Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Часто возникает вопрос: из чего исходить при решении ситуаций вроде хорошо/плохо, делать/не делать, и др.
Есть понимание, что собственные критерии человека в подобных вопросах не объективны, связаны с автоматизмом, обусловленностью и не отражают Реальность.
В такие моменты кажется, что с одной стороны есть Желание что-то сделать (то, что человеку, по его мнению, выгодно и приятно, например) и это самое Желание относится к эмоционально-интеллектуально-животной части человека (то есть хочется что-то сделать исходя из заключений ума, элементов чувственного восприятия или влечений тела), а с другой стороны откуда-то приходит импульс (ощущение?), что следует напротив воздержаться от того, чтобы это самое что-то сделать.
Допустим, что это - Совесть. Допустим, что импульсы приходят из Души.
Таким образом Совесть - язык, на котором Душа общается с сознанием человека.
Тогда возникает вопрос - является ли такая Совесть все-таки чисто субъективной, или имеет отношение к объективной Реальности (на самом деле, если верно второе, то и Душа, как источник, имеет отношение к объективной Реальности).
Понимаю, что по отдельным аспектам поднятой темы было много сказано (и совершенно разного, кстати), но вопрос чисто прикладной и очень, для меня, во всяком случае, важный, так как касается того как реагировать на постоянно возникающие в жизни перекресточки - развилочки...
Очень надеюсь услышать мнение присутствующих.
Заранее благодарен.
-
Спичка говорит: Часто возникает вопрос: из чего исходить при решении ситуаций вроде хорошо/плохо, делать/не делать, и др.
Хорошо/плохо, это как черное и белое, не так уж богат выбор, когда нет других цветов и оттенков.. уже все, далеко не объективно..
Из чего исходить? М.б. из взвешивания ситуации и руководствуясь здравым смыслом решать эти вопросы? А если это касается "чего-то такого" ближе к Любви).. то м.б. ответ не придет из сферы ума)..
Спичка говорит: Допустим, что это - Совесть. Допустим, что импульсы приходят из Души.
Таким образом, Совесть - язык, на котором Душа общается с сознанием человека.
Тогда возникает вопрос - является ли такая Совесть все-таки чисто субъективной, или имеет отношение к объективной Реальности (на самом деле, если верно второе, то и Душа, как источник, имеет отношение к объективной Реальности).
Думаю, что все это имеет отношение к Реальности), в итоге, к объективной).. но, на мой взгляд, не просто разобраться порой, совесть ли это? Или работающие стереотипы и установки или что-то еще?
Спасибо, простите за "беглый" ответ..)
-
Знаешь что,спичка.
Во -первых, я тебя считала девочкой. А ты..
Во-вторых , я тоже почти о том же сегодня думала, ну не то, чтобы о том же, скорее , что о своем, да и не то , чтобы думала, скорее пыталась почувствовать.
Что движет моими поступками, моим выбором и в каких случаях мне как бы противно или больно от своих действий , а в каких я испытываю чувство глубокой правоты. Хоть и жуть как вредно (мне! другим может и полезно или даже приятно) размышлять на темы хорошо-плохо, правильно- неправильно, доброе-злое... - все это категории человеческие и бесконечные в своем мыслеблудии... ужас обуяет мое сердце, когда я вдруг обнаруживаю, что до сих пор сверяюсь с мнением своей мамы - или бывшего мужа- или знакомых- и тогда мне хочется себя подвесить за ногу и оставить так висеть, пока вся глупость из головы не ссыплется..
К чему я. К тому, что ты прав, совесть -это голос духа, не иначе, или голос высших центров, которые безупречны и имеют божественную природу ( такова моя картина мира) ,оттого совесть для меня священна, ее тихие решения я очень четко отличаются от мыслей или от морали всякой.
Мне до лампочки , объективна она или субективна, вообще в посленее время надоели эти разборки, просто ее голос распознаю по особым своим внутренним техникам. Еще и потому , что совесть не говорит мне о добре там или о зле, а просто сообщает , как поступить так, чтобы не испытывать в центре груди такой противный холод, словно меня потихоньку макают в холодный ад...
Будь здоров.
ЗЫ: А я тут про одиночество думала. прочитала , что у словца нет антонима. Согласилась с тем, что если оно вызывает грусть- значит это просто отделенность,это от ума.
Если это классное чувство свободы- тагда от духа.
Вообще -то я сто раз уже к таким выводам приходила, забывала, страдала, снова искала, еопять находила...вот круговорот открытий ))
-
Знаешь что,спичка.
Во -первых, я тебя считала девочкой. А ты..
Милая Мишель,
Надеюсь, Вы не слишком разочарованы ошибкой в своем восприятии меня как девочки. :D
Спасибо за Ваше мнение. Действительно, сообщения совести существенно отличаются от сигналов из других центров (или нам так кажется). Согласен с Вами в том, что надо следовать этому. Даже не имея привычно-логических объяснений этому.
P.S. Было бы интересно узнать какая у Вас порода кошки живет (если конечно не аллергия...).
Примите мои нижайшие и искреннейшие заверения в терзающих меня сомнениях о том смел ли я задавать Вам столь личный вопрос. Если что - готов принять реприманд.
-
О, уважаемый спичка! Вы так изысканны в общении, что я спешу вычертить реверанс . Эх, прекрасные сегодня погоды.
Отлично, что вы не девочка, мое огорчение было связано лишь с моим стандартом мышления- "она моя"- женского рода, "он мой "- мужского. Интересно, отчего именно так сформулировано правило определения рода ...не "он твой", например.
В любом случае, скажу я вам, форум уникален тем, что ответы на свои вопросы или просветление своих неясных состояний можно здесь найти.
Потому что я, например, стала нетерпима к прежде привычным и как бы неизбежным взаимоотношениям с близкими, которые (отношения)действительно стоят поперек горла. Знаете, когда жизнь внутрях очень изменилась, а вовне люди все еще принимают тебя за прежнюю ходячую схему.
И нашла в форуме совершенно классную тему.
http://sufism.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=3915&highlight=%CA%F0%E5%F1%F2&sid=ec4cc145b096a9e4bd46485ea929d31f
Я ее и раньше читала, но она не нашла такого отклика , пока не отразила мое состояние .
Знаете, спичка, как это происходит? Взмывает какая-то внутренняяя стихия, или шторм, и получают по 10 баллов мои мелкие тираны. Это бывает редко,но так , что перейдя на штиль, я обнаруживаю уже другие взаимоотношения. что-то разрушено, начинаю оценивать- хорошо , плохо, недобрая или как...
В этот момент , как вы ловко подметили, приходится обращаться к своей душе .Наверное через совесть.
Уважаемый спичка. Неужели про кошку Вы спросили меня после слов об одиночестве. У меня полный дом народу, О, Спичка, но это не мешает порой чувствовать себя очень одиноко)Что не всегда огорчает)))
Я уважаю кошек, но они холодны. А я ценю чувства. У меня есть сногсшибательный щенок, родственная душа, источник безусловной любви, малый брат, шерстяной вьюнок. Он способен принять любое количество любви. А из меня она так и прет, горе-то какое..
Глубокоуважаемый спичка. Надеюсь, я не обидела ваших чувств, если вы принадлежите к кошатникам.
Осмелюсь спросить, отчего Вас терзают вопросы правильных поступков и места совести ? И назначения смерти?
реверанс.
-
Глубокоуважаемый спичка. Надеюсь, я не обидела ваших чувств, если вы принадлежите к кошатникам.
Осмелюсь спросить, отчего Вас терзают вопросы правильных поступков и места совести ? И назначения смерти?
реверанс.
Весьма уважаемая Мишель,
Благодарю Вас за Ваше письмо. С Вашего позволения, возьму на себя смелость ответить по порядку, уделив большее внимание второму блоку вопросов. Итак,
1. Не обидели ли Вы меня - ни в коей мере, благодарю за чуткость и беспокойство.
2. Принадлежу ли я к кошатникам - да, совершенно определенно.
А теперь о той части Ваших вопросов, которые непосредственно затрагивают тематику Форума.
Правильные поступки - Совесть - Душа - Смерть.
Об их внутренней связи, подходах к интерпретации, значении для каждого человека и для меня в частности можно говорить и писать много. Возьму на себя смелость объясниться кратко.
В подобном контексте легче пойти с конца (в некотором смысле - с начала...).
Итак, Смерть. Это самое естественное и неизбежное в Жизни. Даже более того. Не факт, что появится новая жизнь, но то, что все получившее жизнь умрет - есмь непреложный факт. Смерть это серьезно, Смерть - это этап. Символ веры. Я всегда думал о Смерти, считаю, что это совершенно естественно для каждого человека. Теперь к Душе и Совести. Некоторые вопросы (в том числе и в отношении Смерти) можно понять только Душой; мне представляется, что Совесть имеет непосредственное отношение к Душе, является "полупроводником ее эманаций", "средством общения", как пожелаете, поэтому место Совести для меня понять важно. А о правильных поступках я в другой ветке писал, не хочу повторяться. Собственно, ничего нового...добро/зло, слишком доброе отношение к лисе может повлечь гибель зайца, ля-ля тополя.
Прошу меня простить за невольно фривольное и нечеткое изложение выше, такая тоска иногда от слов бесконечных берет...все пытаемся что-то понять, познать. А ведь может правильно Господь Еву с Адамом из Эдема выгнал, за то, что вкусили от древа Познания. Может не надо ничего понимать-познавать, а только верить? А где Веру взять?
Искренне Ваш
-
...кто-то из древних называл совесть Святым Духом в нас...
.... и верить, и как-то так попроще жить)) порой мне хочется пребывать в абсолютном внутреннем безмолвии. .....куда бы только умище подевать :-)
:roll:
-
В такие моменты кажется, что с одной стороны есть Желание что-то сделать (то, что человеку, по его мнению, выгодно и приятно, например) и это самое Желание относится к эмоционально-интеллектуально-животной части человека (то есть хочется что-то сделать исходя из заключений ума, элементов чувственного восприятия или влечений тела), а с другой стороны откуда-то приходит импульс (ощущение?), что следует напротив воздержаться от того, чтобы это самое что-то сделать.
Очень интересная тема. Но почему вы считаете, что этот импульс обязательно совесть?.
Возможно, что так называемым "внутренним голосом" является культурное воспитание. Ведь нельзя отрицать влияние культуры на
поступки и мышление человека. Каковы критерии?
-
В такие моменты кажется, что с одной стороны есть Желание что-то сделать (то, что человеку, по его мнению, выгодно и приятно, например) и это самое Желание относится к эмоционально-интеллектуально-животной части человека (то есть хочется что-то сделать исходя из заключений ума, элементов чувственного восприятия или влечений тела), а с другой стороны откуда-то приходит импульс (ощущение?), что следует напротив воздержаться от того, чтобы это самое что-то сделать.
Очень интересная тема. Но почему вы считаете, что этот импульс обязательно совесть?.
Возможно, что так называемым "внутренним голосом" является культурное воспитание. Ведь нельзя отрицать влияние культуры на
поступки и мышление человека. Каковы критерии?
Уважаемый Док,
Не уверен что совесть - поэтому и советуюсь. А если и называть совестью, то, как Вы справедливо заметили, "нельзя отрицать влияние культуры на поступки и мышление человека". Вопрос именно в этом, субъективна совесть (зависит от культуры и воспитания) или объективна, если угодно божественна - связана с абсолютными величинами, так сказать?
Благодарю Вас
Искренне Ваш
-
Уважаемый Спичка,
попробуйте попристальнее вглядеться в слово, над которым Вы размышляете.
со-Весть. "со"- это намек на что-то совместное, общее ( со-чувствие, со-вещание, со-гласие и т.п.)
по-английски "совесть" - conscience. Та же картина: "con" - передает значение чего-то совместного, общего. Science - знание, наука.
латынь: conscientia - совесть, сознание, осоглашение, осведомленность.
Общий знаменатель - "совместное знание". Но можно прочитать и "посланная Весть" - т.е. тихий намек Сверху.
-
Уважаемый Спичка,
попробуйте попристальнее вглядеться в слово, над которым Вы размышляете.
со-Весть. "со"- это намек на что-то совместное, общее ( со-чувствие, со-вещание, со-гласие и т.п.)
по-английски "совесть" - conscience. Та же картина: "con" - передает значение чего-то совместного, общего. Science - знание, наука.
латынь: conscientia - совесть, сознание, осоглашение, осведомленность.
Общий знаменатель - "совместное знание". Но можно прочитать и "посланная Весть" - т.е. тихий намек Сверху.
Дорогой Катерпиллер,
Спасибо. Очень интересная информация. Важная, на мой взгляд.
Удачи Вам.
-
Тогда возникает вопрос - является ли такая Совесть все-таки чисто субъективной, или имеет отношение к объективной Реальности (на самом деле, если верно второе, то и Душа, как источник, имеет отношение к объективной Реальности).
Люди говорят друг другу: "как тебе не стыдно", значит есть уверенность, что совесть приводит (должна приводить) людей к тому же самому, в конце концов. То есть объективно это.
На иврите совесть обозначается: "обязанность сердца".
А относительно всего предоставленного совести сказано: "и бойся Бога твоего"
По Платону: «Дан людям стыд и правда, чтобы человечество не сгинуло» (ПРОТАГОР)
-
Дорогой Искандер. Спасибо за Ваше мнение и интересную информацию про ивритскую этимологию совести.
Люди говорят друг другу: "как тебе не стыдно", значит есть уверенность, что совесть приводит (должна приводить) людей к тому же самому, в конце концов. То есть объективно это.
В отношении этого представляется, что надо делать здесь скидку на культурную среду - на вопрос "как тебе не стыдно" человек из существенно иной социо-культурной среды с качеаственно иными (иногда, противоположными) нравственными ориентирами лишь удивленно посмотрит на спрашивающего. Стыдно ему действительно не будет - ну съели Кука, но это так естественно в нашем племени...
Поэтому Ваш пример объективность совести, на мой взгляд, не доказывает.
Искренне Ваш
-
Более того , момент "как не стыдно " предполагает как ориентир мнение окружающих. Терпеть не могу эту фразу с детства. Метод манипуляции .
-
Стыдно ему действительно не будет - ну съели Кука, но это так естественно в нашем племени...
Вне зависимости от развития этой темы, на мой взгляд, это исходная тема для всех остальных тем.
Культурная среда действитеольно разная, но можно привести примеры о том как различные среды развиваются к общему знаменателю сред, преодолевая иллюзии.
Следование совести, это движение к абсциссе, идеальными люди не могут быть. Как и всё материальное - неидеально.
И Платон замечает: нельзя быть хорошим, можно только стремиться к этому.
Екклесиаст:
"Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы."
По сути: благо - это следование совести, прямодушие;
грех - обратное прямодушию.
И "дикари теперь заламывают руки,
Ломают копья, ломают луки,
Сожгли и бросили дубинки из бамбука –
Переживают, что съели Кука!"
-
Нашел интересное подтверждение кое-чего из того о чем мы рассуждали в этой ветке "Совесть как способ общения Души с сознанием". Из книги Л.Н. Толстого "Путь жизни", 1910 год http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0540.shtml
СОВЕСТЬ - ГОЛОС ДУШИ
1
В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой
зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает,
плодится и делает все это, как заведенные часы. Другой - зрячий, духовный
человек- сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что
делает слепой, животный человек.
2
Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть
человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса
двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути,
который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает
то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть
показывает человеку, куда и насколько он сбился.
3
Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы
говорим: совести у него нет.
Что же такое совесть?
Совесть это голос того единого духовного существа, которое живет во
всех.
4
Совесть - это сознание того духовного существа, которое живет во всех
людях. И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель
жизни людей. А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного
существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они
живут.
5
Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей
совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. И
как ни громко кричат страсти, они все-таки робеют перед тихим, спокойным и
упорным голосом совести. Голосом этим говорит вечное, божественное, живущее
в человеке.
Чаннинг
-
Предположение, совесть-это интеллект, который предупреждает действия эго. ?
-
Эти стихи я сочинил тогда когда еще сушествовала совесть в мое время . вот думаю что сейчас бы я этого не сделал ибо опелировать на совесть и поступать согласно совести кого то можно попасть в яму.
мой мастер СУН-ЦЫЗЫ говорил -Совесть это потертые тормоза когда ты катищься со склона .
Не погибну я , не позволит мне моя совесть . .
А погибну я , значит обошлось все без совесть. .
Не уйду я прочь , не позволит мне , это Совесть. .
пусть погибну я ,и погибнет со мной это
Совесть . .
не кричи во след , пусть не тревожит он эту совесть . . .
А кричи в ночи , пусть не слышит это совесть. . .
не ругай меня , пусть замолькнит он, эта совесть
не рассказывай , пусть в молчание пребудет совесть . .
не показывай , пусть ослепнет эта совесть
не иши его , пусть заблудиться это Совесть. . .
бесполезен мне , и начто тебе это Совесть . . .
. . . .
пусть погибну я ,и погибнет со мной это
Совесть . .
пусть уйду я прочь и уйдет со мной это Совесть
пусть ослепну я и ослепнет со мной это совесть
пусть убью себя и убью я эту совесть
бесполезен мне, и на что тебе это Совесть. . .
Все что было у меня , разорила это Совесть . .
на руках весы , и Фемидою прозвали эту Совесть . .
пуста и гирья на весах , вот что было от этого Совесть. .
не убавиться не прибавиться , вот что есть оно, это Совесть . . .
и размыты края ,ведь пустой , НО гирьей**, была та Совесть .. ..
Не ругай меня , не тревожит Вас больше Совесть . .
не тревожь меня , не ругает Вас уже Совесть . .
не рассказывай , ведь молчит же Ваша Совесть . .
не показывай , ведь ослеп же Ваша Совесть . . .
Уходите прочь , ведь свободны Вы от совесть . . .
Не погибните , ведь погибла Ваша Совесть . . .
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской