Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
При покаянии всегда возникает искус начинать судить других, кормя своё тщеславие.
И искус сей столь тонко и хитро подкрадывается, что человек не может уследить, когда он попал в сети гордыни и начал работать на лукавого.
-
При покаянии всегда возникает искус начинать судить других, кормя своё тщеславие.
И искус сей столь тонко и хитро подкрадывается, что человек не может уследить, когда он попал в сети гордыни и начал работать на лукавого.
Не может ли быть так, что порой и само покаяние может оказаться лишь самоупреком уязвленного тщеславия - либо может иметь такую составляющую среди прочих других?
-
Не может ли быть так, что порой и само покаяние может оказаться лишь самоупреком уязвленного тщеславия - либо может иметь такую составляющую среди прочих других?
самобичевание проще отличить от покаяния...
а здесь, именно, человек хочет искренне покаяться и кается, но потом опять грешит, и опять кается и так по кругу... и тут возникает индульгирование, скрытое, незаметное. сравнивание себя с другими и т.д.
хорошая иллюстрация есть у А. Камю в повести "Падение".
там страшная штука, в человеке просыпается совесть и грызёт его, и заставляет его каяться (и он хочет искренне это сделать), а его тщеславие начинает использовать это покаяние и напрочь съедает все его достижения, и бег по кругу и без выхода.
а человек мучается. и не знает как вырваться из этого круга.
и у Листвичника (Иоана Синайского) есть схожие идеи.
-
самобичевание проще отличить от покаяния...
Кому - как... :-)
У кого-то из православных отцов встречалась такая фраза: "Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних". А как мне не осуждать ближних, если я себя осуждаю за такие же поступки? Двойные стандарты какие-то получаются - им все можно, а мне нельзя:-) Опять-таки получается, что я - не то, что другие; опять то же самое тщеславие. Нужно искать какой-то выход из такой ситуации...
а здесь, именно, человек хочет искренне покаяться и кается, но потом опять грешит, и опять кается и так по кругу... и тут возникает индульгирование, скрытое, незаметное. сравнивание себя с другими и т.д.
...и у Листвичника (Иоана Синайского) есть схожие идеи.
У Лествичника - да, очень много посвящено этой теме: "Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей...
Тщеславие высказывается при каждой добродетели... Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх...
Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... " (Слово 22 (http://www.omolenko.com/biblio/lestvica.htm?p=22)).
-
У кого-то из православных отцов встречалась такая фраза: "Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних". А как мне не осуждать ближних, если я себя осуждаю за такие же поступки? Двойные стандарты какие-то получаются - им все можно, а мне нельзя:-) Опять-таки получается, что я - не то, что другие; опять то же самое тщеславие. Нужно искать какой-то выход из такой ситуации...
сознание своих грехов = прощение своих грехов. Прощение своих грехов = прощение таких же грехов другим.
-
... скрытое, незаметное. сравнивание себя с другими ...
Не сравнивай, и не сравняем будешь. )))
-
Двойные стандарты какие-то получаются - им все можно, а мне нельзя:-) Опять-таки получается, что я - не то, что другие; опять то же самое тщеславие. Нужно искать какой-то выход из такой ситуации...
вилы.
У Лествичника - да, очень много посвящено этой теме: "Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей...
Тщеславие высказывается при каждой добродетели... Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх...
у Камю есть интересная мысль близкая к этому вопросу.
всё зло человек причиняет по непониманию, незнанию.
и даже, когда человек хочет сотворить добро, но делает это из точки непонимания, незнания, он неизбежно творит зло.
может быть всё дело в Понимании?
когда приходит Понимание, тогда и уходит и тщеславие и осуждение (себя, других)
Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... "
Любовь есть Понимание (чистое восприятие).
-
... скрытое, незаметное. сравнивание себя с другими ...
Не сравнивай, и не сравняем будешь. )))
сравнивай не сравнивая - точнее будет.
-
может быть всё дело в Понимании?
когда приходит Понимание, тогда и уходит и тщеславие и осуждение (себя, других)
Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... "
Любовь есть Понимание (чистое восприятие).
Вспомнился рассказ Н.Лескова "Скоморох Памфалон" где говориться о святом и благочестивом старце, который будучи богат и занимав почетный чин, удалился от мира, раздал свое имущество нищим, и ушел в пустыню, став стопником... люди приходили к нему, восхищались его святостью...и он стал думать, что он действительно свят :wink: поскольку живет не так как все - в грехе и грязи...
И вот однажды он вопросил у Господа о святости, и услышал в ответ, что в городе из которого он ушел 20 лет назад есть один святой и зовут его - Памфалон. тогда старец решился проверить свой внутренний голос и решил дойти до города узнать есть ли там Памфалон? То что он увидел - поразило его, как мог этот человек Памфалон, будучи скоморохом, шутом - быть для Господа -святым?...
Ответ простой...этот человек никогда не считал себя лучше других, всегда знал, что он самый ничтожный для всех остальных и что зарабатывать себе на пропитание он может только веселя богатых развратников на их пирах позволяя им издеваться над собой. Ответ простой...этот человек ведя такую жизнь сохранил доброе сердце и всегда помогал людям если видел что они нуждались в помощи.
Поэтому когда оба умерли путь "на небо" был закрыт для благочестивого старца огненным словом САМОМНЕНИЕ, тогда как скоморох возносился без препятствий...
С любовью :wink:
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской