Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
"Гурджиев велен нам говорить [повторять] "Господи, помилуй", что открывало нас чувству собственной ничтожности и пробуждало глубинную энергию".
(Из книги Ж.Зальцман "Реальность бытия: Четвертый путь Гюрджиева")
По своему религиозному мировоззрению Иоанн, скорее всего, был близок ессеям, в частности, возможно, членам Кумранской общины. Отмечают подобие образов и личное сходство Иоанна Крестителя с так называемым «Учителем Справедливости» — основателем этой секты, известным по сохранившимся текстам, который, вероятно, мог послужить ему личным примером. Но существуют и идеологические расхождения с ессеями.Отсюда (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C).
Так, например, он подчёркивал разделение людей на праведников и грешников, но, в отличие от кумранитов, считал, что грешники могут спастись через раскаяние. Подобно кумранитам, он толковал стих из Исаии («Глас вопиющего в пустыне…») как призыв удалиться в пустыню, и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. В отличие от кумранитов, он не настаивал на необходимости общего имущества, но говорил о необходимости делиться с нуждающимися.[8] Иоанн не принял подхода ессеев к ограничению круга посвящённых, обвинил их во внесении раскола в народ[10] и предлагал очищение каждому еврею, желавшему того. Вдобавок, в отличие от ессеев, он не требовал от них передать всё их состояние в общую кассу и стать членом религиозной секты, а также отказаться от привычного образа жизни — его интересовало только духовное просветление. Всё это привлекло к нему большое количество последователей.
Исследователи отмечают, что описание причин обряда, приводимое Иосифом Флавием, совпадает практически дословно с описанием подобного обряда в ессейских рукописях Иудейской пустыни. Такая близость Иоанна к ессеям заставляет многих исследователей считать, что «он принадлежал какой-то срок к ессеям и позднее отделился от них по идейным мотивам».[10] В числе следующих признаков сходства называют географическое соседство места (или мест) проповеди Иоанна и крещения им с местом обитания Кумранской общины, одинаковое обоснование и Крестителем, и кумранитами своей деятельности в пустыне, совпадение по времени его деятельности и последних десятилетий существования той общины, а также их этническое тождество и близость многих взглядов, прежде всего, эсхатологических представлений и подхода не только к омовению, но и к покаянию.[10] Скорее всего, в начале пророческой деятельности он находился под влиянием ессеев конкретно эвионитского толка.[18]
"Гурджиев велел нам говорить [повторять] "Господи, помилуй", что открывало нас чувству собственной ничтожности и пробуждало глубинную энергию".Надо сказать, что вот именно этот эпизод совсем не говорит о том, что Гурджиев был знаком с традицией умной молитвы больше чем все прочие интересующиеся обыватели.
(Из книги Ж.Зальцман "Реальность бытия: Четвертый путь Гюрджиева")
Я проделывал некоторые «движения», сходные с теми, которые были предложены
интеллигентной публике Парижа и Нью-Йорка в тот период. Я знаю, каких усилий они
стоят. Проделать их все равно что подвергнуть распятию все свое существо.
Представьте себе, что вы совершаете движения, противоречащие одно другому. Это
само по себе очень трудно и предполагает определенное владение своим телом.
Представьте себе, что в тот же момент вы начинаете, ритмизируя свои движения,
производить очень сложный умственный подсчет, который вызывает в вас бунт, ибо
не соответствует привычной арифметике (счет, где один и один три, дважды два
пять, три плюс три семь), причем малейшая ошибка одного из участников может
разрушить все хореографическое единство. Представьте, наконец, что в то же время
все ваши эмоциональные способности должны быть сосредоточены на заданной теме,
эмоциональная значимость которой должна быть вами при этом глубоко
прочувствована (скажите, к примеру, про себя: «Господи, помилуй!» и
прочувствуйте, что вы говорите), и вы получите некоторое представление о той
работе, свидетельством которой являлись эти танцы, сопровождаемые музыкой.
...
А тут под звуки рояля, исполняющего какие-то малоазийские мелодии, которые
еще не каждому придутся по вкусу, стараться правильно исполнить упражнение. Для
чего надо напрячь мышцы предплечья и одновременно ухитриться расслабить бедра.
При этом и голова должна «работать». Притом движения всех участников должны быть
согласованными, а их семь рядов по шесть человек, то есть сорок два. Ряды и
шеренги выровнены. Каждый делает особые движения, но стоит кому-либо совершить
малейшую ошибку, усилия остальных пойдут насмарку. А под конец, по команде,
требуется еще, собрав всю свою отвагу это выглядит комически, не только
пробормотать «Господи помилуй», но еще и прочувствовать эти слова.
Мадам де Зальцманн много раз подчеркивала, что энергия ума должна соединиться с
энергией тела, лишь тогда можно ощутить связь с высшими уровнями. Она говорила,
что необходимо постоянно ощущать тело. Она задала упражнение, в котором нужно
концентрировать внимание на какой-то одной части тела и повторять: «Господи,
помилуй». «Возможно, мсье Гурджиев обратился к этим словам, потому что они ближе
западным людям. Вы можете говорить те слова, которые задевают вас за живое. Это
упражнение очень полезно».
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |