Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
УКАЗАНИЯ К "УТРЕННЕМУ УПРАЖНЕНИЮ" Итак, давайте проделаем его. Устройтесь удобно, закройте глаза,расслабьтесь. Я проведу с вами утреннее упражнение. Сосредоточьте внимание на правой ступне. Я предлагаю вам открыть своесознание ко всему, что вы можете почувствовать в своей правой ступне вданный момент... и в другие моменты. Нет никакого особого ощущения, которое вам следовало бы искать илистараться вызвать. Просто нужно сосредоточиться на том, что есть. Вы можетепочувствовать пустоту, как будто там ничего нет, либо это может бытьпокалывание, тепло или холод. Это может быть болезненным, нейтральным илиприятным. Что бы вы ни чувствовали в своей правой ступне от момента кмоменту, это нормально. Откройте свое сознание к прочувствованию того, чтотам есть, так ясно, как только можете. Я предлагаю вам, что называется, смаковать ощущения в правой ступне.Как будто это вино или что-то в этом роде, которое любимый друг предложилвам, сказав: "Прочувствуй это, это нечто особенное". Вам следуетприостановить мышление, открыть чувства и "громкнуть" свои ощущения. Переместите свои ощущения на правую лодыжку. При этом вы можетепо-прежнему быть сосредоточены на ступне. Но теперь сосредоточьтесь и натом, что происходит в лодыжке. Если вы мысленно унеслись куда-то, товернитесь к тем ощущениям, которые в ней есть. (Когда вы будете делать упражнение сами, то по достижении хорошегоконтакта останавливайтесь на каждой части тела по нескольку секунд, чтобыпрочувствовать, что там происходит, затем переходите к следующей части.) Теперь переместитесь к правому колену и бедру и прочувствуйте, что вытам ощущаете. После этого перенесите свое внимание на правую ладонь изафиксируйте свои ощущения. Теперь прочувствуйте правое предплечье, посмотрите, какие ощущения или,может быть, конфигурации ощущений имеют там место. Затем просмакуйте, таксказать, ощущения в верхней части вашей правой руки. Помните, что нет"правильных" или "неправильных" ощущений; надо просто чувствовать всепроисходящее от мгновения к мгновению, не думая об этом. Теперь переместите свое внимание через все тело к верхней части левойруки и прочувствуйте то, что в ней происходит. Далее переходите ниже, к локтю и предплечью левой руки. Прочувствуйтелевую кисть и ладонь. Когда вы сосредоточиваетесь на той или иной частитела, не важно, что появляются ощущения в других частях. Не отдавайтесь им ине отвергайте их, не теряйте себя в них. Просто концентрируйтесь на тойчасти, которой вы в этот момент заняты. Левая кисть, ладонь и пальцы. Вслед за этим перемещайте внимание налевое бедро. Отметьте здесь свои ощущения. Теперь вниз, на левую лодыжку, иеще ниже -- на левую ступню. Далее я предлагаю расширить фокус внимания ипрочувствовать одновременно обе ступни и лодыжки... и оба бедраодновременно. Прочувствуйте обе ноги целиком. А теперь еще больше расширьте свое внимание и, продолжая чувствоватьноги, прочувствуйте также и руки. Итак, вы ощущаете одновременно и руки, иноги. Продолжая чувствовать и то и другое, добавьте активное слушаниеимеющихся в этом зале звуков. Слышание превалирует над кинестетическими ощущениями, то естьощущениями, связанными с телодвижениями, так что большая часть вашеговнимания уделяется именно слушанию. Я предлагаю вам одновременно слушать ичувствовать и руки и ноги, слушать в том смысле, что вы открыты к тому,чтобы услышать те звуки, которые могут быть услышаны в данный момент. Вы неуслышите тут ничего особенного, и вам не нужно слушать каким-то особеннымобразом, просто слушайте и чувствуйте свои руки и ноги. Такое слушание и одновременное чувствование рук и ног (или всего тела)может быть уже само по себе полезной формальной медитацией, но мы сделаемэто полуминутной частью утреннего упражнения. Через некоторое время я попрошу вас еще больше расширить объем своеговнимания и медленно открыть глаза, продолжая одновременно с этим активнослушать звуки и чувствовать свои руки и ноги. Зрительное восприятие мира -- наше доминирующее чувство, так что онозаймет большую часть внимания, примерно 50 -- 60 процентов. Наверное, около30 процентов займет слух и около 10 процентов -- ощущения в руках и ногах. Итак, медленно открывайте глаза, продолжая ощущать руки и ноги ислушать звуки, которые здесь имеют место. Теперь, когда вы открыли глаза, я предлагаю вам посмотреть на всеактивно. То есть не просто таращиться на что-то, а активно, с любопытствомрассматривать какой-либо предмет в течение нескольких секунд и затем нанесколько секунд перевести глаза на что-нибудь другое. Я в шутку называю это "техникой бегающих глаз", что необходимо, когдавы начинаете практику. Если вы долго смотрите на что-нибудь, в вашем умепоявляется нечто вроде тумана. Смотрите осознанно, не просто устремляйтевзгляд в определенную сторону. Смотрите сначала на одну вещь, потом черезнесколько секунд на другую.
Книга посвящена всем тем, кто стремится к большему пониманию себя и других, и кто пытается пробудиться от того суженного и искаженного состояния сна, которое называется "обычным сознанием".
Книга Тарта основана на идее Гурджиева о том, что большинство людей являются спящими с духовной точки зрения — погруженными в транс автоматами, которые управляются своими механическими привычками мышления, восприятия и поведения. Тарт проделал основательный анализ препятствий, возникающих на пути духовного пробуждения. В этой книге он предлагает упражнения и духовные практики, которые могут быть весьма полезными. В особенности ценно его заботливое отношение к потенциальным опасностям, с которыми человек сталкивается при выборе духовного пути. Проблемы, которые могут возникать с духовными группами и учителями, обсуждаются уравновешенным и конструктивным образом. Книга «Пробуждение» содержит в себе информацию о мощных инструментах, позволяющих увеличить самосознание и способствующих общему расширению сознания.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
|
|