Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Буддизм => Тема начата: plot от 08 ФХЪРСап 2013, 15:43:50

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: Практика четырёх печатей
Отправлено: plot от 08 ФХЪРСап 2013, 15:43:50

Есть так называемые Четыре печати буддизма (http://savetibet.ru/2010/05/06/dalai_lama.html). Это базовые постулаты буддийской философии, однако надо понимать, что вообще говоря это не что иное как инструмент для медитации випашьяна (http://hlg-plot.livejournal.com/102599.html).


Буддист направляет своё внимание, натренированное в практике шаматхи, на эти четыре печати, четыре постулата - анитья, духкха, анатта, нирвана.


Анитья - это мимолётность. Когда буддист медитирует на анитья, он сосредотачивается на идее, что все явления исчезающе мимолётны. Что всё бытие в целом это непрерывная смена неких мимолётных отпечатков. Элементарных квантов восприятия, называемых в буддизме дхармами. Все явления буддист рассматривает в таком ключе. Для этого существует много различных методов. Например, самый грубый способ - так называемая практика "Океан Скелетов".


Более тонкий способ - созерцание конкретных восприятий - например звука - в их исходной таковости - как они есть. Когда мы слышим звук, каждое мгновение предыдущего восприятия уже нет. Звук это непрерывная смена таких вот мгновенных восприятий. Постепенно практикующий приходит к вИдению, что каждый аспект бытия по сути таков, в том числе и то, что он привык называть "я". Точно такими же мимолётными оказываются и все наши состояния - радость, счастье, горе, привязанности и т.д. Это освобождает.


Второй постулат, на котором сосредотачивается буддист - это духкха. Духкха - это страдание, маята. Буддист обращает внимание на то, насколько всё бытие до мельчайших его уровней пронизано постоянной погоней за призрачным удовлетворением и беготнёй от призрачных же неприятностей и т.д. Существа причиняют страдания и самим себе и другим, охваченные этими страстями. Люди не задумываются о своей жизни, продолжая воспроизводить одни и те же паттерны поведения. Буддист, наблюдая за своим собственным сознанием, начинает видеть, что такие вот элементы - дхармы - связанные со страстями, леностью ума и определёнными фундаментальными заблуждениями, неизменно порождают страдание и замутнённость сознания. И иного выхода из этого океана самовоспроизводящегося страдания кроме как через глубинное понимание, не существует. В общем, суть духкха-випашьяны заключается в том, чтобы увидеть, во-первых, то, что страдание имеет место, и во-вторых - в чём кроется источник страдания.


Далее практикующий переходит к медитации на анатма. Анатма - это бессущностность. Постигая бессущностность, практикующий сосредотачивается на вопросе "где здесь сущность явления?". Нужно пояснить, что имеется в виду под сущностью. Это некая штука, которая делает данное явление данным явлением сама по себе. Например, возьмём чашку. Есть ли некая определённая штука, на которую можно указать пальцем и сказать: "это - сущность чашки, именно она делает чашку чашкой"? Делает ли чашку чашкой то, что она состоит из фарфора? Или то, что она имеет углубление? И т.д. Мы приходим к выводу, что "чашка" - это номинальное понятие и оно характеризует некоторую совокупность определённых условий, но не какое-то явление постоянное как таковое. Итак, анатма - это утверждение, что все наблюдаемые явления бессущностны, т.е. являются лишь совокупностью условий. Это подобно тому, что облако кажется плотным лишь издали, а при ближайшем рассмотрении оно оказывается лишь совокупностью мельчайших капелек воды, собранных вместе под действием определённых условий. Практикующий приходит к пониманию, что точно так же нет никакого такого имеющего сущность явления, которое можно назвать "я". "Я" - это точно такая же совокупность условий, номинальное понятие, да ещё и составленное из исчезающе мимолётных отпечатков-дхарм. И он видит, что это понимание оказывается ключом к нейтрализации страстных интенций, поскольку все страстные интенции проистекают из ложного впечатления, что существует некое отдельное "я", противостоящее другим "я".

И наконец, практикующий приходит к четвёртой печати - к нирване. Здесь он получает возможность испытать состояние свободы от тех самых страстных интенций. Это становится возможным в результате практики предыдущих трёх печатей. Эта печать соответствует непосредственной практике Махамудры. Практикующий получает возможность сосредоточиться на чистом пространстве сознания до возникновения всех клеш, помрачений, фундаментальных эго-паттернов - сосредоточиться и полностью "перейти в него". То есть нирвана оказывается не наличием чего-то, а наоборот - отсутствием. Эта стадия уже выходит за пределы випашьяны как таковой, поскольку она несёт в себе и черты шаматхи, но на самом деле это уже новое состояние - самма-самадхи, собственно просветление в буддийском понимании.

Оффтоп перенесён сюда (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=11625.0).
Название: Re: Практика четырёх печатей
Отправлено: plot от 07 пЭТРап 2014, 19:05:08
Цитировать
Практикующий випашьяну должен, согласно шастре, созерцать все "мирские активно-деятельные дхармы", в результате чего он обнаруживает, что они не могут долго находиться в постоянстве и мгновенно изменяются и разрушаются, что все движения возникают и исчезают в каждое мгновение мысли и что из-за всего этого существует страдание. Он должен также созерцать, что все дхармы, о которых он думает сейчас, подобны вспышке молнии; что все дхармы, о которых он будет думать в будущем, подобны внезапно появляющимся облакам; что все живые существа этого мира, имеющие физическое тело, нечисты, замараны грязью и среди них нет ни одного, которому можно радоваться.

На основании этого анализа практикующий должен прийти к выводу, что все "великие страдания тела и сознания", которые претерпевают живые существа в мире сансары из-за своего неведения, могут продолжаться вечно, если не избавиться от мрака неведения, обретя "просветление"
Н.В.Абаев. Концепция "просветления" в "Махаяна-Шраддхотпада-Шастре"

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100