Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
..Была у девятнадцатилетнего Нильса искушающая идея: попытаться понять
одну старую философско-психо-логическую проблему с помощью математической
параллели. (По нынешним временам это называлось бы попыткой математического
моделирования.)
Свобода воли... Каков ее механизм? Обстоятельства предлагают человеку
набор возможных решений, а он делает выбор. Но человек -- часть природы и
дитя истории. И разве не законами истории и природы целиком определяются его
поступки? Если целиком, то никакой свободы воли нет. Ее в равной степени
нет, если полагать, будто некая верховная сила -- Провидение -- руководит
человеком. Меж тем мы одобряем или осуждаем человека за его поступки. А
человек, оказывается, в них не волен! Если в мире господствует полная
предопределенность, всякая этика бессмысленна. Как же быть?
Математические функции... Разнообразные зависимости одних величин от
других. Ну, скажем, каждой окружности в эвклидовой геометрии отвечает свой
радиус -- единственный по величине. А бывают зависимости многозначные, когда
появляются целые наборы значений -- разных, но равноправных. И выбор
предпочтительного -- во власти математика.
Так начиналось Нильсово построение. Внешне параллель выглядела хорошо:
остроумно и похоже. Но обещала ли она что-нибудь объяснить?
http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/nils_bor.txt Бор любил повторять: "Противоположность верного утверждения - ложное утверждение. Но противоположностью глубокой истины может оказаться другая глубокая истина".
"В религии язык используется совсем иначе, чем в науке. Язык религии родственен скорее языку поэзии, чем языку науки… Если религии всех эпох говорят образами, символами и парадоксами, то это, видимо, потому, что просто не существует других возможностей охватить ту действительность, которая здесь имеется в виду. Но отсюда вовсе не следует, что она не подлинная действительность". Нильс Бор
-
И за каждым из его осторожно сформулированных
утверждений открывался длинный ряд подспудно лежащих мыслей. Только начало
этого ряда находило ясное выражение, а конец терялся в полутьме так
волновавших меня философских раздумий. То, что он говорил, казалось новым и
не совсем новым одновременно... Можно было непосредственно ощутить, что он
достигал своих результатов не столько с помощью вычислений и доказательств,
сколько благодаря вчувствованию в предмет и интуитивным догадкам. И нелегко
ему было отыскивать оправдание для этих результатов перед лицом
геттингенской строгой математической школы..."
Из воспоминаний Гейзенберга о Боре. «Дополнительный способ описания в действительности не знает произвольного отказа от привычных требований, предъявляемых ко всякому объяснению; напротив, он имеет целью подходящее диалектическое выражение действительных условий в атомной физике» [Bohr N., 1948].Этот принцип необходим там, где в результате неразрывной целостности субъекта и объекта возникают взаимоисключающие элементы содержания сознания. Таким образом принцип дополнительности явился признанием необходимости сосуществования двух (или более) внутренне непротиворечивых объяснений псевдоидентичной предметной области в случае, если одно из объяснений невозможно элиминировать без потери релевантной информации об этой предметной области [Остапенко С.В., 1976].
2 http://ufn.ru/tribune/trib210508a.pdf
-
Свобода воли... Каков ее механизм? Обстоятельства предлагают человеку
набор возможных решений, а он делает выбор. Но человек -- часть природы и
дитя истории. И разве не законами истории и природы целиком определяются его
поступки? Если целиком, то никакой свободы воли нет.
Законы истории и природы - это не ограничивающее условие (= ограничение), а тот самый фон, на котором как раз и может проявиться "свобода выбора" (специально не употребляю термин "свобода воли", потому что у него несколько иной смысл). Но свобода эта относительна (соответственно: по отношению к истории, по отношению к природе, и др.) Без этого фона проявиться выбору вообще невозможно. Просто не из чего будет выбирать! :D Это ваккум, пустота - без неё и человека-то как такого тоже не может быть. Выбор всё-таки есть, не было бы его - не было бы и человека/Человека.
Ее в равной степени
нет, если полагать, будто некая верховная сила -- Провидение -- руководит
человеком.
Религии ограничивают естественную, природную свободу человека ещё больше по сравнению с "законами истории и природы" своими непонятно откуда взятыми ограничениями и навязанной (а не исходящей изнутри) "нравственностью".
Меж тем мы одобряем или осуждаем человека за его поступки. А
человек, оказывается, в них не волен!
Человек живёт в социуме и поэтому должен соблюдать правила социума, которые в идеале (!) не ограничивают человека, а, наоборот, облегчают ему жизнь. Социум - такой же фон проявления "свободы выбора", как и "история и природа".
Если в мире господствует полная
предопределенность, всякая этика бессмысленна. Как же быть?
Не всякая этика бессмысленна. Бессмысленна извращенная этика, которая "как дышло - куда её повернул, туда она и вышла". Мы знаем примеры, когда явные преступники оправдываются адвокатами или в глазах общества различными манипулятивными приёмами и СМИ, или же просто откупаются.
Математические функции... Разнообразные зависимости одних величин от
других. Ну, скажем, каждой окружности в эвклидовой геометрии отвечает свой
радиус -- единственный по величине. А бывают зависимости многозначные, когда
появляются целые наборы значений -- разных, но равноправных. И выбор
предпочтительного -- во власти математика.
(http://i062.radikal.ru/1009/4a/5c8e8e840b38.jpg) (http://www.radikal.ru)
P.S. Другой и друг/Друг = однокорневые слова. ;)
Существует личная сфера действия и совмещенная сфера действия с другим человеком / другими людьми (= сфера "мы" - затемнённая область на рисунке). Чем больше задействованных других, тем меньше личная сфера. И наоборот, чем меньше ответственности перед другими, тем больше личная сфера. Не потому ли многие верующие уходили в пустыни, уединялись от мира, чтобы почувствовать (хотя бы относительно) "свободу"?
"В религии язык используется совсем иначе, чем в науке. Язык религии родственен скорее языку поэзии, чем языку науки… Если религии всех эпох говорят образами, символами и парадоксами, то это, видимо, потому, что просто не существует других возможностей охватить ту действительность, которая здесь имеется в виду. Но отсюда вовсе не следует, что она не подлинная действительность". Нильс Бор
Разделяю т.зр. Н.Бора. Религиозные деятели воспевают Бога, а служители науки Его непосредственно изучают. :)
iv2259, спасибо за приведённые ссылки :-* - буду изучать. :)
-
..Была у девятнадцатилетнего Нильса искушающая идея: попытаться понять
одну старую философско-психо-логическую проблему с помощью математической
параллели. (По нынешним временам это называлось бы попыткой математического
моделирования.)
Свобода воли... Каков ее механизм? ...
В 19 лет Нильс Бор ещё не открыл свой знаменитый "принцип дополнительности", иначе бы он не взаимоисключал "историю и природу" и "свободу выбора", а дополнил бы одно другим.
(http://i062.radikal.ru/1009/4a/5c8e8e840b38.jpg) (http://www.radikal.ru)
А рисунок очень похож на символ Инь-Ян (который Н.Б. взял впоследствии в качестве своего фамильного герба). ;) "Принцип дополнительности" в этом символе присутствует.
-
Религиозные деятели воспевают Бога, а служители науки Его непосредственно изучают. Улыбающийся
-И первые изучают,и вторые воспевают...
-
Религиозные деятели воспевают Бога, а служители науки Его непосредственно изучают. Улыбающийся
-И первые изучают,и вторые воспевают...
Я понял Вашу точку зрения и частично её разделяю. Но мне кажется, что Вы слегка утрируете. :)
Да, и не забывайте, пожалуйста, про "опиум для народа". ;)
-
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1285 -Pierre] wayter> Здравствуйте. Хотел у вас спросить... Мы привыкли любить материальное, осязаемое (вещи, деревья, люди). А как можно полюбить Его, невидимого, неосязаемого, пустоту?
[wayter] Pierre> как насчет искусства - не любите? или только кулинарное? :-)
[Pierre] wayter> И искусство, и кулинарное.)
[wayter] с одной стороны, можно возразить, что искусство мы видим или слышим, а Его - нет. В то же время, понятно, что искусство это нечто более отвлеченное, чем "вещи, деревья, люди". Сами вещи и деревья мы любим отчасти за красоту (если не говорить только об утилитарной стороне, о любви по необходимости).
Можно сказать, что в вещах и людях присутствует нечто, что не сводимо к вещности. Именно это придает вещам большую часть их ценности для нас.
Особый взгляд на жизнь, особые отношения между людьми - в этом Скрытое становится зримым. Тогда не возникает вопрос, как я могу любить Его, а не вещи. И в вещах мы любим прежде всего Его - хотя редко об этом думаем.
*
[wayter] Когда люди представляют себе Бога в качестве невидимого объекта, а не сути всех вещей, возникают сложности, вере не на чем держаться.
[Pierre] Т.е. "обычному" человеку невозможно полюбить Его?
[wayter] Pierre> обычный человек любит Бога, но обычно не знает об этом. В этом и состоит обычность :-)
* * *
[negra] Есть вещи - проводники Его. Искусство, красота, природа, любимые люди - они трамплины к Нему.
-
http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1285 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1285)
Обмен цитатами? О.К. :)
* * *
[wayter] порой складывается впечатление, что о единобожии думают, как о поклонении одному идолу вместо многих.
Но единый Бог - не объект. Смысл, скорее, в том, что есть некий единый принцип, который являет себя во множественности, но сам непосредственно непостижим, не может стать идолом. Для кого-то он являет себя как красота. Христиане говорят, это любовь. Одно не исключает другое, конечно.
* * *
[Хью] wayter> в чём, по Вашему заключается красота суфизма?
[wayter] Хью> в способности соединить вещь и идею, внешнее и внутреннее, тварь и Творца.
В некоторых учениях производится попытка наглухо отделить мирское от возвышенного. Суфизм более склонен к интеграции, к соединению противоположностей, к одухотворению плоти.
[Хью] wayter> соединить в Единое? а для чего это нужно? (соединять)
[wayter] Хью> а для чего телу быть соединенным в одном? - чтобы жить. Также и для души: чтобы быть живой, ей необходимо ощущать свою связь с целым.
-------------------------------
P.S. Но при чём здесь Нильс Бор? (я о заголовке темы) ???
-
"Какой бы системой мы не пользовались для упорядочения наших знаний, эта система остается моделью мира, которую не следует путать с самим миром" Бор
-
"Какой бы системой мы не пользовались для упорядочения наших знаний, эта система остается моделью мира, которую не следует путать с самим миром" Бор
Мудро.
-
Мудро,хотя и не слишком ново.Ограничения накладываемые нашим восприятием и мышлением не дают нам "видеть" мир.Преодолением этого и занимаются все и во все времена. -14-
Смотрю на него и не вижу, а потому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, а потому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, а потому называю его мельчайшим. Не надо стремится узнать о источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно, и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним, и не вижу лица его. Следую за ним, и не вижу спины его. Дао-Дэ Цзин.пер.Ян Хин Шун
-
Мудро,хотя и не слишком ново.
"Ничто не ново под луной". (С)
"Все новое — это нехорошо забытое старое." (А.Г. Кнышев (http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9A%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2))
<...>
Дао-Дэ Цзин.пер.Ян Хин Шун
Мне тоже очень нравятся эти строчки, и сколько в них поэтики!
-
«Мы столкнулись с трудностями, которые лежат так глубоко, что у нас нет представления о пути, ведущем к их преодолению; в согласии с моим взглядом на вещи эти трудности по природе своей таковы, что они едва ли оставляют нам право надеяться, будто мы сумеем и в атомном мире строить описание событий во времени и пространстве на тот же лад, на какой это делалось нами обычно до сих пор». Нильс Бор. ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.Дао-дэ цзин.пер.Ян Хин Шун.
-
Спасибо. Полностью разделяю. :)
-
Не согласен абсолютно. Бор столкнулся с проблемами своего мышления. Механизм его мышления не мог создать адекватное описание некоторых аспектов реальности с которыми он столкнулся (новые открытия в области физики). Абсолютно неправильно, для объяснения идей, мысленных конструкций, теорий, вовлекать в качестве объяснения Безмолвное. Безмолвное не может быть объектом частичного разума, потому как объекты разума (формы) непостоянны и как говорят, исчезают в Безмолвие.
Очень познавательная поэтическая история на близкую тему http://sufism.ru/sw/txt/city.html (http://sufism.ru/sw/txt/city.html).
-
Не согласен абсолютно. Бор столкнулся с проблемами своего мышления. Механизм его мышления не мог создать адекватное описание некоторых аспектов реальности с которыми он столкнулся (новые открытия в области физики).
Читающие одну и ту же книгу на самом деле читают разные тексты. Очевидно, что мы с Вами прочитали эту цитату Н. Бора по-разному. Я прочитал её как признание Н.Бора о непознаваемости непознаваемого, несмотря на самые современные достижения науки:
«Мы столкнулись с трудностями, которые лежат так глубоко, что у нас нет представления о пути, ведущем к их преодолению ... эти трудности по природе своей таковы, что они едва ли оставляют нам право надеяться, будто мы сумеем и в атомном мире строить описание событий во времени и пространстве [как и] до сих пор...» Нильс Бор.
Конечно, цитата Н.Бора вырвана из общего контекста, поэтому я и трактовал её как изолированное сообщение, по своему усмотрению/прочтению.
Абсолютно неправильно, для объяснения идей, мысленных конструкций, теорий, вовлекать в качестве объяснения Безмолвное.
Ну так он же об этом и говорит! ИМХО.
Мы можем сколь угодно близко подойти к Познанию, но познать его абсолютно (!) мы бессильны.
Безмолвное не может быть объектом частичного разума, потому как объекты разума (формы) непостоянны и как говорят, исчезают в Безмолвие.
Более того, нмв, и само "Безмолвие" тоже непостоянно.
Очень познавательная поэтическая история на близкую тему http://sufism.ru/sw/txt/city.html (http://sufism.ru/sw/txt/city.html).
Спасибо, ознакомлюсь. :)
-
"строить описание событий во времени и пространстве на тот же лад, на какой это делалось нами обычно до сих пор». Нильс Бор. ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя " "Конечно, цитата Н.Бора вырвана из общего контекста, поэтому я и трактовал её как изолированное сообщение, по своему усмотрению/прочтению." - Не вижу разногласий."Адекватное описание "- и есть "слова".?.. Читающие одну и ту же книгу на самом деле читают разные тексты. Очевидно, что мы с Вами прочитали эту цитату Н. Бора по-разному. Я прочитал её как признание Н.Бора о непознаваемости непознаваемого, несмотря на самые современные достижения науки: :) Напоминает притчу об изюме,где грек называл его - стафил,другой - эйнаб,и т.д. :D
-
Напоминает притчу об изюме,где грек называл его - стафил,другой - эйнаб,и т.д. :D
:)
Выходит, мы не только прочитали по-разному, но и выразили свои мысли по-разному. Пресловутый языковой барьер. ;D
"Мысль изреченная - есть ложь." (Фёдор Тютчев, стихотворение "SILENTIUM!" (http://www.litera.ru/stixiya/authors/tyutchev/molchi-skryvajsya-i.html) - с лат. молчание, БЕЗМОЛВИЕ ;) )
Очень познавательная поэтическая история на близкую тему http://sufism.ru/sw/txt/city.html (http://sufism.ru/sw/txt/city.html).
Уже прочитал. Спасибо. Очень красиво и действительно поэтично. :)
-
Не согласен абсолютно. Бор столкнулся с проблемами своего мышления. Механизм его мышления не мог создать адекватное описание некоторых аспектов реальности с которыми он столкнулся (новые открытия в области физики). Абсолютно неправильно, для объяснения идей, мысленных конструкций, теорий, вовлекать в качестве объяснения Безмолвное. Безмолвное не может быть объектом частичного разума, потому как объекты разума (формы) непостоянны и как говорят, исчезают в Безмолвие.
.
Спасибо за ссылку.Вы,уважаемый Часовщик,как всегда,копнули глубоко.Но,с чем же "не согласны абсолютно"?С Бориным механизмом? :)Некорректно,согласен,вставлять Безмолвное в объяснения,но всё же оно существует.Для человека объяснить - значит - поименовать(чуть ли не поиметь >:(),но всегда ли это верный путь - считать вер-ным(объяснённым)-вседоступное(именованное)? P.S. Да и разве мы все - не в "чёрных одеждах"?.. :(http://www.sceptic-ratio.narod.ru/ps/udod_1.htm * Ничто не существует пока оно не измерено.
* Никогда не выражайся четче, чем способен мыслить.
(Нильс Бор) :)http://www.apocalyptism.ru/Q-Physics.htm
-
Очень познавательная поэтическая история на близкую тему http://sufism.ru/sw/txt/city.html (http://sufism.ru/sw/txt/city.html).
Уже прочитал. Спасибо. Очень красиво и действительно поэтично. :)
Красиво и поэтично, но всё равно "порнография". ;D
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской