Loading
Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума
-
Статья о человеке (о нем снят фильм), который увлекался буддизмом и индуизмом, но в конце концов стал католическим монахом.
"После фильма с обширным комментарием выступил представитель ОВЦС МП священник Димитрий Сазоненко. Он назвал свое выступление некой "поправкой акцентов". По его словам, было бы величайшей бестактностью и свинством, если бы христиане поносили другие религии, их необходимо уважать. Но тут же иерей подчеркнул несовместимость христианства и буддизма. Их пути никак не пересекаются".
"О. Димитрий также заявил, что эзотеризм, под которым понимались в данном случае некие мистические глубины, доступные не всем, а лишь узкой группе адептов, существует в любой религии, кроме христианства. Это не могло не вызвать у аудитории вопроса: "А как быть в таком случае с исихазмом?" Священник ответил, что исихазм сегодня, видимо, исчез, и даже архимандрит Зенон, бывший на Афоне, уже не обнаружил там следов присутствия исихазма. Видимо, рассудил о. Димитрий, это потому, что в Церкви исчезла давняя традиция отцовства, духовного наставничества, а это было одной из основ исихазма".
Отсюда (http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=1502)
-
По поводу статьи на портале кредо.ру прот. Сизоненко (не Сазоненко, как написано в материале) в частной переписке сообщил:
"это неточная и весьма (!!!) тенденциозная реплика по
поводу моего устного выступления во время дискуссии. Эта публикация на
портале-кредо.ру не просто не корректна, а принципиально не заслуживает
серьезного внимания".
К сожалению, он не указал, в чем именно заключается неточность и тенденциозность.
-
Священник ответил, что исихазм сегодня, видимо, исчез
Вот например (http://www.uic.unn.ru/%7Edofa/publ/br-lit_01.htm). У нас в Самарской области есть община. Практикуют Умную Молитву. Очень интересные товарищи.
-
На мой взгляд, главное принципиальное отличие христианства и буддизма - отношение к вере.
-
На Кавказе тоже есть исихасты. Я даже разговаривал с одним из них.
-
Интересный фильм о православных горных отшельниках в Румынии и Молдавии http://www.youtube.com/watch?v=Ap7kreDRzgQ&feature=share (http://www.youtube.com/watch?v=Ap7kreDRzgQ&feature=share)
-
За последние три месяца я четырежды задавал вопрос "Осталось ли, даже вне рамок РПЦ, а православии вообще, подвижничество, исихазм, Иисусова молитва?". Ответы практически дословно повторяли друг друга: "Ну... Да... Есть где-то...". На вопрос отвечали Архимандрит, два Игумена и приходской священник.
-
Они сейчас прячутся по лесам и деревенским приходам. Тот монах, которого я встретил, уехал со своим духовным отцом и группой монахов на Кавказ, потому что духовный отец повздорил с начальством монастыря: начал возражать против каких-то беззаконий и его выжили.
-
Беседники тоже всю дорогу жили в деревнях, и сейчас живут так, хотя в Самаре, как оказалось, их неформальное влияние среди верующих весьма сильно. Впрочем, их перестали преследовать (РПЦ) совсем недавно.
-
Вот в тему цитата:
Здесь следует упомянуть также старообрядческое согласие бегунов или странников. Эта тема последнее время особенно меня интересует. Я написал на эту тему цикл статей4 (http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=152#rem124) Официально они себя именуют "странническим согласом". Вся логика этой группы, все ритуалы, обряды бегунов-странников представляют собой богатейший, неисчерпаемый материал для изучения инициатической жизни русских людей. Это особенно важно, поскольку бегуны, с одной стороны, укоренены в Православии, в жесткой старообрядческой ортодоксии, а с другой - эта жесткая ортодоксия в своей реализации приобрела у бегунов самые крайние и неожиданные формы.
У бегунов практикуется в определенных случаях пост до смерти, разнообразные добровольные страдания и мучения, обряд удушения "красной подушкой", которая для бегуна считается наилучшим исходом. - Бегуны надевают красные рубашки, берут в руки красную подушку и душат своего собрата, и когда тот задыхается, корчится в смертных судорогах, тут-то и происходит истинное ускользание, настоящий побег, поскольку бегун, уходя от социальной реальности, от "мира антихриста", убегает от относительного зла, а расставаясь с телом, с хорошими товарищами, с красной подушкой, он ускользает от зла абсолютного в те регионы, где никакие силы духовного антихриста, никакие "кадровые" не способны его более захватить.
У бегунов есть и другие обряды и практики, приближающие человека к экстремальным опытам. Это удивительное направление, где ортодоксия христианского православного богословия не оторвана от прямого инициатического опыта (как это, собственно, и должно было быть везде, пусть в иных формах). Правда, мы видим чаще всего совсем другое: в традиции сплошь и рядом существует бездонная пропасть между тем, что утверждается догматическим богословием, и тем, что составляет повседневный непосредственный опыт верующего. Тут полное несоответствие. Одно дело социальный христианский, "православный" Dasein, прямо вписанный в профаническую реальность или, в лучшем случае, сконцентрированной в маргинальной субкультуре "современных верующих". И совсем другое дело то, что провозглашается и выслушивается во время молитв и богослужений.
Бегуны дают удивительный пример того, как избавиться от этого гигантского зазора, от расщепления, от этой бездны...
У бегунов-странников провозглашение догматов впитывается в самую сердцевину души, переживается буквально и радикально, по ту сторону всяких условностей. А на следующем этапе бегуны подстраивают свое бытие под высокие нормы, невзирая ни на какие внешние преграды, отказываясь хоть в чем-то идти на компромисс с миром, столь разительно противоположным самим основам христианского мировидения - как в метафизическом, так и в социальном, практическом, нравственном, даже технологическом смыслах. Бегуны, простые русские люди, являют собой настоящий пик благородного, духовного аристократизма, заоблачно превышающего все, на что способен подвигнуться интеллигент-духоискатель.
А.Дугин "Философия традиционализма"
-
Plot: вы причисляете беседников к исихазму, подвижничеству и Иисусовой молитве? Почему? По-моему, у них своеобразное понимание и толкование Библии, оригинальная внутренняя структура (общины), что мало чем отличает их от многих сект... Это то,что я выудил из и-нета. Наверное, вы сможете рассказать больше.
-
Достоверно знаю, что они практикуют умную молитву и их линия идёт от Серафима Саровского, который поощрял подвижничество в миру. Откуда знаю? Потому что лично знаком с беседниками. У нас в с.Красные Ключи есть община с давней историей. Правда, с о.Павлом не довелось познакомиться. Могу попробовать поискать материалы о них. Долгое время их считали сектой потому, что главы их общины не были священниками. Однако уже кажется третье поколение (если не ошибаюсь) "шейхов"-старцев - священники. Местночтимый святой - Пётр Чагринский (http://ulpressa.ru/2005/11/16/article8720/) - был из беседников, глава, старец общины. Структура их сообщества напоминает суфийский орден, но полностью при этом православный.
Глава назначается предшественником. Причём интересно, что, по слухам, он ему передаёт как бы некую силу, с помощью которой он получает тот или иной дар - например, лечить людей и т.д. Однако предпоследний старец - о.Павел - всячески отказывался от того, что он получил такой дар, говорил, что он по сути просто выполняет поручение. Мол, назначили вот и трудится. Не знаю уж, насколько это правда, но человек был замечательный, по рассказам очевидцев. Фронтовик, сельский учитель, священник.
Вокруг старца-священника имеется группа, как бы ядро общины. Они неженаты/не замужем, ведут общее хозяйство. Как правило, это люди, которых сам старец пригласил в общину - одинокие женщины и мужики, бабушки, которым больше некуда деваться, и т.д. Кроме того, есть ещё большая "субобщина" - люди, которые регулярно приезжают в общину, возможно живут подолгу. Ну и просто паломники есть в большом количестве, конечно.
-
Интересный фильм о православных горных отшельниках в Румынии и Молдавии http://www.youtube.com/watch?v=Ap7kreDRzgQ&feature=share (http://www.youtube.com/watch?v=Ap7kreDRzgQ&feature=share)
Спасибо,дядюшка Коперник,очень приятно было послушать святых людей на родном языке...Дай вам Бог всего,что надобно и ещё чуть-чуть. :) Все святые - од-инаковы,все об Одном говорят - "чистота души" - "курацение суфлетулуй". :-* Уж не знаю,что это - "эзотеризм",но искание Бога не прекратиться в человеках,как их ни называй.Больше скажу,прошу простить за болтовню,- нет веры ни в ком,есть знание о том,что Бог - есть,врождённое ли это знание,или приобретённое старанием и Даром. :-*
-
Plot: Все, что вы написали очень интересно, но разрешите немного уточнить...
Вы пишете: "Однако уже кажется третье поколение (если не ошибаюсь) "шейхов"-старцев - священники." - т.е вы имеете ввиду, что они рукоположены в соответствующей епархии РПЦ?
Вы пишете: "Структура их сообщества напоминает суфийский орден, но полностью при этом православный." А какова структура суфийского ордена, что в ней необычного и чем она отличается от любой вертикали власти?
А с кем именно (какой пост в иерархии) из беседников вы общались? Ни чуть не ставлю под сомнение достоверность ваших слов, но как-то неуверенно вы пишете: "...не довелось познакомиться...", "...по слухам...",
"...уж не знаю, насколько правда...".
Вы знаете, честно говоря, вот именно-то эту правду и хочется узнать. Я нисколько не иронизирую и мне это очень интересно. Т.к. беседники находятся от вас (по вашим словам) не далеко и у вас есть возможность общения с ними, может быть, вы сможете рассказать о них больше, хотя бы со слов их самих? М.б., вы сами, благодаря своим наблюдениям, что-либо интересное расскажете?
-
Вы пишете: "Однако уже кажется третье поколение (если не ошибаюсь) "шейхов"-старцев - священники." - т.е вы имеете ввиду, что они рукоположены в соответствующей епархии РПЦ?
Они рукоположены как священники. Совершенно официально. Входят в РПЦ МП. Община беседников сейчас, кажется, зарегистрирована как официальная православная община, так что возможно они ещё и числятся главами этой общины официально.
Вы пишете: "Структура их сообщества напоминает суфийский орден, но полностью при этом православный." А какова структура суфийского ордена, что в ней необычного и чем она отличается от любой вертикали власти?
Тут я, конечно, высказался неосторожно. Это скорее мои личные впечатления. Причём я имел в виду суфийские ордена такого "деревенского" толка. Во главе стоит шейх, около него - мюриды, и вокруг них - просто люди, приезжающие к ним регулярно.
А с кем именно (какой пост в иерархии) из беседников вы общались? Ни чуть не ставлю под сомнение достоверность ваших слов, но как-то неуверенно вы пишете: "...не довелось познакомиться...", "...по слухам...",
"...уж не знаю, насколько правда...".
Я общался, например, с человеком, который сам находится в настоящее время во "внешнем круге" (раньше, в детстве-юности, находился в более плотном общении), но все его ближайшие родственники - в ближнем и "приближённом" уже несколько поколений. Причём, если я не ошибаюсь, он состоит в каком-то родстве с о.Павлом.
Ну и также один мой хороший знакомый там жил некоторое время. В общине.
Неуверенность... а как тут можно быть уверенным? Я мог бы сказать что-то более уверенно, если бы сам состоял в этой общине, в её ядре. Но я не состою, и не являюсь даже "внешним" прихожанином. Поэтому вся моя информация - со слов и из книг.
Вы знаете, честно говоря, вот именно-то эту правду и хочется узнать. Я нисколько не иронизирую и мне это очень интересно. Т.к. беседники находятся от вас (по вашим словам) не далеко и у вас есть возможность общения с ними, может быть, вы сможете рассказать о них больше, хотя бы со слов их самих? М.б., вы сами, благодаря своим наблюдениям, что-либо интересное расскажете?
Имхо, если Вам действительно интересно, было бы логичнее попросту съездить к ним. К этому нет никаких препятствий. Поживите там в гостинице сколько-нибудь пообщайтесь с людьми. И Ваши наблюдения будут очень интересны.
-
Тут я, конечно, высказался неосторожно. Это скорее мои личные впечатления. Причём я имел в виду суфийские ордена такого "деревенского" толка. Во главе стоит шейх, около него - мюриды, и вокруг них - просто люди, приезжающие к ним регулярно.
Вообще, их главный посыл - это "монастырь в миру". Т.е. люди в "ядре" общины живут в миру, но как монахи. Соответственно, структуру общины можно представить и в таком виде: старец - это духовный и одновременно светский руководитель монастыря, "ядро" - это собственно монахи и монахини, ну и прихожане.
Надо сказать, что никакого духа сектантства у них нет. Просто вот люди собрались и живут по-православному. Разные люди. Какой-то такой строгости у них не водится. Приветливые открытые добродушные люди. Замечу, что вокруг них - обычная деревня. Кажется, мордовская изначально (могу ошибаться).
-
Очень мило и душевно. К сожалению, примерно этими же словами я мог бы описать один из монастырей Золотого кольца и его обитателей. Но не долго продержалось у меня это впечатление - лишь до инспекторского визита какого-то архиерея областного масштаба. Эмоции несут ввысь, но противный опыт гирей на ногах. ))).
Две ссылки кроме тех, которые "беседники" написали сами о себе - http://religion.babr.ru/chr/east/srs/hv_bes.htm (http://religion.babr.ru/chr/east/srs/hv_bes.htm)[/color][/size]http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/bulgakov_spravochnik_po_eresyam_i_sektam_040-all.shtml (http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/bulgakov_spravochnik_po_eresyam_i_sektam_040-all.shtml)[/u][/url][/size] как ни крутись, но митру с таким мировоззрением не получишь. Либо не та РПЦ, либо не те "Беседники".
И не показался ли вам акцент на трезвось, как норму жизни (именно так я понял "Основа учения самарских беседников - безусловная трезвость, включая и "трезвость ума", а также строгое воздержание и бесстрастие.") профанацией термина "трезвление" из того же "Добротолюбия"?
На мой взгляд, просто произошло очередное "слияние" монополиста с небольшой бизнес-структуркой. Т.е. о. Павел повторил "подвиг" митрополита Сергия (Страгородского) немного в другом масштабе, но с тем же смыслом..
Впрочем, я совсем не исключаю и, более того, надеюсь, что течение Беседников где-то существует.
С искренним уважением к Вам, Plot.
-
Ну... за что купил, за то и продаю. :)
Две ссылки кроме тех, которые "беседники" написали сами о себе
Эти ссылки - явно с тех времён, когда на беседников велось гонение. Можно заметить, что в них - одни голословные утверждения.
Вот пожалуй самая полная информация о беседниках: http://dionisij2006.narod.ru/besednik1.htm (http://dionisij2006.narod.ru/besednik1.htm)
И не показался ли вам акцент на трезвось, как норму жизни (именно так я понял "Основа учения самарских беседников - безусловная трезвость, включая и "трезвость ума", а также строгое воздержание и бесстрастие.") профанацией термина "трезвление" из того же "Добротолюбия"?
Да, у беседников имеется определённый упор именно на трезвость в смысле не-употребление алкоголя. Однако, посудите сами: движение развивалось в деревнях, среди крестьян. Такая трактовка трезвости (которая, вообще говоря, не противоречит трезвению Добротолюбия), является более актуальной в этих условиях. Рафинированное учение о трезвении крестьянин попросту бы не понял. Ему бы с пьянством покончить для начала. Хотя и трезвение в его классическом смысле беседникам совсем не чуждо. Да и сильно не уверен, что о.Павел, например, смешивал эти два понятия.
На мой взгляд, просто произошло очередное "слияние" монополиста с небольшой бизнес-структуркой. Т.е. о. Павел повторил "подвиг" митрополита Сергия (Страгородского) немного в другом масштабе, но с тем же смыслом..
Вот этого не понял, если честно. Можете развернуть свой тезис?
-
Я имел ввиду, что, ИМХО, когда-то жило-было Беседничестно как, возможно, ветвь исихазма, держалось независимо, имело определенное влияние на умы, критиковало и тем самым подрывало авторитет РПЦ, но на беду свою, было менее заметно и слабее, чем, например, Катакомбная церковь. Отношение РПЦ к конкурентам вполне известно. "Сотрудники на местах" головой, клобуком или чем там еще отвечают за "чистоту веры" в ввереном районе. Поэтому, как мне кажется, был применен известный принцип: "Не можешь победить - возглавь". В результате чего ВНУТРИ самого Беседничества последовали серьезные изменения принципов (я сбрасывал соответствующие ссылки), а то, что было на поверхности (трезвление) было просто-напросто профанированно. Так исихазм превратился в Общество трезвости, а община в подобие ЛТП.
За ссылку спасибо, читаю....
-
Я имел ввиду, что, ИМХО, когда-то жило-было Беседничестно как, возможно, ветвь исихазма, держалось независимо, имело определенное влияние на умы, критиковало и тем самым подрывало авторитет РПЦ, но на беду свою, было менее заметно и слабее, чем, например, Катакомбная церковь. Отношение РПЦ к конкурентам вполне известно. "Сотрудники на местах" головой, клобуком или чем там еще отвечают за "чистоту веры" в ввереном районе. Поэтому, как мне кажется, был применен известный принцип: "Не можешь победить - возглавь". В результате чего ВНУТРИ самого Беседничества последовали серьезные изменения принципов (я сбрасывал соответствующие ссылки), а то, что было на поверхности (трезвление) было просто-напросто профанированно. Так исихазм превратился в Общество трезвости, а община в подобие ЛТП.
За ссылку спасибо, читаю....
Как мне кажется, чтобы делать такие выводы, неплохо было бы познакомиться с общиной поближе. Эти выводы основаны на чём? На приведённых Вами ссылках?
...
Вот здесь (http://pmdsamara.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=20&TID=298), кстати, имеется критический анализ истории беседников. По-моему, интересный.
-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87)
Ссылка на совсем крошечную заметку об авторе одной из статей о мировоззрениях Беседников, приведенную мной выше... ИМХО, но, думаю, источник авторитетный. Во всяком случае, думаю, знает, что всенощная заканивается не позже 21 часа. ... А то один из авторов статей "в защиту", по-видимому, этого не знает.
-
Ну да, Булгаков как раз и написал заметку как раз в те годы, когда беседники пользовались недоверием со стороны РПЦ.
...
Так или иначе, о.Павел, если судить по отзывам, был во всех отношениях замечательным и достойным человеком. Впрочем, Вам решать, конечно.
-
"Беседники питают особую любовь к книгам Св. Писания, особенно к Евангелию и посланиям апостолов, но изъясняют их только аллегорически, или, как говорят они, "духовно". "Евангелие, - учат они, - писано духом и для духа, а потому и понимать его нужно духовно". Объясняя его аллегорически, беседники отвергли не только Богочеловечество Господа Иисуса Христа, но Его историческое существование, а следовательно, и все христианство с Церковью и ее таинствами" - выдержка из статьи Булгакова.
"Последние 22 года духовным центром беседников Заволжья является село Красные Ключи Похвистневского района Самарской области, где проживает 80-летний священник Павел Алексахин, митрофорный протоиерей Русской Православной Церкви и десятый по счету в династии самарских носителей традиций беседничества. Отец Павел, несмотря на солидный возраст, отважился на решительные, можно сказать, революционные по своему характеру действия, на которые не решились его более молодые предшественники. Он еще в начале 90-х годов не только вывел своих единомышленников из фактически полуподпольного состояния, в котором община беседников пребывала практически в течение всего ХХ века, но и легализовал его: в 1997 году в управлении юстиции администрации Самарской области зарегистрирована общественная организация "Благотворительное общество православных беседников села Красные Ключи". - выдержка из приведенной вами статьи.
Помоему, здесь, как мне кажется, имеется хотя бы косвенное подтверждение моей версии. Либо это не РПЦ, либо - не Беседники.
А в остальном я совершенно с Вами согласен - не побывав в общине мы не можем что-либо утверждать. Я высказываю лишь свое мнение.
-
Ну да, Булгаков как раз и написал заметку как раз в те годы, когда беседники пользовались недоверием со стороны РПЦ.
Вот та ссылка с критическим анализом (которую я приводил выше), как мне кажется, куда более аргументирована.
Впрочем, я совсем не исключаю и, более того, надеюсь, что течение Беседников где-то существует.
Видимо, вот это течение беседников и есть оно самое, другого вряд ли удастся найти. Насколько они "истинные" и "эзотерические" - судить не берусь, поскольку, повторюсь, знаю о них только из вторых рук. Может быть, Вы в своих подозрениях и правы, может и нет, не знаю.
-
Либо это не РПЦ, либо - не Беседники.
Нет, это именно беседники (а почему, собственно, нет?) и о.Павел и его преемник - о.Георгий (не Кочетков, а который в с. Красные Ключи) - именно священники РПЦ МП. Оснований для этого утверждения у меня как минимум не меньше, чем оснований для подобного утверждения относительно В.М.Гундяева. :)
Возможна ещё третья версия: эта община просто последовательно движется от сектантства к каноничности. Естественным путём, т.с.
-
Мы с этого и начинали: "Из христианства исчез эзотеризм...". Наступил Канон. Полный.
-
Мы с этого и начинали: "Из христианства исчез эзотеризм...". Наступил Канон. Полный.
Ну дык я ж и говорю: слухи о кончине исихазма, видимо, сильно преувеличены. Он есть, судя по всему, на Кавказе, он есть у беседников. Ну... какой уж есть, конечно, но всё же.
...
Про того монаха, которого мы как-то подвозили, я не могу утверждать, что он прямо-таки исихаст, правда. Это я скорее по контексту сделал вывод.
...
А есть ещё такой сайт - hesychasm.ru. Там на форуме иногда очень интересные люди попадаются. Если Вам интересна тема о современных исихастах - можно пообщаться с тамошним народом.
...
И, кстати, канон и исихазм - две вещи нераздельные, если уж на то пошло.
-
Спасибо, Plot, за беседу ))) и советы. Я Ваш должник. Нашими общими усилиями я сэкономил деньга на бензин до Красных Ключей.
-
Нашими общими усилиями я сэкономил деньга на бензин до Красных Ключей.
:D
-
Интересная статья (http://www.bogoslov.ru/text/2764753.html) о беседниках.
-
- Значит, верно учили в советское время: христианство – это религия униженных и оскорбленных?
- Это как раз не имеет отношения к христианству. Подлинное христианство религия немногих, она аристократична, подлинных христиан всегда было и будет немного.
Протоиерей Георгий Митрофанов
Отсюда (http://www.pravmir.ru/protoierej-georgij-mitrofanov-podlinnoe-xristianstvo-aristokratichno/) (интересное интервью)
-
Вообще я надеюсь многие обратили внимание что все эти религиозные представления можно крутить как хочешь...тот же буддизм, христианство. Там так много всего, что можно взять какую то деталь увеличить ее в размере образно говоря и потом сказать что "вот это все вот так". Лишь бы было желание что то доказать кому то...вот только смысл всего этого? Я считаю что с религией не надо заморачиваться, просто выбросить ее на помойку и все.
-
Да, интересное интервью. Всем досталось. И как только РПЦ такого кяфира терпит? ))) Жаль, что тему, указанную Вэйтером, не развил...
Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской