Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Где-то тут на форуме однажды видел отрывок из интервью с настоятелем, кажется, дзенского монастыря, о том, что КПД у монастыря небольшой - примерно один просветленный на миллион желающих. Само собой, вспоминается суфийская поговорка "не каждый, кто гнался за газелью, поймал ее, но каждый, кто поймал, гнался за ней", т.е. если не попробуешь, то и не узнаешь.
Непонятно, почему Ухомский называет это трагедией. Человек приподнялся над собой, увидел, что там, выше, помечтал, да и вернулся к своему привычному комфорту, туда, где ему хорошо и не надо, высунув язык, бегать за призрачной газелью. Тот, кто хочет гнаться за газелью, предпочитает комфорту погоню. Первому хорошо и второму хорошо, и выбор сделан более-менее сознательно.
Мне кажется, Ухтомский говорит здесь о своей персональной трагедии. Возможно, ему по-интеллигентски больно видеть, какие возможности упускаются людьми и т.д. Хороший человек Ухтомский, сострадательный. Но люди выбирают комфорт - и слава богу, почему бы не порадоваться за них. Все равно газелей на всех не хватит )
Из интервью с Далай-ламой:
"У меня критический взгляд на суету вокруг буддизма. Мы не знаем, каким было истинное послание Будды. И каков истинный путь трансформации наших эмоций и чувств...
Если у человека нет искренней нужды в религии, то и не надо к ней привязываться. Лучше быть просто хорошим человеком... <...> Если ты слишком погружен, привязан к своей религиозной традиции, то рискуешь превратиться в религиозного фанатика. Фундаменталисты, а они встречаются не только среди мусульман, но и в других религиях, считают, что любят Бога больше, чем другие люди.
Можно ли считать, что просветление - единственный "приз" на Пути, а все остальное - чистый проигрыш? Как насчет аналогии из спорта - чемпионов по определению не может быть много и только несколько человек в состоянии покорить высочайшую вершину. Но означает ли, что остальные должны сидеть и ничего не делать? Пойдет ли на пользу (например, здоровью и самоощущению) уровень ниже чемпионского? Ответ кажется очевидным. Можно ли также относиться и к скромным достижениям на духовном Пути?
Однако попытки достичь Уровня III [имеется в виду "просветление" - годидзе] могут быть опасными, и некоторые слетают под откос. В психиатрии они часто получают ярлык психотиков, и многим из них бывает трудно использовать местоимение первого лица. Для других, более счастливых, разрешение противоречий может привести к распаду многого из того, что было выучено не Уровне II, открыв простоту, при которой голод ведет прямо к пище, а идентифицированное "Я" больше не распоряжается организацией поведения. Это - непорочные младенцы мира. Для третьих, склонных к творчеству, разрешение противоречий открывает мир, в котором индивидуальность сливается со всеми процессами взаимодействий в обширной экологии и эстетике космических связей...
Г. Бейтсон
А вот Гюрджиев пугал, что недогнавшие "умрут, как собака под забором".
Варианты отношения к погоне за газелью:
- Пуcть не догоню, но умру, пытаясь.
- Не догоню, так хоть душой согреюсь.
Можно ли считать, что просветление - единственный "приз" на Пути, а все остальное - чистый проигрыш?
В то же время, Алиреза Нурбахш говорил о том, что он не знает пути лучше, чем тот, которым шел его отец.
"...сердца людские закрыты перед истиной. Под Путем Воина понимается смерть. Он означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. И ничего более. Это значит прозревать вещи, зная, на что идешь. Фраза: "Если умираешь, а твои намерения не поняты, то умираешь напрасно", -- отвратительна. В ней нет решимости следовать однажды принятому Пути перед лицом выбора. {Каждый, кто заботится прежде всего о себе, теоретизирует, имея в голове одно желание -- выжить. Но мысль о том, что смерть в неудаче -- напрасная смерть, абсурдна сама по себе. В смерти нет стыда. Смерть -- самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты живешь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на нее, если думаешь о себе как о мертвом, слившись с идеей Пути Воина, то будь уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои обязанности как должно. Слуга должен неустанно радеть о благе своего сюзерена, Тогда он -- достойный вассал. На протяжении веков в нашем доме рождались достойные мужчины, предания об их добродетелях по сей день впечатляют нас. Это наши предки. Каждый без колебания отрекался от спасения своей плоти, и более того -- души, ради своего господина. Каждый из нашего рода был отмечен благодатью мудрости и одарен умением добиваться высот профессионализма в любом деле. Какая радость использовать эти качества во благо! Однако следует помнить, что даже самый, казалось бы, никчемный человек может считаться достойным, если всего лишь помышляет о благосостоянии господина, отрекаясь от себя. Искать практических выгод, используя свои профессиональные познания, -- вульгарно. Одни люди способны к неожиданным озарениям. Другие плохо осваивают ситуацию и приходят к решению проблемы после долгого обдумывания. Способности людей различны. Однако, если ты держишь в уме Четыре Заповеди, твое сознание поднимается выше забот о собственном благополучии, тобой начинает управлять мудрость, не зависящая от низменных помыслов. Многие тщательно размышляют о вещах, скрупулезно планируют будущее, но зачастую их расчеты имеют целью достижение личных выгод. Такой пагубный образ мыслей влечет за собой пагубные поступки и приводит к плачевным результатам. Глупцам трудно отстраниться от заботы о своем благосостоянии. Поэтому, когда начинаешь какое-либо дело, вначале сосредоточься на Четырех Заповедях и устрани себялюбие. Тогда неудача станет невозможной. Вот они: o Не опоздай встать на Путь Воина. o Стремись быть полезным хозяину. o Чти предков. o Поднимись над личной любовью и личным страданием -- существуй во благо человеческое. Помни, не только воины, но и монахи, и женщины, и крестьяне, и даже совсем низкие люди порой с готовностью умирают во имя долга или чтобы избежать позора, Это все -- не то. Воин отличается от этих людей, потому что изучение Пути Стратегии основано на одолении соперника. Добиваясь победы, скрещивая мечи с отдельными противниками или участвуя в массовых битвах, мы добываем славу не для себя, но для князя. В этом -- добродетель Стратегии."[size=78%]http://lib.ru/DO/m6m.txt (http://lib.ru/DO/m6m.txt)[/size][/font][/size]Если расставить заглавные буквы верно,высокопарные слова станут - естественными... :)Где-то тут на форуме однажды видел отрывок из интервью с настоятелем, кажется, дзенского монастыря, о том, что КПД у монастыря небольшой - примерно один просветленный на миллион желающих. Само собой, вспоминается суфийская поговорка "не каждый, кто гнался за газелью, поймал ее, но каждый, кто поймал, гнался за ней", т.е. если не попробуешь, то и не узнаешь.
Непонятно, почему Ухомский называет это трагедией. Человек приподнялся над собой, увидел, что там, выше, помечтал, да и вернулся к своему привычному комфорту, туда, где ему хорошо и не надо, высунув язык, бегать за призрачной газелью. Тот, кто хочет гнаться за газелью, предпочитает комфорту погоню. Первому хорошо и второму хорошо, и выбор сделан более-менее сознательно.
Мне кажется, Ухтомский говорит здесь о своей персональной трагедии. Возможно, ему по-интеллигентски больно видеть, какие возможности упускаются людьми и т.д. Хороший человек Ухтомский, сострадательный. Но люди выбирают комфорт - и слава богу, почему бы не порадоваться за них. Все равно газелей на всех не хватит )
КПД у монастыря небольшой - это из статьи Гениса. Настоятель рассказывает, что через монастырь проходит пять тысяч человек, а просветления достигли только двое.
Александр Генис. Встречи с буддой (Также критика задзен) (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6831.msg58614#msg58614)Из интервью с Далай-ламой:
"У меня критический взгляд на суету вокруг буддизма. Мы не знаем, каким было истинное послание Будды. И каков истинный путь трансформации наших эмоций и чувств...
Если у человека нет искренней нужды в религии, то и не надо к ней привязываться. Лучше быть просто хорошим человеком... <...> Если ты слишком погружен, привязан к своей религиозной традиции, то рискуешь превратиться в религиозного фанатика. Фундаменталисты, а они встречаются не только среди мусульман, но и в других религиях, считают, что любят Бога больше, чем другие люди.
А вот Гюрджиев пугал, что недогнавшие "умрут, как собака под забором".
Варианты отношения к погоне за газелью:
- Пуcть не догоню, но умру, пытаясь.
- Не догоню, так хоть душой согреюсь.
Можно ли считать, что просветление - единственный "приз" на Пути, а все остальное - чистый проигрыш?
Как насчет аналогии из спорта - чемпионов по определению не может быть много и только несколько человек в состоянии покорить высочайшую вершину. Но означает ли, что остальные должны сидеть и ничего не делать? Пойдет ли на пользу (например, здоровью и самоощущению) уровень ниже чемпионского? Ответ кажется очевидным. Можно ли также относиться и к скромным достижениям на духовном Пути?
При этом тысячи людей (если не больше) в том или ином виде ощущают присутствие божественного в своей жизни, общаются с Богом (при этом не страдают психическими заболеваниями), испытывают какие-то состояния и переживания и не стремятся к абстрактному просветлению. Куда их записать?
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |