Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Духовная традиция > Суфизм
Материалы о тарикате Ниматуллахи
wayter:
Из ЧаВо
Вопрос:
Сколько дервишей в братстве Ниматуллахи, сколько существует ханак (центров)?
Ответ:
Численность ордена Ниматуллахи, согласно энциклопедическому словарю "Ислам", от 100 до 300 тысяч человек. (Данные, видимо, на конец 70-х гг 20 века). Попадаются упоминания и о 500 тысячах: http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=1152.0
Трудно сказать, на чем основываются авторы, и точное число назвать вряд ли возможно. Известно, что это наиболее распространенный орден на территории Ирана и один из наиболее активно действующих на Западе. За пределами Ирана в настоящее время открыто около 30 центров. Частичный список: http://www.nimatullahi.sufism.ru/cent.htm
Вопрос: принимают ли в братство всех желающих?
Ответ: нет, принимают не всех желающих.
Вопрос: сколько стоит обучение?
Ответ:
--- Цитировать ---Мастер и шейхи ордена не получают денег от своих последователей и не обеспечивают их. В целом, от учеников не требуется регулярной платы, а если индивидуальный взнос сделан, он идет на нужды всего сообщества http://www.nimatullahi.sufism.ru/
--- Конец цитаты ---
Вопрос: кто решает вопрос о приеме в братство?
Ответ: этот вопрос решает шейх.
Вопрос: Взаимодействует ли орден Ниматуллахи с другими суфийскими братствами?
Ответ: Орден Ниматуллахи сотрудничает со многими другими братствами. В частности, в журнале "Суфий", который издается орденом, публикают свои материалы дервиши разных суфийских тарикатов.
Вопрос: Как относятся суфии к употреблению наркотических веществ?
Ответ: В Ордене Ниматуллахи к употреблению гашиша и прочих наркотических веществ относятся неодобрительно. На сайте Ордена можно прочитать, что одним из принципов братства является "строгое порицание использования гашиша и других наркотиков, вызывающих привыкание".
Вопрос: Как суфии относятся к аскетизму, затворничеству?
Ответ: Суфийский путь не основан на аскетической практике. Аскет, отворачиваясь от этого мира, обращается к миру загробному. Суфий - притянутый Божественной Любовью, отказывается от обоих миров. Его аскетизм состоит в том, чтобы быть свободным от всего, что не есть Бог.
Нищему у Твоей двери
Не нужно восемь Райских садов.
Пленник Твоей Любви
Свободен от обоих миров.
Хафиз
Суфий считает, что тот, кто не найдет Истину в этом мире, не достигнет ее и в следующем. Жить в гармонии с обществом, быть внешне среди людей, но внутренне - с Богом, считается в суфизме проявлением человеческого совершенства.
"Тот истинный святой, кто живет среди людей. Ест и общается с ними, вступает в брак, растит детей, покупает и продает на базаре. Но и на миг не забывает Бога".
Абу Саид
* * *
"Генеалогия суфизма":
http://www.mtoshahmaghsoudi.org/old_mto_languages/sufismGeneology.pdf
wayter:
Материалы международной конференции, посвященной Шаху Ниматулле Вали (на англ.):
http://www.ssnv.org/
wayter:
Англ.:
Интервью с Ирвингом Карчмаром, дервишем братства Ниматуллахи. Он автор книги "Повелитель джиннов", опубликованной нами на русском языке.
--- Цитировать ---Irving Karchmar has an M.A. in Philosophy from DePaul University in Chicago, and has worked on such varied magazines as Hustler and the American Bar Association (ABA) publication, Human Rights Magazine.
Between 1977 and 1985, he was editor and publisher of Fantastic Films magazine .
...
What would you say has been your most significant achievement as a writer?
I don't know that I have achieved anything significant as a writer. I loved writing the book, and many readers seem to love it also. One reader told me she can't wait to have children so she can read the book to them. That may be the nicest thing anyone has ever said to a writer, as least to this writer.
How did you get there?
With the love and teaching of Dr. Javad Nurbakhsh, Master of the Nimatullahi Sufi Order, and by the grace and mercy of God. There is no other way to get anywhere.
--- Конец цитаты ---
админ:
Анри Корбен о Шахе Ниматулле
11. Нигматулла Вали Кермани
Это имя неотделимо от истории шиитского суфизма последних семи столетий в Иране. Амир Нураддин Нигматулла родился в 1329-1330 гг. в семье Сейидов, возводящих свою родословную к 5-му Имаму Мухаммеду аль-Бакиру. В возрасте 24 лет он совершил паломничество в Мекку, где провел семь лет, став учеником шейха Абдуллы аль-Йафи. Он последовательно жил в Самарканде, Герате, Йезде. Нигматулла пользовался благосклонностью Шахруха, сына Тамерлана, и наконец обосновался на юго-востоке Ирана, в Махане около Кермана. Умер он 22-го раджаба 834 г.х./5 апреля 1431 г., прожив более ста лет. Помимо дивана мистических поэм он оставил сотню сочинений, собрание которых насчитывает около тысячи страниц. Они еще только готовятся к изданию, так что предпринять какую-то методическую классификацию пока сложно.
Эти сочинения являются комментариями коранических аятов, хадисов Имамов, произведений Ибн Араби. В них прослеживаются мотивы, свойственные двенадцатиричному шиизму (12-й Имам, валайат как сакральная мисия святых Имамов и эзотерика пророчества). "Эзотерика валайата подразумевает сущностное Единство, которое есть абсолютный Absconditum (отсутствие). Однако уровень вечных сущностей подразумевает знание множества, т.к. Единство, будучи прявленным, одевается во многие одежды. Вечные сущности - это формы божественных Имен на том уровне, где возможно познание, ведь эпифания божественных Имен и Атрибутов, в частности, приводит к умножению Имен".
Сегодня Махан является святилищем иранского суфизма. Его посещают бесчисленные паломники. Нигматулла почитается как король (шах) дервишей; он - "Шах Нигматулла Вали". Это имя он получил в основанном им ордене Нигматуллахи, к которому относится большая часть существующих в Иране тарикатов.
Анри Корбен. "История исламской философии".
Отсюда
wayter:
На русском языке.
На сайте ордена:
Духовные принципы и общая информация на сайте ордена
История ордена - ссылка проверена и работает - 2 апреля 2010 г.
Здесь же - Цепь духовной преемственности
Различные сведения из
энциклопедического словаря "Ислам", рассказы и др. - ссылка проверена и работает - 14 июля 2013 г.
* * *
Ани Корбен о тарикате Ниматуллахи:
16. Нур Али-Шах и обновление суфизма в конце XVIII в.
Уже было сказано о парадоксальной ситуации, при которой эзотерики, исповедующие интегральный шиизм, вынуждены были практиковать строгую "дисциплину аркана" по отношению к своим единоверцам, ограничивавшимся экзотерической и законнической религией. Эта дисциплина была еще эффективнее оттого, что практиковалась вне принадлежности к определенному суфийскому тарикату. Более того, начиная с правления сефевидской династии, которая вела свое происхождение от суфия Сефиаддина Ардебили, произошло заражение суфизма политикой, а, следовательно, ослабление суфийского духа и нравов. С этого времни уместнее говорить скорее не о суфиях, а об орафа (теософах-мистиках). Вот почему великий философ Садра Ширази, внутренне бывший суфием, написал книгу, направленную против группы невежественных и распущенных суфиев-маламатья. Нужно принять во внимание и то, что шиит духовного склада уже находится и вполне сознательно на мистическом пути, обозначенном интегральным учением святых Имамов, даже не принадлежа к определенному суфийскому тарикату. Исходя из этого, может существовать тарикат с устной передачей традиции, не оставляющий ни архивов, ни материальных следов. К концу сефевидского периода иранский суфизм находился в глубоком упадке, характеризовавшемся ослаблением и распадом всех организованных тарикатов. На всю страну было только несколько суфиев ордена Нурбахши в Мешхеде и несколько суфиев ордена Захаби в Ширазе.
В этих обстоятельствах дервиш-нигматуллахи из Индии Ма'сум Али морем переправился в Фарс и обосновался с семьей в Ширазе между 1776 и 1779 гг. Он был послан из Индии своим духовным учителем шейхом Шахом Али Реза Деккани для того, чтобы восстановить в Иране орден нигматуллахи, обязанный своим названием Шаху Нигматулле Вали, но возводивший свое происхождение к 8-му Имаму шиитов Али Реза (ум. в 818 г.) через его ученика Ма'руфа Кархи. Ма'сум Али Шах предпринял значительные усилия по духовному возрождению суфизма. С этим возрождением неразрывно связана значительная личность Нур Али-Шаха.
Нур Али-Шах родился в Исфахане в 1757 г. Он был сыном Фаиза Али-Шаха (Мирзы Абдул-Хуссейна) и внуком Муллы Мухаммеда Али, имама-джумэ Табаса, большого оазиса на северо-востоке центральной пустыни. Весть о возрождении, вызванная прибытием Ма'сума Али Шаха, разнеслась до Исфахана; отец и сын вместе выехали в Шираз, где стали духовными братьями в тарикате Ма'сума. Если верить рассказам, то Нур Али-Шах, отличавшийся необыкновенной красотой, был поистине харизматической личностью. Энтузиазм и верность его учеников, к сожалению, компенсировались ненавистью благочестивых ханжей и экзотеристов (ахль аль-захир). Нур Али-Шах умер и был захоронен в Мосуле в 1798 г. в возрасте сорока лет. Он был женат на сестре Ронак Али-Шаха, женщине одаренной большими духовными и поэтическими талантами. Под псевдонимом Хайати она сочинила диван стихотворений.
Творчество Нур Али-Шаха насчитывает 12 произведений, среди которых выделяется большая рапсодия на персидском языке, озаглавленная Джаннат аль-висаль ("Парадиз мистического Союза"). В ней разбираются основные темы теософии и мистической практики суфизма. Было задумано выпустить 8 томов книги (под которыми подразумевались 8 врат Рая). Труд остался незаконченным, т.к. Нур Али-Шах умер, написав 3-ю книгу. Его сводный брат Ронак Али-Шах (ум. в 1810 г.) продолжил произведение, закончив 3-й и написав 4-й и 5-й тома. В свою очередь Низам Али-Шах Кермани (ум. в 1826-1827 гг.) написал 6-ю и 7-ю книги. Многие члены тариката были очень плодотворными писателями. Музаффар Али-Шах (ум. в Керманшахе в 1801 г.) написал трактаты Маджма аль-бихар ("Слияние морей"), где приводятся точки совпадения между учением Ибн Араби и шиитскими хадисами; Кибрит аль-ахмар ("Философский камень"); Бахр аль-асрар ("Океан мистических тайн") и т.д. В Кермане он был учеником Муштака Али-Шаха, мученика суфизма (1792 г.), растерзанного чернью.
В первой половине XIX в. один дервиш из Шираза написал под псевдонимом Сайаф большую рапсодию под названием Канз аль-асрар ва Джаннат аль-висаль ("Сокровищница мистических тайн и парадиз Союза"). Это огромное произведение, состоящее из 12 томов, насчитывает 3000 страниц. Оно является стихотворным комментарием к хадисам Имамов. Работа была закончена в 1844 г.
Другой дервиш Ма'сум Али-Шах, родившийся в Ширазе в 1854 г. и умерший в 1926 г. оставил большую трехтомную энциклопедию суфизма на персидском языке (Тараик аль-хакаик).
Здесь нужно упомянуть и Сефи Али-Шаха, родившегося в Исфахане в 1836 г. Он провел много лет в Индии, а под конец жизни обосновался в Тегеране, где умер в 1899 г. в окружении многочисленных учеников. Он оказал значительное влияние на иранское общество своей эпохи. Он оставил после себя монументальный мистический тафсир Корана в стихотворной форме. Тарикат Сефи Али-Шаха существует и в наши дни. Упомянем также Султана Али-Шаха (ум. в 1909 г.) из Гунабада (Хорасан), которому наследовал его сын Нур Али-Шах II (ум. в 1919 г.), чье влияние было огромным, а творчество - значительным. Гунабад и сегодня представляет собой штаб-квартиру мощного ответвления суфизма, проникшего во все слои иранского общества. И в наши дни ханака-э нигматуллахи в Тегеране, "полюсом" которой является доктор Джавад Нурбахш, ведет активную деятельность. Под его руководством ханака была реконструирована и выросла в настоящий суфийский университет (библиотека рукописей, музей каллиграфии). Доктор Нурбахш публикует средневековые тексты и за последние годы основал в Иране 50 новых ханака. Он - не только суфийский шейх, но и врач-нейропсихолог, прекрасно разбирающийся в психоанализе.
Источник
Шах Ниматулла и великий персидский поэт-суфий Хафиз
Гробница Муштак Али Шаха и рассказ о его гибели.
Анри Корбен о Муштак Али Шахе .
* * *
О д-ре Джаваде Нурбахше
Джавад Нурбахш и Четвертый Путь
На английском языке:
Тегеранская ханака Ниматуллахи в 70-е гг. 20-го века
Публикую полностью, поскольку ссылка не работает:
Bibi Hayati Kermani
Bibi Hayati [Kermani, early nineteenth century] was born into a family with a long tradition of Sufism, in the town of Bam, in the Kerman province of Iran. She was raised under the supervision of her brother Rawnaq 'Ali Shah, a Shaikh of Nur 'Ali Shah (one of the masters of the Nimatullahi Order). Perhaps it was due to his guidance that her contemplative life later acquired such brilliance.
In the early years of her maturity, she was taken by her brother to attend one of the Sufi gatherings of Nur 'Ali. The spiritual light of his presence apparently caused a change of state in her and awakened an intense ardor for spirituality within her. Shortly thereafter, she was initiated into the Nimatullahi order. Progressing gradually but steadily in both the esoteric development (sayr) and exoteric ethics (soluk) of the Sufi path, Hayati succeeded in acquiring virtues of both a spiritual and secular nature.
Eventually, the relationship between master and disciple exerted a further attraction over Hayati, and she fell under the sway of the lightning flash of human love. Soon afterwards, she married Nur 'Ali Shah, then master of the Nimatullahi Order. In her own eloquent words:
The arrow of my supplication reached the target of Nur 'Ali Shah's acceptance. An aurorial breeze wafted to my soul where the whiteness of the sun of the true dawn broke. The sun of his loveliness, in whose atmosphere the bird of my soul soared like a moth of dancing light, suddenly shone forth. My outcast eye opened to the light of his world-adorning countenance.
Hayati's Sufi life, in conjunction with the wife/husband relationship, only served to further perfect her poetic and spiritual nature. She became a rhapsodist in the orchard of love and affection. Knowing his wife's poetic inclination, Nur 'Ali Shah finally requested that she try her hand at verse. As Hayati writes in the introduction to her Divan, "One day that king in the climes of Gnosticism, that guide in the lands of heart and soul, parted his pearl-strewing lips while in the midst of conversation and declared: If you must adorn yourself, you should become a diver in the profound ocean of rhetoric, breaking open the pearl-laden oysters of verses, till you gird about yourself an ode of decorative jewels.
In an attempt to excuse herself, Hayati insisted that she was neither a man of letters nor of the pen.
"But being a lover," replied Nur 'Ali Shah, "is the work of men, since the seeker of the Lord is male. In the realm of love, sincerity, and Sufism, you too are a man. True manhood is courage. The real man is one who never retreats, who remains constant once he has put down his feet in search of perfection."
Following her master's command, Hayati set her hand to compose a Divan of poems, which eventually came to constitute a remarkable collection of profound and beautiful verses. Reviewing her collected poems, it appears that Hayati was perfectly acquainted with both the exoteric and esoteric (or mystic) sciences. She adhered both to the external principles of her religion and to the fundamentals of Sufi Gnosticism. In addition, she possessed a highly practical nature and a talent for domestic organization. She was accomplished not only in the ways of Love, but often demonstrated her capacity as a warm-hearted caretaker and cook for her Sufi brothers and sisters.
… Insofar as can be gathered from her poems (in particular her "Ode to the Cupbearer" (Saqinama), Hayati was perfectly acquainted with the conduct of Sama', as well as the different varieties of Persian musical scales.
Hayati bore Nur 'Ali Shah a daughter by the name of Tuti, and it is said that she, like her mother, possessed a command of literature and was given to the expression of mystical subtleties. Tuti eventually married Sorkh 'Ali Shah, one of Nur 'Ali Shah's disciples from Hamadan. Tuti's youngest son was Sayyed Redha, one of the renowned Shaikhs of the Nimatullahi Order. At age sixty-five, God bestowed on him a son by the name of Mohammad Said Khushcheshm, also a renowned Shaikh of the Nimatullahi Order.
http://www.thebangladeshtoday.com/archive/November/24-11-2005.htm
Литература:
Peter Lamborn Wilson,
Kings of Love: The Poetry and History of the Nimatullahi Sufi Order of Iran (with Nasrollah Pourjavady),
Tehran 1978.
(Imperial Iranian Academy of Philosophy Tehran 1978. PP 266, Preface by Seyyed Hossein Nasr , Introduction, Note, 3 Appendices, Bibliography, Index).
* * *
Изображения в галерее "Страна Востока" и Мавзолей Шаха Ниматуллы
Навигация
[0] Главная страница сообщений
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской