Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
Я думаю, что история оставляет мало сомнения в том, что
проникновение субъективизма в физику объясняется указанны-
ми двумя великими ошибками. Вместе они вели к позитивистс-
кому (идеалистическому, субъективистскому) отверясению реа-
лизма, отвержению, мотивированному верой в то, что статисти-
ческая физика фундаментально и неизбежно коренится в фун-
даментальности и неизбежности границ нашего (субъектив-
ного) знания - границ (соотношений неопределенностей), кото-
рые, хотя и сами по себе объективны, но все же являются гра-
ницами того, что может познать субъект.
Следует признать, что с течением времени вера в объектив-
ность этих границ привела к сдвигу: на роль вероятности теперь
смотрят по-другому. Квантовая физика стала трактоваться как
объективно индетерминистическая, а вероятность - как нечто
объективное (как я показывал в ЛНО).
Однако согласно тому взгляду на историю, который предпо-
лагается мною, субъективистская догма к этому времени слиш-
ком прочно укоренилась среди тех, кто разрабатывал ведущую
интерпретацию квантовой механики, а именно - копенгагенс-
кую интерпретацию, и даже отдельные замечания Гейзенберга
об объективных возможностях (под которыми он понимал нечто
весьма близкое к моим предрасположенностям) не только не
удаляли субъекта - наблюдателя из копенгагенской интерпре-
тации, но и не имели ввиду такое удаление.
Я кратко представил здесь эту историю, ибо она объясняет, с
чего началась великая квантовая путаница, почему гейзенбер-
говские так называемые <соотношения неопределенностей> в
течение долгого времени интерпретировались как границы на-
шего субъективного знания (а не как объективные статистичес-
кие <соотношения рассеяния>, которые я предложил еще в
1934 г. в ЛНО, чтобы заменить интерпретацию Гейзенберга), и
почему даже тогда, когда их объективная сторона вышла на
сцену, они все еще интерпретировались как положения о невоз-
можности некоторых измерений ввиду отсутствия измеряемых
сущностей, - вместо трактовки их как утверждений о невоз-
можности приготовления квантовых состояний с нулевым рас-
сеянием (бездисперсных квантовых состояний).
Кроме того, вся терминология, введенная на раннем этапе ста-
новления квантовой теории, способствует тому, что путаница в ее
интерпретации не только сохраняется, но и усиливается.
Поппер К.Р. Квантовая теория и раскол в физике. пер. с англ. М., 1998.
В этой связи важно напомнить, что Эйнштейн никогда не рас-Можно сказать, что "Копенгагенским" свойственна аффективность когда, дело доходит до интерпретации принципа неопределенности.
сматривал какую-либо из революций, которую он произвел, в
качестве последней. Свою собственную фотонную теорию и необ-
ходимость использовать ее вместе с волновой теорией света, т.е.
то, что потом было названо корпускулярно-волновым дуализмом,
он трактовал как временную меру, хотя фактически она вплот-
ную подвела его к теории волн материи, к обобщению корпуску-
лярно-волнового дуализма на теорию материи. Он трактовал свою
специальную теорию относительности как неудовлетворительную
(и вполне справедливо). Для этого у него были основания, в час-
тности то, что она просто заменила абсолютное пространство аб-
солютным множеством инерциальных систем отсчета. Он назы-
вал общую теорию относительности эфемерной и с момента ее
рождения и до конца своей жизни старался превзойти ее.
Другое дело - Бор и Гейзенберг. На Гейзенберга произвел
грандиозное впечатление тот прорыв, который он произвел и
который сопровождался у него интуитивным видением новой
теории. Он заметил тогда для себя, что <важнейшим критерием
истинности> является <простота законов природы, которая все-
гда светит нам в конце пути>".
Я думаю, что это великое переживание, видение <светоносной
простоты> стало решающим для Гейзенберга. Он ощутил, что <это
было око>, это было окончание пути, конечная истина. И это зас-
тавляло его негодовать на тех, кто не признавал, что это действи-
тельно окончание пути (особенно он негодовал на Эйнштейна).
Гейзенберг использовал немецкое слово <endgultig>. Английский
перевод этого слова как <финально истинный (finally valid)> не
передает то ощущение окончательного решения, которое переда-
ется немецким<endgultig>. Именно стараясь передать это ощу-
щение, я и ввел выражение <окончание пути>.
(выделено шрифтом болд-мной)
Поппер К.Р. Квантовая теория и раскол в физике. пер. с англ. М., 1998.
"Аватамсака-сутра" говорит, что время и пространство заключают в себе друг друга, зависят одно от другого в своем существовании и неразделимы для познания. Теория относительности Альберта Эйнштейна, родившегося через 2000 лет, подтвердила неразделимую связь времени и пространства.Это забавный факт. Едва ли они имели в виду то же, что и Эйнштейн (где эта связь весьма формальная... это совсем ещё не значит, что, скажем, путешествия во времени возможны: по крайне мере в СТО их нет... т.е. время всё-таки выделено, хотя и преобразуется вместе с координатами)
Сегодня для физиков объект разума и сам разум не могут быть разделены... Разум не может быть отделен от объекта.А можно ссылку на научную статью (не философские размышления физика, которые занимательны по своей сути нок физике прямого отношения не имет)?
(Часто(А. Садбери "Квантовая механика и физка элементарных частиц")
употребляемые слова «копенгагенская интерпретация» используют просто как синоним «ортодоксальной интерпретации» в том смысле, в каком ее понимает сам говорящий; копенгагенской называли по крайней мере четыре разных интерпретации.)
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской
![]() |