Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Начало темы здесь (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=2960.msg40671#msg40671)
См. также тему "Мистика и религия" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=1000.0)
Мое мировоззрение не основано на вере в нарушение законов природы. "Чудесное", как мне видится, заключено в самой природе и не требует нарушения ее законов.
Спасибо. Важно было это определить.
Хотя словарное определение слова мистика говорит о "сверхъестественном". И у большинства людей, думаю, это понятие связано со "сверхъестественным", "потусторонним", "чудесным" нарушением законов. А в религиях, с "произволом" божества нарушающим закон.
Из Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0):
Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то говорят о религиозной мистике.
Из Н.Бердяева:
Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями...
То есть под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.
-
[Связь мистицизма и эзотерических учений]
Суфизм и мистицизм
В научной литературе обычно определяют cуфизм как"мусульманский мистицизм". Мы предпочли бы определение"мистический ислам", тем более охотно, если прилагательное "мистический" употребить в том смысле, что ему придавали восточные Отцы церкви и преемники их духовной традиции, для которых оно не потеряло смысловой связи с "мистериями". К сожалению, понятие "мистицизм" - как впрочем, и "мистика"- неправомерно распространялось на некоторые виды озарения, слишком явно носящие отпечаток субъективизма, притом личности не обладающей эзотерическим знанием.
Действительно, на Востоке, как и на Западе, известны духовные состояния полной охваченности божественной силой (al-jadhb), которых, к примеру, достигает majdhub, однако, не способный описать свое созерцание в виде учения; случается также, что озарений достигают практически не опираясь на какую-либо определенную методу, так как "Божий Дух веет, где хочет"; однако, в Исламе, наименования Tacawwuf удостаиваются лишь те виды духовного созерцания, которым возможно обучить, что предполагает эзотерическую доктрину; следовательно, перевести понятие "tacawwuf" как "мистика", можно исключительно употребляя это слово в его первичном значении. Тогда сходство между суфием и подлинным христианским мистиком будет очевидным.
<...>
Экзотеризм основывается на "формальном" мышлении, когда разум оперирует имманентными ему объектами, противоречащими одна другой частными истинами; в то время как эзотеризм осуществляет познание вне форм: он вольно парит в бесконечности, наблюдая распад относительных истин (7) .
ТИТУС БУРКХАРДТ
СУФИЗМ И МИСТИЦИЗМ
Источник (http://www.commentmag.ru/archive/12/20.htm)
(Выделено мной - wayter)
См. также тему "Эзотерика" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6021.0)
-
Как я понимаю-схоластика-путь осторожных(1325г,собор в Венеции,жалоба на братьев немецкой провинции-"которые в своих проповедях преподают народу некоторые вещи,могущие легко привести слушателей к ересям"),мистика-путь храбрецов("Это те,что свободны от вещей и созерцают образ правды,и пришли к тому в неведении;они на земле,но обитель их на небе,и они погружены в покой.Они проходят здесь,как маленькие дети".Мейстер Экхарт"духовные проповеди и рассуждения"). Но, как храбрость без осторожности-безумство,так и осторожности часто нужна храбрость,иначе она превратится в трусость и поражение.Настоящая религия изначально-мистика,настоящая мистика-всегда религия. Странно,что господин Титус говорит:"...чисто интеллектуальные пути к озарению,что практиковал Ибн-Араби..."-неужели не читал его стихи? :-\
-
... а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/torch02/txt15.htm#4 (http://www.psylib.ukrweb.net/books/torch02/txt15.htm#4)
Лимбическая система [от лат. limbus – "край"] – сложный набор структур переднего мозга, представленный таламусом, гипоталамусом, поясной извилиной коры мозга и гиппокампом. Первоначально этот комплекс носил название "круг Пайпеца". Позднее, учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, и было предложено название – лимбическая система. Полагают, что источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Лимбическая система служит основой для возникновения эмоций. Ее функция заключается в мониторинге переживаемого нами опыта и в выделении особо значимых моментов при помощи эмоциональных маркеров, сигнализирующих нам о важности получаемой информации. Отметим также, что в опытах с крысами выяснилось, что эмоции (и связанный с ними "центр удовольствия" в лимбической системе) играют важную роль в стимулировании рассудочной деятельности у животных (элементарных рассудочных актов)31. По мнению нейрологов, во время интенсивно переживаемого религиозного опыта лимбическая система существенно активизируется, сообщая получаемому нами в эти моменты опыту особое значение (хотя скорее – открывая доступ к таким переживаниям, когда, по выражению известного оккультиста Алистера Кроули, "любое действие становится оргазмом"), то есть осуществляя позитивное нейросоматическое включение.
Это обстоятельство объясняет, почему людям, пережившим мистический опыт, зачастую так трудно его описать. "Содержание пережитого – его визуальные компоненты, сенсорные компоненты – ничем не отличается от повседневного переживаемого нами опыта, – говорит Джеффри Сэйвер, нейробиолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. – Однако лимбическая система маркирует эти моменты как особо важные для данного индивидуума, чаще всего сопровождая их ощущением радости и гармонии. Когда человек, переживший подобный опыт, пытается рассказать о нем окружающим, он чаще всего передает только его содержание, не отражая в своем рассказе сопровождавший этот опыт эмоциональный подъем".
Прослушивание музыки в темноте , кружения или трансферные переживания, индуцированные самостоятельно , группой или наставником, так же осуществляют воздействие на лимбическую систему.
-
Сразу же вспомнилась Ваша,ув.Deep Diver,присказка - о кружении и переживаниях-Вы это практически? :P :D Спешу Вас огорчить,далеко не все "мистические" переживания приятны и оргастичны :),а трудности их перевода на общечеловеческий язык связаны не только с "маркированностью" как особо важные",скорее с глубинным ,"доязыковым" характером их проявления в человеке(не возьмусь даже сказать в каком "месте" его),и не из за "эмоционального подъёма" уж точно-"подъём" то со временем стирается,содержание же остаётся,в отличие от изменённого состояния сознания у принимающих галлюциногены,к примеру.Именно возможность делать рациональные выводы "после" и отличает пустые экстазы,описанные в Вашем источнике от собственно "мистических" переживаний.(Говорю строго" практически "и только от своего имени).
-
Сразу же вспомнилась Ваша,ув.Deep Diver,присказка - о кружении и переживаниях-Вы это практически? :P :D Спешу Вас огорчить,далеко не все "мистические" переживания приятны и оргастичны :),а трудности их перевода на общечеловеческий язык связаны не только с "маркированностью" как особо важные",скорее с глубинным ,"доязыковым" характером их проявления в человеке(не возьмусь даже сказать в каком "месте" его),и не из за "эмоционального подъёма" уж точно-"подъём" то со временем стирается,содержание же остаётся,в отличие от изменённого состояния сознания у принимающих галлюциногены,к примеру.Именно возможность делать рациональные выводы "после" и отличает пустые экстазы,описанные в Вашем источнике от собственно "мистических" переживаний.(Говорю строго" практически "и только от своего имени).
да , конечно , практически . Я знаком с некоторыми серьезно кружащимися :) .
ПОдвижка в психике заметная и несколько отличающаяся от людей злоупотреблявших психоделиками .
люди попавшие в состояния измененного сознания с помощью практик придают большее значение своим трипам , в отличие от химических психонавтов.
И многолетние наблюдения привели меня к выводу , что у "химиков" гораздо больша шансов вернуться к нормальной жизни:).
-
[Связь мистицизма и эзотерических учений]
Действительно, на Востоке, как и на Западе, известны духовные состояния полной охваченности божественной силой (al-jadhb), которых, к примеру, достигает majdhub, однако, не способный описать свое созерцание в виде учения; случается также, что озарений достигают практически не опираясь на какую-либо определенную методу, так как "Божий Дух веет, где хочет"; однако, в Исламе, наименования Tacawwuf удостаиваются лишь те виды духовного созерцания, которым возможно обучить, что предполагает эзотерическую доктрину; следовательно, перевести понятие "tacawwuf" как "мистика", можно исключительно употребляя это слово в его первичном значении. Тогда сходство между суфием и подлинным христианским мистиком будет очевидным.
ТИТУС БУРКХАРДТ
СУФИЗМ И МИСТИЦИЗМ
Источник (http://www.commentmag.ru/archive/12/20.htm)
(Выделено мной - wayter)
Определеннный метод может быть неизвестен практикующему, но соблюдение расписания, диеты, упражнений , прослушивание музыки ,пребывания в определенных местах и проч. , при подходящем психотипе могет с большой вероятностью привести к переживаниям , которые обычно называются духовными .
НО также возможна и оптимизация этого мультипараметрового процесса :).
-
...кружения или трансферные переживания, индуцированные самостоятельно , группой или наставником, так же осуществляют воздействие на лимбическую систему.
Остается только перефразировать Булгакова: "Когда Вы говорите, DeepDiver, впечатление такое, что Вы бредите!"
-
...кружения или трансферные переживания, индуцированные самостоятельно , группой или наставником, так же осуществляют воздействие на лимбическую систему.
Остается только перефразировать Булгакова: "Когда Вы говорите, DeepDiver, впечатление такое, что Вы бредите!"
У меня, такого впечатления нет. Я то же могу быть не согласным с высказываниями DeepDiver(а), но называть его высказывания бредом-это говорить неправду.
-
У меня, такого впечатления нет. Я то же могу быть не согласным с высказываниями DeepDiver(а), но называть его высказывания бредом-это говорить неправду.
А у меня такое впечатление есть :-) Особенно после прочтения таких опусов:
...кружения или трансферные переживания, индуцированные самостоятельно , группой или наставником, так же осуществляют воздействие на лимбическую систему.
Тогда, может быть, Вы мне поясните, что такое трансфер, как он "индуцируется самостоятельно" (sic!) и как все это вкупе с кружениями "осуществляет воздействие на лимбическую систему" (кстати, на какую именно ее часть действуют кружения? а трансфер? - на гиппокамп? а может, на ретикулярную формацию? :-) )? Желательно, чтобы все было описано не квазинаучным, а обычным языком с использованием только тех терминов, значение которых Вы действительно знаете. Не стоит только мне давать ссылок: в Гугле меня еще не забанили и пользоваться поисковиками я умею :-) Особенно не стоит давать мне ссылок на всяких Тартов, Грофов, Торчиновых и им подобных деятелей; к эзотерике их творчество, может быть, еще имеет какое-то отношение, а вот к науке - точно никакого не имеет.
-
У меня, такого впечатления нет. Я то же могу быть не согласным с высказываниями DeepDiver(а), но называть его высказывания бредом-это говорить неправду.
А у меня такое впечатление есть :-) Особенно после прочтения таких опусов:
...кружения или трансферные переживания, индуцированные самостоятельно , группой или наставником, так же осуществляют воздействие на лимбическую систему.
Тогда, может быть, Вы мне поясните, что такое трансфер, как он "индуцируется самостоятельно" (sic!) и как все это вкупе с кружениями "осуществляет воздействие на лимбическую систему" (кстати, на какую именно ее часть действуют кружения? а трансфер? - на гиппокамп? а может, на ретикулярную формацию? :-) )? Желательно, чтобы все было описано не квазинаучным, а обычным языком с использованием только тех терминов, значение которых Вы действительно знаете. Не стоит только мне давать ссылок: в Гугле меня еще не забанили и пользоваться поисковиками я умею :-) Особенно не стоит давать мне ссылок на всяких Тартов, Грофов, Торчиновых и им подобных деятелей; к эзотерике их творчество, может быть, еще имеет какое-то отношение, а вот к науке - точно никакого не имеет.
Разделяю Ваши претензии. Фраза не блещет корректностью. Но ведь человек не научную монографию пишет. Это ведь все таки форум- допуски то можно и увеличить. Хотя я думаю, что проблема в том, что автор активно выражает свою мысль в разных ветках ( не используя ссылки (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%28%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%29)). Поэтому кое, где образовались кластеры, оторванные от основной идеи повествования. Ну а Ваша реакция на такую деятельность закономерна :).
Что же касается Вашей просьбы дать ссылку на научные источники по данной тематике- есть некие проблемы. Дело в том, что психология ( а трансфер, например, это категория из психологии) по современным критериям не является наукой.
-
О ссылках ;D :" Некий дервиш ордена Бекташи был очень уважаемым за своё благочестие и проявляемые добродетели.Всегда,когда кто-нибудь спрашивал его,каким образом он достиг такой святости,он отвечал:-Я знаю,что в Коране. Однажды он только дал такой ответ спросившему в кофейне,когда какой-то кретин спросил: - Хорошо,так что же есть в Коране? - В Коране,сказал дервиш из ордена Бекташи,-находятся два засушенных цветка и письмо от моего друга Абдуллы." Идрис Шах "Мудрость идиотов" М.,1993,с.64. Психология и верно,ПОКА ещё не наука,но знания о душе копятся тысячи лет,хотя и за прошедшие 150 случались интересные теории. А что с Торчиновым,кстати,приличным востоковедом был,чего натворил? :D
-
Простым-то языком ? Это легко и трудно , но что же...
Есть измененные состояния сознания и способы их получения.
Я бы разделил их на 2 большие группы : вещества(наркотики и психоделики) и практики .
Практики я бы условно разделил на физиологические и психологические.
Самостоятельное физиологическое воздействие как холотропное дыхание , некоторые практики йоги довольно подробно описаны.Кружение в суфийском стиле(а не балетно-танцевальном) кстати тоже очень сильный и быстрый метод , каждый может самостоятельно убедиться :) .
Теперь психея:
о трансфере тут : http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6460.0 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6460.0)
о психологических методах тут : http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6460.msg59144#msg59144 (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6460.msg59144#msg59144)
дело в том , что состояние синхроничности по Юнгу и сопровождающие аффекты вполне доступны не только с помощью индуцирования группой или наставником(это вероятно самый быстрый и простой путь ), но и самостоятельно при практиках лайя-йоги или йоги звука (очень похоже на сэма) , даосских практиках , воздействующих на шишковидную железу и проч .
Но на мой скромный взгляд, весь спектр явлений механизма трансфера\ирадата, погружения в синхронию по Юнгу , внушаемости по Бехтереву, импринтной уязвимости или суггестии(сразу видно гуманитарная дисциплина :) )уже активно используется всеми кому не лень .
Тут и релилиозная деятельность, и т.н. тренинги личностного роста типа EST , коммерческие секты гербалайфовского толка и просто секты разного уровня тоталитаности , а также промывка мозгов.
НО моя гипотеза состоит в том , что психофизиологический портрет этих действ примерно одинаков, а это путь уйти к реальным параметрам и научному моделированию.
-
То есть вся эзотерическая деятельность строится на импринте,внушаемости,измененных состояниях и пр. приведенных вами методах,и не имеет под собой реальной основы,а если имеет,то наука объясняет ,и решает такие проблемы много лучше и без рисков? Тогда Вы не имеете права молчать,и должны спасти нас от злых вирусов -как же "оптимизировать этот мультипараметровый процесс?" Мне кажется я нашёл один метод :"Насреддин горстями разбрасывал крошки вокруг своего дома. - Что вы делаете? - спросил его кто-то. - Отгоняю тигров. - Но в этих районах нет тигров. - Правильно.Эффективно,не правда ли?" И.Шах "Подвиги несравненного Муллы Насреддина",1993 г,с.70. :D
-
То есть вся эзотерическая деятельность строится на импринте,внушаемости,измененных состояниях и пр. приведенных вами методах,и не имеет под собой реальной основы,а если имеет,то наука объясняет ,и решает такие проблемы много лучше и без рисков? Тогда Вы не имеете права молчать,и должны спасти нас от злых вирусов -как же "оптимизировать этот мультипараметровый процесс?" Мне кажется я нашёл один метод :"Насреддин горстями разбрасывал крошки вокруг своего дома. - Что вы делаете? - спросил его кто-то. - Отгоняю тигров. - Но в этих районах нет тигров. - Правильно.Эффективно,не правда ли?" И.Шах "Подвиги несравненного Муллы Насреддина",1993 г,с.70. :D
Я пока каких-то реальных примеров , что бы выходило за рамки описанных примеров не встречал :).
Кстати , интересен тот факт , что если об устройстве физиологических практик "бумажные тигры" писали довольно часто , а вот о суггесии и синхроничности умалчивали , либо придавали мистический смысл.
-
Может Вы мало видели,или не приметили?Не допускаете такого?А в синхроничности ничего мистического нет(как нет его нигде,кроме как в головах незрелых и слишком обусловленных "научными" импринтами) Ведь мы приматы,не так ли?Следовательно стадные животные,со всеми этологическими (и психологическими у образованных) вытекающими.Значит,как нас лучше всего обучать?..Суггестия же прекрасное лечебное средство,всё зависит от того кто его применяет,и к кому ,с какой целью. Никто ведь силой не тащит,а если тащит "агрессивным маркетингом",на то и голова и прочие средства.На крайняк -привяжем к ноге тыкву,железная метода. :)
-
Может Вы мало видели,или не приметили?Не допускаете такого?
вполне допускаю , но допуски тают с каждым днем :) ...
удивительное дело и частый пример среди умных людей , и с образованием , а избавиться от своей эзотерической зависимости не могут , а иногда и не понимают ее даже.
Меня свегда удивляло , видя динамику неофитов , почему человеку кажется , что в процессе нехитрых манипуляций , ему видится что-то ценное , что он обрел непосредственное восприятие и читает в душах , как в книге , орлиным взором видя всех насквозь и их мотивации , но ... не мотивации организаторов-кукловодов ?
и вроде прост ответ , что нихрена человек не видит , а все его переживания наведены\индуцированны или себя в кривом зеркале максимум,а убедиться в этом можно попробовав работать с табуированными областями , но что-то их же удерживает :) .....
-
Все Ваши аргументы принимаю полностью и даже с добавлением ещё одной категории - "неофиты науки".Орлиный взор,размахивание флагом учения,проповедничество - всё это естественное свойство "новичка" поймавшего ощущение "ЗНАНИЯ" - то ,что называется "предвкушение".Как естественно и то,что большинство дальше не пойдёт,независимо от ума,кстати.Уму ведь нужны игрушки,причём безопасные,ведь если пойти дальше,по любому из путей,придётся тупо пахать-сеять,а кому оно надо?.. Представил "серьёзно кружащихся" - ;D ;D :o ;D
-
То есть под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.
На мой взгляд, можно попробовать выразить то, что представляет мистика через аналогию. Конечно, помня, что это только аналогия. Существуют картины – трехмерные иллюзии (стереограммы), в которых содержатся скрытые объемные мотивы. Увидеть эти объемные мотивы возможно тогда, когда человек использует свою потенциальную способность видеть пространственно (объемно, бинокулярно). Для первого знакомства со скрытым глубинным восприятием картины предлагаются различные методы или вспомогательные средства. При первом погружении в скрытое изображение приходится приложить некоторое усилие. В этих картинках изначально заложено два изображения: видимое и скрытое. Несмотря на то, что большинство людей, кроме тех, у кого есть проблемы с бинокулярным зрением, потенциально способны видеть скрытое изображение, выделяется определенное количество людей, утверждающих, что они ничего не могут увидеть из скрытых изображений. Каким образом в этом случае можно передать человеку невидящему содержание увиденного другим человеком, как доказать его существование? Доказать можно будет только в тот момент, когда человек начнет видеть, вернее он сам сможет обнаружить эти доказательства. Тогда не будет необходимости в вопросах и ответах, человек все будет видеть сам. В ситуации с трехмерными иллюзиями доказательства могут прийти только одним способом: необходимо воспользоваться предложенными методами и изменить свое зрение, т.е. изменить что-то в себе. И только вслед за этими активными действиями человека могут начаться изменения в зрительных восприятиях, а затем и появиться скрытые изображения. Попытка понимания в данном случае видения не добавит. Даже точный пересказ метода другим человеком. Другой анализатор.
Когда начинаешь видеть скрытые изображения, возникает определенный восторг, степень выраженности которого, конечно же, может отличаться у разных людей в зависимости от темперамента, личностных особенностей. Однако, переживаемый восторг это скорее сопутствующий эффект, основное это видение того, что было скрыто.
Таким образом, скрытое изображение в картинках «трехмерных иллюзий» будет продолжать существовать, даже если отдельный человек не будет знать о них совершенно ничего, или не будет верить в возможность их существования или будет их отрицать.
-
Прекрасная аналогия,но есть,как мне думается,ещё (и не единственная) причина неприятия "мистического" взгляда на мир.Страх.Тот ужас высоты,который отпихивает вас от края - назад-к уюту старых концепций,начиная фантазию исключения.Если перефразировать цитату ув.Wayter -"Бытийное постижение реальности" НЕ "скрытое обыденным сознанием",а Скрываемое им от себя самого. То есть мы компенсируем боязнь "прорывающих" нашу картину реальности феноменов агрессией к собственным же мыслям об этом,пусть даже и выраженным другими.
-
[quote author=Liliya link=topic=7122.msg62275#msg62275 Каким образом в этом случае можно передать человеку невидящему содержание увиденного другим человеком, как доказать его существование?
[/quote]
А что сложного ? есть четкие алгоритмы, описание принципа и желающий может пройти путь сам.
Преподаватель может ускорить или облегчить задачу , но это не принципиально. Важно , что не постулируется некое умение , недоступное якобы при рациональном подходе.
-
Однажды две мухи,пролетая по комнате заметили странное явление-на листе бумаги проявлялись знаки.Внимательно присмотревшись,они увидели,что их порождает перо и естественно,влезли на него.Первая муха,маг по натуре,решила, взобравшись на самый кончик,остаться там навсегда, использовать волшебное качание в своих,магических целях(естественно была сбита щелбаном).Вторая,муха,видя всё это,применив "алгоритмы",поняла,что пером двигают пальцы.Созвав учёный совет,послав несколько экспедиций,мухи-"иероглифологи",поняли,что пальцами движет кисть,ей же - предплечье...Прочтя их многочисленные труды,можно понять,что победа науки близка.Или то,что они никогда не поймут - Что же двигает "перо".Во всяком случае идя таким путём.
-
Однажды две мухи,пролетая по комнате заметили странное явление-на листе бумаги проявлялись знаки.Внимательно присмотревшись,они увидели,что их порождает перо и естественно,влезли на него.Первая муха,маг по натуре,решила, взобравшись на самый кончик,остаться там навсегда, использовать волшебное качание в своих,магических целях(естественно была сбита щелбаном).Вторая,муха,видя всё это,применив "алгоритмы",поняла,что пером двигают пальцы.Созвав учёный совет,послав несколько экспедиций,мухи-"иероглифологи",поняли,что пальцами движет кисть,ей же - предплечье...Прочтя их многочисленные труды,можно понять,что победа науки близка.Или то,что они никогда не поймут - Что же двигает "перо".Во всяком случае идя таким путём.
хороший пример рекламного позиционирования.
а вот другая история :Даос угощает
http://china.kulichki.com/library/MonksWizards/Story11.shtml (http://china.kulichki.com/library/MonksWizards/Story11.shtml)
-
Из Н.Бердяева:
Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями...
То есть под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.
Насколько я понимаю, значение термина "обыденное сознание" в определении Бердяева существенно отличается от значения этого термина в современных социальных науках (например, в работах Шюца или Бергера). То есть Бердяев употреблял это словосочетание в каком-то ином, определяемом им самим (Бердяевым) смысле. Которое из значений термина "обыденное сознание" используется здесь?
-
Из Н.Бердяева:
Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями...
То есть под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.
Насколько я понимаю, значение термина "обыденное сознание" в определении Бердяева существенно отличается от значения этого термина в современных социальных науках (например, в работах Шюца или Бергера). То есть Бердяев употреблял это словосочетание в каком-то ином, определяемом им самим (Бердяевым) смысле. Которое из значений термина "обыденное сознание" используется здесь?
Насчет обыденного сознания не Бердяева слова, а мои:
То есть под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.
Что такое обыденное сознание согласно словарному определению:
Обыденное сознание
Обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. Обыденное сознание отличается от сознания, основу которого составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Обыденному сознанию свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми (народная мудрость), характерная для обыденного сознания, дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.
Отсюда (http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=586)
То, что скрыто от обыденного сознания, открывается не только научному знанию, но и бытийному - мистическому - постижению.
-
Обыденное сознание - в первую очередь механическое сознание,то,что видит лишь очевидное,лежащее на поверхности,а проще говоря - ничего не видит.Пример обыденного сознания - определение "обыденного сознания" в "Источнике"-"мир психологии". :)
-
Насчет обыденного сознания не Бердяева слова, а мои:
То есть под мистикой можно понимать, не слишком отступая от словарного определения, не нарушения законов природы, а бытийное постижение реальности, скрытой от обыденного сознания.
Что такое обыденное сознание согласно словарному определению:
Обыденное сознание
Обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. Обыденное сознание отличается от сознания, основу которого составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Обыденному сознанию свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми (народная мудрость), характерная для обыденного сознания, дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.
Отсюда (http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=586)
То, что скрыто от обыденного сознания, открывается не только научному знанию, но и бытийному - мистическому - постижению.
Спасибо за ответ. Я поняла, что это Ваши слова, но поскольку непосредственно перед ними шла цитата из Бердяева, а у Бердяева было свое определение именно этого термина, то решила прояснить на всякий случай :-)
Определение из словаря - да, это похоже на определения в духе Шюца. Подобное определение является более-менее общепринятым в современных социальных науках.
Возвращаясь к теме треда - то есть можно предположить, что для бытийного постижения реальности также необходима свобода от предрассудков и стереотипов? А ошибки восприятия и мышления - они ведь тоже влияют на бытийный опыт, искажая перцепцию?
-
Возвращаясь к теме треда - то есть можно предположить, что для бытийного постижения реальности также необходима свобода от предрассудков и стереотипов? А ошибки восприятия и мышления - они ведь тоже влияют на бытийный опыт, искажая перцепцию?
Я думаю, что ответ должен быть положительным. Свобода от предрассудков, ошибок мышления и стереотипов, когда последние не соответствуют действительному положению дел, необходимы.
В то же время, необходимо помнить, что у духовной традиции, когда она вступает в борьбу с предрассудками и ошибками мышления, есть своя специфика, которая отличает ее от науки - даже если где-то возможны пересечения с научной сферой. Обучение идет не столько через рассуждения, сколько посредством образов, историй и притч. Применяются преимущественно не лекции, а ситуативное обучение. Такой подход обычно оказывает более сильное воздействие на бытие человека, чем умозрения. Но где-то на вершине знание ученого и видение суфия будут близки:
КОГДА ВСТРЕТИЛИСЬ АБУ САИД И АВИЦЕННА
Когда философ и суфий встретились, Авиценна сказал: "Что я знаю, он
видит".
Абу Саид добавил: "Что я вижу, он знает".
-
Быть суфием – значит выбросить из головы воображаемые истины, предвзятые мнения, обусловленность, и смотреть в лицо тому, что может с тобой случиться. Абу Саид
то есть можно предположить, что для бытийного постижения реальности также необходима свобода от предрассудков и стереотипов? А ошибки восприятия и мышления - они ведь тоже влияют на бытийный опыт, искажая перцепцию?
Само мышление и искажает перцепцию и ошибки восприятия возникают именно из-за него.
-
6.45. Созерцание мира sub specie aeterni * есть его созерцание как ограниченного целого.
Чувствование мира как ограниченного целого есть мистическое.
Л, Витгенштейн. Логико-философский трактат.
---------------
* sub specie aeterni - "с точки зрения вечности"
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской