Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Главное здесь — изменение всего типа рациональности поведения человека. Возникает новая ориентация на максимальную интенсивность своей текущей жизни. Эта интенсивность связана в первую очередь с эмоциональным внутренним состоянием. Трансформации, связанные с этим изменением, очень обширны, они касаются и финансовой рациональности, и выбора образования, мотивов создания семьи, такой мощной индустрии современного мира как туризм и путешествия и т.д. <...>
Общество потребления, по отношению к которому мы можем говорить об обществе переживаний, сильно от него отличается. Потребительская установка имеет много уровней мотивации. Низшие слои ориентируются на высшие, стараются им подражать. В таких молодых потребительских обществах, как наше, люди демонстрируют потребление, обычно превышающее их реальные возможности и реальное социальное положение. Общество переживаний совершенно ломает эту картину и является своеобразным выходом из общества потребления. Потому что ни внешняя функциональность, ни демонстрирование социального статуса не играют в этой мотивации существенной роли. Главной целью являюсь я сам.
Отсюда (http://www.novayagazeta.ru/society/54213.html)
Но, с другой стороны, раньше у народа тоже был популярен лозунг "Хлеба и зрелищ!" Просто сейчас меньше проблем с хлебом и зрелища поэтому становятся важнее.
У меня появилась вольная ассоциация с мистической традицией: важны не внешние события сами по себе, а то, что вызывает особое переживание.
(Вообще, иногда возникает впечатление, что общество повторяет то, что делали мистики на более ранних этапах истории).
-
Видимо общество безудержного потребления с его, в том числе, конкуренцией и стремлением занять место у кормушки, вполне закономерно сменяется обществом, в котором любой человек достаточно обеспечен всем необходимым чтобы послать конкуренцию подальше и заняться тем, что ему больше по душе.
И успех в таком обществе измеряется именно тем, насколько человек реализовал вот эти свои коренные интересы. Потому что чисто материальным преуспеванием никого не удивишь, а самозаклание на алтарь Работы ради карьеры и уровня жизни выше среднего вызывает лишь недоумение. Конкуренция здесь переходит из материальной сферы в сферу мемов, идей.
Это явление наблюдается повсеместно в развитых странах (хиппи, сейчас - дауншифтеры), даже в такой традиционно трудоголической стране как Япония (явление фритеров). Именно с его развитием видимо связано продолжающееся уменьшение рождаемости. В таком обществе детей рождают тогда, когда будущим родителям это по-настоящему интересно.
Стругацкие в "Хищных вещах века" рисовали такое общество как общество разлагающихся гедонистов, которые не знают как бы ещё убить время, но они видимо ошибались. Эрос у человека продуктами народного потребления не завалишь. Впрочем, деструктивным гедонистам в таком обществе тоже есть место. Но их мем вряд ли конкурентноспособен. Потому что наибольшее удовольствие человек получает именно тогда, когда делает нечто настоящее, жизненно-интересное. На этом фоне гедонисты выглядят полными лузерами.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской