Я же не могу врать себе. И потом мне кажется что играть в игры на тему "какой я" - это порожняк. Единственное что с этого выйдет - познание себя как не ничтожества.
Или другое соображение - я ищу пробужденности. А любое внушение - это типа гипноза - это обратное состояние. Так что это предложение отпадает.
Во-первых, возьму да сошлюсь на авторитет Гурджиева: он регулярно советовал своим ученикам "вдалбливать" своим несознательным частям разные вещи, которых те должны были от них добиться.
Во-вторых: нормальная позиция интеллекта - это позиция полицейского (фраза все того же Гурджиева), регулировщика. Но энергии у него очень мало. Зато энергия есть у двигательного и эмоционального центров. Кучер, конечно, может попробовать возить хозяина у себя на спине, но далеко он его не увезет. Ему нужны лошадь и повозка. Чтобы заставить эмоциональный и двигательный центры давать свою энергию работе, нужно их к этому побудить. И осознание собственного ничтожества - самый мощный стимул. Интеллектуальному центру довольно просто принять идею о ничтожестве - он может просто проанализировать ситуацию и сделать такой вывод. Но эмоциональному и двигательному центру все это нужно разжевать и вдолбить. Им нужно дать понять, что если они не начнут шевелиться, им уготовано "сдохнуть как собаке". При этом никогда не позволять им думать за интеллектуальный центр. Думать - это задача интеллектуального центра. Задача эмоционального центра - толкать повозку, задача двигательного - ехать туда, куда направляет ее кучер и толкает эмоциональный центр. Только если такая конфигурация выстроена, таким экипажем может заинтересоваться хозяин.
Молчалин - вот тут у меня большая непонятка. Просто огромная. Я не понимаю - как себя заставлять с толком. На что нужно смотреть - что искать. Просто так заставлять себя я могу. Но от этого я чувствую себя отвратительно. Потом я чувствую себя подавленным и усталым. Можно конечно потерпеть. Но я не верю что дурак умнеет от того что много делает. Дурак умнеет - когда перестает дурковать.
Или другими словами - место которым я себя заставляю - это не я. Это что то привнесенное. Сам себя заставить я не могу - договорится только. Понимаешь в чем дело - это только отчасти преодолеваются какие то внутренние помехи - есть еще какая то внутренняя инерция - собственная. То есть типа силы привычки.
Для начала опять же сошлюсь на Гурджиева: он постоянно говорил ученикам: "Продолжайте. У вас не получится в первый, второй, пятый, двадцатый раз, а в двадцать первый что-то произойдет". Я помню рассказ одного моего друга о том, как в одном из боевых искусств отрабатывают правильность движений - просто заставляют биться в спарринге гораздо дольше, чем обычно это бывает. Например, обычная схватка как правило длится никак не больше пяти-десяти минут. Если заставить бойцов биться полчаса, преодолевая усталость, то все лишние движения "обтаивают", бойцы просто не могут позволить себе тратить на них энергию, и остаются только максимально функциональные движения и напряжения мышц. То же самое случилось со мной, когда мы учили "Хо-Я Дервиш" - шестиминутный танец по энергоемкости первое время соответствовал тому количеству энергии, которое нужно, чтобы пробежать километр. А танцевали мы его раз за разом, и я чувствовал себя совершенно измотанным, пока не понял, что все прыжки и повороты можно делать с гораздо меньшим напряжением - мне просто пришлось это делать, чтобы хоть как-то выполнять движения, и оказалось, что движения стали гораздо точнее, и равновесие (там почти постоянно стоишь на одной ноге) стало держать легче. То же самое я замечал, когда работал с намеренным страданием.
Бесполезно боротся с безумием. Ты накапливаешь силу свою - борясь с ним. Одновременно и оно становится сильнее. Это не то что то.
Гурджиев советовал ученикам использовать их слабости в качестве материала для работы - вступать в борьбу с ними, чтобы вырабатывать необходимую энергию.
Раскол внутри себя и противоречия от этого только усиливаются.
Чаще всего дисциплина - это типа клетки - типа я боюсь сделать неверный шаг и знаю что меня тянет его сделать. И я стараюсь себя загнать как в клетку - чтобы оно не проявлялось и не выражалось. И кажется что преодолеле дисциплтной - раз оно не выражается. Оно есть - никуда оно не делось. Оно сидит в клетке, сделанной из собственных напряжений и ждет своего часа. Ослабь напряжение - и оно выскочит.
Дисциплина - это чисто технологическая вещь. Даже для того, чтобы просто расслабить все тело (а это нужно, например, для активного размышления), вам нужно соблюдать определенную дисциплину - не отвлекаясь, пройти вниманием по всему телу и проследить за тем, чтобы все напряжения, отвлекающие вас и забирающие вашу энергию, были ослаблены.
Без дисциплины вы даже не заметите, как механические части вас уведут вас от цели. Если же вы поставили себе четкие рамки, то как минимум эти механические части станут вам видны, так как они вступят в конфликт с сознательно поставленными вами рамками. Они будут тупо биться в эти установленные вами границы или пытаться нанять ваш интеллект или эмоции для того, чтобы получить разрешение на то, чтобы проявляться. Все это очень быстро станет вам видно - все эти маневры и вся эта глупость. А если вы будете продолжать, то в какой-то момент вы увидите, что можете не обращать на них внимания, просто зная об их существовании, или поставить их на место, или договориться с ними - каждый из этих способов подходит для определенных ситуаций.
Я внимательно читал Гурджиева - и заметил что он говорит вообще о другом. Как он предлагает применять усилия - это не заставляние себя - а своего тела или там чего. Это разные вещи абсолютно. Но это я такой умный - потому что могу только поговорить об этом. Умом я это понимаю - но сам как есть - не понимаю. Умственное понимание - не настоящее.
Вы правы - усилие - это не тупое напряжение, в чем-то даже это скорее хитрость. И здесь дисциплина снова придет вам на помощь - чтобы увидеть, что происходит, и чтобы найти "дырки" в защите. Понимаете, это как у полководца в бою - ну не может он всего предугадать заранее и до боя дать генералам идеальные указания. Нужно ввязаться в драку, делать разведку боем.
Кроме того - лучший способ расслабиться - это для начала максимально напрячься. Гурджиев давал своим ученикам, у которых был неправильный сон (не могли заснуть или спали со сновидениями), такое упражнение - постоять с вытянутыми вперед руками минут десять перед тем, как ложиться спать.
И это, кстати, касается не только двигательного, но также и интеллектуального центра. С эмоциональным наверняка то же самое, но отдавать приказы эмоциональному центру - в нашей ситуации не самая выполнимая задача.
Я понял о чем ты говоришь. В самом деле - я говорил о другой энергии и ту можно и спалить. Нет возражений. По поводу тонкой - тот же принцип у меня - не накопление а высвобождение. Это в чем то принципиальное отличие. Но много говорить об этом наверно нет смысла. Это нужно один раз увидеть - в чем разница и почему нельзя "копить".
Если сказать просто - накопление - это состояние когда ты удерживаешь чтобы не растратить накопленное. А высвобождение - там нет этого напряжения. Освобожденное - оно не очень зависимо от внешнего - и не расходуется.
Такие вещи, как сознание, воля, "Я", объективное мышление - вещи жутко дорогие. Представьте, что вы хотите купить "Жигули", а зарабатываете триста долларов. Можно скопить? Можно. Но нужно копить. При этом не тратить деньги на лишнее, и еще возможно попробовать зарабатывать больше. Для всего этого есть специальные техники. "Жигули", конечно, можно попробовать купить в кредит, но в небесной канцелярии то ли вообще нет кредитного отдела, то ли они раздают кредиты только очень благонадежным клиентам с тщательно проверенной подноготной.
Что же касается ощущений при выполнении упражнений типа описанного мной - динамика всегда одна и та же. Начинается все с того, что я ставлю задачу, затем механические части меня, которые конфликтует эта задача, начинают спорить с этим намерением и пытаться саботировать выполнение задачи - я буквально слышу и чувствую спор, который происходит во мне между разными мыслями и чувствами. Я отмечаю это и начинаю искать ресурсы, которые позволят задачу все же выполнить. Иногда удается найти какую-нибудь хитрость, иногда я чувствую, что надо давить и вдалбливать. Здесь все зависит от того, насколько активным удастся поддерживать это намерение, эту память о цели. Если удается перетянуть эмоциональный центр на свою сторону, вероятность успеха растет. Соответственно, дальше я или забываю о цели (то есть активность намерения оказалась слишком слаба), либо нет.
Почитайте еще это:
http://endlesssearch.co.uk/exercises_holyequation_russian.htm- хорошая теория и хорошее упражнение.