Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
В одном очерке* Лотман цитирует известную поэму о шейхе Сан"ане (в редакции курдского поэта Факи Тейрана) - эпизод о моральном падении шейха, когда он сжигает Коран на требование красавицы и теде, когда 500 его скорбящих учеников пришли к некоему "предводителю пророков" жаловаться, а тот им ответил, что они негодные последователи своего учителя:
...для вашей чести и славы,
Вам следовало бы вместе с вашим шейхом стать неверными...
Цитату он привлекает для илюстрации одного из двух основных типов культуры, разделенных в соотвествии со способом ее, культуры, сохранения и передачи.
Другой тип культуры Лотман илюстрирует латинской пословицей "пусть гибнет мир, но свершиться правосудие" - "... предпологающей, что справедливость, выполнение закона - важнее мира".
Этот тип культуры привносит набор правил, тогда как первый "обучает определенному поведению, показывает, дает образцы".
Притом оба способа обучения "...определяются не структурой языка, а структурой воспринимающего сознания".
"Суфийский тип" культуры "... не имеет тенденции выделять особого метауровня - правил собственного образования" - сиреч учебников. "Есл же правила в нее вносяться, то они ценяться ниже, чем тексты".
---------------
Ю.Лотман. Проблема "обучения культуре" как типологическая характеристика // Ю.М.Лотман. Семиосфера. - Спб.:Искуство, 2004. - С.417-425.
-
Полагаю, что обращение к работам Ю.М.Лотмана, известного русско-эстонского философа, культуролога, филолога, лингвиста и семиотолога (семиотика - наука о знаковых системах),- для него это единая область, единое знание,- не совсем полезно на нашем форуме, даже если он и затрагивает близкую тему - о суфизме. Потому что эта предметно-смысловая область требует основательной специальной подготовки как от автора, так и от других участников обсуждения, и от просто читающих. Ведь не будем же мы говорить здесь о проблемах современной теоретической физики, в ряде случаев переходящей за грань мистики. И не будем затрагивать вопросов языка математических логик (не одной, а многих), не чуждых интересам Ю.Лотмана и, опосредованно, могущих быть интересными при рассмотрении суфийской ментальности. Будем жи руководствоваться простым принципом, так явственно отличающего суфиев от подавляющего большинства других представителей рода двуногих: когда ты собираешься что-то сделать, ответь себе: каких целей я хочу достичь своим действием (бездействием) и годны ли (оптимальны ли) для их достижения избираемые мною (доступные мне) средства.
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской