Книга почтенного багдадского учёного XI века аль-Хатиба «Искусство быть незваным гостем» впервые выходит на английском языке. Богослов, прославившийся комментариями к учению пророка Мухаммеда, хотел, по-видимому, напомнить своим поклонникам, что нельзя всё время быть серьёзным.
«В этой книге есть и флирт, и сквернословие, и даже немного пьянства, — рассказывает переводчик Эмили Селоув из Манчестерского университета (Великобритания). — Она предлагает совершенно иной взгляд на якобы аскетичный ислам того периода. Багдад тысячелетней давности был, можно сказать, богемным...
* * *
Но всё же сочинение обильно сдобрено юмором и сатирой. Например, там фигурирует указ калифа о создании министерства непрошеных гостей.
Кстати, вот несколько шуток из книги.
Один человек незваным явился на пир. «Ты кто такой?» — спросил его хозяин. «Я тот, кто избавил тебя от возни с приглашением!» — был ответ.
Непрошеный гость вошёл в собрание, где ему сказали: «Тебя никто не звал!» «Но если вы не звали и я не пришёл, — ответил он, — то здесь, должно быть, очень одиноко!»
Однажды незваный гость пришёл в дом к человеку, созвавшему людей. «Эй ты! — сказал тот. — Разве я говорил, что ты можешь войти?» «А разве ты говорил, что я не могу войти?» — парировал остроумец.
Некто спросил незваного гостя: «Сколько будет четырежды четыре?» На что тот ответил: «Шестнадцать караваев». «А дважды два?» «Четыре каравая». А в другой раз он сказал: «Я прождал столько, сколько хватило бы съесть буханку хлеба».
Бунан (популярный персонаж того времени, которого г-жа Селоув любит сопоставлять с
Фальстафом и Робином Гудом) поел, и поел хорошо, и некто сказал ему: «Остановись! Ты убьёшь себя!» «Если пришло время умирать, — ответил Бунан, — то я хочу быть сытым и не испытывать жажды».
Один человек стал спутником бродяги и как-то сказал ему: «Пойди купи нам немного мяса». «Ей-богу, не могу: я без средств», — ответил бродяга. Тогда человек пошёл и сам купил мяса. Затем он сказал: «Давай-ка приготовь его». «Я не очень хорошо готовлю», — последовал ответ. Пришлось человеку готовить самому. Затем он сказал: «Давай-ка размочи хлеб». «Ей-богу, я устал», — ответил бродяга. Пришлось человеку самому размочить хлеб. Затем он сказал: «Давай-ка наливай суп». «Боюсь, пролью я его», — снова отказался бродяга. Тогда человек сам подал суп. «Давай-ка ешь», — сказал он. «Ей-богу, — откликнулся бродяга, — мне так неудобно, что я столько раз отказал тебе». С этими словами он поднялся и принялся за еду.
Источник