Духовная традиция и современность

Духовная традиция => Суфизм => Тема начата: vah от 28 ЮЪвпСап 2006, 18:55:31

Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Название: нафс как защита.
Отправлено: vah от 28 ЮЪвпСап 2006, 18:55:31
С рождения у человека возникает необходимость в чувстве базовой безопасности.
И когда возникает дефицит этого чувства, необходима положительная поддержка, и когда её нет от близких людей, человек начинает искать. И тут лукавый предоставляет ему целый арсенал эрзацев, которые создают иллюзию чувства безопасности. Человек берёт, что доступней и легче, и маленький не особо осознаёт, что он делает. И на первых порах (пока близкие считают его маленьким и прощают ему) он укореняет в себе негативные ресурсы. Вот так формируется нафс.
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: vah от 29 ЮЪвпСап 2006, 15:06:30
и получается, что родители (воспитатели) несут с детьми равную ответственность за возникновение у укоренение в ребёнке Нафса.
и не возможно отследить какие родители первые допустили в своём ребёнке укоренение этого нафса.
из этого получается, что Он Сам допустил в человеке эту сущность, для испытания человека, искушения.
и получается, что не станет человек Знающим без преодоления этого Нафса.
и в этом то и есть ценность Нафса.
и когда начинаешь это понимать, пропадает страх пред Нафсом, и пропадает непобедимость этого Нафса.
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: kopernick от 30 ЮЪвпСап 2006, 01:21:09
Цитата: "vah"
из этого получается, что Он Сам допустил в человеке эту сущность, для испытания человека, искушения.
и получается, что не станет человек Знающим без преодоления этого Нафса. и в этом то и есть ценность Нафса.
и когда начинаешь это понимать, пропадает страх пред Нафсом, и пропадает непобедимость этого Нафса.


Нафс - это психика человека, или ее часть. Нафс необходим человеку для полноценного функционирования в обществе, в этом смысле его не нужно бояться или с ним бороться. Проблемы возникают тогда, когда отдельные аспекты/стороны нафса начинают доминировать, гипертрофируются и т.д., в поведении человека начинают превалировать какие-то негативные факторы, именно это требует исправления.
А умиротворенный нафс - просто душка :-)
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: Ева от 30 ЮЪвпСап 2006, 02:25:55
Цитата: "kopernick"
А умиротворенный нафс - просто душка :-)


В то время как неудовлетворенный побуждает к аммаральным поступкам

(приказывающий нафс, или низменная душа, животное эго человека называется "нафс-и аммара"; существуют и другие уровни нафса: нафс-и ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), нафс-и ал-мулхама (вдохновленная душа) и нафс-и ал-мутма'инна (успокоенная душа). )
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: vah от 30 ЮЪвпСап 2006, 13:04:11
Цитата: "Ева"
Цитата: "kopernick"
А умиротворенный нафс - просто душка :-)


В то время как неудовлетворенный побуждает к аммаральным поступкам

(приказывающий нафс, или низменная душа, животное эго человека называется "нафс-и аммара"; существуют и другие уровни нафса: нафс-и ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), нафс-и ал-мулхама (вдохновленная душа) и нафс-и ал-мутма'инна (успокоенная душа). )


допустим: Нафс - психика человека, необходимая для социализации, состоящая из различных частей (хотя в литературе чаще про нафс - как злая часть души).
но ведь даже и хорошие части заслоняют человека от Истины.
убрать нафс нельзя, да и не зачем (если только не злую часть души, не кормя, сделать слабой и ручной).
даже в идеальном случае, когда нафс белый и пушистый, нужен в психике человека некий инструмент, при помощи которого можно минимализировать (и как программа максимум свести влияние нафса на восприятие и осознание к нулю) искажающее воздействие нафса.
вопрос, в чём может заключаться подобный инструмент (медитации, молитвы, посты, дыхательные и прочие упражнения)?
ведь все эти инструменты верные и опробированные веками, но сейчас не особо слышно о людях достигших Понимания (а может быть я просто плохо информирован).
и другой вопрос, а есть ли литература где описаны методики с этими инструментами, описаны доступным языком?
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: kopernick от 30 ЮЪвпСап 2006, 17:51:30
Цитата: "vah"

даже в идеальном случае, когда нафс белый и пушистый, нужен в психике человека некий инструмент, при помощи которого можно минимализировать (и как программа максимум свести влияние нафса на восприятие и осознание к нулю) искажающее воздействие нафса.
вопрос, в чём может заключаться подобный инструмент (медитации, молитвы, посты, дыхательные и прочие упражнения)?
ведь все эти инструменты верные и опробированные веками, но сейчас не особо слышно о людях достигших Понимания (а может быть я просто плохо информирован).
и другой вопрос, а есть ли литература где описаны методики с этими инструментами, описаны доступным языком?


Согласно психологии суфизма, помимо нафса в человеке есть и другие уровни психики, например, сердце. Когда в человеке начинает превалировать уровень сердца, то негативное влияние нафса может быть уменьшено, сам нафс становится облагороженным, умиротворенным. Как достичь уровеня сердца - в этом и заключается один из аспектов суфийского Пути.
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: vah от 30 ЮЪвпСап 2006, 19:23:04
Цитата: "kopernick"
[

Согласно психологии суфизма, помимо нафса в человеке есть и другие уровни психики, например, сердце. Когда в человеке начинает превалировать уровень сердца, то негативное влияние нафса может быть уменьшено, сам нафс становится облагороженным, умиротворенным. Как достичь уровеня сердца - в этом и заключается один из аспектов суфийского Пути.


уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: kopernick от 30 ЮЪвпСап 2006, 21:38:46
Цитата: "vah"
уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?


Цитировать
4. СЕРДЦЕ.

    Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца. Фактически, успокоенный нафс и есть само сердце. Философы называют его "рациональный нафс" (нафс-и натика). Большинство людей, однако, находятся на психологическом уровне материальной природы (таб) и нафса; у них нет сердца.

Сердце это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс). Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с нафсом, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет нафс, оно затемняется от тусклости множественной природы нафса и окрашивается в соответствующие тона.

Дух - источник добра, а нафс - зла. Любовь это армия духа, а страсти - армия нафса.

Дух - это преуспеяние в Боге, тогда как нафс - неудача в Боге. Сердце расположено между двумя этими владыками, и победивший из них покоряет и сердце.

    Когда любовь призывает сердце,
    Сердце бежит от всего сотворенного.

    Руми

Сердце это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявленности различных уровней Сущности. Арабское название сердца, калб (вращение), указывает на его срединное положение между нафсом и духом. Сердце является мостом, связующим их; оно делает проявленным совершенство обоих и, черпая благодать духа, передает ее нафсу.

   
В своем комментарии к Фусус ал-хикам Джами пишет: "Сердце это реальность, заключающая в себе реальность материального мира и органы физического восприятия с одной стороны, а с другой - реальность духовную и свойства нафса".

В суфийской терминологии сердце - это нематериальная светоносная субстанция, расположенная между духом и нафсом; субстанция, посредством которой возможно стать /подлинным/ человеком. Философы называют эту субстанцию рациональным нафсом, утверждая, что он восседает над животным нафсом. (КФ 1170)

     

   Почему духовное сердце называют сердцем.

То серце, о котором говорят суфии, отлично от одноименного физического органа. Физическое сердце - кусок плоти, расположенный на левой стороне тела под грудной костью. Термин "сердце" используется для обозначения духовного сердца из-за того, что между духовным сердцем и физическим сердцем существует определенное соответствие.

Физическое сердце находится в состоянии постоянной перемены, регулируя изменения венозной крови, более грубой, в более утонченную, артериальную. Духовное сердце также находится в состоянии постоянной перемены, вращаясь между утонченными влияниями духа и грубыми воздействиями нафса. Отсюда возникло арабское название сердца, калб, от корня к-л-б, означающего "вращать" или "переворачивать".

Физическое тело посылает кровь по артериям и получает грубую кровь из вен; это процесс необходим для очищения человеческой крови. Сходным образом, духовное сердце получает грубые качества нафса и с помощью духа очищает их, изменяя их в духовные черты характера и благоприятствуя оздоровлению человеческой психики. Линия, разграничивающая утонченную реальность психики и грубые свойства нафса, проходит, на самом деле, через сердце.

Физическая жизнь каждого человека связана с его физическим сердцем; если сердцу нанесен ущерб, человек заболевает; если сердце останавливается, он умирает. Точно так же духовная жизнь каждого человека связана с его духовным сердцем; если человек попал под воздействие свойств нафса, у него складывается дурной характер, а если сердце полностью побеждено нафсом, как бы умирая, то у такого человека прекращается и духовная жизнь.

Физическое сердце - область взаимодействия между венами, приносящими грубую кровь, и артериями, несущими утонченную кровь, обогащенную кислородом, которая становится утонченным воздухом легких, дыханием. Духовное сердце, сходным образом, это область вздаимодействия между грубыми силами нафса и возвышенными силами духа, духовным дыханием.

Физическое сердце называют так потому, что оно занимает относительно серединное положение в теле. По той же причине духовное сердце называемо так потому, что в процессе совершенствования человеческой психики оно выполняет свою функцию в срединной точке между нафсом и духом.

Физическое сердце поддерживает непрекращающееся функционирование тела посредством постоянных и самопроизвольных сокращений. Точно так же духовное сердце автоматически регулирует характер и психологические проявления. Физическое сердце управляет физическим телом, тогда как духовное сердце управляет психикой.

Духовное сердце называется калб, так как оно проходит через различные уровни состояний в процессе продвижения к совершенству.
Поскольку состояния - божественного происхождения, и то, чем наделяет Бог, бессчетно, то повороты и продвижения, совершаемые человеком на пути к совершенству, в сочетании с беспредельностью предвечной Красоты и Величия, бесконечно разнообразны. (МХ 97)

Сердце называется калб, поскольку оно - место проявленности различных аспектов Бога; в нем каждое мгновение открывается новый аспект, когда оно поворачивается (монкалиб) от одного Атрибута к Другому. Оно также движется от аспекта, который сопричастен Богу, к аспекту, который сопричастен творению. Таким образом сердце получает благодать от Бога и передает ее твари. (СГР 4)


Дж. Нурбахш. Психология суфизма.
http://www.sufism.ru/orden/psiholog.htm#serdce
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: Вадим от 31 ЮЪвпСап 2006, 06:34:25
Цитата: "vah"
[

уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?

Вот немного иной подход, то есть не евразийский суфизм.
В Учении Дона Хуана (карлос Кастанеда) в центр традиции ставится понятие Пути Сердца, а главным методом является "шлифовка связующего звена между Духом (намерением) и человеком".
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: vah от 31 ЮЪвпСап 2006, 12:29:22
Цитата: kopernick
Цитата: "vah"
уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?


Цитировать
4. СЕРДЦЕ...........
......

 


буду надеятся, что понял, уровень сердца - это похоже на чистое разумное осознающее восприятие.
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: vah от 31 ЮЪвпСап 2006, 12:32:17
Цитата: "Вадим"
Цитата: "vah"
[

уровень сердца - это как? можно несколько развернуть?

Вот немного иной подход, то есть не евразийский суфизм.
В Учении Дона Хуана (карлос Кастанеда) в центр традиции ставится понятие Пути Сердца, а главным методом является "шлифовка связующего звена между Духом (намерением) и человеком".


с Кастанедой знаком, в своё время все тома от корки до корки и не раз.
и его определение близко.
когда начинал читать Кастанеду, всё время не покидало ощущение, что автор обчитался книг по Буддизму и Суфизму.
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: Вадим от 31 ЮЪвпСап 2006, 15:36:46
Цитата: "vah"
с Кастанедой знаком, в своё время все тома от корки до корки и не раз.
и его определение близко.
когда начинал читать Кастанеду, всё время не покидало ощущение, что автор обчитался книг по Буддизму и Суфизму.

Это когда начинал, а теперь какое ощущение?
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: vah от 31 ЮЪвпСап 2006, 15:59:33
Цитата: "Вадим"
[Это когда начинал, а теперь какое ощущение?


до многих вещей доходишь по ходу жизни, и многое из того, что он описывал имеет под собой реальную основу, а многие вещи (например: правила сталкинга) значительно облегчают взаимодействие с внешним миром.
а при помощи некоторых вещей (из его книг), очень легко людям серьёзным баки заливать, пробивает напроч. (не очень люблю однозначно серьёзных).
в моей классификации: Кастанеда (его описания) - высший пилотаж, и скорее всего основаны на реальных событиях и героях.
Название: нафс как защита.
Отправлено: R&Co от 31 ЮЪвпСап 2006, 22:04:18
...ступени Пути...
Создателю не нужны послушные Его воле болванчики.
Ему нужен Путь. Работа мысли, чувства, тела человека на этом Пути. Работа преобразующая этот Мир в соответствие с Его замыслом...
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: dodo от 31 ЮЪвпСап 2006, 23:40:36
Цитата: "vah"
и получается, что родители (воспитатели) несут с детьми равную ответственность за возникновение у укоренение в ребёнке Нафса..


 В ребенке можно укоренить худшие качества  - тогда родители несут моральный груз за свое неведение, но если они же укрепили в детях доброе начало и дали позитивный импульс для развития личности ребенка, научили ее ответственности и богобоязненности - они заложили фундамент для духовного развития ребенка. А построет ли он дом на этом фундаменте,какие примет решения в своей жизни - зависит только от него.

Цитата: "vah"
из этого получается, что Он Сам допустил в человеке эту сущность, ..


 Нафс -это не сущность, это только инструмент, и если он правильно функционирует, то можно пройти дальше, чтобы понять, что такое сушность.

Цитата: "vah"

и получается, что не станет человек Знающим без преодоления этого Нафса...


Единственная роль нафса - не мешаться.
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: Вадим от 01 ЭЮпСап 2006, 15:15:29
Цитата: "vah"
Цитата: "Вадим"
[Это когда начинал, а теперь какое ощущение?


до многих вещей доходишь по ходу жизни, и многое из того, что он описывал имеет под собой реальную основу, а многие вещи (например: правила сталкинга) значительно облегчают взаимодействие с внешним миром.
а при помощи некоторых вещей (из его книг), очень легко людям серьёзным баки заливать, пробивает напроч. (не очень люблю однозначно серьёзных).
в моей классификации: Кастанеда (его описания) - высший пилотаж, и скорее всего основаны на реальных событиях и героях.

Идеи тибетского буддизма и китайского даосизма Карлос обсуждает с Доном Хуаном. А вот про суфизм этого сказать нельзя.

Отсюда вопрос ( немного не по теме, может он ближе к ветке "Кризис суфизма") - Может, не стоит путать практику Пути сердца и феномен современных суфийских орденов?

Вода может быть налита и в чашку, и в стакан, но кому прийдет в голову бороться с жаждой через обсуждение формы стаканов? Хотя, об этом уж говорено-переговорено...
Название: Re: нафс как защита.
Отправлено: vah от 01 ЭЮпСап 2006, 18:43:09
[quote="Вадим
Отсюда вопрос ( немного не по теме, может он ближе к ветке "Кризис суфизма") - Может, не стоит путать практику Пути сердца и феномен современных суфийских орденов?

Вода может быть налита и в чашку, и в стакан, но кому прийдет в голову бороться с жаждой через обсуждение формы стаканов? Хотя, об этом уж говорено-переговорено...[/quote]

и путать не стоит и смешивать то же. может получиться, как на двух стульях сидеть.

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100