Некоторые люди, которые впервые приходят в нашу Сангху, часто задают вопрос: "Какая цель вашей практики?" или "Вы уже достигли просветления?", либо "Какая у вас мотивация, какие практические результаты приносит дзадзэн. Улучшение здоровья, самочувствия, повышение тонуса?"
На мой взгляд, о мотивации занятий дзадзэн очень хорошо и доходчиво говорит дзэн-мастер Косё Утияма, бывший настоятель Антай-дзи:
"Содержимое дзадзэн определяется нашим отношением к нему. Наш дзадзэн - это не практика так называемого "дзэн шести сфер" (рокудо дзэн). Это дзэн с маленькой буквы, не настоящий Дзэн. Дзэн шести сфер состоит из дзэн сферы ада (дзигоку дзэн), дзэн жадного духа (гаки дзэн), звериный дзэн (тикусё дзэн), дзэн дерущегося духа (сюра дзэн), человеческий дзэн (нингэн дзэн) и дзэн небесного существа (тэндзё дзэн).
Что такое дзэн сферы ада? Ну что же, существует определённое количество людей, которые боятся даже звука слова "дзадзэн", и удивительное количество этих людей - священники Дзэн! Некоторые монахи остаются в официально признанных тренировочных монастырях (сэммон содо) на определённое количество времени, чтобы получить сертификат, который позволяет им самим вести храм. Хотя они ненавидят дзадзэн, но их заставляют сидеть, пока они тренируются. Для них это такое же несчастье, как и быть в аду. После того, как они получили сертификаты, они больше никогда не будут делать дзадзэн, если у них есть такая возможность. Делать дзадзэн с таким видом отношения действительно бессмысленно.
Жадные духи - это те, чей голод никогда не может быть утолён, не важно, сколько они поглощают. Это дзадзэн людей, которые бегают за просветлением с отчаянием умирающих с голоду призраков.
Третий вид дзэн - это животный дзэн в смысле немых зверей или прирученных животных типа собак и кошек. Посмотрим правде в глаза, здесь есть некоторые люди, которые остаются в монастырях, потому что пока они соблюдают все правила, их кормят. Иногда такой вид забредает в Антайдзи. Они остаются здесь, потому что их кормят; они сидят сэссины просто, чтобы убить время. Дзэн домашних зверей - это пустая трата времени, и такой вид людей нужно прогонять. Совершенно бессмысленно пытаться быть домашним любимцем в Антайдзи, где мы не подаём разукрашенных лакомых кусочков. Есть японское выражение ёраба тайдзи но кагэ, что означает искать приют в тени большого дерева. Укрываться в Антайдзи - ужасная ошибка; это похоже на попытку расслабиться в тени клочка травы.
В четвёртых, у нас есть дзэн воинственных демонов. Это дзэн, в котором люди соревнуются, кто из них более просветлённый, или чья практика более строгая. Они бьют друг друга кёсаку (медитационной палкой), чтобы показать, какие же они крепкие.
Потом идёт человеческий дзэн. Это дзэн, практикуемый для практических целей. Некоторые люди сидят, чтобы прочистить себе мозги, улучшить своё здоровье и так далее. Опубликовано ужасно большое количество книг типа Дзэн для здоровья или Дзэн как психотерапия. Это дзэн, который хочет улучшить человечество на основе человеческих ценностей. Люди, которые всегда ожидают получить что-нибудь взамен, компенсацию за их усилия, практикуют такой вид дзэн.
Шестой тип - это небесный дзэн. Люди, которые практикуют это, хотят быть отшельниками или святыми. Кажется, что большое количество американцев влекомы этим типом дзэн. Я думаю, что они хотят убежать от шумного, материалистического общества Америки и жить в далёких горах, наслаждаясь тишиной. Это дзэн, который совершается как хобби или прихоть. Это не имеет совершенно никакого отношения к Буддадхарме. "
Источник