Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Здравствуйте, дорогие форумчане.
Хочу открыть новую тему.
Что предлагает философия суфизма в таком важном вопросе, как воспитание здорового ребенка?
Наверняка ведь Великие Учителя не обошли эту тему.
Как они смотрели на процесс развития ребенка, в чем видели его(развития) детерминанты, движущие силы и конечную цель?
Где граница воздействия взрослого на ребенка, что ограничивает взрослого?
Надеюсь, что вы не обойдете вниманием мою тему. Интерес мой вовсе не праздный, а профессиональный.
Новая тема в новый год обещает быть прдуктивной.
-
Что предлагает философия суфизма в таком важном вопросе, как воспитание здорового ребенка?
Предлагает обращаться к таким областям знания, как педагогика, педиатрия, психология.
-
Предлагаю добавить к перечисленному этологию. Рекомендую книгу Дольника "Непослушное дитя биосферы", а также переведенные на русский язык книги Конрада Лоренца - "Так называемое зло (К естественной истории агрессии)", "8 смертных грехов цивилизованного человечества", "Оборотная сторона зеркала".
-
У суфиев большой опыт взаимодействия с детьми всех возрастов. Они учитывают индивидуальные особенности этого Дитя и в пределах возможного терпеливо и с любовью способствуют его росту.-)
-
Предлагает обращаться к таким областям знания, как педагогика, педиатрия, психология.
Все три из перечисленных - мои специальности. Мне интересен подход именно суфиев. Не просто общие слова о росте и учете индивидуальности, а глубокий философский взгляд на ребенка и на его воспитание.
-
Предлагает обращаться к таким областям знания, как педагогика, педиатрия, психология.
Все три из перечисленных - мои специальности. Мне интересен подход именно суфиев. Не просто общие слова о росте и учете индивидуальности, а глубокий философский взгляд на ребенка и на его воспитание.
У каждой области деятельности своя специализация. Суфизм специализируется на том, как привести взрослого и зрелого человека к познанию и переживанию Реальности. Я не встречал каких-либо суфийских трудов, посвященных глубокому философскому анализу проблем воспитания детей.
Суфийский взгляд на воспитание ребенка - это взгляд человека, познавшего человеческую природу, психологию, взгляд полный любви и приятия. Наверное, такой подход будет эффективен при воспитании ребенка, но он не отменяет специальных знаний в области детской психологии, болезней и особенностей развития.
-
Если условно разделить жизнь человека на жизнь духа и жизнь тела, то каждую из них, так же условно, будут изучать свои области. Например, физиология и анатомия - жизнь тела, а философия - жизнь духа. Однако философия - мать всех наук - изучает своими методами все. И способна давать правильные ответы, допустим даже не опираясь на жизнь тела. Хотя отменить эти знания было бы, по меньшей мере, неразумным. Постижение Реальности иными, нелогическими, интуитивными способами дает подсказки, озарения, которые помогают постичь, в том числе, и жизнь тела.
Если Великие Учителя не уделяли времени изучению становления маленького человечка, значит в этом есть какой-то резон. Ведь жизнь ребеночка это тоже жизнь тела и жизнь духа. И даже говорят, что ребеночек чувствует свой дух гораздо лучше взрослого.
Жизнь духа в теле ребеночка имеет те же функции, что у взрослого, но еще и способствует росту. И все же, уважаемый kopernik, принимая Вашу точку зрения о специализированности различных областей, я все же чувствую здесь какое-то противоречие. Или может я ошибаюсь?
-
И все же, уважаемый kopernik, принимая Вашу точку зрения о специализированности различных областей, я все же чувствую здесь какое-то противоречие. Или может я ошибаюсь?
Простите, не совсем понял, где/в чем именно противоречие.
Задача суфизма - воспитание ребенка в себе (в самых разных смыслах), но не воспитание детей.
-
Задача суфизма - воспитание ребенка в себе. Какая чудесная задача! Сколько людей покалечено в детстве. Покалечена душа. Значит суфизм помогает вернуться в детство и все переиграть. Но сколько потерянного времени.
Вопрос о воспитании ребенка - это не вопрос на сегодня или на завтра. Это вопрос навсегда. Это вопрос о начале.
Как разгадать природу Дитя, как помочь направить в нужное ему русло? Должны быть подсказки, знаки.
Однажды в Москве, в Олимпийском один узбек предлагал мне купить "Канон медицины" Авиценны. Я не купила, показалось дорого. Это один из немногих поступков, о которых я сожалею. Авиценна ведь был суфистом? Знание о природе человека существовало с тех пор, как появился человек. Есть педиатрия, педагогика и психология, но мне кажется, что суть их предмета от них ускользает. Приходится платить за специализацию. Нужно ответить на слишком большое количество сложных вопросов о структере, о процессах, о методике. Появляются теории, научные споры итд итп. Не скучно, есть чем заняться. Но в спорах не рождается ничего, кроме головной боли, возможна еще язва.
Истина же не там, а где-то в другом месте. Где и как ее искать. Вся эта иллюзия сойдет, останется что-то вечное. Эта форма, обогащенная чувствами и эмоциями всего лишь механизм для поиска и решения задачи. И что делать механизму, который все это понимает и только лишь?
-
Уважаемый Caterpillar, благодарю Вас за ссылки и подсказки.
-
Уважаемый oksus, мне нравится Ваша оговорка В ПРЕДЕЛАХ ВОЗМОЖНОГО. Эти пределы меня очень волнуют.
-
Кое-какие материалы для детей имеются.
Правда на английском языке:
http://ishkbooks.com/childrens_literacy.html (http://ishkbooks.com/childrens_literacy.html)
http://ishkbooks.com/early_education.html (http://ishkbooks.com/early_education.html)
Кроме того, есть докфильм (бибисёвый) о встрече суфия с детями (и не только):
http://www.youtube.com/watch?v=LSCBETY50MA&feature=related (http://www.youtube.com/watch?v=LSCBETY50MA&feature=related)
Загляните, мож чтонить полезное и найдете.
-
Большое спасибо, Павл!
Обязательно посмотрю. Я уж думала, что моя скромная тема не вызвала интереса у суфистов. Я очень рада Вашему отклику. Просмотрю и обязательно Вам отпишу. :)
-
И хотя в общем в задачи суфизма не входит воспитание детей, у каждого из нас есть некие социальные роли, прилежное исполнение которых дает внутреннюю энергию. которая помогает продвигаться в Пути. Через детей мы ясно осознаем свою взаимосвязь с этим миром и важно построить взаимоотношения с ними на правильной основе -любви и приятия, что бы не лишать их собственного выбора, при это предоставить разнообразные возможности для самореализации ребенка. Роль родителя ответственна в плане предоставления возможностей ребенку, но не в плане выбора за него, что именно делать. Лучший вариант - развиваться самому, тогда будет понятно, что и для ребенка необходимо.
-
И хотя в общем в задачи суфизма не входит воспитание детей, у каждого из нас есть некие социальные роли, прилежное исполнение которых дает внутреннюю энергию. которая помогает продвигаться в Пути. Через детей мы ясно осознаем свою взаимосвязь с этим миром и важно построить взаимоотношения с ними на правильной основе -любви и приятия, что бы не лишать их собственного выбора, при это предоставить разнообразные возможности для самореализации ребенка. Роль родителя ответственна в плане предоставления возможностей ребенку, но не в плане выбора за него, что именно делать. Лучший вариант - развиваться самому, тогда будет понятно, что и для ребенка необходимо.
Дело в том, что я никак не могу поверить в то, что такая важная часть человеческой жизни, как воспитание детей обойдено вниманием Великих Учителей из числа суфистов. Простите, пожалуйста, но я так чувствую и ничего с этим поделать не могу.
Другое дело, что есть информация, которая нуждается в охране и бережном отношении.
Для меня, как специалиста, абсолютно очевидны истины, о которых Вы, dodo, пишете. И про самореализацию, и про выбор , и про развитие. В педагогике есть много направлений. Лично я разделяю взгляды педагогов - гуманистов. Поэтому, все что Вы пишете близко и понятно мне.
Это очень важные ориентиры в работе. Я бы сказала, что это лозунги. За ними следует поиск путей реализации. Именно в таком поиске я сейчас нахожусь.
Что касается личного развития, то я как та златовласая девушка, безжизненное тело которой лежит в могиле, а жизненные силы в виде золотых волос растут. Позвольте выразиться метафорически. Представим себе существо, перед которым в беспорядке разбросаны некие плоды предыдущей жизни (не в смысле прежней инкарнации, а в смысле нынешней). Этому существу очень повезло с тем, что оно успело построить свой каркас. Это было как вскочить на подножку уходящего поезда. Теперь, сидя в углу плацкарта, это существо вытряхнуло свою суму на пол перед собой. Нужно рассортировать все, что было. Нужно вынуть все самое ценное и начать пользоваться этим. Во-первых потому что сума переполнена, во-вторых потому что на холодном полу в углу плацкарта ехать неудобно, в-третьих потому что некоторые плоды могут пригодиться другим нуждающимся.
Кроме того, можно было бы написать эссе типа:"Пощечина от жизни, как катализатор и движущая сила личностного развития" или "Могила, как незаменимое место роста жизненных сил" или "Жизнь и интуиция, как самые доступные Учителя для миллионов трудящихся".
-
Дело в том, что я никак не могу поверить в то, что такая важная часть человеческой жизни, как воспитание детей обойдено вниманием Великих Учителей из числа суфистов. Простите, пожалуйста, но я так чувствую и ничего с этим поделать не могу.
Другое дело, что есть информация, которая нуждается в охране и бережном отношении.
Для меня, как специалиста, абсолютно очевидны истины, о которых Вы, dodo, пишете. И про самореализацию, и про выбор , и про развитие. В педагогике есть много направлений. Лично я разделяю взгляды педагогов - гуманистов. Поэтому, все что Вы пишете близко и понятно мне.
Можно уточнить, зачем Вам, как специалисту, это нужно? Вы считаете, что тех методов, которые Вы знаете, недостаточно? Они не работают, не удовлетворяют Вас? Или есть другая причина?
-
жно уточнить, зачем Вам, как специалисту, это нужно? Вы считаете, что тех методов, которые Вы знаете, недостаточно? Они не работают, не удовлетворяют Вас? Или есть другая причина?
[/quote]
Я отвечу Вам, уважаемый kopernik.
Дело в том, что современная наука девушка хитрая. Она напускает туману и создает для стороннего наблюдателя видимость обладания истинным знанием. Однако честные ученые признают, что познали только часть реальности, ту часть, которую можно познать логическими методами. Конечно, без сомнения, ни педиатрия, ни педагогика (я могу говорить только о дошкольной педагогике) не обладают знаниями об истинной природе ребенка. Например, мой любимый и уважаемый Учитель Амонашвилли пишет в своих трудах, что педагогу необходимо разгадать природу ребенка, чтобы направить его по его собственному руслу. Обратите внимание - не исследовать, а разгадать! А как разгадать? Разве это не интереснейшее из занятий, уважаемый kopernik? Те методы, которые я знаю не могут помочь мне разгадать индивидуальный рисунок, который вложила в ребенка природа. Конечно во всех подробностях это я думаю и не нужно. Но общий силуэт - было бы кстати.
Ответы на мои вопросы я ищу не только на Вашем форуме. Есть кое-какие наметки. Я проводила теоретическое исследование, посвященное вопросу воспитания здорового ребенка. Кое-что там нарыла. Кстати сказать не из современных исследований. Хотя генетика пытается подобраться к решению этого вопроса. Но пока это только планы.
А взгляд суфистов мне очень интересен. Я чувствую родство во взглядах. Вообще, религия для меня - это что-то очень светлое, доброе и радостное. Она может объяснить людям мир, так как мы объясняем мир своим детям - сказками. Потому что мы дети и понять мир как он есть - не можем. Как это ни странно, мне кажется, что религия может помочь нам избавиться от предрассудков, страхов, ограничений. Она может подарить свободу. Конечно я не имею в виду ортодоксов и маргиналов.
Смогла ли я ответить на Ваш вопрос, уважаемый kopernik?
Могу ли я так же задать Вам вопрос? Мне показалось, что мой интерес кажется Вам праздным. Или может быть что-то не так. Я чувствую и не могу выразить словами. Что Вы имели в виду, когда спрашивали "Или есть другая причина?" А может Вы знаете причину?
Возможно причина в духовном голоде.
Что Вы имели в виду? Почему я не задаю эти вопросы моим коллегам, а задаю их суфистам? Но ведь суфисты ведают душами, а мои коллеги - телами. Может я неверно Вас поняла?
Мои предположения неважны. Что на самом деле Вы имели в виду?
-
Смогла ли я ответить на Ваш вопрос, уважаемый kopernik?
Могу ли я так же задать Вам вопрос? Мне показалось, что мой интерес кажется Вам праздным. Или может быть что-то не так. Я чувствую и не могу выразить словами. Что Вы имели в виду, когда спрашивали "Или есть другая причина?" А может Вы знаете причину?
Возможно причина в духовном голоде.
Что Вы имели в виду? Почему я не задаю эти вопросы моим коллегам, а задаю их суфистам? Но ведь суфисты ведают душами, а мои коллеги - телами. Может я неверно Вас поняла?
Мои предположения неважны. Что на самом деле Вы имели в виду?
Да, спасибо! Стало понятнее. Мне было интересно, почему профессионал в области детского воспитания обращается на суфийский форум с вопросом о детском воспитании. Все-таки в этой области накоплено немало полезных и практических знаний, поэтому мне стало любопытно, зачем Вам понадобилось еще что-то. Ваш интерес мне вовсе не кажется праздным, напротив. Наверное, Вам стоит больше узнать о суфизме, чтобы понять, может быть он Вам полезен или нет.
-
Наверное Вам стоит больше узнать о суфизме...
Что бы узнать о суфизме больше, человеку нужен проводник. Он должен вначале появиться. И человек должен узнать ЕГО.
Между проводником и искателем возникают субъект-субъектные взаимоотношения.
(Я даже не рассматриваю субъект-объектные или объект-объектные)
То есть возникает некая система. Она не может быть хаотической, а следовательно должна иметь подсистему управления. Два сложных мира должны объединиться для решения определенной задачи. Ну для начала скажем, чтобы просто узнать может ли быть суфизм полезен данному человеку. В самой задаче есть ограничение для проводника. Некий шанс потерять время. Суфизм ведь не докторская диссертация, с которой можно ознакомиться прочитав автореферат.
Как видите, здесь возникают проблемы в самой начальной стадии взаимодействия. Допустим искатель изначально решил для себя, что суфизм ему может быть полезен. Тогда весь риск ложится на плечи искателя. (Ведь если не окажется полезен...)
Но возможен и другой вариант. Искатель и проводник решают какую-то иную задачу. Значит вначале должна возникнуть ЗАДАЧА, которая объединит эти два субъекта, два непознанных мира, не очень то стремящихся к ограничениям, которые будут наложены на них таким объединением. Значит ЗАДАЧА должна быть серьезна.
Я прекрасно отдаю себе отчет, что в каждом здании (знании) есть фасад и внутренние помещения. Пока не попадешь внутрь, не узнаешь что там. (ya gismet). Да и внутренние помещения могут быть различны: например для гостей и для живущих. Однако, такое здание как суфизм прекрасно изначально и каждый находит там что-то свое. Решает свою ЗАДАЧУ.
Но поднявшись еще чуть - чуть, можно сказать, что все это лишь опыт, необходимый и заранее запланированный (в общих чертах) опыт для нашего духа. Для духа вечного, полного любви, стремящегося к познанию и созиданию.
Мой Путь тяжел
Там камни острые и длинные шипы.
Но Он зовет меня и сердце наполняет
Предчувствием Любви и наслажденья
Что превышают наслажденья от объятий
Возлюбленного мужа моего, предавшего,
Обрекшего на боль.
-
Что предлагает философия суфизма в таком важном вопросе, как воспитание здорового ребенка?
У Инайят Хана есть книга, посвященная этой теме (вошла в сборник "Очищение ума" – М.: Сфера, 1999)
Почитать можно здесь http://schastie.by/deti/deti%201-0.html
На том же сайте найдете несколько других книг по тому же вопросу http://schastie.by/deti/index.html
= = =
Инайят Хан (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%8F%D1%82_%D0%A5%D0%B0%D0%BD) (Хазрат Инайят Хан, Инайят-хан, Инаят Хан) — индийский музыкант и философ, суфий, проповедовавший суфизм в западных странах и России, известен своими многочисленными книгами о суфизме, переведёнными на многие языки
-
Спасибо большое, уважаемый Непосвященный. :)
Давно сюда не захаживала. Столько всего во мне изменилось, но не Любовь к детям. Она со мною навсегда. :)
-
Еще раз спасибо. Я испытываю истинное наслаждение от чтения этой книги. Как будто попала домой. Растягиваю удовольствие. :)
-
Я тоже получаю большое удовольствие:
"В этом возрасте дитя осознает высшие сферы. Много раз дети были в курсе событий, происходивших на фронтах войны, причем были осведомлены об этом намного более подробно, чем власти... И это показывает, что в возрасте четырех, пяти, шести и семи лет ребенок бывает необычайно интуитивным, так как в это время он находится под влиянием джиннов".
http://schastie.by/deti/deti%201-1.html (http://schastie.by/deti/deti%201-1.html)
Видно, в Индии власти были - прямо как дети. Да и не только власти.
-
Уважаемая, unlim!
Вы молодчинка! :-* Вы взяли на себя миссию, которую до конца ещё не осознаёте. Вы пытаетесь одухотворить современную педагогику :)
По одному из древних преданий, София (творящая Божественная мудрость), сотворившая мир под благословением Всевышнего, решила повторить творение, но уже сама. Ведь всё делала она сама и в парвый раз, Дух "всего лишь" благословлял её. Но в результате у неё получился бездуховный мир Ахамот. Да ещё этот мир захватил искры чистых душ, и удерживает их в плену, питаясь их энергией.
Нечто похожее произошло и с педагогикой, когда она вырвалась из-под "ига" религии.
Попробуйте перечитать Ушинского. В его "Антропологии", полагаю, есть ответы на многие вопросы, касательно души ребёнка.
Но это даже не полдела. И даже не четверть дела. Чтобы сделать работу, Вам нужно не узнать, а стать.
Если вы достигните определённой ступени суфийского или резенкрейцерского посвящения, то вы увидите сама, как и что Вам дальше делать.
Вы знакомы с вальдорфской педагогикой? Её ещё называют педагогикой Рудольфа Штайнера. Только не бросайтесь читать книжки. Это бессмысленно. Книжки расскажут о педагогике, но не научат педагогике.
Дело в том, что духовная педагогика строится как педагогика посвящений. Она предполагает вовлечение в процесс не только ума обучаемого, но также его чувств и воли. Узнать о вальдорфской педагогике - значит измениться самому. А сделать это можно только на семенаре, проводимом опытными учителями, которые когда-то сами прошли по ступеням посвящения в эту педагогику. Такие семинары есть в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле.
-
Здравствуйте, уважаемый Ingwar :)
Большое Вам спасибо за поддержку. :)
Я хорошо понимаю то, что Вы написали
Чтобы сделать работу, Вам нужно не узнать, а стать.
Я уже писала о том, что очень изменилась с того момента, как зарегистрировалась на этом сайте. Я научилась доверять своей Душе. Жизнь мою больше не ведет логика, вечно ищущая света. Жизнь мою во тьме освещает свет моей Души. Я доверяю ему. Я больше не боюсь. Мало того, в этой материальной жизни нет ничего, такого, что стало бы для меня самоцелью. Весь здешний мир я рассматриваю как средство духовной эволюции.
В последнее время я стала замечать, что мне доставляет наслаждение строить богатые Любовью взаимоотношения с детьми, имеющими проблемы со здоровьем. У меня есть такой мальчик с ДЦП. Ему совсем недавно испалнилось 5 лет. Мы очень любим смотреть в глаза друг другу. Это невозможно передать словами. Конечно, мне необходимо более глубоко изучить методику, чтобы оказывать ему более тонкую и адресную помощь. Но это не главное. Главное - это Любовь между нами. Настоящая, искренняя любовь этого маленького сердечка (захваченного мраком страха) ко мне, его учительнице. И я надеюсь, что моя Любовь помогает ему становиться более смелым.
О Вальдорфской педагогике я, конечно, много слышала. Но посещать семинары я, к сожалению, не могу. Потому что я живу в Баку, а у нас таких семинаров не бывает. Кроме того, у меня серьезные финансовые затруднения. Единственное что у меня есть - это интернет. А вот времени в нем копаться - совершенно нет. Мне нужно заботиться о сыне и бегать на работу.
За Ваши советы, уважаемый Странник, я Вам благодарна. Обязательно воспользуюсь. (Кстати говоря на другом форуме я выбрала себе ник Странница :))
Что касается посвящения, то здесь дело сложнее. Конечно, учение суфиев (в той степени, в которой я его знаю) близко моему духу. Но ведь Учитель приходит, когда ученик готов и вовсе не для того, чтобы взвалить проблемы ученика на свои плечи. Он приходит для того, чтобы научить помогать другим. (Иногда даже бывает так, что это не вызывает радость у ученика, наверно потому, что он понимает, какая это ноша - помогать людям на земле.) Я была бы рада Учителю. Может Он и придет ко мне. Когда я буду готова. И Душа моя узнает.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской