Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Вчера в ханаке симпатичный и вдумчивый гость, молодой человек, высказал знакомую мысль, что наука, как и современная культура в целом, убивает в людях веру. Современность в таком понимании привычно предстает как нечто антитрадиционное, противостоящее духовным ценностям - и прежде всего вере.
Но что есть вера? Это "обличение вещей невидимых" (Евр. 11:1). Разве не сказано в священных текстах, что в конце времен (то есть со временем) тайное будет становиться явным*? Иными словами, невидимое станет видным и понятным, вера приблизится к знанию. Или мы должны сожалеть об уходящих предрассудках и суевериях, которые многие принимают за веру? Суеверия подменяют и загрязняют веру, так что об их уходе сожалеть не стоит.
Примитивная вера это "вера пробелов" - пробелов в человеческом знании, когда непонятные события объясняют вмешательством высших сил. (Гром гремит, потому что гневается божество). Но это отнюдь не истинная вера.
Означает ли это, что развитие науки ведет к исчезновению тайны? Конечно же, нет. Мир непознаваем до конца. И сама наука говорит об этом тоже: невозможно полностью познать тот мир, в котором мы живем, не выходя из него. И выйти из него невозможно. Всегда останутся вопросы, на которые нет рассудочного ответа и, соответственно, останется место для веры.
Вместо наивной веры в нарушение законов и "веры пробелов" мистическая традиция призывает постигать то, что лежит в основе всего сотворенного - и даже самого сознания, позволяющего рационально познавать мир. Те процессы, которые мы связываем с современностью, в конечном счете, хотя далеко не всегда это очевидно, не только не враждебны истинной вере, но ведут к ее очищению.
И в конце концов, когда вера и знание станут неразделимы, "уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от мала до велика..." (Иеремия 31:34)
-----------------------------
* 5. Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.
6. Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым.
Евангелие от Фомы. Источник (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Evang_Foma.php) (Апокриф).
-
"Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом".
Поль Сабатье, лауреат Нобелевской премии по химии за 1912 год.
Такая точка зрения действительно очень распространена, и связано это, видимо, с отсутствием понимания того, "куда катится мир". Обычный человек судит о культуре по наиболее примитивным ее проявлениям (=массовая культура), а его знания о науке исчерпываются школьным курсом и новостями из серии "британские ученые доказали..." + расхожие представления и страхи, связанные с клонированием, запуском коллайдера и всеобщей виртуализацией. Если прибавить к этому довольно поверхностное знакомство с основами "родной" религии, то становится понятен источник такого восприятия мира. Как говорят буддисты, неведение - корень всех проблем-)
-
А как говорят христиане, здесь наблюдается несколько вариантов.
Так М.Лютер пришел как-то к плодной мысли: если вера зиждется на фактах - то это просто знание - знание, которое изменится вместе с новооткрытыми фактами. Если же вера идет наперекор знанию - это просто глупость.
Отсюда он делает вывод: подобно тому как в человеке надобно различать Сhristenmensch'а*, следует выделить и веру как его проявление.
Эта мысль даст позже Сьорена Кьеркегаарда, и, как ни странно, Витгенштайна как экзистенциального мыслителя ("Даже если все научные тайны будут разгаданы, это не приблизит меня к ответу на самое важное в жизни", запись в фронтовом дневнике 1916 г.),
а раньше - приведет к развитию высококачественных учебных заведений у протестантов.
Предыдущий образованнейший Папа, бл. Иоан Павел ІІ, так же формулировал о "автономии науки и веры", призывая к положительной оценке научного прогресса.
С исторической перспективы можна припустить о тупиковости варианта, когда религия притязает на совместное пользование миром фактов. Тезис "Есть знание и в самой вере, которое выражается в вероучении" (Игумен Вениамин (Новик), "Вера и знание") привел к тому,что, если брать пример из русской истории, поднимать школьное дело в Москве пришлось именно белорусу С.Полоцкому, воспитанному в традиции православия, которая инкорпорировала взгляды протестантских теологов.
_________________________
*"Христос-человек" - "внутренний человек" - наблюдающея инстанция, что-то как Атман имхо; вечностный аспект человеческой личности. Учение о Х-человеке стало основным пунктом для отказа протестантами от таинств Святой Апостольной Католической Церкви: ведь кусок булки не может ничего изменить в том, кто предвечно чист.
-
До тех пор, пока у человека нет полноты знаний, вера продолжает играть важную роль, уравновешивая и дополняя рациональное знание. Вера отчасти может совпадать с эволюционно-биологически накопленным результатом постижения мира, который не всегда доходит до нашего рассудка и проявляется в бессознательном - через интуицию, "безрассудную" веру, сны или наития.
См. тему: К.Лоренц vs Кант: источник человеческого - в животной природе (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=6930.msg60395#msg60395):
В результате миллионов лет эволюции у человека сформировалась способность к восприятию и стратегии поведения, которые до сих пор не до конца изучены. Эти "биологические коды", управлящие поведением, описываются сложнейшими математическими формулами (например, в рамках теории игр). Выигрышная стратегия, позволяющая виду и индивиду выжить, выходит за пределы возможностей интеллекта конкретного человека. Все эти стратегии и коды находятся большей частью в нашем бессознательном.
Бессознательное содержит инструмент приспособления к (и, следовательно, отражения) Реальности. Реальность более полно отражается в бессознательном, чем в интеллектуальных построениях. Более полно хотя бы в том смысле, что интеллект ухватывает лишь рациональный скелет бытия, а не его живую плоть, и лишь задним числом описывает этот скелет (но также и в плане глубины и сложности, которые пока не подвластны интеллекту).
* * *
К вопросу "очищения веры" отчасти близка тема "Атеизм на службе религии" (http://forum.sufism.ru/index.php?topic=2026.0)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской