Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
мистический опыт может быть признан верным и соответствующим, т. к. разные люди доносили о нём разными путями. Один - путем поэтическим; другой - безмолвным (невыражаемым).
«Шамс Табризи и Фахр ад-дин ‘Ираки оба занимались мистической практикой под руководством Баба Камала Джанди. Но Фахриддин ‘Ираки в стихотворной и прозаической форме доложил своему учителю обо всех своих мистических открытиях. А Шамс подобным образом не поступал. Баба Камал спросил о причине подобного поведения, а Шамс в ответ говорил: «У меня случаются [мистические] видения больше, чем у него. Но так как он в некоторых направлениях словесности силен, то может показать свои видения в прекрасной словесной форме, а я так не могу».
Абд. Джами. Нафахат ал-унс («Дуновения дружбы»)
Мистицизм парадоксален,
если он ортодоксален (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ортодоксия).
Разум и вера несовместимы, поэтому следует только верить, не пытаясь что–либо понять или осознать, ибо это дело бесполезное и бессмысленное. Бог ведь – сущность запредельная и непостижимая, абсолютно совершенная и невыразимая ни в каких понятиях и категориях. Можно ли о нем рассуждать так же, как об обычных и повседневных предметах, пытаясь применить к нему не только логику, но даже здравый смысл? Не смешно и не наивно ли стремиться нашим несовершенным человеческим разумением постичь, а тем более объяснить разумение высшее и божественное? Не бесконечно ли жалки, тщетны и абсурдны наши попытки ответить на вопросы о том, зачем Богу надо было это или то–то, почему он поступил так–то, а не иначе? Его воля, замыслы и планы в принципе недоступны нашему пониманию, следовательно, мы должны не осмысливать, а созерцать их с трепетом и благоговением перед их величием и непостижимостью, должны бесконечно верить в религиозные предметы, а не препарировать их своим ничтожным разумением.
Подобная позиция получила название мистики (от греч. мюстикос – таинственный) и говорила о бесполезности философского знания, которое никак не сможет помочь религии, но только навредит ей. Путь к Богу лежит не через разум, а через откровение и мистический экстаз, достигающийся только неограниченной и чистой верой. Формулой мистики является уже известное нам изречение Тертуллиана: "Верую, ибо абсурдно" ("Credo, quia absurdum").
(Дмитрий Гусев, "Популярная философия" (https://profilib.org/chtenie/75802/dmitriy-gusev-populyarnaya-filosofiya-19.php); выделение текста - авторское)
Ортодо́ксия (от греч. ὀρθοδοξία «прямое мнение; правильное учение; правоверие»; от ὀρθός «прямой; правильный» + δοκέω «иметь мнение, полагать») — тип религиозного мышления, придающий центральное значение вере, учению, следованию какой-либо идеологии или мировоззрению, поддержке принятых позиций; консервативный тип религиозного сознания, в противовес любому модернизму и реформаторству.
В широком смысле ортодоксией называют религиозную или философскую позицию, о которой полагается, что она точно находится в соответствии с буквальным и первоначальным пониманием того или иного учения. В таких случаях говорят об ортодоксальном христианстве, иудаизме, исламе, различных направлениях буддизма, марксизме и т. д.
ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
...
Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.
http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt (http://lib.ru/POECHIN/lao1.txt)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |