Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Хорхе Л.Борхес
РОЗА ПАРАЦЕЛЬСА (25 августа 1983 года, 1983)
В лаборатории, расположенной в двух подвальных комнатах, Парацельс
молил своего Бога, Бога вообще, Бога все равно какого, чтобы тот послал ему
ученика. Смеркалось. Тусклый огонь камина отбрасывал смутные тени. Сил,
чтобы подняться и зажечь железный светильник, не было. Парацельса сморила
усталость, и он забыл о своей мольбе. Ночь уже стерла очертания запыленных
колб и сосуда для перегонки, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин
встал, поднялся по высокой винтовой лестнице и отворил одну из створок. В
дом вошел незнакомец. Он тоже был очень усталым. Парацельс указал ему на
скамью; вошедший сел и стал ждать. Некоторое время они молчали.
Первым заговорил учитель.
- Мне знаком и восточный, и западный тип лица, - не без гордости сказал
он. - Но твой мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?
- Мое имя не имеет значения, - ответил вошедший. - Три дня и три ночи я
был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу быть твоим учеником. Я
взял с собой все, что у меня есть.
Он снял торбу и вытряхнул ее над столом. Монеты были золотые, и их было
очень много. Он сделал это правой рукой. Парацельс отошел, чтобы зажечь
светильник. Вернувшись, он увидел, что в левой руке вошедшего была роза.
Роза его взволновала.
Он сел поудобнее, скрестил кончики пальцев и произнес:
- Ты надеешься, что я могу создать камень, способный превращать в
золото все природные элементы, и предлагаешь мне золото. Но я ищу не золото,
и, если тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим учеником.
- Золото меня не интересует, - ответил вошедший. - Эти монеты - всего
лишь доказательство моей готовности работать. Я хочу, чтобы ты обучил меня
Науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню.
Парацельс медленно промолвил:
- Путь - это и есть Камень. Место, откуда идешь, - это и есть Камень.
Если ты не понимаешь этих слов, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг
является целью.
Вошедший смотрел на него с недоверием. Он отчетливо произнес:
- Значит, цель все-таки есть?
Парацельс засмеялся.
- Мои хулители, столь же многочисленные, сколь и недалекие, уверяют,
что нет, и называют меня лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако
допускаю, что я и в самом деле обольщаю себя иллюзиями. Мне известно лишь,
что есть Дорога.
Наступила тишина, затем вошедший сказал:
- Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится - положить на это
годы. Позволь мне одолеть пустыню. Позволь мне хотя бы издали увидеть
обетованную землю, если даже мне не суждено на нее ступить. Но, прежде чем
отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства.
- Когда? - с тревогой произнес Парацельс.
- Немедленно, - с неожиданной решимостью ответил ученик.
Вначале они говорили на латыни, теперь по-немецки. Юноша поднял перед
собой розу.
- Говорят, что ты можешь, вооружившись своей наукой, сжечь розу и затем
возродить ее из пепла. Позволь мне быть свидетелем этого чуда. Вот о чем я
тебя прошу, и я отдам тебе мою жизнь без остатка.
- Ты слишком доверчив, - сказал учитель. - Я не нуждаюсь в
доверчивости. Мне нужна вера.
Вошедший стоял на своем.
- Именно потому, что я недоверчив, я и хочу увидеть воочию исчезновение
и возвращение розы к жизни.
Парацельс взял ее и, разговаривая, играл ею.
- Ты доверчив, - повторил он. - Ты утверждаешь, что я могу уничтожить
ее?
- Каждый может ее уничтожить, - сказал ученик.
- Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что возможен возврат к небытию?
Неужели ты думаешь, что Адам в Раю мог уничтожить хотя бы один цветок, хотя
бы одну былинку?
- Мы не в Раю, - настойчиво повторил юноша, - здесь, под луной, все
смертно.
Парацельс встал.
- А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать
что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность
осознать, что мы в Раю?
- Роза может сгореть, - упорствовал ученик.
- Однако в камине останется огонь, - сказал Парацельс.
- Стоит тебе бросить эту розу в пламя, как ты убедишься, что она
исчезнет, а пепел будет настоящим.
- Я повторяю, что роза бессмертна и что только облик ее меняется.
Одного моего слова хватило бы, чтобы ты ее вновь увидел.
- Одного слова? - с недоверием сказал ученик. - Сосуд для перегонки
стоит без дела, а колбы покрыты слоем пыли. Как же ты вернул бы ее к жизни?
Парацельс взглянул на него с сожалением.
- Сосуд для перегонки стоит без дела, - повторил он, - и колбы покрыты
слоем пыли. Чем я только не пользовался на моем долгом веку; сейчас я
обхожусь без них.
- Чем же ты пользуешься сейчас? - с напускным смирением спросил
вошедший.
- Тем же, чем пользовался Всевышний, создавший небеса, и землю, и
невидимый Рай, в котором мы обитаем и который сокрыт от нас первородным
грехом. Я имею в виду Слово, познать которое помогает нам Каббала.
Ученик сказал с полным безразличием:
- Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление
розы. К чему ты при этом прибегнешь - к сосуду для перегонки или к Слову, -
для меня не имеет значения.
Парацельс задумался. Затем он сказал:
- Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что все увиденное - всего
лишь обман зрения. Чудо не принесет тебе искомой веры. Поэтому положи розу.
Юноша смотрел на него с недоверием. Тогда учитель, повысив голос,
сказал:
- А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты
заслужил подобную милость?
Вошедший, охваченный волнением, произнес:
- Я сознаю свое нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет
моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем
розу. Я ни о чем больше не попрошу тебя. Увиденное собственными глазами и
будет для меня доказательством.
Резким движением он схватил алую розу, оставленную Парацельсом на
пюпитре, и швырнул ее в огонь. Цвет истаял, и осталась горсточка пепла.
Некоторое время он ждал слов и чуда.
Парацельс был невозмутим. Он сказал с неожиданной прямотой:
- Все врачи и аптекари Базеля считают меня шарлатаном. Как видно, они
правы. Вот пепел, который был розой и который ею больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс был лгуном или же фантазером, а он,
ворвавшись к нему, требовал, чтобы тот признал бессилие всей своей
колдовской науки.
Он преклонил колени и сказал:
- Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без которой для Господа
нет благочестия. Так пусть же глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух
мой окрепнет, стану твоим учеником, и в конце пути я увижу розу.
Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано
состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему,
столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн
Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?
Оставленные золотые монеты были бы милостыней. Уходя, он взял их.
Парацельс проводил его до лестницы и сказал ему, что в этом доме он всегда
будет желанным гостем. Оба прекрасно понимали, что встретиться им больше не
придется.
Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно
расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся
Слово. И возникла роза.
-
а какое он слово сказал забыли написать :roll:
-
а какое он слово сказал забыли написать :roll:
))) :lol:
-
В любом деле иногда приходит момент,когда вдруг понимаешь - цель это не результат.И нет слов объяснить это,хоть и самому себе.Если же произнести эти слова вслух,они покажутся безумными,даже самому произносящему.Цель это путь к цели,путь это карта пути,карта это возможность видеть карту... :) И т.д... :-\ :) Ум не-ума практикующего не-деяние. :) Безумно,не правда ли?..Но остальное - недоумие и его пространные оправдания.
-
Три дня и три ночи шёл,и всё зря...жаль((
Борхес тоже хорош(нечего сказать 8) ),мог бы второго "правильного" ученика в рассказ втюхнуть,для контрасту.Один типа не прошёл кастинг,а второй(ах какой добрый молодец) попал в точку))
В общем,я щитаю,всё плохо.Борхес жмот.Парацельс старый,выживший из ума неврастеник,опустившийся... до рядового колдуна.Последний шанс зажить по человечески имел... >:(
-
снова перечитал и наткнулся на интересное место.. , почему-то раньше не обратил на это внимания..
- Мы не в Раю, - настойчиво повторил юноша, - здесь, под луной, все
смертно.
Парацельс встал.
- А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать
что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность
осознать, что мы в Раю?
-
Гениально! +1000000.
Спасибо, Мустафа. :) :-*
-
Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность осознать, что мы в Раю?
Скорее неспособность принять, сомневаюсь что одного осознания будет достаточно.
-
Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность осознать, что мы в Раю?
Скорее неспособность принять, сомневаюсь что одного осознания будет достаточно.
Вы можете себе представить осознанного человека, "неспособного принять"? Я не могу. :)
Простить - это значит понять. (с)
-
Это что же(как же ??? ) значит мне и Вам тоже вместе с Гитлером,Мюллером,Чекатилло,Дракулой и др.,не вошедшими в список Нюрнбергского процесса,потом ВЕЧНО вместе "чалиться" под деревом,за стаканчиком Райского вина и девушками?
Сумневаюсь я,Устин Акимыч(((
пе.се. Ниллушу,ладно,можно взять с Собой,она всё же НАША,НАполовину Суфийская,с лёгким налётом "экзистенции",но это ничего))
-
Это что же(как же ??? ) значит мне и Вам тоже вместе с Гитлером,Мюллером,Чекатилло,Дракулой и др.,не вошедшими в список Нюрнбергского процесса,потом ВЕЧНО вместе "чалиться" под деревом,за стаканчиком Райского вина и девушками?
Сумневаюсь я,Устин Акимыч(((
Рома, не переживай: не придётся тебе "чалиться" ни в раю, ни в аду. Перечитай ещё раз этот отрывок:
снова перечитал и наткнулся на интересное место.. , почему-то раньше не обратил на это внимания..
- Мы не в Раю, - настойчиво повторил юноша, - здесь, под луной, все
смертно.
Парацельс встал.
- А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать
что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность
осознать, что мы в Раю?
-
Вы можете себе представить осознанного человека, "неспособного принять"? Я не могу. :)
Простить - это значит понять. (с)
Неспособный принять значит.. ну значит действительно пока еще неспособный, как человек только только начавший заниматься легкой атлетикой неспособен принять участие в Олимпиаде. Прощение здесь не при чем.
-
Неспособный принять значит.. ну значит действительно пока еще неспособный, как человек только только начавший заниматься легкой атлетикой неспособен принять участие в Олимпиаде. Прощение здесь не при чем.
Неспособный осознать значит.. ну значит действительно пока еще неспособный, как человек только только начавший Путь неспособен стать осознанным.
А прощение здесь при том, что в данном контексте это синоним принятия вещей такими, какие они есть. :)
-
Неспособный осознать значит.. ну значит действительно пока еще неспособный, как человек только только начавший Путь неспособен стать осознанным.
А прощение здесь при том, что в данном контексте это синоним принятия вещей такими, какие они есть. :)
Ну да, можно повернуть яйца и таким боком, если рассматривать осознание как некую субглобальную переменную.
-
А прощение здесь при том, что в данном контексте это синоним принятия вещей такими, какие они есть. :)
Ну да, можно повернуть яйца и таким боком, если рассматривать осознание как некую субглобальную переменную.
Как яйца ни поверни (хоть в профиль, хоть в анфас), они так и останутся яйцами. (= "Те же яйца, только боком.")
Не помидорами же!
То есть, вещи - такие, какие они есть.
-
Это что же(как же ??? ) значит мне и Вам тоже вместе с Гитлером,Мюллером,Чекатилло,Дракулой и др.,не вошедшими в список Нюрнбергского процесса,потом ВЕЧНО вместе "чалиться" под деревом,за стаканчиком Райского вина и девушками?
Сумневаюсь я,Устин Акимыч(((
пе.се. Ниллушу,ладно,можно взять с Собой,она всё же НАША,НАполовину Суфийская,с лёгким налётом "экзистенции",но это ничего))
"Если гора не идет к Магомеду... " :)
Возможно, есть смысл пересмотреть представления о Рае. Например, ввести в сценарий полицейских-ангелов, штоп не было неловкости - кому и с кем и под какими деревьями чалиться.. . В расчете на то, что ангелы, возможно, не так глубоко коррумпированы, как земные стражи порядка, и ты находишься в абсолютно безопасной и абсолютно справедливой среде. Какбэ, в дубайском отеле "Шарм эль Шейх" по приглашению эмира. )
Училку по любому придется брать с собой, потому что, а куда ее еще девать, других место ведь, получается, нет?! )
-
Училку по любому придется брать с собой, потому что, а куда ее еще девать, других место ведь, получается, нет?! )
Мустафа, вы меня долго не выдержите, и райский отель "Шарм эль Шейх" (= "Очарование Шейха"?) превратится для вас в сущий ад. ;D
P.S. Не могу вам сейчас пока поставить плюсик в карму (не истёк мой лимит в 24 часа), но обязательно поставлю, за творчество на ответ Роме. Мне очень понравилось. :) :-*
-
Х.Л.Борхес,видимо,любил розы http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6443.msg55006#msg55006 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6443.msg55006#msg55006)
"...бездонная вневременная роза
Господен дар безжизненным зрачкам" )))
-
снова перечитал и наткнулся на интересное место.. , почему-то раньше не обратил на это внимания..
- Мы не в Раю, - настойчиво повторил юноша, - здесь, под луной, все
смертно.
Парацельс встал.
- А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что Всевышний мог создать
что-то, помимо Рая? Понимаешь ли ты, что Грехопадение - это неспособность
осознать, что мы в Раю?
Бог вездесущ. Следовательно, Он есть и в раю, и в аду. А что же тогда представляют собой рай и ад? Это всего лишь состояния, в которых пребывает наш ум.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской