антропогенезе, в котором осуществилась интеграция трех кортикальных зон. В последних, в свою очередь, сосредоточено наибольшее количество опиатов. Таким образом сформировался нейробиологический механизм, составляющий органическую основу для возникновения социальных уз, привязанности, для функционирования социального типа жизнедеятельности. С одной стороны, он закреплял чувство общности, а с другой - само наличие коллективных действий, формирующих социальную привязанность, оказывало обратное воздействие на внутриорганические структуры. В процессе становления человека и общества сложилась система ритуалов, способствующая укреплению социальных уз и тормозящая агрессивные устремления отдельных индивидов. На смену биологическим способам регуляции отношений пришли социальные. Феномен сознания, разум сделали возможной психобиологическую регуляцию как в общности, так и индивидуально.

Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999

Отсюда

(Выделено мной - wayter)

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100