Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт построения свой личной философии, призванной объяснить и - главное! - помочь увидеть, обрести свой личный смысл, увидеть "конечные ценности".
* * *
Поэтому я (скромно так:)) думаю, что это главная тема, которую стоит обсуждать...
* * *
Пока я предполагаю помещать здесь отрывки из тех двух книг (с одинаковым названием "Опыт личного миропонимания"), которые я уже написал.
* * *
Лично для меня смысл в том, чтобы готовиться ("зреть") к написанию третьей.
* * *
В чем смысл для вас - вы сами решите, ладно?
* * *
Суждения, мнения, вопросы, шутки - приветствуются. Глупости и фанаберия - категорически нет.
* * *
Я решил задействовать механизм "Опроса", который здесь имеется. Пусть вас не смущает, что тема опроса не совпадает с темой дискуссии. Личная философия и призвана дать (среди прочего) ответ на этот вопрос - что для человека (для вас лично!) главное в жизни? научить его делать выбор, отличать добро от зла, плохое от хорошего, главное от второстепенного...
-
ввв
-
книга Абрахама Маслоу "Мотивация и личность" есть в электронной версии на www.lib.ru
а вот других его произведений мне в интернете найти не удалось, нельзя ли вас попросить перейти к тем главам, где вы также подробно цитируете другие его произведения?
заранее спасибо.
-
Голос писал:
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт построения своей личной философии, призванной объяснить и - главное! - помочь увидеть, обрести свой личный смысл, увидеть "конечные ценности".
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт разрушения своей личной философии, которая служит обретению своего личного смысла, и не дает увидеть Реальность - "конечные ценности".
-
...
-
Голос изрек:
Можно делать любые утверждения, но смысла в этом немного, на мой взгляд.
С Вашим изречением, приведенным в цитате, я полностью согласен (возможно, с тем отличием, что распространяю его и на свои, и на Ваши утверждения).
Голос:
Заинтриговать меня можно развернутыми репликами-суждениями с изложением личной философии (или "не-философии"))
Меньше всего я хотел Вас заинтриговать, просто сформулировал свои мысли.
Голос:
И не обращаю внимания на короткие мэйлы с предложением "познакомиться"...
В этом смысле с моей стороны Вам ничего не угрожает - у меня Традиционная ориентация.
-
...
-
...
-
...
-
...
-
Голос,
Я только не понял, почему вы приняли слова о мэйлах на свой счет
Слова о мэйлах находились в сообщении, которое начиналось с обращения "Sergey" - сам удивляюсь, почему я их принял на свой счет...? :?
Как я понял, у Вас есть множество условий, в какой форме нужно выражать свои мысли, чтобы достойно представить их на Ваш суд; у Вас есть собственные версии, что послужило мотивом для постинга собеседника. Предлагаю перенести эти формальные обсуждения в личную переписку, а в форуме обсуждать содержание сообщений, как рекомендуют правила форума.
Вы писали, Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт построения своей личной философии, призванной объяснить и - главное! - помочь увидеть, обрести свой личный смысл, увидеть "конечные ценности".
Я выразил свою точку зрения, противоположную Вашей, Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт разрушения своей личной философии, которая служит обретению своего личного смысла, и не дает увидеть Реальность - "конечные ценности".
Поверьте, я действительно так считаю, независимо от того, интригует это Вас, или нет. В том, что я сформулировал свою мысль в рамках Вашей фразы, изменив несколько слов, для меня был не интригующий, а эстетический элемент - есть одно утверждение, и в нем есть доля истины; есть противоположное утверждение (сформулировано почти теми же словами) - и в нем есть доля истины.
Я тоже вступал на духовный Путь, в надежде обрести самую лучшую философию. Но когда отвыкаешь понемногу врать самому себе, когда научаешься оценивать вещи независимо от того, принадлежат они тебе или нет, выясняется, что реальная жизнь не укладыается ни в какую философию. И если раньше разрушение очередной из них было личной трагедией, теперь это воспринимается как освобождение, как падение одной из завес, скрывающих Реальность.
Руми говорит: "Как только ты снова найдешь, на что опереться - Он и это сломает..."
-
...
-
Голос,
Я полагаю, что к консенсусу мы не придем...
Прочитав Ваше сообщение, мне показалось, что к консенсусу в главном мы уже пришли.
Вы пишете, И в книге пишу, что ВСЕ является по большому счету самообманом.
Личная философия - это не эталон метра, который хранится где-то во Франции и который (метр) везде и объективно одинаков.
* * *
Я понимаю, что вам бы очень хотелось, чтобы и философия подчинялась тем же правилам. Я и сам этого бы хотел. Но реальность - ИНАЯ.
Я не вижу здесь расхождений с той позицией, которую я сформулировал в предыдущих своих сообщениях: Реальность не укладывается в эталоны (жесткие схемы). Консенсус? :wink:
А вот далее, Вы пишете, Поэтому нужно отражать то, что есть. Т.е. выстраивать "личный самообман" так, чтобы было комфортно жить...
Не совсем понятно: если Вы знаете, что все является самообманом, зачем же его еще как-то выстраивать? Неужели для лжи требуется более тонкая классификация и теоретические построения? Может, достаточно знать, что это ложь, чтобы относиться к ней соответственно. Т.е., в чем я вижу расхождение наших взглядов: если я знаю, что моя истина всегда относительна (или субъективна), я готов в любой момент расстаться с ней без сожаления, а не лелеять ее в архивах собственных философских построений. Если и прикладывать усилия, то к очищению от хлама, а не к его накоплению. Когда я формулирую личную философию (а здесь Вы правы - свято место пусто не бывает, какая-то всегда присутствует), то только для того, чтобы от нее отказаться. Такой подход в результате приводит к тому, что я знаю - сегодня моя философия совпадает с чьей-то, завтра она станет противоположной. Но основное внимание направлено не на нее: постулаты и категории не представляются важными и ценными. Тогда можно позволить себе роскошь ценить не слова, а говорящего, появляется способность прощать ему даже орфографические, а не только логические ошибки. :D
-
...
-
Голос,
Я уже сказал - личная философия глубоко прагматична и утилитарна. поэтому если вы ее почитаете за хлам и строите ТОЛЬКО для того, чтобы сразу отказаться - то это странное занятие, сродни, извините, мастурбации...
:D
Так ведь, культурного человека - за версту видать. Благодарю Вас за ответ. Только как тогда назвать процесс, если человек испытывает удовлетворение от чего-то иллюзорного, придуманного?нужно ... выстраивать "личный самообман" так, чтобы было комфортно жить...
В контексте этого призыва всю жизнь можно назвать сплошной м... И с этим определением я полностью согласен! :D С тем дополнением, что стоит предпринять усилия, чтобы выйти за рамки этого процесса.
Вы писали, Философия (особенно личная) - это ОТРАЖЕНИЕ реального бытия.
Я тоже так думаю. Только, если продолжить визуальную аналогию, отражение - это всегда некая проекция, отличная от оригинала. Как нельзя адекватно спроецировать на плоскость объемный предмет, так нельзя и Реальность польностью отобразить в сознании. Ее "проекция" будет изменяться в зависимости от положения наблюдателя. Тогда каждый конкретный вид такой "реальности" с одной стороны, будет дополнять наши сведения о ней (это хотя и искаженное, но отображение Реальности), с другой - отрицать сам себя: любой "вид" не есть Реальность.
Если наблюдатель перемещается не останавливаясь, у него нет возможности фиксировать, описывать и анализировать каждое конкретное "видение", но в целях общения он может сообщать окружающим о том, что увидел. Случается при этом, что живущий в пустыне не верит в рассказы о лесе (или не хочет их услышать, поскольку говорит только о песках) ...
-
...
-
Голос: нужно ... выстраивать "личный самообман" так, чтобы было комфортно жить...
Сергей: В контексте этого призыва всю жизнь можно назвать сплошной м...
Сергей: как тогда назвать процесс, если человек испытывает удовлетворение от чего-то иллюзорного, придуманного?
Голос: Жизнь.
Я предвидел, что консенсусу быть! :D Такое впечатление, что моя точка зрения отражается в зеркале, только зеркало с этим фактом "принципиально" не согласно. :D
Вы писали, Я - это и есть главная реальность.
В моем понимании, Вы (как и я) - это Реальность, спроецированная на плоскость. В таком виде мне не хочется считать ее главной.
Если наблюдателю нужно остановиться - так остановитесь! В чем проблема? Если человек так устроен, что квантует свои состояния, "колеблется" между созерцанием и размышлением - то ПОЧЕМУ нужно ломать человека через коленку и загнать его в какие-то "сверхрамки"? Кому это надо? Самому человеку?! Очень хорошо, допустим. Чем докажете?!
Остановиться наблюдателю понадобится в том случае, если очередное свое "видение" Реальности он захочет поместить в книгу. Дело неплохое - зависит от того, что видишь. У меня пока такой потребности не возникало (да и "Повесть о настоящем человеке" уже написал Маслоу). :D Не думаю, что можно сломать человека, рассказав ему о возможности мыслить на фоне созерцания, а не квантуя свои состояния. Прошу по-подробнее о процессе, рамках и о выходе за них.
Позвольте в качестве ответа сослаться на иллюстрацию. В фильме "Матрица" показан "процесс" : живут люди, которые думают, что именно так они и живут, радуются, думая, что это они радуются... Рамки этого процесса в фильме охраняют специальные агенты, в нашей жизни - это эгоизм, инертность и консервативность мышления и т.п. Выход за эти рамки чреват постной кашей (в фильме ею питаются беглецы от Матрицы), или умением неоднозначно реагировать на летящую пулю: видеть в ней объект созерцания, а не то, что неизбежно убивает (в фильме это удалось главному герою). Выходить за эти рамки, или нет - каждый решает сам.
В фильме есть и такой эпизод: один из заговорщиков разговаривает с агентом "Матрицы" в ресторане. Говорит: "Я знаю, что вкус этой котлеты мне внушили, но я не хочу от него отказаться..." В общем, он решил остаться на "Таити, где нас и так неплохо кормят!" ...
Вы спросили: "Кому это надо? Самому человеку? Чем докажете?"
- Ничем. В разных точках зрения я не вижу ничего обязательного, мне интересно только то, что они разные.
-
Первый: Ты любишь меня?
Второй: Да
Первый: Докажи!
8)
-
...
-
...
-
...
-
...
-
...
-
...
-
...
-
Оглавление (книга первая, 2001 г.)
Оглавление 4
ЧТО отличает зрелую личность? 8
Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью 8
Приятие (себя, других, природы) 9
Спонтанность, простота, естественность 11
Служение 12
Отстраненность; потребность в уединении 13
Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность 13
Свежий взгляд на вещи 14
Мистические и высшие переживания 14
Чувство общности 15
Межличностные отношения 16
Демократичность 16
Умение отличать средство от цели, добро от зла 17
Философское чувство юмора 18
Креативность 19
Сопротивление культуральным влияниям; трансценденция культуры 19
Несовершенство самоактуализированного человека 22
Ценности и самоактуализация 22
Способность любить и быть любимым 24
ИЗ ЧЕГО складывается зрелая личность 26
Жизненный опыт и опыт его осмысления 26
Минимально необходимый уровень интеллекта 31
Диалектическая логика как основа мышления, взгляда на окружающий мир 34
Система моральных ценностей и готовность 봵ხ죝едовать 37
Разрешение невротических конфликтов 39
Обретение уверенности в себе одновременно со смирением 45
Способность верить 48
Душевное равновесие ("мир в душе") как основное (базовое) состояние зрелой личности 55
КАК складывается зрелая личность 61
Сбалансированная нервная система и отсутствие явной психологической патологии (как минимально необходимые условия) 61
Минимальное комфортабельные условия повседневного существования (особенно на этапе становления) 62
Позитивный, светлый, чуть наивный взгляд на мир 64
Достаточная эмоциональность, глубина и разнообразие душевной жизни, способность остро чувствовать, способность к эмпатии, сочувствию 70
<В здоровом теле - здоровый дух> 74
Практические навыки поддержания душевного равновесия 77
Эгоцентричность (богоподобность) 85
Ограниченная роль формального знания (информации) 92
Роль кризисов и страдания 100
Способность терпеть, выдерживать давление 107
Способность комфортно существовать и эффективно действовать в условиях неопределенности 111
Способность ждать случая и эффективно им воспользоваться 116
"Глядись как в зеркало, в другого человека" 122
Практика как критерий истины 126
Праведный образ жизни 131
Требования к личной философии 139
Единство, интегрированность, всеобъемлющий характер 139
Персональный, личностноцентрированный характер 149
Утилитарная, удовлетворительно обеспечивающая прежде всего бытие самого субъекта 151
Предельно простая и минимально необходимая 154
Принципиальная эклектичность 157
Удовлетворяющая требованиям формальной и диалектической логики 160
Принципиально верифицируемая на практике 162
Некоторые важные отношения 164
Отношение к Природе 165
Отношение к Богу 166
Идея Бога 166
Морально-психологические аспекты идеи Бога 177
Церковь как институт общества и как культ 178
Отношение к Любви 181
Отношение к людям 184
Отношение к женщине 186
Отношение к близким 189
Отношение к государству и обществу 192
Смысл и цель жизни 198
Глоссарий рабочих определений 202
Приложение 204
-
...
-
Глава 2.
Душевное равновесие (<мир в душе>) как базовое состояние Самости
Душевное равновесие - ключевое понятие и главная тема этой книги. Поэтому я счел нужным вынести обсуждение этой проблемы в отдельную главу.
Что такое душевное равновесие?
Прежде чем обсуждать, почему это так важно, нужно пояснить, что я имею в виду под словами <душевное равновесие> (мир в душе). Добавлю, что сейчас речь идет не о строгом определении, но о верном представлении о том, что это такое. Детали и подробности будут обсуждаться далее.
* * *
На бытовом, простом уровне это понятно практически каждому. Проще всего пояснить на примере.
* * *
Представьте, что вы отдыхаете в Юрмале, допустим. Хорошее размещение, хорошее питание, вы себя хорошо чувствуете, ничего у вас не болит - все здорово. И вот хороший день, прекрасная нежаркая солнечная погода, вы идете среди невысоких сосен по берегу моря... Представили?
* * *
Вот состояние вашей души в этот момент я и называю <мир в душе>.
* * *
Как нам всем прекрасно известно, такие прекрасные, безмятежные моменты бывают у нас в жизни крайне редко. Постоянно что-то нас тревожит, беспокоит, мешает.
* * *
На эту тему есть хороший анекдот, который здесь будет к месту.
* * *
Муж с женой собираются отдыхать. Жена тараторит:
- Так, детей отвезем к бабушке. Кошку отдадим соседке. Собаку отвезем на дачу. Попугая отдадим моей сестре...
- (муж, задумчиво) Послушай, дорогая, есть здесь будет так тихо - зачем куда-то ехать?..
* * *
Т.е. наше душевное равновесие постоянно чем-то нарушается. Причем важно понять, что большее значение имеют факторы не внешние, но внутренние.
* * *
Это ключевое осознание, это нужно попытаться понять!
* * *
Подробнее я буду говорить о различных факторах, определяющих душевное равновесие ниже, здесь только кратко перечислю.
* * *
Если вы не уверены в себе, тревожны - может ли идти речь о равновесии?
* * *
Если вы страдаете от невротического комплекса - можно ли ваше базовое состояние назвать <мир в душе>?
* * *
Если у вас нет Веры, если вам неуютно и холодно - можно ли называть это душевным равновесием?
* * *
Следовательно, речь идет о безмятежном, именно уравновешенном состоянии вашей души и духа. И о том, чтобы суммарная продолжительность, доля времени, которое вы пребываете в таком состоянии - было максимальным, чтобы оно увеличивалось.
Что главное в жизни?
Я пришел к выводу, что главное в жизни - это именно душевное равновесие.
* * *
Проиллюстрировать, наверное, проще всего на примере здоровья (которое является непременным условием прочного душевного равновесия).
* * *
Каждый знает - когда ничего не болит, то жизнь кажется веселее. И мы считаем это нормальным.
* * *
Но как только нас <прихватит> зубная боль, простуда или что-то более серьезное - как меняется наше восприятие мира? Как меняется наш взгляд на жизнь, когда мы узнаем о серьезном заболевании? Как сокращается спектр возможностей, когда человек становится инвалидом?
* * *
Здоровье - это одна из главных ценностей человека. И это, я надеюсь, доказывать не надо.
* * *
Так и мир в душе. Только это более общая категория, которая включает в себя физическое здоровье.
* * *
В некотором смысле, можно сказать, что душевное равновесие - это физическое и психическое здоровье, норма.
* * *
Хотя это не совсем точно, потому что сильные эмоции, аффекты, переживания еще не означают, что вы вышли за границы психологической нормы. Вы же остаетесь психически нормальным человеком? (Хотя это вопрос дискутабельный, не зря совершение преступления в состоянии аффекта рассматривается особо.)
* * *
Душевное равновесие - это скорее <норма нормы>. Когда вы в пределах широкой нормы, применимой к большинству людей, находитесь большую часть времени жизни именно в безмятежном, спокойном, гармоничном состоянии.
* * *
Надеюсь, в такой трактовке становится ясно, что подобное состояние делает жизнь приятной и комфортной, интересной. Позволяет быть эффективным и плодотворным.
* * *
Следовательно, такое приятное и полезное состояние представляет для человека огромную ценность.
* * *
Поэтому я утверждаю, что достижение, сохранение и упрочнение душевного равновесия является основным, главным условием жизни разумного существа.
* * *
Цель, смысл жизни - это иное. Я пытаюсь подчеркнуть, что достижение, реализация жизненных целей становится значительно более актуальной и реальной именно в состоянии мира в душе.
* * *
В самом деле, если у вас болит зуб, разве вам до проблем детской беспризорности? Если у вас болит душа - разве вам до сострадания другому человеку?..
* * *
Из вопросов, поставленных таким образом, вы можете увидеть, что я предлагаю и отстаиваю совершенно определенный подход.
* * *
Существует альтернатива в достижении жизненных целей.
1. Вы можете сосредоточиться на достижении душевного равновесия с тем, чтобы достичь максимальной эффективности в сочетании с максимально комфортным жизнеощущением.
2. Вы можете стремиться ко всевозможным личным жизненным целям, находясь в состоянии, типичном для большинства людей. Т.е. будучи обремененным различными психологическими проблемами.
* * *
Логику второго подхода хорошо иллюстрирует старый анекдот:
У армянского радио спросили:
- Почему мы идем к коммунизму, а жрать нечего?
Армянское радио ответило:
- А чего отвлекаться? Вот придем - и нажремся!!
* * *
Можно занять ту позицию, что обе эти альтернативы примерно одинаковы. С точки зрения достижения каких-то целей, возможно, это и так.
* * *
Но если мы выберем в качестве критериев такие параметры, как <субъективная оценка качества жизни>, <удовлетворенность от жизни>, <эффективность> - каким будет ответ в этом случае?
* * *
Лично я выбрал для себя первую альтернативу. И по своему опыту могу засвидетельствовать, что решать жизненные проблемы, сохраняя душевное равновесие, существенно, просто несоизмеримо легче. По сравнению с тем (а я это помню), как это приходилось делать, будучи в <разобранном> состоянии.
* * *
Резюмирую.
Как я писал в первой главе, смысл жизни заключается в раскрытии собственных потенций в процессе плодотворной деятельности.
Так вот, этот процесс протекает максимально эффективно и комфортно, ваша удовлетворенность вашей жизни максимальна - если вы находитесь в состоянии душевного равновесия.
Отсюда следует, что главной ценностью человека является мир в его душе.
Достижение душевного равновесия
К сожалению, большинство людей мир в душе ощущает только в редкие минуты, которые являются исключением, а не нормой.
* * *
И определяется это не столько условиями их жизни, сколько теми психологическими, невротическими проблемами, которые у большинства людей есть.
* * *
Поэтому, с моей точки зрения, процесс достижения душевного равновесия - это процесс разрешения невротических конфликтов в процессе построения личного миропонимания.
* * *
Об этом я специально пишу в главе 3, поэтому здесь только подчеркну принципиальную разницу между истинным разрешением конфликта - и компенсацией проблемы.
* * *
Мир в душе не может быть достигнут на компенсаторной основе. Это будет эрзац, подобие того, о чем я пытаюсь говорить.
* * *
Понятно, что движение к душевному равновесию - процесс трудный и длинный. Важно верить, что цель достижима и стоит затрачиваемых усилий...
Сохранение душевного равновесия
Душевное равновесие - это способ существования. Способ жить. А поскольку жизнь - это процесс, причем процесс динамический, то и душевное равновесие является таким процессом.
* * *
Это синтез огромного числа внешних и внутренних воздействий на наше сознание, на наше восприятие своей жизни. На нас.
* * *
Очень важно, что возмущающие воздействия бывают не только негативные, отрицательные - но и позитивные. Именно они позволяют <удерживать> баланс и укреплять его.
* * *
Однако, нельзя недооценивать опасности негативных воздействий. Душевное равновесие не абсолютно и может быть разрушено. В этом контексте задача сводится к тому, чтобы сформировать правильное отношение и квалифицированно парировать возмущения.
* * *
Речь идет о том, что возмущающие воздействия есть и будут всегда - такова жизнь.
* * *
Правильное отношение можно сформировать только на основе избавления от невротических проблем - иначе это будет компенсация. И на основе глубокого осознания всей важности мира в душе для существования личности.
* * *
Парировать воздействия можно и нужно научиться. В сущности, многочисленные популярные книги по психологии учат именно этому. Они предлагают более или эффективные практические приемы, которые могут вам помочь.
* * *
Какие именно приемы помогают именно вам - это вы должны определить на основе своего опыта сами. Важно отдавать себе отчет в необходимости такого отбора-накопления и проводить его максимально осознанно и заинтересованно.
* * *
Существенную помощь в этом могут оказать всевозможные тренинги, занятия в группах, консультанты и пр.
* * *
Важно также понимать пределы собственных возможностей. Сила возмущающего воздействия может оказаться заведомо превосходящей любые ваши возможности. И тут важно не <подставляться>. Фигурально выражаясь, вы не можете остановить своей грудью паровоз - поэтому благоразумнее уйти с рельсов.
* * *
Это не такое банальное утверждение, как может показаться на первый взгляд. Ведь, в сущности, речь идет об осознании собственной уязвимости. А я по опыту знаю, что это только кажется, что осознать свою уязвимость легко.
* * *
Есть совершенно практические трудности. Вот появляется возмущающее воздействие. Вы с ним раньше не встречались, поэтому заранее понять, оценить его силу не можете. Если вы выберете неправильную тактику поведения - вы можете внезапно оказаться перед фактом того, что сила фактора огромна, а вам уже некуда деться.
* * *
В этих условиях важно отдавать себе отчет в необходимости оптимизации своей <жизненной траектории> с учетом таких опасностей. Если вы не можете оценить опасности - то лучше и не суйтесь, что называется. Потом будет поздно...
Упрочнение душевного равновесия
Душевное равновесие можно проиллюстрировать следующим примером. Представьте вазу для фруктов, в которой лежит бильярдный шар.
* * *
Шар - это <мир в душе>, а чаша (высота ее стенок) отражает качество достигнутого вами душевного равновесия.
* * *
В самом деле, допустим некая сила (<возмущающее воздействие>) начинает действовать на шар, толкать его. Чтобы шар выпал из чаши, сила должна быть достаточно для того, чтобы поднять шар данной массы на высоту стенки чаши.
* * *
Если сила меньше - то после ее снятия шар, поколебавшись, вернется в положение равновесия в самой низкой точке (что будет означать максимальный <запас душевной мощности>, как я выражаюсь).
* * *
Если сила больше этого порога - шар выпадет из чаши. И это будет означать, что вы утратили душевное равновесие. В реальности это будет выглядеть как нервный срыв с последующим длительным лечением, восстановлением и долгими поисками нового душевного равновесия.
* * *
Подобный ущерб является неприемлемым - поэтому мир в душе нужно хранить, об этом я писал в предыдущем разделе.
* * *
Но есть иная возможность. Вы можете а) увеличивать величину стенок чаши и б) микшировать, уменьшать воздействующую силу.
* * *
Уменьшать силу можно за счет отношения и тактики, об этом я тоже уже писал.
* * *
Увеличивать величину стенок - это главный, магистральный путь. В сущности, это укрепление Веры в правильность своего миропонимания (Веры в себя).
* * *
Задача укрепления Веры выводит нас на вопрос о Вере вообще. Он обсуждается ниже. В данном контексте важно подчеркнуть, что - с моей точки зрения - укрепление личной Веры достигается в процессе профессионального осмысления личного опыта в контексте своего миропонимания.
* * *
Я пытаюсь сказать о том, что знание, свет - противоположно незнанию, заблуждению, тьме. Поэтому чем больше вы накопите понимания - тем больше, тем крепче будет ваша Вера.
* * *
Нужно упомянуть и о том, что запас душевной прочности возрастает в ходе своего рода <тренировок>. Я имею в виду сознательный процесс выработки устойчивости к определенным воздействиям на ваше личное миропонимание.
Мир в душе - взгляд <сверху>
Итак, резюмируя, нужно сказать, что душевное равновесие:
это базовое состояние Самости, форма ее правильного существования;
это динамический процесс <синтеза> самых различных (негативных и позитивных) факторов с целью сохранения такого базового состояния;
это самая главная ценность любого человека;
в его сохранении и упрочнении в определенном смысле - глобальная цель и смысл жизни разумного существа;
можно и нужно сохранять и укреплять, находя для этого наиболее эффективные лично для вас приемы и методы.
* * *
Таким образом, в настоящей главе я утверждаю, что в любой данный конкретный момент времени главным для меня является сохранение душевного равновесия.
* * *
Естественно, это утверждение нужно понимать широко, в полном объеме, учитывая все критерии, которые я обсуждаю в этой книге.
* * *
Простая иллюстрация. Зрелая личность обязана быть нравственной. Все критерии должны соблюдаться одновременно и взаимосвязанно. Следовательно! человек не может находиться в состоянии душевного равновесия, совершив безнравственный поступок. А это значит, что для сохранения мира в душе для вас закрыты, не существуют те выборы, которые требуют безнравственных поступков.
* * *
Еще один вариант истолкования-применения этого критерия звучит так: <Человек, совершающий безнравственные поступки <по определению> не может достичь истинного душевного равновесия.>
* * *
Другая иллюстрация. Должна соблюдаться формальная и диалектическая логика, не должно быть противоречий научным фактам. Это означает, что душевное равновесие не может основываться на спекуляциях по поводу уринотерапии, астрала, вибраций и тому подобное.
* * *
Тут есть важный нюанс. Ощущение душевного равновесия можно рассматривать и как самый главный интегральный критерий качества вашего миропонимания. Т.е. если вы субъективно ощущаете мир в душе - то ваша личная философия субъективно хорошая.
* * *
Но я уже проводил различие между предельно утилитарной системой ориентации - и <правильным> миропониманием. Эта разница - именно в том, что соблюдаются критерии правильности!
* * *
(Необходимо пояснить, что в данном случае я говорю не о критериях <истинности> (см. гл.1 об этом) - но о критериях правильности построения самой системы. Т.е. логика та, что на выбранных аксиомах по определенным критериям истинности вы должны выстроить <истинное миропонимание>. Но сам процесс построения и сама <конструкция> - также должны удовлетворять определенным критериям. Вот именно о них я и веду сейчас речь, называя <критериями валидности (правильности)>.
* * *
Простой пример. Строится кинотеатр. Соответственно, его <истинное> использование - показывать фильмы людям. Но сам кинотеатр, включая здание и оборудование может быть сделан либо халтурно (кривые бетонные стены и кинопроектор модели 1812 года) - а может быть спроектирован, выстроен и оборудован с использованием современных технологий и материалов.
* * *
Сейчас мы оцениваем не применение постройки, не ее функциональное соответствие - мы оцениваем то, как она спроектирована и построена. Как вы понимаете, это разные оценки!
* * *
Наконец, заканчивая этот раздел, я хочу еще раз выделить мысль о том, что душевное (психическое) равновесие - есть правильный, базовый, основной способ существования Самости.
* * *
В некотором роде эта мысль весьма банальна. В самом деле, человеческий организм существует в состоянии динамического равновесия, который называется <гомеостазом>.
* * *
Т.е. поддерживаются некие оптимальные параметры, в рамках которых организм функционирует нормально.
* * *
В таком контексте мир в душе - есть просто идея гомеостаза для психики. Это описание условий, в которых Самость разумного существа функционирует именно НОРМАЛЬНО. Что означает - плодотворно, эффективно и субъективно удовлетворительно.
-
...
-
...
-
...
-
...
-
Я тут встретил в книге Юнга очень важный отрывок. Сразу скажу, что я с ним согласен, он ясно сформулировал то, что я себе думал.
* * *
"...Цель индуса - не нравственное совершенство, но состояние нирваны. Он хочет освободиться от природы; ради этого он стремится через медитацию достичь состояния безобразности [от слова образ, а не безобразие!] и пустоты. Я же хочу оставаться в состоянии живого созерцания природы и образов, порожденных психической субстанцией. Я не хочу освобождаться от других людей, от самого себя, от природы - ведь все это кажется мне величайшим чудом. Природа, психическая субстанция, жизнь кажутся мне самораскрытием божества - и чего же еще я мог бы желать? Для меня высшим смыслом Бытия является то, что оно есть, а не то, что его нет или больше нет.
Для меня не существует освобождения любой ценой. Я не могу освободиться от того, чем не обладаю, чего не делал или не пережил на собственном опыте. Истинное освобождение приходит только тогда, когда я делаю все, что в моих силах, когда я полностью посвящаю себя чему-либо и участвую в нем до самого конца, "до упора". Уклоняясь от участия, я фактически ампутирую соответствующую часть собственной души. Порой участие дается слишком тяжело; это, естественно, служит, достаточным основанием для того, чтобы отстраниться, отойти в сторону. Но при этом я вынужденно признаю свое бессилие и говорю себе, что, возможно, пренебрег чем-то жизненно важным, не справился с какой-то задачей. За неспособность совершить позитивное действие я плачу сознанием собственной некомпетентности.
Человек, не прошедший сквозь ад собственных страстей, никогда не преодолева их. Значит, они скрываются где-то поблизости..."
-
...
-
Оглавление
Глава 1. Основы миропонимания 3
О свободе 3
Потребность в системе ориентации 6
Минимальные требования к личному миропониманию 7
Миропонимание личное и миропонимание правильное 8
Человек - хозяин своей судьбы 9
Критерии правильности миропонимания 10
Исходные аксиомы 11
Критерии правильности 12
Некоторые следствия из аксиом 12
Объективная реальность 13
Философия, психология и миропонимание 14
Глава 2. Душевное равновесие (<мир в душе>) как базовое состояние Самости 17
Что такое душевное равновесие? 17
Что главное в жизни? 18
Достижение душевного равновесия 19
Сохранение душевного равновесия 19
Упрочнение душевного равновесия 20
Мир в душе - взгляд <сверху> 21
Глава 3. Из чего складывается зрелая личность 23
Жизненный опыт и опыт его осмысления 23
Минимально необходимый уровень общего развития 24
Диалектическая логика как основа мышления, взгляда на окружающий мир 25
Нравственность 26
Обретение уверенности в себе одновременно с осознанием собственной уязвимости 27
Разрешение невротических конфликтов 29
Глава 4. Необходимые условия и критерии правильности построения личного
миропонимания 33
Сбалансированная нервная система и отсутствие явной психологической патологии 33
Комфортабельные минимальные условия повседневного существования 33
Позитивный, светлый, чуть наивный взгляд на мир 34
Глубина и разнообразие душевной жизни 35
<В здоровом теле - здоровый дух> 37
Практические навыки психогигиены 37
Осознание эгоцентричности (богоподобности) 38
Ограниченная роль формального знания (информации) 39
Роль кризисов и страдания 40
Способность терпеть, выдерживать давление 44
Способность комфортно существовать и эффективно действовать в условиях
неопределенности 46
Способность ждать случая и эффективно им воспользоваться 50
<Глядись как в зеркало, в другого человека> 51
Праведный образ жизни 52
Глава 5. Требования к личной философии 54
Практика как критерий истины 54
Истина всегда конкретна! 55
Единство, интегрированность, всеобъемлющий характер 58
эрсональный, личностноцентрированный характер 62
Предельная простота и утилитарность 63
Принципиальная эклектичность 65
Удовлетворяющая требованиям формальной и диалектической логики 67
Глава 6. Некоторые важные отношения 68
Отношение к Природе 68
Отношение к Богу 69
Идея Бога 70
Культурные и морально-психологические аспекты концепции Бога 71
Церковь как институт общества и как культ 72
Отношение к любви 73
Отношение к людям 76
Отношение к женщине 78
Отношение к близким 79
Отношение к государству и обществу 80
Смысл и цель жизни
Глоссарий рабочих определений
-
____________________________________________________
-
(Вот что мне "нравится" на этом форуме высокоученых суфиев, что никакого обсуждения, по существу, просто нет. Некий ленивый перекидон пустышками с претензией на ученость...
* * *
Ессно, это почти везде так - где я видел, по крайней мере. Но под вывеской "Суфизм" это выглядит как-то странновато, так скажем. Вроде бы люди с пустым "чердаком" здесь задерживаться не должны, нет? Впрочем, это в скобках...)
* * *
Да, так я сегодня вычитал у Юнга любопытную идею. Я считал до сего времени, что в психике человека существует "концепция Бога", которая, очевидно, отвечает каким-то глубоким потребностям (возможно, неосознаваемым).
* * *
Юнг же пишет: "...образ Бога, с психологической точки зрения, есть проявление основы души..."
* * *
Мне пришло в голову, что это значительно глубже и полнее, чем просто "концепция". Получается, что в "Бога" человек проецирует идеал своей Самости. Или наоборот, в "Боге" человек может увидеть то, "как должно быть". Или еще вариант - это то, что в нем потенциально есть, но должно быть явлено, получить воплощение...
* * *
Это интересный поворот темы Бога...
-
Юнг пишет: "...я предпочитаю термин "бессознательное" - понимая, что стоит мне захотеть воспользоваться языком мифа, как я вполне могу заменить данный термин словами "Бог" или "демон". Я сознаю, что "мана", "Бог" и "демон" - это синонимы бессознательного на языке мифа; о них мы знаем столько же, сколько и о нем. Людям свойственно лишь ВЕРИТЬ в то, что они знают обо всем этом гораздо больше - и для некоторых целей такая вера оказывается куда более полезной и действенной, чем научные понятия или концепции."
* * *
Жирным шрифтом я выделил то, что мне представляется важным...
-
Юнг пишет:
"Неизбежная внутренняя противоречивость Бога-Создателя примиряется в единстве и целостности Самости как "сочетание противоположностей" алхимиков или как "мистическое единение". В опыте Самости примиряются уже не противопоставленные категории "Бог" и "человек", как было прежде, но противоположности внутри самого образа Бога. Тако смысл Божественного служения, или служения, которым человек может воздать Богу: чтобы свет мог возникнуть из тьмы, чтобы Создатель осознал Свое творение, а человек - самого себя.
Такова цель - или, по меньшей мере, одна из целей, - наличие которой осмысленным образом вписывает человека в схему творения и одновременно придает смысл самой этой схеме. Это - объяснительный миф, постепенно, с течением десятилетий, обретший во мне свою форму. Такую цель я могу осознать и оценить, и потому она мня удовлетворяет."
* * *
Насколько я могу понять, это место - квинтэссенция личной философии Юнга, предельный уровень абстракции. Особенно показательно, как он подчеркивает именно ЛИЧНЫЙ характер своего миропонимания и показывает как процесс во времени (жизни).
-
"Если бы Создатель обладал самосознанием, он не нуждался бы в сознательных творениях..."
К.Юнг
-
"Бессмысленность препятствует достижению полноты жизни и поэтому равносильная болезни - тогда как наличие смысла делает переносимым очень многое, если не все."
К.Юнг
* * *
Если вспомнить, что человек может наделять смыслом то или иное по своему (относительному) усмотрению - то дальше можно заново развернуть всю логику построения личной философии...
-
Абсолютно блестящее наблюдение и анализ Юнга:
"Челвоек необъективен по отношению к самому себе и до поры до времени не может рассматривать себя со стороны как феномен, которому он, к добру или к худу, идентичен. Поначалу все ему навязывается, все с ним "случается", и лишь посредством большого усилия ему в конечном счете удается завоевать для себя и удержать область относительной свободы.
Лишь после этого человек обретает возможность осознать, что он противостоит своим собственным, изначально данным ему инстинктивным основам, от которых при всем желании не может избавиться. Его начала ни в коей мере не принадлежат прошлому; они живут с ним как постоянный субстрат его бытия, а его сознание сформировано ими в той же степени, что и окружающим физическим миром.
Все это обступает человека извне и изнутри, оказывая на него непреодолимое воздействие. Он обобщает этот свой опыт под общим названием "божества", описывает его как воздействие с помощью мифа и интерпретирует этот миф как "Слово Бога", то есть как вдохновение и обнаружение нумена из сферы "потустороннего".
* * *
Тут все важно и все можно обсуждать. Я выделил фразы наиболее "практически важные", что-ли, дающие некий ключ к пониманию процессов в собственной жизни...
-
Многие работы современных авторов написаны не для того, чтобы кто-то чему-либо научился из них, а для того, чтобы сообщить всем, что автор хоть чему-то научился.
И. В. ГЕТЕ
-
bob_irvin в дискуссии "Прошу помощи" написал:
"Насчет разных традиций и чтения... действительно трудно читать. Для меня чтение как половой акт с влюбленностью, сиьное последействие имеет. Перевариваешь и усваиваешь иногда несколько месяцев, полгода, ассимилируешь так сказать. Т.е я понимаю-то медитационным путем, не суждения выношу с порога, а вникаю и в его (учения) терминах и понятиях двигаюсь сколько могу, пока не переварю и ассимилирую все что могу и опять возвращаюсь к себе, хотя уже другим конечно.
Но трудно это как брак и развод, хоть и по взаимному согласию и без обид а тяжелая работа.
Но наверное необходимо это как путешествия по неизведанным местам. Развивает."
______________________________
Вот это значительно более правильное отношение к книгам и их авторам. С моей личной точки зрения.
* * *
Ну охота вам высокомерно похлопать "старика Юнга" по седой голове - это дело ваше. Он ответить не сможет.
* * *
Мне же интереснее попытаться проникнуть в его душевный мир и понять детали его личной философии...
-
Вот что Юнг писал уже в глубокой старости (он прожил 86 лет):
* * *
"Мне стоило больших трудов достичь гармонии с собственными идеями. Во мне был "демон" и в конечном счете его присутствие решило все. ... Я никогда не умел останавливаться на достигнутом. Я должен был спешить, я всячески пытался угнаться за собственными видениями. Мои современники, ессно, не могли наблюдать мои видения, поэтому для них я был безумцем, сломя голову устремившимся неведомо куда.
Мне суждено было оттолкнуть от себя очень многих людей: ведь стоило мне заметить, что они меня не понимают, как у меня исчезали основания для дальнейших контактов с ними. В общении с людьми - исключая только моих пациентов - мне всегда не хватало терпения. Я должен был подчиняться навязанному мне внутреннему закону и не имел права на свободный выбор. Конечно, я не всегда полностью подчинялся ему. Но кто в своей жизни может избежать непоследовательности?
Некоторые люди чувствовали мое присутствие и близость, пока находились в контакте с моим внутренним миром. Но мое присутствие в их жизни переставало ощущаться в тот самый миг, когда исчезало то, что связывало меня с ними. Мне приходилось с трудом привыкать к мысли, что люди продолжают существовать даже если им уже нечего мне сказать. Многие пробуждали во мне чувство живой человечности - но только тогда, когда они высвечивались внутри волшебного круга психологии; когда же луч света изменял свое направление, я переставал их видеть. Я мог питать глубокий интерес ко многим людям; но как только я проникал взглядом в глубь их существа, волшебство исчезало. В результате я нажил себе немало врагов. Но ведь творческая личность имеет слишком мало власти над собственной жизнью...
...Эта несвобода была для меня источником глубокой душевной боли..."
-
Хм, я только что обнаружил, что опция "редактировать СВОИ сообщения" блокирована. В этой связи у меня вопрос к уважаемой администрации - это временные неполадки или это ваши сознательные действия?
-
:) Что нужнее человеку
Наверно всетаки вера
А остальное Аллах даст
Мне так кажется
Но я могу и ошибатся :wink: [/b][/list]
-
Философия - не наука, это - система взглядов на мир, на общество на свое место в этом мире. Наряду с некоторым представлением о мире она включает в себя еще и отношение к этому миру, его оценку с позиции идеалов, которые исповедует человек. Научное знание безлично и объективно, философия - индивидуальна и субъективна. И здесь философия очень близка творчеству, искусству. Формирование и выражение своего взгляда на мир, своего отношения к миру – вот итог умственной деятельности человека, реализуемой в настоящем, в том, что мы называем повседневной жизнью. Но, порабощенные суетой повседневности люди живут и работают, не имея ни возможности, ни сил для того, чтобы осознать принципы своего мировоззрения и сформулировать их в ясном виде.
Философ живет в определенную эпоху и в определенном обществе, в своих философских воззрениях он неизбежно выразит мировоззрение определенных социальных слоев и групп - тех людей, которые близки ему по своему видению мира. Разные философские системы дают не разные описания действительности, из которых лишь одно может быть истинным, а все остальные - ложны, а выражают разные отношения к жизни (мировоззрение) разных людей.
В отличие от философии, которая «благословляет» инакомыслие, делает легитимными ценностные установки индивидуума, богословие опирается на Личность. Что же такое – личность? Каким образом она (личность) может реализовать себя, а, реализовав, сохранить себя в Вечности, причём не вечности, как непрерывной цепи событий, а той Вечности, которая является началом вечной жизни, Воскресением, Самой Жизнью?
Когда человек осознает самого себя, он не говорит, что Я - это моя нога или голова, о них он говорит МОЁ. А Я – это то, без чего человек не ощущает себя личностью. Мне так думается, что индивидуальность это то, что отличает меня от других, а личность это то, что сближает меня с Перволичностью, Богом. Личность – система отношений, тех ОТНОШЕНИЙ, которые не зависят от пространства и времени, а имеют своё начало и своё пристанище в Боге.
Я хочу быть с Богом, т.е. Я – это моя воля, способность принимать продуманные решения, отвечать за них перед Богом и не сваливать всё на обстоятельства, время и недостаток информации. Я – это цель, к которой я стремлюсь; конечный продукт самореализации во Христе и состою из материальной составляющей тела (форма) и души (обобщённый термин суммы человеческих качеств, поддающихся определению), моё внутреннее содержание, которое в конечном итоге приводит (надеюсь) к вере.
Познание Бога субъективно и невозможно без веры в него. Субъективность восприятия требует проведения границ, ограничения, огранки и т.д. Скажи мне, каким представляешь себе Бога, и я скажу тебе, какой ты. Плодом веры является Рождение от Духа Божьего, которое по сути своей есть результат встречного движения Человека и Бога – ПОНИМАНИЕ отношения Бога к тебе лично, которое называется ЛЮБОВЬ. Счастье – это когда тебя понимают.
Понятия Христос, церковь и вера постоянно смешиваются. Вера в Бога не означает христианство, исповедание Христа означает знание о Нём не как о мессии, а как о Боге, живом Боге, с мыслью о котором совершается любое действие, благодарность которому основа эмоциональности. Единственная радость в жизни – переживание полноты жизни во Христе. Это переживание не может быть постоянным, иначе люди стали бы жизнерадостными идиотами. Высшее переживания это момент просветления, момент Истины, постижения подлинных характеристик реальности, прежде недоступных пониманию.
Истина воспринимается как откровение Бога о себе и мире, откровение, исходящее от самого Бога, истину не снизу, а сверху. Чтобы богословствовать, мы сами должны измениться, мы должны «приспособиться» к истине, изменить своё отношение к миру, смотреть в мир как в зеркало, отражающее аспекты нас самих. Данное Откровением Божественное Слово (богословие) мистично по самой своей сути, хотя зачастую мистику многие противопоставляют богословию.
Конечной целью мистического богословия является обожение и в этом смысле мистическое отношение к жизни – самое практичное, что можно предложить для реализации этой цели. Вполне естественно, что атеист, живущий в «другом измерении» не способен не только понять, но и даже представить себе всё многообразие красок настоящей жизни, которая только во Христе Иисусе обретает подлинное значение пути, по которому Бог ведёт к себе человека. Отражение мира в своём сознании не «фотографирование», а измерение. Измерение, приводящее к ИЗМЕНЕНИЮ. Без этого изменения самого себя вера остаётся пустой декларацией и вырождается в обрядоверие.
-
^Голос:
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт построения своей личной философии, призванной объяснить и - главное! - помочь увидеть, обрести свой личный смысл, увидеть "конечные ценности".
SERGEY:
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт разрушения своей личной философии, которая служит обретению своего личного смысла, и не дает увидеть Реальность - "конечные ценности". ^
Чингиз:
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как мыслительную игру по созданию такой личной философии которая позволяет видеть Реальность менее пугающей и которая служит обретению своего личного счастья, кроме которого ни каких «конечных ценностей» вообще не существует.
-
^Голос:
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт построения своей личной философии, призванной объяснить и - главное! - помочь увидеть, обрести свой личный смысл, увидеть "конечные ценности".
SERGEY:
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как опыт разрушения своей личной философии, которая служит обретению своего личного смысла, и не дает увидеть Реальность - "конечные ценности". ^
Чингиз:
Я склонен думать, что духовное развитие человека можно иными словами описать как мыслительную игру по созданию такой личной философии которая позволяет видеть Реальность менее пугающей и которая служит обретению своего личного счастья, кроме которого ни каких «конечных ценностей» вообще не существует.
ramsan:
я постепенно уверяюсь в том, что духовное развитие человека, как и люб/ое развитие человека, состоит в стремлении к совершенству в люб/ом занятии и роде деятельности, иб/о это единственное, что радует душу и приб/лижает к Богу
-
Я склонен думать, что духовное развитие это становление духом.
Чело Век - Дух Вечности.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской